А. Белый
Андрей Белый (псевдоним Бориса Николаевича Бугаева; 1880-1934) - представитель "младшего" поколения поэтов-символистов.
«Окаянные дни» Бунина
Бунин, как мы знаем, решительно отвечает на Февральскую, а затем и Октябрьскую революцию 1917 года.
Книги Ветхого Завета
Переходя в школе к конкретному знакомству с текстами Священного Писания, учитель не должен использовать для их анализа те же приемы, что и для анализа текстов художественных.
Тайна обаяния Пушкина
Тайна безмерного обаяния Пушкина в том, что он по сей день является образцом доброты и таланта, смелости и простоты, демократичности, жизнелюбия, верности в дружбе.
Божественная комедия
Литературные истоки "Комедии", жанровая особенность "Божественной комедии" в освещении исследователей.
Сатира в советской литературе 30-х годов - И. Ильф, Е. Петров
Петрову приходилось доказывать право на сатиру.
Притчи Иисуса Христа
В синоптических евангелиях Иисус Христос предстает в окружении простых людей, населявших Галилею, Иудею. Он должен был говорить с ними на понятном для них языке, используя известные им явления и предметы.
Александр Вампалов
Писать и печататься А. Вампилов начал студентом. Первый его рассказ был опубликован 4 апреля 1958 года в газете "Иркутский университет" и назывался "Стечение обстоятельств". Этот же рассказ дал название первой книжке писателя
Вызревание и смысл теории Раскольникова
Отправным моментом своеобразного "бунта" Родиона Раскольникова против существующего социального уклада и его морали было, безусловно, отрицание страданий человеческих, и здесь мы имеем в романе своеобразную квинтэссенцию этих страданий.
Творческий путь Л. Н. Толстого
Анализ севастопольских рассказов, повести «Казаки». романа «Война и мир», «Азбуки» Толстого. Ценность художественного наследия писателя.
Булгаков – Мастер и Маргарита
История создания романа "Мастер и Маргарита". Внутренняя борьба героя романа Понтия Пилата.
Внесценические персонажи в комедии «Горе от ума»
Дается сопоставительно-аналитическая развернутая характеристика с приведением красочных примеров и убедительных доводов в пользу правдивости всего того, о чем сообщает автор работы.
Методическая разработка урока-беседы по повестям В. Быкова «Обелиск» и «Волчья стая»
Исследуя природу подвига, военная проза последних десятилетий шла по пути анализа все более сложных обстоятельств и ситуаций, в которые ставила людей война, нащупывала многосторонние связи между внешними действиями героев и их внутренним миром.
Михаил Булгаков, "Собачье сердце"
История создания повесть и ее актуальность в наши дни.
"Серебряный" век
Серебряный век - время противопоставлений. Основное противопоставление этого периода - оппозиция природы и культуры.
Русь по "Слову о полку Игореве"
Поисковая работа, богатая примерами и цитатами. Основана на конкретном материале. Ясно изложена.
Письма - Приглашения, Приветствия, Поздравления
Правила составления официальных писем: приглашений, приветствий, поздравлений (на русском и английском языках).
Образы рассказчиков в «Декамероне» Боккаччо. Построение новеллы у Боккаччо
Об истоках создания Декамерона. Образы рассказчиков в Декамероне. Построение новеллы у Боккаччо.
Женские характеры в башкирском историческом романе
Общая характеристика башкирских исторических романов конца ХХ века (с.7-19). Женские характеры в башкирском историческом романе. Г. Ибрагимов «Кинзя» . Н.Мусин «Там лежат останки батыра» . Б. Рафиков «Карасакал» .
О месте Михаила Зощенко в русской литературе
Предшественники и последователи от Даниила Заточника до Михаила Жванецкого. Драматургия М. Зощенко.
Некоторые аспекты воплощения образа-концепта «зима» в творчестве И. Бродского
Признавая в целом концептуальный анализ художественного текста особенно актуальным, мы считаем необходимым обратиться к рассмотрению менее объёмных составляющих идиостиля, а именно – образов-концептов.
Тема Родины в творчестве Ф.Абрамова
Обзор тетралогии Федора Абрамова – романов "Братья и сестры", "Две зимы и три лета", "Пути-перепутья" и "Дом". Раскрытие в них темы Родины.
Роман М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"
Образ Маргариты в романе. Особенности речевой характеристики Маргариты.
О Достоевском и русском романе XIX века
Два основных направления философской мысли – теологическое и естественно-научное – нашли свое полемическое отражение в русской литературе.
Женская проза
Проза Виктории Токаревой. Основные тенденции женщин.
«Идея жизни» Андрея Платонова
Посмертный Платонов пришел к нам рывком конца 50-х - начала 60-х годов, на два десятка лет стабилизировавшим объем допускавшихся к печати текстов. Почти половина из них тогда впервые покинула рукописную форму существования.
Роман "Евгений Онегин": проблемы смысла жизни, счастья, долга
Автор работы ясно излагает мысли, раскрывая основные аспекты заявленной темы. Дается общее представление о месте романа в стихах А.С.Пушкина, "солнца русской поэзии", в русскойлитературе
Сочинения по литературе
Несколько сочинений к экзамену по литературе в средней школе.
Слово о полку Игореве
Возрождение русской культуры. Безымянный автор…? 17 октября 1150 года. Владимир Галицкий — автор поэмы «Слово о полку Игореве».
Христианский реализм в русской литературе (постановка проблемы)
Часто реализм отождествляют с действительностью: в искусстве ее изображают такой, какова она есть. Но это иллюзия, фикция: на самом деле такой действительности просто нет.
Эмма Бовари – это я!
Портрет Эммы Бовари. Флобер глазами Гонкуров. Флобер глазами Флобера.
Слово о Толстом
Каждое произведение воспринимается в контексте всего литературного процесса, в контексте того, что называется историей культуры, - лишь тогда оно полностью открывается читателю.
“Поэма квадратов” Константина Вагинова: текст и подтекст
В “Поэме квадратов” Константина Вагинова весьма значима “женская” тема. Это ощутимо даже на “формальном” уровне – соответствующая лексика представлена во всех строфах поэмы (кроме второй).
Творческие искания модернистов в контексте «Дегуманизации искусства» Ортеги-и-Гассета
Дегуманизация искусства Оргтеги-и-Гассета. Сущность модернизма. Искания литераторов-модернистов и концепция дегуманизации.
Анализ лирических стихотворений М. Цветаевой и Б. Пастернака в школе
Современники отмечали, что вся поэзия Марины Цветаевой – это отражение её жизни и судьбы, пережитого; душа её стремилась освободиться от переполняющей сердечной боли через слово.