Реферат: Классификация и характеристика информационных потоков в логистических системах - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Классификация и характеристика информационных потоков в логистических системах

Рефераты по логике » Классификация и характеристика информационных потоков в логистических системах

Содержание:


Введение……………………………………………………………………..3

1.Классификация и характеристика информационных потоков в логистических системах……………………………………………………….….4

2.Содержание и формы организации сервисной логистики………….…7

Заключение…………………………………………………………………11

Список литературы………………………………………………………..12


Введение

Логистика сегодня стала жизненно важным компонентом экономики. Деятельность в области логистики многогранна. Она включает управление транспортом, складским хозяйством, запасами, кадрами, организацию информационных систем, коммерческую деятельность и многое другое. Однако логистическая оптимизация движения материальных и связанных с ними финансовых и информационных потоков наиболее очевидна в рамках производственных предприятий с полным производственно-коммерческим циклом. В торговых организациях также происходит движение материальных потоков, создаются запасы и осуществляется складирование и транспортировка. Вместе с тем производственная стадия цикла при этом отсутствует. В некоторых сферах экономики (банковская, страховая деятельность, связь, медицина и т.п.) применение принципов логистики ограничено из-за специфики их деятельности.

Управление материальными потоками всегда являлось существенной стороной хозяйственной деятельности многих предприятий и организаций, но лишь сравнительно недавно оно приобрело положение важной функции экономики. Основная причина — переход от рынка продавца к рынку покупателя, вызвавший необходимость гибкого реагирования производственных и торговых систем на быстро изменяющиеся приоритеты потребителей. В условиях рынка продавца спрос на продукцию значительно превышает предложение: практически все, что производится, быстро продается. У производителей не возникает проблем со сбытом, они не ощущают жесткой ценовой конкуренции и не стремятся к снижению издержек путем оптимизации движения потоковых процессов. В условиях рынка покупателя последний предъявляет свои требования к качеству и цене продукции. При прочих равных условиях покупается тот товар, который имеет меньшую цену при одинаковом качестве. Ценовая конкуренция приводит к необходимости снижать издержки, в том числе и в области управления материальными потоками.

1.Классификация и характеристика информационных потоков в логистических системах


В основе процесса управления материальным потоком лежит обработка информации, циркулирующей в логистических информационных системах. Поэтому ключевым понятием логистики является информационный поток.

Информационный поток(ИП) в логистике — это совокупность циркулирующих в логистической системе или между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления логистическими операциями. Информационный поток соответствует материальному и может существовать в виде бумажных и электронных документов.

В логистике выделяют виды ИП в зависимости:

■ от вида связываемых потоком систем — горизонтальный и вертикальный;

■ от места прохождения — внешний и внутренний;

■ от направления по отношению к логистической системе — входной и выходной.

Информационный поток может опережать материальный, следовать одновременно с ним или после него. При этом информационный поток может быть направлен в одну сторону с материальным или в противоположную:

■ опережающий ИП во встречном направлении содержит, как правило, сведения о заказе;

■ опережающий ИП в прямом направлении — это предварительные сообщения о предстоящем прибытии груза;

■ одновременно с материальным потоком идет информация в прямом направлении о его количественных и качественных параметрах;

■ вслед за материальным потоком во встречном направлении может проходить информация о результатах приемки груза по количеству или по качеству, разнообразные претензии, подтверждения.

Информационный поток характеризуется:

■ источником возникновения;

■ направлением движения;

■ скоростью передачи и приема;

■ интенсивностью.

Управлять информационным потоком можно следующим образом:

■ изменяя направление потока;

■ ограничивая скорость передачи до соответствующей скорости приема;

■ ограничивая объем потока до величины пропускной способности отдельного узла или участка пути.

Помимо логистических операций в экономических системах осуществляются и иные операции, также сопровождающиеся возникновением и передачей потоков информации.

Информация является не только элементом системы, но и сама является системой, состоящей из подсистем (элементов). Наиболее часто информационные системы включают в себя две основные подсистемы: функциональную и обеспечивающую. Функциональная подсистема состоит из совокупности решаемых задач для осуществления определенных целей фирмы. Обеспечивающая: техническое обеспечение, т.е. совокупность технических средств, обеспечивающих обработку и передачу информации; информационное обеспечение в виде справочников, классификаторов, средств формализованного описания данных; математическое обеспечение, т.е. совокупность методов решения функциональных задач.

Логистические информационные системы (ЛИС) подразделяются на три группы:

1) плановые;

2) диспозитивные;

3) исполнительные.

Плановые ЛИС создаются на административном уровне управления и служат для принятия долгосрочных решений стратегического характера.

Диспозитивные ЛИС создаются на уровне управления складом или цехом и служат для обеспечения отлаженной работы логистических систем.

Исполнительные ЛИС создаются на уровне административного или оперативного управления. Этими системами могут решаться различные задачи, связанные с контролем материальных потоков, оперативным управлением обслуживания производства, управлением перемещениями и т.д.

Разработка ЛИС должна начинаться с выяснения информационных потребностей и анализа затрат и результатов. Существуют различные уровни информационных потребностей, которые в определенном смысле отражают иерархию принятия решения.

Движение материальных и связанных с ними информационных потоков осуществляется в границах логистических систем разного уровня: микро- и макросистем. В отличие от других систем логистические системы обладают специфическими свойствами, определяющим среди них является наличие потоковых процессов. Если в системе происходит движение материальных потоков, то ее можно рассматривать как логистическую.

Внутри логистических систем, между ними, между ними и внешней средой может возникать движение материальных потоков в виде различных грузов.

Материальные потоки образуются в результате совокупности действий с материальными объектами. Эти действия называют логистическими операциями, т.е. операциями по преобразованию материальных потоков. Осуществление логистических операций и движение материальных потоков невозможно без обслуживающих их информационных потоков.

Информационный поток в логистике — это совокупность циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления логистическими операциями. Информационный поток соответствует материальному и может фиксироваться на бумажных и электронных документах.


2.Содержание и формы организации сервисной логистики


В условиях «рынка покупателя» продавец организует свою деятельность исходя из покупательского спроса. При этом спрос не ограничивается спросом на товар. Покупатель диктует свои условия также и на состав, и на качество услуг, оказываемых ему в процессе поставки товара.

Услуга — это конкретное действие, приносящее пользу, помощь другому. Работа по оказанию услуг, т.е. по удовлетворению чьих-нибудь нужд, называется сервисом. Природа логистической деятельности предполагает возможность оказания потребителю материального потока разнообразных услуг. Логистический сервис связан с процессом распределения и представляет собой комплекс услуг, оказываемых в процессе поставки товаров. Объектом логистического сервиса являются различные потребители материального потока. Осуществляется логистический сервис самим поставщиком либо экспедиторской фирмой, специализирующейся на логистическом обслуживания. Работу в области логистического обслуживания можно разделить на три основные группы:

1) предпродажная, т.е. работа по формированию системы логистического обслуживания;

2) работа по оказанию логистических услуг, осуществляемая в процессе продажи товаров;

3) послепродажный логистический сервис.

Предпродажная работа в области логистического сервиса включает, в основном, определение политики фирмы в сфере оказания услуг, а также их планирование.

В процессе продажи товаров могут предоставляться разнообразные логистические услуги, в том числе информирование о наличии товарных запасов на складе, исполнение заказа (подбор ассортимента, упаковка, формирование грузовых единиц и др.), обеспечение надежности доставки, информирование о движении грузов.

Послепродажный логистический сервис — это гарантийное обслуживание, обязательства по рассмотрению претензий покупателей, обмен, возврат на доработку и т.д.

Потребитель при выборе поставщика всегда принимает во внимание возможности последнего в области логистического сервиса, т.е. на конкурентоспособность поставщика влияет ассортимент и качество предлагаемых им услуг. Однако расширение сферы услуг сопряжено с дополнительными затратами.

Широкая номенклатура логистических услуг и значительный диапазон, в котором может меняться их качество, влияние услуг на конкурентоспособность фирмы и величину издержек, актуализируют формирование предприятием определенной стратегии в области логистического обслуживания потребителей.

Рассмотрим последовательность действий, которые позволяют сформировать систему логистического сервиса:

1) сегментация потребительского рынка, т.е. его разделение на конкретные группы потребителей, для каждой из которых могут потребоваться определенные услуги в соответствии с особенностями потребления;

2) определение перечня наиболее значимых для покупателей услуг;

3) ранжирование услуг, входящих в составленный перечень. Сосредоточение внимания на наиболее значимых для покупателей услугах;

4) определение стандартов услуг в разрезе отдельных сегментов рынка;

5) оценка оказываемых услуг, установление взаимосвязи между уровнем сервиса и стоимостью оказываемых услуц определение уровня сервиса, необходимого для обеспечения конкурентоспособности компании;

6) установление обратной связи с покупателями для обеспечения соответствия услуг потребностям покупателей. Сегментация потребительского рынка может осуществляться по географическому фактору, по характеру сервиса или по иным признакам. Выбор значимых для покупателей услуг, их ранжирование, определение стандартов услуг можно осуществить посредством опросов.

Ресурсы предприятия концентрируются на предоставлении покупателям наиболее важных для них услуг.

Сервис оценивают показателем уровня обслуживания.

Числитель в формуле — это суммарное время, фактически затрачиваемое на оказание услуг; знаменатель — время, которое теоретически может быть затрачено на выполнение всего комплекса возможных услуг. Начиная с 70% и выше затраты на предоставление сервиса растут экспоненциально, при уровне обслуживания 90% и выше сервис становится вообще невыгодным. При повышении уровня обслуживания размера 95—97% экономический эффект повышается на 2% а расходы возрастают на 14%.

Вместе с тем снижение уровня обслуживания ведет к увеличению потерь, вызванных ухудшением качества сервиса.

Таким образом, рост конкурентоспособности предприятия, вызванный ростом уровня обслуживания, сопровождается, с одной стороны, снижением потерь на рынке, а с другой — повышением расходов на сервис. Задача логистической службы — определить оптимальную величину уровня обслуживания.

Качество логистического обслуживания определяется надежностью поставки, полным временем от получения заказа до поставки партии материальных ресурсов, возможностью выбора способа доставки, временем на осуществление заказа, наличием запасов, возможностью предоставления кредитов, скидок и т.д.


Заключение


В условиях «рынка покупателя» продавец вынужден строить свою деятельность исходя из покупательского спроса. При этом спрос не ограничивается спросом на товар. Покупатель диктует свои условия также и в области состава и качества услуг, оказываемых ему в процессе поставки товара.

Работа по оказанию услуг, т.е. по удовлетворению чьих-либо нужд, называется сервисом. Природа логистической деятельности предполагает возможность оказания потребителю материального потока разнообразных логистических услуг.

Логистический сервис неразрывно связан с процессом распределения и представляет собой комплекс услуг, оказываемых в Процессе поставки товаров. Всю работу в области логистического обслуживания можно разделить на три основные группы: предпродажная; работа по оказанию логистических услуг, осуществляемая в процессе продажи товаров; послепродажный логистический сервис.

Сервис оценивают показателем «уровень обслуживания», который определяется на основе потерь, вызванных ухудшением обслуживания и затрат на обслуживание.


Список литературы:


1. Гаджинский А. М. Логистика: Учебник. — 16-е изд., пе- Г 13 рераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Даш­ков и К°», 2008. — 484 с.

2.Неруш Ю.М. Логистика: уч.еб. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.:ТК Велби, Изд – во Проспект, 2006. – 520 с.

3. Конспект лекций по дисциплине «Логистика» для самостоятельного изучения студентами специальности 080502 «Экономика и управление на предприятиях сферы быта и услуг»


12