Реферат: Формирование валеологической культуры дошкольников с аллергодерматозами и бронхиальной астмой - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Формирование валеологической культуры дошкольников с аллергодерматозами и бронхиальной астмой

Рефераты по медицине и здоровью » Формирование валеологической культуры дошкольников с аллергодерматозами и бронхиальной астмой

Леонтьева Екатерина Анатольевна

Заместитель заведующей по учебно-воспитательной работе

МДОУ «Д/с № 112 О.В» г. Магнитогорска


Формирование валеологической культуры дошкольников с аллергодерматозами и бронхиальной астмой.


Нарастающее неблагополучие экологической ситуации, ускорение жизненного темпа, наследственная отягощенность различными заболеваниями обусловили рост количества детских заболеваний. Одним из наиболее распространенных заболеваний в современном мире являются аллергопатологии. МДОУ № 112 - дошкольное учреждение для детей с аллергодерматозами и бронхиальной астмой.

Реабилитация должна включать в себя комплекс медицинских и педагогических мер направленных на максимальную и полную адаптацию ребенка к окружающей обстановке, на устранение социальной недостаточности в ее педиатрическом понимании. Для каждого ребенка необходим поиск индивидуальных методов оздоровления с учетом факторов внешнего окружения, формирующих предрасположенность организма к аллергическим заболеваниям.

Правильно организованная воспитательно-образовательная работа в ДОУ нередко в большей степени, чем медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает полноценное здоровье, предупреждает развитие заболеваний ребенка на самых ранних стадиях.

Главная цель нашего коллектива научить ребенка с раннего детства умно относиться к своему здоровью, уважать физическую культуру, закаливать свой организм, рационально питаться с учетом гипоаллергенной диеты. Выполнение комплекса этих мероприятий обеспечит оптимальное физическое развитие и хорошее состояние здоровья детей с аллергопатологией.

Успех воспитания здорового ребенка обеспечивается следующими обязательными условиями:

- готовностью педагога к осуществлению валеологического образования детей;

- личностно-ориентированным взаимодействием взрослого и ребенка в процессе освоения программы;

- активным участием родителей в воспитательном процессе;

- установлением педагогом связей со школой, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования.

Курс "валеология" в детском саду - первый важный этап непрерывного валеологического образования человека, который должных обеспечить реализацию таких задач:

воспитание у детей сознания того, что человек - часть природы и общества;

установление гармонических отношений детей с живой и неживой природой;

формирование личности ребенка;

воспитание привычек личной гигиены;

закаливание ребенка и его двигательная активность;

профилактика и устранения вредных привычек;

осуществление валеологического мониторинга.

Для реализации цели и задач использована инновационная программа «Русская азбука-зарядка» (РАЗ) кандидата педагогических наук Российского государственного педагогического университета Виктора Никитича Фросина.

С помощью специальных игровых упражнений мы учим малышей осознано и бережно относится к природе и к своему организму, в частности учим правильно дышать, что очень важно для детей с бронхиальной астмой; адекватно воспринимать мир: целостности его частей, эволюционного развития организмов, видового разнообразия животных и растений, основных частей своего организма. ( приложение 1)

Как возникает оздоровление? Его сущностью является сохранение, поддержание и улучшение здоровья. На уроках «РАЗ» Наставник-Здравник с детьми-помощниками обучает воспитанников правильному выполнению упражнений, которые они осваивают шаг за шагом, передает им полезные сведения, которые они осмысливают и усваивают на занятиях в общении с наставником и друг с другом, побуждает их правильно размышлять, говорить, общаться и взаимодействовать.

Уроки РАЗ могут быть оформлены как дополнительные физкультурные занятия перед, между или в конце обычных занятий.

При индивидуальных занятиях здравник проверяет правильность выполнения упражнений, разученных на уроках «РАЗ». Индивидуальные занятия можно прово­дить на переменах с 3 детьми одновременно.

Дома дети обучают родителей упражнениям РАЗ, а родители проверяют и обучают детей правиль­ному их выполнению по «Буквокнижкам».

Вся работа основывается на диагностике и контроле по выявлению исходных показателей психофизического развития, двигательной подготовленности детей. Анализ показателей педагогического процесса в МДОУ, результатов пропаганды ЗОЖ среди педагогов и родителей, успешности привития навыков ЗОЖ детям в разные периоды учебно-воспитательного процесса и на всех этапах дошкольного детства позволяет нам заявить, что все воспитательно-оздоровительные мероприятия, проводимые по данной методике, дают хорошие результаты, а значит, являются обоснованными. Они позволяют выработать разумное отношение детей и родителей к своему организму, привить санитарно-гигиенические навыки, помочь ребенку приспособить к постоянно меняющимся условиям окружающего мира, что проявляется в устойчивости к экстремальным ситуациям, невосприимчивости организма к неблагоприятным факторам.


Литература

Садовничая Л.Т., Денега С.Н. Лечение и профилактика аллергических заболеваний у детей дошкольного возраста. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 31с.

Павлова П.А., Горбунова И.В. Расти здоровым малыш! Программа оздоровления детей раннего возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96с.

Жданов В.Ф., Петрова М.А. Астма: Наука побеждать. – М.: Медицина, 1999. – 130с.

Фросин В.Н. Русская азбука зарядка. Будь здоров дошкольник. – МГУ, 2006. – 48 с.

Фросин В.Н. Русская азбука зарядка. Малыш отражает мир. – РГПУ. 2007. – 35с.


Приложение 1

ЛИСТЬЯ – части растения, расположенные сбоку от стебля, в которых при солнечном освещении возникает вещество хлорофилл зеленого цвета. Из листьев выделяется газ кислород, который люди вдыхают. Кто срывает листья и уничтожает деревья, тот лишает людей источников кислорода

"ЛИСТЬЯ" Подушечки раздвинутых пальцев рук располагаем на верхней части бёдер или по-другому. Поднимаемся на носки и неспеша передвигаемся вперед, поворачивая туловище то влево, то вправо, обозначая летящие листья. Более старшие могут совершать и возвратные круговые движения. Дыхание НЕ задерживаем. Произносим "Ли-Ли-Ли-Ли-Ли-Ли-ЛИСТ, ЛИСТ, ЛИСТ".

«ГУБЫ и ЗУБЫ»

Наставник: «Наши...»

Дети: «ГУБЫ»

Наставник:«...защищают...»

Дети: «ЗУБЫ» - показываем зубы. Глаза закрываем. ВДОХ через нос. Губы чуть раздвигаем и вытягиваем «колечком». Грудь выдвигаем. Медленно ВЫДЫХАЕМ воздух через рот.

«ЗРАЧОК»

Наставник: «Глаза зрачок мир увидеть мне помог». Ладони кладем друг другу на надплечья. Грудь выдвигаем. СМОТРИМ в зрачки друг другу.

«ГЛАЗА»

Наставник: «На мир внимательно смотри, глаза свои береги».

Указательные пальцы прикладываем к краям глаз, дальним от носа. Грудь выдвигаем. Глаза перемещаем из стороны в сторону, от кончика одного указательного пальца к другому. ДЫХАНИЕ не задерживаем.