И.А.Самылина, А.А.Сорокина
Московская медицинская академия им. И.М.Сеченова, Москва
Процесс изучения фармакогнозии студентами на всех этапах ориентирован на конечные результаты. Этому способствует объединение отдельных тем в модули (блоки) и применение на каждом этапе обучения трехкомпонентной оценки знаний студентов: тестирования, решения ситуационной задачи и контроля практических навыков. Работа студентов в единой системе контроля знаний в течение всего периода изучения фармакогнозии позволяет исключить негативные эмоции при проведении курсового экзамена и Государственной аттестации, несмотря на их сложность.
Фармакогнозия – одна из специальных дисциплин, по которой студенты проходят Государственную аттестацию. Ее роль в формировании фармацевтического мышления, профессиональных навыков и умений молодого специалиста определяется тем фактом, что более 1/3 лекарственных средств, разрешенных к медицинскому применению в России – это средства растительного происхождения [1,2]. Лекарственное растительное сырье (ЛРС) выступает как в роли самостоятельного средства, разрешенного для безрецептурного отпуска больному из аптеки, так и в качестве субстанции для получения лекарственных препаратов. ЛРС и препараты растительного происхождения также не миновала проблема фальсификации, да и возрастающий поток биологически активных добавок с использованием растительного сырья добавляет проблем. Поэтому ориентация провизора во всех вопросах, связанных с получением ЛРС, его стандартизацией, хранением и использованием говорит об уровне профессионализма и компетенции специалиста.
Конечные цели фармакогнозии как учебной дисциплины определяются знаниями и умениями, сформулированными в программе по фармакогнозии (2002г.) и нашедшими отражение в государственном стандарте образования по специальности «фармация» [3]. Процесс изучения фармакогнозии на всех этапах (лабораторно-лекционный курс, учебная и производственная практика, специальный курс, элективы) четко ориентирован на конечные результаты. Это один из основных принципов технологии обучения, реализуемых в ММА им. И.М.Сеченова.
Существующая система контроля знаний студентов при изучении фармакогнозии сложилась в течении нескольких десятилетий и вобрала в себя как многолетний опыт преподавания этой дисциплины на кафедре, так и современные педагогические технологии, совершенствуясь в ходе своей эволюции и отбирая самое эффективное. Так внедрение в середине 70-х годов ХХв в институте Единой методической системы (ЕМС) позволило перейти при изучении фармакогнозии на язык целей и задач, разобраться в интеграционных связях, выстроив «дерево» фармакогнозии, отражающее ее связи с базисными и профильными дисциплинами. Проведенная работа по интеграции дала возможность сформулировать цели-задачи для базисных дисциплин, выполнение которых позволяет сформировать у студента исходный уровень для освоения фармакогнозии.
Анализ содержания дисциплины в свете конечных задач дал возможность объединить отдельные темы в модули (блоки) [4]. В настоящее время на кафедре фармакогнозии ММА студенты в осеннем семестре осваивают 4 модуля (Освоение методик фармакогностического анализа; Лекарственные растения и сырье, содержащие полисахариды и витамины; Лекарственные растения и сырье, содержащие эфирные масла и горечи; Лекарственные растения и сырье, содержащие кардиостероиды, сапонины и фитоэкдизоны), в весеннем семестре – 2: Лекарственные растения и сырье содержащие фенольные соединения, который состоит из двух больших блоков («фенологликозиды, лигнаны, кумарины, флавоноиды» и «антраценпроизводные и дубильные вещества») и Лекарственные растения и сырье, содержащие алкалоиды. Каждый модуль объединяет от 3 до 5 практических занятий и завершается контрольной работой.
Кафедра применяет трехкомпонентную оценку знаний студентов – тестирование, практические навыки и решение ситуационной задачи на всех этапах обучения: при изучении темы одного практического занятия, при проведении рубежного контроля после изучения тем, входящих в модуль, в конце каждого семестра, в ходе проведения курсового экзамена и Государственной аттестации [5].
На отдельных этапах изучения фармакогнозии может меняться значение каждого компонента. Так при изучении темы конкретного занятия тестирование используется как форма входного контроля уровня исходных знаний студента, позволяющая оценить его подготовку к занятию. Решая ситуационную задачу по анализу ЛРС, студент осваивает тему занятия. В конце практического занятия преподаватель проверяет приобретенные практические навыки, по определению подлинности ЛРС (на примере определения образцов гербария и сырья – объектов занятия).
При рубежном контроле и на курсовом экзамене тестовые задания позволяют проверить, как студенты ориентируются в общих вопросах фармакогнозии (определение понятий, классификации действующих веществ, химические свойства, формулы, применение, препараты и т.д.), а в практические навыки добавляется проверка умения определять подлинность ЛРС по микроскопическим признакам.
Использование в течение 4 лет на кафедре рейтинговой системы позволило ранжировать знания и отобрать критерии оценки каждого компонента. Эта информация доступна студенту, он знает, что с него будут требовать, и как будут оценивать.
Поскольку в течение всего периода изучения фармакогнозии студент работает в одной системе контроля знаний, экзамен курсовой и Государственная аттестация, не смотря на их сложность, не вызывают негативных эмоций. Комиссионная оценка экзаменационных работ, когда отдельные компоненты экзамена оцениваются разными преподавателями, позволила исключить элементы субъективизма и практически исключить апелляции.
Для успешного изучения фармакогнозии кафедрой выпущены методические пособия практически по всем темам дисциплины, в которых помимо материала, необходимого для работы на занятии, для подготовки к контрольной работе приводятся тестовые задания (в среднем 200-250 заданий), ситуационные задачи, перечень объектов, выносимых для проверки практических навыков и т.д., что дает студенту возможность осознанно готовиться к проверке его знаний.
Список литературы
1. Лекарственные растения Государственной Фармакопеи. /под ред. И.А. Самылиной, М.: АНМИ, 1999. – 496с.
2. Энциклопедический словарь лекарственных растений и продуктов животного происхождения. / под ред. Яковлева Г.П., Блиновой К.Ф. – С. Пб.: Специальная литература, 1999. – 996 с.
3. Программа по фармакогнозии (для студентов фармацевтических вузов). – М.: ГОУ ВУНМЦ, 2002. – 23 с.
4. Д.А. Муравьева, И.А. Самылина, Г.П. Яковлев. Фармакогнозия. – М.: Медицина, 2002. – 656 с. 5. Типовые текстовые задания для итоговой Государственной аттестации выпускников высших медицинских и фармацевтических учебных заведений по специальности 040500 «Фармация». – М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 1998.