Заметки об иммунитете или почему болеют любимые дети
Комаровский Е.О.
Детей,
которые не болеют, не существует. Но при очень большом количестве самых разных
заболеваний на младенцев (детей первого года жизни) приходятся почти
исключительно болезни инфекционные. И здесь нет ничего удивительного, поскольку
грудной ребенок ведет естественный образ жизни - не ест острого и соленого, не
ссорится с начальством, не употребляет алкоголь и т.д. Поэтому для него
маловероятны инфаркты и инсульты, язвы желудка, бронхиальная астма, сахарный
диабет и многое другое.
Никакими
закаливаниями и образами жизни полностью предотвратить детские хвори нельзя.
Каждый человек встречается в своей жизни с огромным числом микробов. А до тех
пор, пока к большинству из них в организме не будет выработан иммунитет,
инфекционные болезни - неизбежность. Но всегда найдется микроорганизм, от
которого защиты нет. Поэтому болеют все - и дети, и взрослые. И совершенно не
принципиально - болеть или не болеть. Важно, как болеть - насколько часто и
насколько тяжело.
Значение
слова "иммунитет" с чисто теоретических, медицинских позиций
объяснить довольно трудно. Но для нашего с Вами взаимопонимания достаточно
следующего: иммунитет - это способность организма защищать себя. Защищать от
всего, что для организма естественным не является: от вирусов и бактерий, от
ядов, от некоторых лекарств, от образующихся в самом организме ненормальностей
(раковых клеток, например). Как это делается и что при этом образуется - пусть
знают врачи.
Вы
должны знать, что у новорожденного почти такая же кровь, как у его матери. То
есть он уже имеет врожденный иммунитет к тем инфекционным болезням, что
перенесла мама. Однако это ненадолго, месяца на 3-4, в крайнем случае, на 6
(при естественном вскармливании, разумеется). Поэтому правильно воспитывать
ребенка очень желательно с момента рождения, чтобы к 3-6 месяцам сделать его
способным бороться с инфекционными болезнями.
Не
вызывает сомнения и тот факт, что на сам процесс формирования иммунитета влияет
целый ряд врожденных факторов, зависящих как от состояния здоровья мамы и папы,
так и от течения беременности. Взрослые, и это, к сожалению, типично,
задумываются о детском иммунитете после того, как ребенок заболеет (по крайней
мере, очень и очень маловероятно, чтобы, приступая к процессу зачатия, будущие
родители думали именно об этом). Вывод однозначен - рассуждая в этой статье об
иммунитете, мы будем исходить из того, что ребенок уже есть и не будем
углубляться в подробности, на которые мы уже никак не можем повлиять.
Родители
обязаны знать, что главной и совершенно уникальной отличительной чертой
новорожденного является его способность приспосабливаться к условиям окружающей
среды. Ребенок, которого Вы принесли из роддома, очень незначительно отличается
по способностям отстаивать свое право на жизнь от точно такого же малыша,
появившегося на свет где-нибудь в пещере много-много лет тому назад. Дети и до
настоящего времени благополучно появляются на свет в юртах, чумах и вигвамах
(пустынях, джунглях, горах, тайге, тундре и т.д.). Новорожденный мало чего
боится, потому что ко всему может приспособиться, если ему немного помочь.
Когда
же приспосабливаться не к чему (сытно, чисто, тепло, не дует и т.п.) -
приспособительные системы просто отключаются. Если в течение первых двух-трех
месяцев жизни Вы создадите для ребенка комфортные условия, то в дальнейшем
существовать без таких условий ему будет очень и очень трудно.
А
жизнь человеческая все-таки не очень коротка. И на пути Вашего малыша рано или
поздно появятся сквозняки и лужи, жаркое солнце и мокрый снег с дождем,
необходимость посещения детского сада (школы). Кто, оглянувшись по сторонам,
может быть абсолютно убежден в том, что не придется нашим детям мерзнуть в
окопах и стирать в проруби белье...
Очевидно,
что способность человека противостоять инфекциям определяется иммунитетом,
выраженность которого зависит, прежде всего, от образа жизни. Врожденная или
приобретенная недостаточность иммунитета проявляется частыми болезнями и, что
вполне резонно, порождает у родителей желание этот самый иммунитет улучшить -
желание вполне естественное, особенно если уже успели растерять все то, что
дала Природа новорожденному. В конце концов, ну растеряли, ну ушел поезд! Но
надо же что-то делать!
Делать
надо. А, для начала, знать, что стимуляторы иммунитета делятся на
фармакологические и физиологические. Фармакологические - это конкретные
лекарства, физиологические - это некоторые формы нормального (естественного, физиологического)
образа жизни, позволяющие усилить иммунитет.
Общий
жизненный тонус, общий уровень здоровья во многом определяется уровнем
энергозатрат организма, нагрузкой на все основные системы - и легкие, и сердце,
и сосуды и суставы и т.д. и т.п. - все это должно работать. Ну а если все
работает, то включаются законы, очень близкие к техническим - на телегу
реактивный двигатель не нужен, но при хорошем моторе вполне логичны и хорошие
колеса. Короче говоря, иммунитет это не отвлеченное понятие. Это конкретная
система организма, конкретные органы, синтезирующие совершенно определенные
защитные вещества. И работа этих самых органов во многом зависит от того, как и
с какой нагрузкой трудятся другие системы, про которые мы знаем, которые видим,
которые чувствуем.
А
теперь давайте задумаемся. На что ребенок тратит энергию?
на
рост и развитие;
на
двигательную активность;
на
поддержание температуры тела.
Ну,
что касается роста и развития, - на это мы особенно повлиять не можем (здесь
больше гены, гормоны). Но двигательная активность! Почитать, или погулять? А
поддержание температуры тела - одеть или не одеть?
И
еще одна аналогия с техникой. Неправда ли глупо, заправить полный бак бензином
и поставить машину в гараж на год. А напихать в ребенка еды и загнать в постель
- это как?
Вот
и получается, что естественных стимуляторов иммунитета всего три - голод, холод
и физическая активность. Ни в одном из трех указанных направлений недопустим
экстремизм - не надо сознательно морить ребенка голодом, заставлять бегать по
30 км в день и выгонять раздетым на мороз. Но более важно другое:
противоположные действия (избыточные еда и тепло, ограничение двигательной
активности) очень быстро приводят к угнетению иммунитета (частые инфекционные
болезни) или к неправильности иммунитета, то есть, вроде бы реагирует, но не
так, как надо (аллергические или инфекционно-аллергические болезни).
Но
чем, скажите, проявляется в нашей стране любовь к детям? Да понятно чем -
лучшая одежда, лучшая еда (и то и другое в достаточных количествах), самые
красивые игрушки (нечего по улице мотаться, вон папочка, сколько денег на
"Лего" угробил), а учеба - нам школы мало. Нам бы еще японский
выучить да научиться играть на скрипке.
В
целом, ответ на вопрос "Почему болеют любимые дети?" становится более-менее
понятным. И будет вполне логично, если читатели воспримут настоящую статью не в
качестве руководства к действию, а в качестве информации к размышлению.
Руководства
к действию - у нас впереди и в достаточных количествах - "оставайтесь с
нами"!
Список литературы
komarovskiy/content/blogcategory/33/70/1/7/
Другие работы по теме:
Сочинения на свободную тему - Поездка по вечерней москве
Мы давно собирались на экскурсию по вечерней красавице Москве. Наконец-то наша мечта осуществилась! Экскурсия проходила по самым красивым местам города: Красной площади, Александровскому саду, Воробьевым горам и парку Победы. Очень интересно проехать по городу, узнать его историю, увидеть любимые и давно знакомые места.
Сочинения на свободную тему - Народные приметы
С самого раннего детства мы слышим о многовековой мудрости нашего народа запечатленной в огромном количестве самых разнообразных примет. Слово примета произошло от глагола примечать то есть замечать особенности закономерности.
История кальвадоса
История кальвадоса отчасти схожа с судьбой арманьяка. Находясь в тени коньяка, эти напитки избежали чрезмерной коммерциализации и веками, как любимые дети, воспитывались в тиши небольших хозяйств.
Ветряная оспа 2
Ветряная оспа Ветряная оспа (ветрянка) – типичная детская инфекция. Болеют в основном дети раннего возраста или дошкольники. Возбудитель — ДНК-содержащий вирус (Varicella-zoster virus) семейства герпес-вирусов, вызывающий также опоясывающий лишай (Herpes zoster). Восприимчивость к возбудителю ветряной оспы тоже достаточно высока, хотя и не столь высока, как к вирусу кори.
Желтая лихорадка
– зооантропонозная трансмиссивная вирусная болезнь, характеризуется двухфазым течением, лихорадкой, желтухой, геморрагическим синдромом, нефропатией.
Коклюш
Коклюш – это острая инфекционная болезнь, характерезующаяся постепенно нарастающая приступами спазматического кашля. Возбудитель представляет собой палочку с закругленными концами. Во внешней среде микроб не устойчив и быстро погибает под воздействием дезинфицирующих факторов, таких как солнечный свет, а при t 56є погибает через 10 – 15 минут.
Контагиозный моллюск
Контагиозный моллюск – это вирусная инфекция кожи. Название заболевания обусловлено внутриклеточными включениями, выявляемыми при микроскопии содержимого узелков контагиозного моллюска. Болеют чаще всего дети, особенно дошкольного возраста.
Изучение математики: как помочь ребенку
Многие дети испытывают трудности с математикой просто потому, что они ее боятся. Это происходит и со взрослыми тоже! Просто зайдите в любой форум или чат и упомяните “деление в столбик’’, а потом посмотрите, как взрослые мужчины и женщины начнут потеть.
Возвращение героя Платонова
Рассказ А.П. Платонова посвящен тяжелым послевоенным будням. Капитан Иванов вернулся, демобилизовавшись, домой. Его с нетерпением ждали жена и дети, Петрушка и Настя, но капитан привык жить своей жизнью на войне, привык к своим товарищам и домой не особенно торопился. Ждал поезда, задержался у знакомой девушки Маши, дома оказался только на шестой день.
Старушка
Случай из жизни Однажды мы с семьей проводили выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки на песке. Вдруг вдали показалась маленькая старушка, ее седые волосы развивались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала о себе, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их в сумку.
Приключения Незнайки и его друзей
Действие этого произведения Н. Н. Носова происходит в стране, где живут малыши-коротыши — мальчики и девочки ростом с небольшой огурец. Все жители Цветочного города — и дети и взрослые, если можно так сказать, в одном лице: по роду занятий — взрослые, по характеру и поведению — настоящие дети. Они очень образованны: придумывают хитроумные машины, строят воздушный шар, живут в вертящихся домах.
Почему одинок Базаров по роману Отцы и дети
Почему одинок Базаров (по роману "Отцы и дети") Автор: Тургенев И.С. Четвертый роман Тургенева «Отцы и дети» был опубликован в феврале 1862 года. Действие романа происходит летом 1859 года, перед крестьянской реформой. В статье «По поводу «Отцов и детей» Тургенев признался, что прототипом Базарова стал молодой провинциальный врач Дмитриев, умерший незадолго до 1860 года.
Настоящая жизнь в понимании Толстого
Автор: Толстой Л.Н. Настоящая жизнь- это жизнь без оков и ограничений. Это верховенство чувств и ума над светским этикетом. Толстой противопоставляет «жизнь ложную» и «жизнь настоящую». Все любимые герои Толстого живут « Настоящей жизнью». Толстой в первых главах своего произведения показывает нам только «жизнь ложную» через жителей светского общества: Анну Шеррер, Василия Курагина, его дочь и многих других.
Природа в восприятии И. С. Тургенева
Одной из самых мучительных загадок для Тургенева всегда была Природа, ибо она для писателя являлась истинным Божеством. В ее сущности он пытался обрести гармонию и покой.
Трудовые традиции моей семьи
Автор: Сочинения на свободную тему Тема сочинения подтолкнула меня к размышлениям о нашей семье. Может быть, я впервые задумалась о том, что нас объединяет , какие семейные традиции выработались з амноги годы, кто в главный в семье.
Если у человека есть зачем жить, он может выдержать любое как Ф. Ницше
“Если у человека есть «зачем» жить, он может выдержать любое "как" (Ф. Ницше) Автор: Сочинения на свободную тему Я абсолютно согласна с высказывание Ф. Ницше “Если у человека есть «зачем» жить, он может выдержать любое «как»” Автор поднимает одну из важнейших человеческих проблем - проблему смысла жизни.
Мальчик и Великан
Автор: Уайльд Оскар. Каждый день дети играли в прекрасном саду Великана, но когда тот вернулся из гостей, где пробыл 7 лет, то выгнал из своих владений всех детей, построил забор и повесил табличку «Посторонним вход воспрещен». Дети не нашли другого места для игр, с грустью вспоминали сад. Пришла весна, и только в саду Великана бушевала зима — ведь детей не было, и птицам некому было петь свои песни.
День матери в Беларуси
Text Graphics Министерство Здравоохранения Республики Беларусь Учреждение образования «Гомельский государственный медицинский колледж» ПРЕЗЕНТАЦИЯ на тему: ДЕНЬ матери в Беларуси
Теодрада де Труа
Введение 1 Биография 2 Брак и дети Список литературы Введение Теодрада де Труа (фр. Thйodorade de Troyes, ок. 868 — 18 октября после 900) — королева Западно-Франкского королевства в 888 — 898 годах, жена короля Франции Эда I Парижского.
Заметки по еврейской истории
— сетевой портал, в рамках которого издаются ежемесячные издания: журнал «Заметки по еврейской истории» (с 2001 года) и альманах «Еврейская старина» (с 2002 года).
Стеклянница тополёвая большая
План Введение 1 Описание 2 Распространение и местообитания 2.1 Питание 3 Заметки Введение Стеклянница тополёвая большая[2] (лат. Sesia apiformis) — чешуекрылое из семейства стеклянниц легко определяемая по жёлтому окрасу головы, чёрно-коричневой груди с двумя пятнами возле крыльев.[3] Взрослая особь появляется в июне и июле и встретить их можно сидящих на стволах ближе к полудню. [4]
Аймар де Бурбон
План Введение 1 Биография 2 Брак и дети Список литературы Введение Аймар (Адемар, Эмар) (фр. Aymar, Adhйmar, Ademar, ум. около 953), первый сеньор де Бурбон, сеньор де Сувиньи, родоначальник первого дома де Бурбон.
Вымирание динозавров
Вымирание динозавров произошло в результате их массового заражения инфекционным заболеванием.
Животные-лекари
Известно, что домашние животные, кошки и собаки, способны не только избавлять своих хозяев от плохого настроения, чувства усталости, но и лечить их физические недуги.
Выдающиеся биологи России
Text Graphics Советский биолог, генетик, основоположник современного учения о биологических основах селекции и учения о центрах происхождения культурных растений. Установил древние очаги формообразования культурных растений на территории стран Средиземноморья, Северной Африки, Северной и Южной Америки, собрал крупнейшую в мире коллекцию семян культурных растений.
Горький Максим
Настоящие его имя и фамилия — Алексей Максимович Пешков. Детство и юность Алексея Пешкова были очень тяжелыми. Вот почему, став писателем, он взял себе такой псевдоним.