УДК 33(06) Экономика и управление
С.В. Пономарева
Научный руководитель – Е.А. Кобец, к.эк.н., доцент
Технологический институт Южного федерального университета, Таганрог
Инновации как Один из факторов повышения конкурентоспособности предприятия
В данном докладе рассматривается значение инноваций как конкурентного ресурса в деятельности предприятий, а так же комплекс мероприятий для успешной инновационной политики.
В условиях рыночных отношений для успешного развития промышленного производства особую актуальность приобретает проблема создания конкурентоспособного предприятия и продукции. Вопросы повышения конкурентоспособности предприятий и отраслей, бесспорно, являются объектом национальных экономических интересов.
На современном этапе развития ведущих отраслей экономики ключевым фактором стала научно-техническая революция, под воздействием которой обновляется база производства и потребления, совершенствуется производимая продукция, и разрабатываются новые виды продукции.
Инновации ‑ нововведения в области техники, технологии, организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта, а также использование этих новшеств в самых разных областях и сферах деятельности.
Важной особенностью состояния рынка сегодня является непрерывное увеличение роли инноваций для достижения успеха. Сегодня уже стал общепризнанным тот факт, что предприятия добиваются конкурентных преимуществ только посредством инноваций. Предприятия, достигнув конкурентных преимуществ, могут удерживать их только с помощью постоянных улучшений, так как практически любое достижение можно повторить – конкуренты сразу же и обязательно обойдут любое предприятие, которое прекратит совершенствование и внедрение инноваций. [1]. Формирование конкурентных преимуществ на основе инноваций может быть достигнуто только посредством их реализации, воплощении в новых товарах и в использовании новых технологий. Это в свою очередь выводит предприятие на новый технологический уровень, обеспечивая технологическое превосходство перед конкурентами, на основе которого и формируются конкурентные преимущества.
Инновационный путь развития является безальтернативной стратегией. Сегодня инновационные проекты отечественных промышленных предприятий все еще редко ориентированы на поддержку конкурентной борьбы, которую становится все труднее вести. [2].
Наиболее существенным результатом инновационной деятельности промышленных предприятий предприниматели считают освоение новых видов продукции. Однако роль этих мероприятий незначительна и пока не сказалась на реальных оценках уровня конкурентоспособности промышленной продукции как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Для успешной реализации инновационной политики должен быть выполнен комплекс научных и организационно-технических мероприятий, основными их которых являются следующие.
1. Разработка концепции развития инновационной деятельности и инновационной инфраструктуры предприятия с определением долговременных стратегических целей и средств их достижения в рамках формирования инновационной экономики.
2. Разработка программы инновационного развития предприятия, которая должна быть адресным документом, указывающим по ресурсам, исполнителям и срокам совокупность мероприятий, направленных на достижение целей инновационного развития.
3. Включение основных положений программы инновационного развития в программу социально-экономического развития предприятия.
Стратегической целью развития инновационной деятельности и формирования инновационной системы предприятия должно быть комплексное развитие производства до уровня его конкурентоспособности в мире. [3].
Список литературы
1. Портер М.Е. Конкуренция. – М., Изд. Дом «Вильямс», 2002.
2. Состояние и эволюционные тенденции национальных научно-технических и производственных систем в промышленно развитых странах. – М.: ЦИСН, 2004
3. Тычинский А.В. Управление инновационной деятельностью компаний: современные подходы, алгоритмы, инструментарий (зарубежный опыт). Таганрог: изд-во ТТИ ЮФУ, 2009. 190 с.
Другие работы по теме:
Инновационный потенциал Московской области
Инновации Центральный федеральный округ отличается высоким научно-техническим и инновационным потенциалом. Число используемых передовых производственных технологий в макрорегионе в 2008 г. достигло 60 169 (32,6% от общероссийского количества), из них 15 268 в г. Москве. Число созданных передовых производственных технологий составило 342 единицы (40% от общероссийского количества), из них 153 в Москве и 71 в Московской области.
Инновации в экономике
Известно, что инновации имеют свой жизненный цикл, начинающийся с возникновения новой идеи и завершающийся внедрением и утверждением нового продукта на рынке. В этом цикле можно выделить шесть типичных фаз с характерными для каждой видами деятельности, ситуациями принятия решений и результатами.
по Инновации в бизнесе
ОУ ВПОИнститут управления, бизнеса и права Образовательный проект «Экономика» Кафедра «Финансы и налоги» Контрольная работа по дисциплине « Инновации в бизнесе
Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия
Гордеева Ольга Николаевна студентка ИУ ОГАУ з курс Специальность Коммерция (торговое дело) Научный руководитель – преподаватель Романов В.А. Формирование и дальнейшее развитие рыночных отношений вызывает необходимость повышения качества продукции и, следовательно, конкурентоспособности производства.
Показатели рентабельности предприятия
Рентабельность предприятия как финансовый показатель его деятельности В отличие от прибыли, показывающей эффект предпринимательской деятельности, рентабельность характеризует эффективность этой деятельности. Рентабельность - относительный показатель, отражающий степень доходности предприятия.
Анализ и аудит финансово-хозяйственной деятельности
Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия Предприятие – основное звено экономики. Для того, чтобы работа предприятия была эффективной, необходимо регулярно проводить анализ финансово-хозяйственной деятельности организации, а также оценивать состояние деловой активности партнеров и конкурентов.
Мягкие составляющие конкурентоспособности
Зенкин Д.В. 2 курс 1 поток 2 группа Реферат “Мягкие” составляющие конкурентоспособности” Рыночное состязание предприятий и конкуренция стран, в которых они расположены, оказывают взаимное влияние. Интервенционистская политика сама по себе может нанести большой ущерб предприятию и в то же время конкурентоспособность такой страны, как Швейцария, не может быть делом только лишь политики, свой вклад в нее должны внести и сами предприятия.
Маркетинг одна из основополагающих дисциплин для профессиональных деятель рынка, таких, как коммивояжеры, розничные торговцы, работники рекламы, исследовател
Маркетинг – одна из основополагающих дисциплин для профессиональных деятель рынка, таких, как коммивояжеры, розничные торговцы, работники рекламы, исследователи маркетинга, заведующие производством новых и марочных товаров и т п
Инновационный менеджмент 25
Инновационный менеджмент План Введение Глава 1 Инновации и инновационная деятельность Сущность инновации и инновационная деятельность Инновационный процесс и его основные направления
Инновационная деятельность
Понятие и назначение инновационной деятельности. Характеристика и основные цели деятельности бизнес-инкубаторов, их нормативно-правовое обоснование и место в современном предпринимательстве. Матричные организационные структуры инновационных организаций.
Особенности инновационной политики на предприятиях
Задачи инновационной деятельности предприятия. Основные принципы, цели и задачи инновационной политики в Санкт–Петербурге, особенности создания инновационной инфраструктуры. Изучение перспективы развития инновационной деятельности на предприятиях.
Жизненный цикл инноваций
Вариант 10 «. Общие сведения» Жизненный цикл инновации представляет собой определенный период времени, в течение которого инновация обладает активной жизненной силой и приносит производителю или продавцу прибыль или другую реальную выгоду.
Процесс управления инновациями
Воздействие на инновации осуществляется с помощью определенных приемов и особой стратегии управления. В совокупности эти приемы и стратегия образуют своеобразный механизм управления инновациями – инновационный менеджмент.
Краткая характеристика лизинга
На современном этапе развития предприятий всех отраслей возникает необходимость приобретения дорогостоящих основных средств, так как именно они являются одним из основных факторов повышения конкурентоспособности и развития бизнеса. Это приводит к активизации инвестиционных процессов. Потребность в капитальных ресурсах может быть удовлетворена различными способами, в числе которых наиболее распространенными являются два - получение долгосрочного кредита и лизинг основных средств.