Реферат: Роль человеческого фактора в менеджменте 2 - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Роль человеческого фактора в менеджменте 2

Рефераты по менеджменту » Роль человеческого фактора в менеджменте 2
Роль человеческого фактора в менеджменте.

ИСТОРИЯ

Корни управления персоналом уходят глубоко в историю человеческого общества. Еще первые представители человечества, объединенные в родовые общины, ежедневно решали проблемы использования собственных, весьма ограниченных физических и интеллектуальных ресурсов, сталкивались с вопросами разделения труда, трудовой мотивации и дисциплины. В Библии содержится немало примеров управления людьми - достаточно вспомнить Моисея, решавшего (с Божьей помощью) вопросы организации, распределения и стимулирования труда при переходе израильтян из Египта в Страну Обетованную.

В средние века большинство организаций использовало труд небольшого числа людей (пожалуй, единственным исключением являлась армия), в течение многих лет и даже столетий выполнявших одни и те же операции. Управление персоналом являлось одним из направлений деятельности руководителя организации, чаще всего ее владельца, принимавшего решения в отношении своих сотрудников на основе здравого смысла и опыта. При всей внешней незамысловатости этой деятельности эпоха средневековья дает интересные примеры планирования и развития профессиональной карьеры (западноевропейские цеха с детально разработанной внутренней иерархией и критериями продвижения в ее рамках), стимулирования труда (первые планы участия наемных рабочих в прибыли), профессионального обучения (цеховые школы, система ученичества)

Резкое социальное расслоение общества в индустриально развитых странах в первые десятилетия XX века сопровождалось усилением влияния социалистических и коммунистических партий, а также радикальных профсоюзов, что заставило правительства этих стран активно включиться в регулирование отношений между рабочими и работодателями. Вмешательство государства привело к созданию национальных систем социального страхования, компенсации по безработице, установлению минимальной заработной платы, ограничению и сокращению продолжительности рабочего дня. В результате этого организации начали создавать специальные отделы, занимающиеся соблюдением контроля за трудовым законодательством, осуществляющие взаимодействие с государственными органами. Они, как правило, назывались отделами кадров. Человеческий фактор

Человеческий фактор — это реальная, действующая живая производительная сила, личность, которая работает.

Сущностный признак «личного фактора», раскрывающий его функциональное назначение, состоит в том, что он соединяется с вещественным фактором, приводит в движение средства производства. За пределами процесса труда строго говоря, нет человеческого фактора. Может быть только индивид, обладающий рабочей силой, то есть потенциальный работник.

В развитии личного фактора общественного производства можно выделить две ступени: первая, когда работник, выполняя от начала до конца весь набор операций по изготовлению продукта, выступал как единичный; вторая, когда с появлением подетального и пооперационного разделения труда его производственная деятельность становилась лишь частью общего труда по созданию готовых изделий и услуг, а сам он при этом превращался в часть совокупного работника.

Основу менеджмента составляет человеческий фактор, заключенный в знании субъектом управления своего дела, в умении организовать собственный труд и работу коллектива, в заинтересованности, к саморазвитию и творческой деятельности. Центральной фигурой менеджмента выступает профессионал - управляющий, способный видеть перспективы развития дела, которым он занимается, умеющий быстро оценивать реальную ситуацию, находящий оптимальное решение для достижения поставленной цели. В этой связи менеджер должен обладать определенным профессиональными и личными качествами: +высокой компетентностью, +гибкости мышления, +умением идти на риск, +реализовывать намеченные планы, +быть лидером в коллективе.

Основой человеческого фактора является личность : психологический облик человека, как дееспособного члена общества, сознающего свою роль в обществе. В связи с этим создается функциональная структура :

ЛИЧНОСТЬ


психологический направленность специальный социально-психо-

опыт личности опыт логические процессы


Менеджменту в управление персоналом и в решении социальных проблем коллектива необходимо руководствоваться этой структурой, для того чтобы :

заинтересовать каждого работника в повышении своей квалификации, постоянной учебе и овладении новыми знаниями и сферами деятельности индивидуальный подход к каждому члену коллектива, позволяющий максимально использовать его потенциал ;

ориентация на здоровый психологический климат в коллективе.

умение найти необходимый инструмент, средство воздействия на коллектив и каждого его члена.

В целях зарождения энтузиазма, желания эффективно трудиться есть наиболее ответственная и сложная задача менеджера. В этой связи важное значение имеет способность менеджера акцентировать внимание на достижении каждого сотрудника, умение выразить благодарность за достигнутый результат, создать материальные и моральные стимулы к труду. Все это требует специальной системы подготовки и переподготовки менеджеров.


менеджмент как наука, менеджмент как искусство

Довольно часто задается вопрос: “Менеджмент - это искусство или точный расчет, т.е. наука?” Этот вопрос задают и практики, и студенты.

Менеджмент является одновременно и искусством, и наукой.

Как искусство, менеджмент требует от менеджера определенного профессионального, технического мастерства, связанного с его поведением, суждениями, чувствами, которые трудно выразить или измерить точными категориями и единицами измерения. Менеджера даже можно назвать актером в области организаторской работы. Как актер стремится захватить внимание аудитории и заставить сопереживать вместе с собой, так и менеджер стремится оказывать такое влияние на тех, с кем ему приходится общаться, чтобы они следовали его целям и планам.

Как наука, менеджмент использует логику и анализ. Прежде, чем принять то или иное решение, менеджер систематически наблюдает, классифицирует, изучает факты, относящиеся к проблеме, которую необходимо решить.

Менеджерам всех уровней управленческой иерархии, чтобы достичь успеха в работе, приходится часто быть одновременно и актером, и ученым.