Миxaил Pocтиславович Львoв, доктор педагогических наук, профeccop Московского педагогического государственного университета, член-корреспондент Российской aкaдeмии образования.
Независимо от формы и объема высказывания, в речи всегда отражается личность говорящего или пишущего. Она проявляется в выборе предмета речи, темы, отборе фактов и аргументов — в содержании; в цели, которую слушающий осознает, а также в построении текста, в отборе слов, интонациях, жестах, мимике, позах.
Замысел автора, его позиция определяются разными факторами: его убеждениями, взглядами, опытом жизни, уровнем образования, нравственным обликом. Оратор, писал Цицерон, только тогда заслуживает доверия слушателей, когда он собственными поступками доказал верность своим идеям.
Интерес, внимание и доверие слушателей зависят от степени искренности оратора (эффективное начало), доминанты личности как устойчивой неосознанной линии поведения (интуитивное начало) и осознанной намеренной линии поведения (начало, подчиненное самоконтролю).
Для человека, о котором можно уверенно сказать, что это личность, важны все три линии: личность не может не иметь доминанты, так же как и не может не владеть самоконтролем.
Вышеназванные условия завоевывают аудиторию и отдельного слушателя. Общение с безличностью не вызывает интереса.
Установление успешного контакта с аудиторией зависит и от расположения людей — участников диалога: наилучшее общение проходит в свободном кругу, в удобной позе; наихудшее — оратор на трибуне, слушатели в удлиненном зале.
Плохо, если оратор не знает своих слушателей: возраста, профессии, интересов, уровня образованности, а также того, в каком состоянии они находятся в момент общения: усталые или отдохнувшие, охотно пришли на лекцию/выступление или вынужденно.
Если все же выступающий оратор вынужден обстоятельствами к общению, то ему следует до начала разговора по существу проявить инициативу знакомства: сказать хотя бы два слова о себе. Этого требует не столько риторика, сколько этика.
Необходимо также знать зал или комнату: какова акустика зала, будет ли микрофон (он отрицательно сказывается на контакте), существуют ли помехи (например, трамвай под окном), сколько будет слушателей: если много, — будет уместнее лекция, если мало, то лучше непринужденная беседа.
В любом случае инициатор общения должен позаботиться, чтобы начало его речи пробудило если еще не интерес слушателей, то хотя бы их внимание. Все дальнейшее общение он организует по восходящей, чтобы интерес не угасал, а разрастался. Здесь оратор, или лидер беседы, как режиссер в театре: плох тот спектакль, в котором актеры все свое мастерство израсходовали в первом акте... К третьему акту зал опустеет.
Слушателей может заинтриговать полемическое начало, ссылка на телепередачу или на газетную статью; житейское, персонифицированное начало; поэтическое начало; начало в форме диалога; постановка острого, жизненно важного вопроса (быт, экология, политика и пр.).
Признаки усталости или понижения интереса слушателей побуждают оратора оживить свою речь:
примерами — они обращены к чувственному познанию и дают передышку интеллекту;
вопросами, обращенными к слушателям, — они их активизируют;
шуткой — она вызывает улыбку, снимает усталость, пробуждает эмоции.
Если выступающий заметил усталость, он может сократить свое выступление или снять самый трудный материал.
Возможна и такая ситуация: автор израсходовал свой заготовленный материал слишком рано и оставшееся время нечем заполнить. Следовательно, говорящий должен иметь резерв материала, который пригодится не только для заполнения вакуума, но и для ответов на вопросы, а также для свободной беседы с заинтересованными слушателями.
Опытный оратор знает, что последние слова в лекции, докладе или беседе запоминаются и придают окраску всему выступлению. Поэтому надо иметь на всякий случай два-три варианта концовки.
Резервный материал особенно важен в дискуссии, полемике: ваш противник выложил все свои аргументы, и тут вы вводите свой резерв.
Заведите тетрадь, блокнот или папку/файл в компьютере — копилку полезных советов. Но будьте требовательны и осторожны: избегайте софизмов, хитростей и манипуляций. Пусть это будут советы, направленные на понимание людей, уважение к ним, достижение добрых отношений.
Как завоевать слушателей?
Ораторское выступление и даже бытовое высказывание часто протекают в далеких от идеальных условиях. Призыв: «Граждане, послушайте меня!» порождает только равнодушие, безразличие (а бывает и хуже):
Только граждане не хочут слушать,
Гражданам бы выпить и покушать...
(Е. Евтушенко)
Оратору приходится бороться не только за одобрение, но даже за элементарное внимание к его речи. Он покоряет слушателей и обаянием своей личности, и мастерством построения фраз, силой слова, и актуальностью призыва, и риторическими приемами. Не гнушайтесь даже советами из книги Остера «Вредные советы», — современная аудитория ценит юмор.
Изучите свою аудиторию по возможности заблаговременно: образовательный уровень, возрастной состав, прошлый опыт, убеждения, психологическое состояние в момент общения — возможно, они устали и им не до высоких материй. Привлеките внимание метким заголовком, шуткой, постановкой острого вопроса.
Не спешите выложить перед покупателем самый ценный свой товар: пусть ваша главная идея засияет не сразу, к ней вы подведете слушателей поэтапно, по логическим ступеням. Интерес к вашей речи должен нарастать постепенно, чтобы о вас не сказали: начал(а) он(а) неплохо, но скоро выдохся(-ась). Держать аудиторию в напряженном ожидании нелегко, но хуже не замечать падения внимания. Вводите яркое, необычное, способное возбудить интерес, восстановить внимание аудитории.
Люди ценят краткость и силу слова, но если выступление не может быть кратким (например, лекция), предусмотрите каждые 15-20 минут своеобразные паузы — занимательные примеры, показ картин, шутки, краткие диалоги, даже анекдоты по близкой теме. Существует легенда о том, как однажды в Риме на соревновании ораторов возник спор, кто выразит свою мысль предельно кратко. «Ео rus», — сказал один ( «я еду в деревню»). — «I», — ответил другой ( «поезжай»).
Научитесь чувствовать время, в случае необходимости на ходу сокращать объем выступления. Плохо, если вы скомкаете заключительную часть, но еще хуже, если будете требовать дополнительного времени.
Есть такое понятие «речевое ожидание», особый настрой слушающего: направленность внимания → одна из форм интереса → прогнозирование, как и на каком языке будет произнесено высказывание → прогнозирование содержания речи. Если речь внезапна, речевое ожидание не успело сработать, акт общения может не состояться.
Всегда учитывайте мотивацию слушателей. Она имеет шкалу, так как обычно слушают:
по принуждению →
по обязанности, служебному долгу →
по собственному волевому усилию →
по зарождающемуся интересу →
по захватывающему интересу →
по увлечению, с радостью.
Общение — двусторонний процесс: слушающий часто бывает больше заинтересован в нем, чем говорящий. Результат высказывания может иметь следующие формы:
ответ или новое высказывание;
поступок, действие слушающего, вызванное воспринятым высказыванием;
обогащение знаний, интеллекта, памяти слушающего.
Иными словами, слушающий — тоже активная личность и важнейшая сторона общения.
Слушающий на основе речевого ожидания формирует свое отношение к теме или содержанию услышанного. Воспринятая речь либо гармонирует с ожиданием, либо корректирует его вплоть до противоположного. Благодарный слушатель не перебивает говорящего, вежлив, внимателен, не затягивает ответа, не искажает сказанного и проявляет интерес.
Полная практическая модель построения любых типов убедительных речей и выступлений подробно рассмотрена в курсе «Ораторское мастерство и искусство речи». Системный свод современных технологий подготовки и проведения публичных выступлений приводится в курсе «Искусство деловой презентации». Обе эти дисциплины, наряду с другими смежными навыками ораторского мастерства и презентаций, вы можете изучить при обучении по индивидуальной программе сроком на 6 мес. или 1 год.
Список литературы
Другие работы по теме:
Индивидуальная психология (А.Адлер)
Основные принципы индивидуальной психологии – целостность психической жизни личности, стремление к превосходству как основная мотивационная сила в жизни личности, а также социальная принадлежность человека.
Ночное пробуждение сбивает биологические часы
Пробуждение при ярком свете ночью нарушает работу биологических часов человека на несколько дней. Кроме того, даже ночное пробуждение в тёмной комнате прерывает течение биологического времени, хотя и в меньшей степени.
Подготовка публичного выступления 3
ПИАР ПСИХОЛОГИЯ «Публичное выступление – это путешествие с определенной целью, и маршрут должен быть нанесен на карту. Ни один здравомыслящий человек не начнет строить дом, не имея проекта.
Определение типа акцентуации характера подростка
с использованием методики «Патохарактерологический диагностический опросник» А.Е. Личко Исследование проводилось 25.09.2010. Испытуемой выступила 17-летняя ученица 11 класса. Ей было предъявлено 25 групп утверждений, среди которых предложено выбрать несколько (до 3), наиболее подходящих по характеру (первое исследование) несколько наиболее неподходящих (второе исследование).
Определение типа акцентуации характера подростка
Диагностика типологии характера подростка с использованием методики "Патохарактерологический диагностический опросник" А.Е. Личко. Общая характеристика объекта исследования, обработка ответов на вопросы. Краткое описание акцентуаций характера подростка.
1 22. 11. 2010
Учебный график работы слушателей 1 курса ФЗО (набор 2010 года) на базе среднего профессионального образования, 030505 «Правоохранительная деятельность» на
Музыкальный этикет
Так уж случилось, что классическая музыка очень консервативна. Мало того, что вот уже много лет музыканты исполняют одних и тех же композиторов. Мало того, что выходят они на сцену всегда в строго определенной концертной форме. Мало того, что считают они себя элитой музыкального мира. Они еще требуют от слушателей внимания, достойного поведения и выполнения всех основных правил посещения академических концертов.
Кто раскрутил Альбинони?
Адажио Альбинони - одно из самых известных музыкальных произведений. Именно оно непременно звучит, когда человека провожают в последний путь. Именно оно заставляет сердце слушателей сжиматься и навевает мысли о вечном.
Dreadful Shadows
Свой нелегкий труд по внедрению готической музыки в сознание слушателей "Dreadful shadows" в феврале 1993 года.
Disharmonic Orchestra
Свою брутальную деятельность "Disharmonic orchestra" начали в августе 1987 года. А основали данный проект два австрийца – поюще-рычащий гитарист Патрик Клопф и барабанщик Мартин Месснер.
Диван трон Обломова
Мягкая ткань. Ее бережно ткали женские руки, порхая над ней, как мотыльки. Прочная ткань. Ее делали любя, чтобы она выстояла жизненные невзгоды. Красивая ткань. Ее соткали из самых красивых и добрых ниток. Они поют: «Полюбуйся нами, мы так свежи!»
Анализ стихотворения Пастернака Август
Анализ стихотворения Б. Пастернака «Август». Действие стихотворения представляет собой цепь, состоящую из нескольких взаимообусловленных и последовательных сюжетных событий: пробуждение героя, слезы, сон. Мотив сна является здесь стержневым. Сон в свою очередь определяет четыре мотива-события, чередование которых подчиняются прихотливой логике сна, это мотивы смерти, Преображения, смерти как ритуала, провидческого голоса.
Рецензия на текст Василия Белова про пробуждение природы
Автор: Белов В. Василий Белов – известный талантливый прозаик. Все его рассказы поражают языком и очевидной талантливостью их автора, завораживают пленительной, медвяной чистотой, пахучей вязью истинно народной речи. Они наполнены любовью к родной природе, к русской сельщине, к отчей деревне.
К Чаадаеву
Анализ стихотворения А. С. Пушкина «». К Чаадаеву. Это стихотворение относится к 1818 году, а опубликовано в 1829 без ведома Пушкина, хотя до этого получило известность в рукописных списках. Посвящено Петру Яковлевичу Чаадаеву, одному из друзей Пушкина.
Какие качества больше всего ценит А.Платонов в человеке
Автор: Платонов А.П. А.Платонов ценил и уважал самые хорошие качества человека. В своём рассказе “Песчаная учительница” Платонов описывает характер молодой учительницы Марии Никифоровны. Она была очень настойчива, решительна и всегда добивалась цели. Ещё Мария Никифоровна не отступала от цели и была трудовым человеком.
Анализ стихотворения Тютчева Ф.И. Весенние воды
Анализ стихотворения Тютчева Ф.И. "Весенние воды" Автор: Тютчев Ф.И. Стихотворение «Весенние воды» можно отнести к пейзажной лирике Тютчева. Оно было написано в 1830 году. В этом произведении описывается чудесный период ранней весны, пробуждение природы от зимнего сна, наступление радостных весенних дней
Взаимодействие с аудиторией
Была категории угодности/неугодности Богу. В новое время статус различных сфер коммуникации относительно уровнялся, и к традиционным видам красноречия — политическая, судебная, торжественная, богословская, академическая красноречия, в деловой публицистической.
Законы риторики
ТЕМА: . Закон - связь и взаимозависимость каких-либо явлений действительности; необходимое и устойчивое отношение между явлениями. (С.И.Ожегов.Словарь русского языка – М.: «Русский язык», 1989, с. 210.).
Речевые ситуации
27/02/2010 Речевая ситуация Оратор приспособление аудитория Восприятие, мышление, воображение Для процесса публичной речи актуально: восприятие, мышление, воображение, приспособление.
Вклад в развитие риторики
Вклад в развитие риторики, который внес своим трудом «Воспитание оратора» римский оратор, адвокат и педагог Квинтилиан очень велик. Труд Квинтилиана оказал огромное влияние на гуманистов эпохи Возрождения, создававших на его основе свои руководства по ораторскому искусству. Наряду с Цицероном, другим непревзойденный римским оратором, Квинтилиан долгое время был самым читаемым латинским автором, его книги считались образцом для всех, писавших по-латыни в Новое время.
Цазий, Ульрих
Ульрих Цезе , или Цазий (Ulrich Zдsy, или Zase, латинизированный вариант Huldrichus Zasius; 1461—1535) — немецкий и швейцарский юрист. Цезе родился в 1461 в Констанце. Начав научную деятельность в 1481, взял себе латинизированное имя Цазиус. Был нотариусом и синдиком в Фрейбурге, затем профессором правоведения в Фрейбургском университете.
Великое пробуждение
Великое пробуждение (англ. Great Awakening) — религиозное движение, охватившее Новую Англию во 2-й четверти XVIII века. В континентальной Европе ему соответствует квиетизм, на Британских островах — евангелизм и методизм.
Максимов, Григорий Петрович
Введение 1 Ранние годы 2 Гражданская война в России 3 Эмиграция 4 Библиография Список литературы Введение Григорий Петрович Максимов (псевдоним Гр. Лапоть; 10 ноября 1893, Смоленская область — 16 марта 1950) — анархист, революционер, эмигрант, последний крупный анархистский теоретик России.
Северное Возрождение
План Введение 1 Отличие от итальянского Возрождения 2 Периоды 3 Представители Список литературы Введение Северное Возрождение — термин, использующийся для описания эпохи Возрождения в северной Европе, или более обобщающе — во всей Европе за пределами Италии, к северу от Альп. Северное Возрождение тесно связано с итальянским Возрождением, но имеется ряд характерных отличий.
Итоги Крымской войны
Окончанию Крымской войны радовалась не только вся Европа, но и Америка. На картинке празднование победы в Сан-Франциско! Такого умилительного единства Европейцы не знали долго, да и вспомнили не так давно.
Языковая норма 3
Понятие культуры речи тесно связано с литературным языком. Умение четко и ясно выражать свои мысли, говорить грамотно, умение не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей, владение культурой речи – своеобразная характеристика профессиональной пригодности для людей самых различных профессий: дипломатов, юристов, политиков, преподавателей школ и вузов, работников радио и телевидения, менеджеров, журналистов.
Формирование имиджа политического лидера 2
Формирование имиджа политического лидера 1. Не следует на первых этапах создания образа вводить себя в позицию харизматического политического лидера. Выбирайте состоявшиеся в политической истории образы Героя. Усильте мифологические черты. Но подчеркните временную дистанцию, призовите слушателей и учеников вспомнить незаслуженно забытую героическую историю.
Александр Иванов-Крамской
Александр Михайлович Иванов-Крамской – его имя в Советском Союзе являло собой эталон гитарного мастерства, музыкального вкуса и тонкого понимания музыкальной специфики русского музыкального фольклора для всех любителей гитары.