Валентина Bacильeвна Гepacимeнкo, доктор экономических наук, профессор экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.
Этот статистический метод позволяет прогнозировать основной тренд изменения спроса и его эластичность по цене. Он имеет значение для планирования базовых уровней цен для будущего периода, а также уточнения ценовых расчетов с учетом опыта первоначального периодапродаж. Метод дает укрупненную картину и полезен для понимания общей ценовой чувствительности на данном отраслевом и территориальном рынке.
Данный метод заключается в определении линейного уравнения спроса по двум точкам, т.е. по двум замерам рыночных условий.
Фиксируются два объема продаж и обеспечившие их уровни цен на основании фактических наблюдений.
Ставится задача нахождения линейной функции спроса типа:
q = a + b*P,
где q — объем продаж; Р— цена товара.
Если мы определим вид функции, то сможем вычислять базовую цену для любого объема продаж, предполагаемого для достижения в некотором будущем периоде и рассчитываемого в стратегическом планировании фирмы.
Принципиальное значение имеет выбор периодов наблюдения (замера информации).
Точки замера должны минимально отличаться друг от друга с позиции колебания сезонности продаж, известных краткосрочных колебаний деловой активности, резких изменений издержек, цен и доходов, а также других факторов закономерного или случайного характера, резко повлиявших на цены или объемы продаж одного из периодов.
Имея данные об объемах продаж q и ценах P двух периодов, получаем систему линейных уравнений:
q1 = a + b *P 1
q2 = a + b *P 2
Решив данную систему уравнений, получим искомые параметры, характеризующие величину и эластичность (угол наклона) кривой спроса:
a = (P1*q2 — P2*q1) / (P1 — P2)
b = (q1 — q2) / (P1 — P2)
Пример
Хлебокомбинат, получив данные о продаже своих изделий в одном из районов города, в целях прогнозирования будущей динамики цен выбирает для сравнения два периода текущего года: январь и сентябрь. Обобщив данные об объемах продаж и ценах в эти периоды, он получает следующие результаты:
Месяц |
Цена (руб.) |
Продажи (тыс. шт.) |
Январь |
6 |
500 |
Сентябрь |
7 |
520 |
Полученные данные позволяют рассчитать эластичность спроса и определить уравнение спроса. Это первый шаг наших расчетов.
Эластичность спроса Е, определяемая по упрощенной формуле (к началу периода), равна:
Е = [520 — 500) / 520] / [(7 — 6) / 6] = 0, 04 / 0, 16 = 0, 25
Параметры спроса, исчисленные по формулам, представленным выше, составят:
a = (6 * 520 — 7*500) / (6 — 7) = - 380 / - 1 = 380
b = (500 — 520) / (6 — 7) = - 20 / - 1 = 20
Таким образом, исчисленная на основе фактических данных функция спроса имеет вид:
q = 380 + 20*P
Второй шаг расчетов — необходимо скорректировать полученные данные на влияние инфляции. Очевидно, что это влияние затронуло за рассматриваемый период прежде всего уровень цен. Это значит, что необходимо скорректировать параметр Р2.
Какой показатель выбрать для расчетов влияния инфляции? Очевидно, тот, который наиболее близко отражает динамику уровней цен на рынке сбыта данной продукции. Рассматриваемый нами продукт (хлеб) относится к рынкам розничных продаж потребительских товаров. Поэтому здесь можно использовать индекс потребительских цен за прошедший период. Такие индексы регулярно публикуются Госкомстатом РФ.
За рассматриваемый период индекс цен составил:
Iпотр.цен I-IX= 10% или 1, 1.
Отсюда относительная цена за сентябрь (скорректированная на влияние инфляции) составит:
P*2 = 7 / 1, 1 = 6, 4
Третий шаг расчетов по этому методу — скорректируем объем продаж данных хлебобулочных изделий с учетом внешних (по отношению к данному рынку) факторов, повлиявших на него. Как правило, эти факторы касаются изменения экономической конъюнктуры и вследствие этого — уровней доходов, что повлияло на объем товарооборота.
В нашем случае речь идет о розничном товарообороте, поэтому можно воспользоваться индексом реального (физического) объема розничного товарооборота, который также публикуется Госкомстатом РФ. За рассматриваемый период этот индекс составил:
Iрозн.товарооб. = 107% или 1 , 07.
Тогда относительный спрос (скорректированный на изменение внешнего фактора — общего роста розничного товарооборота) составит:
q*2 = 520 / 1, 07 = 486
Проведя указанную коррекцию данных, уточним теперь функцию спроса, пересчитав ее по новым, скорректированным данным:
Месяц |
Цена (руб.) |
Продажи (тыс. шт.) |
Январь |
6 |
500 |
Сентябрь |
6, 4 |
486 |
Получим:
a = (6 * 486 — 6, 4*500) / (6 — 6, 4) = - 284 / - 0, 4 = 710
b = (500 — 486) / (6 — 6, 4) = - 14 / - 0, 4 = - 35
Таким образом, уточненная функция спроса имеет вид:
q = 720 — 35*P
Как видим, новые и первоначальные данные существенно отличаются.
Соответственно изменяется и показатель ценовой эластичности спроса. Теперь он составит:
Е = [486 — 500) / 500] / [(6, 4 — 6) / 6] = - 0, 42
Итак, мы видим, что для измерения уравнений спроса используются не абсолютные фактические цены, а относительные цены, т.е. цены, скорректированные на воздействие внешних факторов, прежде всего на индекс инфляции.
Другие работы по теме:
Ценообразование на предприятии 5
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ Важным фактором ценообразования является показатель эластичности , который характеризует чувствительность потребителей к изменению цены. Его знание дает маркетинговым службам важную информацию для оценки ценовой политики фирмы. Коэффициента ценовой эластичности (Ер) определяется по формуле:
Влияние потоварного налога на рыночное равновесие
Доклад по экономике. Тема: «Влияние потоварного налога на рыночное равновесие». Необходимость государственного регулирования возникает не только в связи с несовершенством отдельных рынков (отдельные примеры рассмотрены в предыдущем разделе), но и в связи с решением крупных народнохозяйственных задач: борьба с инфляцией, обеспечение полной занятости, совмещение принципов экономической эффективности и социальной справедливости и др.
Методы оценки рыночной стоимости земли
Оценка земли подразделяется на массовую кадастровую оценку земельных участков и рыночную оценку единичного земельного участка. Целью кадастровой оценки является одновременное определение кадастровой стоимости всех земельных участков в границах административно- территориальных образований (областей, районов, городов, поселений и т.п.) по оценочным зонам (оценочным группам почв) на определенную дату.12В НК РФ установлено, что кадастровая стоимость должна стать базой налогообложения земельной собственности.
Взаимодействие спороса и предложения
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ - процесс, порождающий формирование рыночной цены, которая удовлетворяет одновременно и продавца, и покупателя.
Задача по Экономике 2
Задача Проводится исследование спроса на некоторый вид товара. Пробные продажи показали следующую зависимость дневного спроса от цены: Цена у.е. 10 12 14 16 18
Стратегии ценообразования 4
Содержание Содержание 1 Введение 1 Выбор стратегии ценообразования. 2 Метод установления цены товара на основе издержек производства 4 Ценовая стратегия, основанная на издержках. 4
Понятие дефицитной экономики
По определению приведенному в Большого экономического словаря Борисова А.Б. дефицитная экономика определяется как «экономика, в которой наблюдается хронический дефицит товаров в торговой сети». Из-за почти всеобщей дефицитности подавляющего большинства потребительских благ и производственных ресурсов централизованно планируемую экономику часто называют дефицитной экономикой.
Количественная теория полезности
Анализ поведения потребителя на основе количественной и порядковой теории полезности, их общие черты. Принцип убывающей предельной полезности ("первый закон Госсена"). Понятие "полезность" и монополистическая конкуренция. Доводы в пользу и против рекламы.
Экономический анализ
В шпаргалке приводятся следующие разделы: Методика анализа финансовых результатов на базе российской отчетности, Определяем влияние объема продаж (1) (физический объем продаж).
Несколько слов о "Парадоксе" Гиффена
Английский экономист прошлого века Р.Гиффен обратил внимание на то, что во время голода в Ирландии в середине XIX века объем спроса на картофель существенно увеличился при росте цены, что полностью противоречит классической постановке закона спроса.
Проекции на плоскость цена-доход
На первый взгляд взаимозависимость между ценой товара и доходом потребителя абсурдна. Но на самом деле это не так. Ведь цена эта - равновесная, и она является результатом действия механизмов спроса и предложения.
Анализ безубыточности в маркетинговой деятельности
Одним из мощных инструментов решения большого класса маркетинговых задач является анализ безубыточности производства. Посредством такого анализа можно определять точку безубыточности, планировать целевой объем производства.
Как разбить рынок
Сегментация - одна из ключевых составляющих анализа рынка. Только просегментировав рынок, компания может понять то, какой потенциал продаж есть у ее продукции, с кем она будет конкурировать, за счет чего будет конкурентоспособна.
Финансовый план создания стоматологической клиники
Финансовый план. Мы использовали критерии NPV и IRR для оценки эффективности проекта. В качестве ставки дисконтирования применяется ожидаемый уровень доходности собственников, равный 25%. Расчеты показали, что NPV, при ставке дисконтирования 21,5%, составляет 4 миллиона 642 тысячи 407 рубей (при налоговой ставке 20%).
Тесты по финансам
ТЕСТЫ: В отчетном периоде по сравнению с предыдущим наблюдается опережающий темп роста затрат на производство по сравнению с ростом выручки от продаж, данная тенденция свидетельствует:
Анализ соотношения затраты объем производства
Тема 5. прибыль» 5.1.Анализ безубыточности производства и его значение в управленческом учете Анализ безубыточности основан на зависимости м/д доходами от продаж, затратами и прибылью в течение краткосрочного периода. Он явл-ся инструментом планирования и контроля
Роль маркетинга в экономическом развитии страны
России началась дифференциация спроса вследствие индивидуализации желания потребителей. Это выразилось в повышении требований к качеству и уровню обслуживания потребителей. В результате сформировалась наиболее рафинированная концепция маркетинга: превращать потребности покупателей путем их наилучшего удовлетворения в доходы фирмы.
Ценовая дискриминация 4
Ценовая дискриминация Ценовая дискриминация — это способ реализации рыночной власти, заключающийся в продаже блага различным покупателям по разным ценам и направленный на расширение объема продаж и увеличение прибыли за счет перераспределения потребительского излишка в пользу производителя в результате различий в спросе со стороны разных групп потребителей.
Стратегия ценообразования 2
Стратегия ценообразования – это выбор определенной динамики изменения исходной цены товара, максимально соответствующей целям предприятия. В зависимости от стадии жизненного цикла продукции политика цен, в рамках политики маркетинга, так же меняется. Согласно И. Ансоффу, на стадии внедрения нового вида продукции различают четыре стратегии ценовой политике.
Основы маркетинга
Анализ выгодности размещения видеопроката или отдел продажи телефонов и сопутствующих аксессуаров в здании торгового центра. Рассмотрение сценариев изменения рыночной ситуации в случае, если изменились цена реализации, издержки, объем продаж и затраты.
Методология истории
План Введение 1 Методы исторического исследования Список литературы Введение Методология исторической науки (истории) — специальная историческая дисциплина, которая определяет предмет и объект исторической науки, цель научного исторического познания, изучает научный и социальный статус исторической науки, её дисциплинарное строение, разрабатывает теорию исторического познания (включая общефилософские, гносеологические и эпистомологические основы, принципы, уровни, виды и методы исторического познания).
Анализ безубыточности
Графический метод Для определения безубыточного объема продаж также используют и графический метод (рис. ). Рис. График безубыточности По горизонтали показывается объем реализации продукции в процентах от производственной мощности предприятия, или в натуральных единицах (если выпускается один вид продукции), или в денежной оценке (если график строится для нескольких видов продукции), по вертикали- себестоимость проданной продукции и прибыль, которые вместе составляют выручку от реализации.
Ценообразование 6
Ценообразование — установление цен, процесс выбора окончательной цены в зависимости от себестоимости продукции, цен конкурентов, соотношения спроса и предложения и других факторов.