(Между набережными Москвы-реки и Знаменкой)
Район, примыкающий к Пречистенской и Кремлевской набережным Москвы-реки, пересекает улица Волхонка - одна из основных радиальных улиц. Еще на "Петровом" плане конца XVI в. показан Государев конюшенный двор, к которому вела эта улица от Кремля. Далее она переходила в Пречистенку, направлявшуюся к Новодевичьему монастырю.
Переулки между Волхонкой и набережными сохранили старые московские названия - Ленивка и Лебяжий. Ленивка, правда, именуется улицей, но она больше похожа на иной переулок - длиной всего 120м., да и сейчас не очень-то оживленная. Раньше по ней непрерывно двигались люди, подводы, извозчичьи пролетки, так как на Ленивку выходил старинный Большой Каменный мост, ведший в Замоскворечье. После того как в 1938 г. был построен новый мост, основное движение пошло по теперешней Манежной улице, а Ленивка превратилась в спокойную улицу, до некоторой степени оправдывающую свое имя. Оно произошло от небольшого рынка, находившегося поблизости: церковь Иоанна Предтечи, стоявшая на месте дома № 10 по Волхонке, носила название "что у Ленивого Торжка". Возможно также, что сам торжок назывался по Ленивому вражку, по которому протекала небольшая речка Ленивка, впадавшая в Неглинную. В нижнем течении Неглинная была запружена, на пруду разводились лебеди, отчего он был назван Лебяжьим, и переулок, шедший от Ленивки к пруду, стал также называться Лебяжьим.
Иногда Волхонку именовали Ленивкой (это бывало и в середине XIX в.), а нынешняя улица Ленивка носила название либо "проезд к Каменному мосту", либо "Всехсвятская", по воротам стены Белого города, у которых находилась церковь Всех Святых.
В XVII в. всю нечетную часть нынешней Ленивки (так же как и современные участки № 11и13 по Волхонке) занимала большая усадьба Прасковьи Федоровны Дорошенко, урожденной Пушкиной, дочери стольника, казненного при Петре 1, и жены А. П. Дорошенко, сына гетмана Украины. В 40 - 70 гг. XVIII в. усадьбой владел генерал-поручик В. В. Нарышкин. При нем на углу с Волхонкой стояли каменные палаты, замененные в 1779 г. зданием, построенным его вдовой: при возведении современного строения была обнаружена медная закладная доска с гербом Нарышкиных и Паниных со следующей надписью: "сие здание заложено в царствование Екатерины Вторыя попечением генерала и кавалера боярина Василия Васильевича Нарышкина вдовствующия вторыя его супруги Анны Ивановны Нарышкиной, урожденной Паниной в лето от Рождества Христова 1779 маия 20 дня. Архитектор при строении был Елезвой Семенов сын Назаров, первый каменьщик крестьянин ея села Спасского Макар Мелехин и протчия каменьщики того же села с заплатою как бы посто-ронния".
К началу XIX в. южная часть (Ленивка, № 1) стала принадлежать действительному статскому советнику И. Н. Ефимовичу, женатому на племяннице В. В. Нарышкина, а позднее надворному советнику Г. П. Оболонскому. При нем на углу с Кремлевской набережной стояло трехэтажное каменное, богато декорированное здание с оригинальным оформлением угловой ротонды - наверху ее была помещена беседка, крыша которой поддерживалась несколькими кариатидами.
Другая, северная часть (Ленивка, № 3) бывшей нарышкинской усадьбы перешла к женатому на другой племяннице В. В. Нарышкина Алексею Федоровичу Грибоедову, дяде А. С. Грибоедова, одному из прототипов Фамусова в "Горе от ума". В 1806 г. этой частью стал владеть купец А. М. Зимулин, у которого в небольшом двухэтажном доме на Волхонке (№ 11)в 1825 - 1832 гг. снимал квартиру известный московский живописец В: А. Тропинин. Здесь он написал знаменитый портрет А. С. Пушкина, хранящийся теперь в Третьяковской галерее. С 1833 по 1856 г. Тропинин жил в той же усадьбе, но в другом строении (по Ленивке, № 3). В его мастерской побывали чуть ли не все российские живописцы. По приезде из Италии часто приходил Карл Брюллов в блеске славы первого художника России после картины "Последний день Помпеи". По воспоминаниям скульптора Н. А. Рамазанова, много раз бывавшего здесь, только "собственные произведения Василия Андреевича, повешенные без рам на стенах, составляли всю роскошь квартиры и вместе мастерской, в которой постоянно господствовали простота, тишина и уважение к труду". У окна квартиры художника в 1844 г. был написан его автопортрет с видом на кремлевские башни.
В 1830-х гг. весь этот участок перешел к жене важного чиновника, попечителя Московского учебного округа тайного советника А. А. Писарева. Его супруга задолжала большие суммы некоему X. Д. Спиридонову (он вымогал у нее подарки в обмен за отсрочки векселей) и была вынуждена продать и этот дом и подмосковное имение Люблино. Следующая владелица выстроила в 1879 гг. по проекту архитектора М. И. Никифорова существующее здание на углу Волхонки и Ленивки.
Напротив, на другом углу Волхонки (№ 7) пробили проход для пешеходов вместо первого этажа дома, выстроенного в 1904 г. архитектором Н. Г. Лазаревым. Далее на Ленивке выходит за красную линию улицы, делая здесь узким тротуар, двухэтажное здание (№ 4) со скромным пилястровым портиком и междуэтажной тягой. Это старинные палаты в усадьбе, план которой был снят в 1764 г. Однако очень вероятно, что они значительно старше. Нынешний фасад палаты получили в 1845 г., когда с левой стороны была сделана пристройка. В 80-х гг. прошлого века весь участок принадлежал Герасиму Хлудову, владельцу дома в Театральном проезде, где были построены роскошные бани; здесь же, в центре двора бывшей дворянской усадьбы, установили водокачку, доставлявшую воду из Москвы-реки по специальному водоводу к "Китайским баням", как тогда назывались нынешние Центральные бани.
Другие работы по теме:
Солженицын а. и. - Комплексный анализ произведения
В произведении "Матренин двор" Александр Исаевич Солженицын описывает жизнь трудолюбивой, умной, но очень одинокой женщины - Матрёны, которую никто не понимал и не ценил, но всякий пытался воспользоваться её трудолюбием и отзывчивостью.
Цветной бульвар
(до 1851 года - Трубный бульвар), между Бульварным и Садовым кольцом, на севере центра Москвы. Возник в 1830 - х годах, после заключения р. Неглинной в подземный коллектор.
Русь уходящая
Автор: Есенин С.А. Мы многое еще не сознаем, Питомцы ленинской победы, И песни новые По-старому поем, Как нас учили бабушки и деды. Друзья! Друзья! Какой раскол в стране,
На пруду
Сочинение-описание природы Сразу за селом, в окружении густого сосняка, раскинулся пруд. Он небольшой, но чрезвычайно чистый и прохладный. Когда светит солнце, в нем отражаются тысячи солнечных блесток, прям, слепят глаза. Одинокие вербы, которые стоят вблизи, купают свои длинные жёлто-зеленоватые коси в кристальной воде.
Основные проблемы любви в повести Карамзина Бедная Лиза
Основные проблемы любви в повести Карамзина 8220 Бедная Лиза 8221 Немалым успехом у читателей начала прошлого века пользовалась повесть Карамзина “Бедная Лиза”, которая оказала существенное воздействие на становление и развитие новой русской литературы. Сюжет этой повести очень простой: он сводится к грустной истории любви бедной крестьянской девушки Лизы и состоятельного молодого дворянина Эраста.
Живет повсюду красота
Автор: Сочинения на свободную тему Во все времена люди задумывались о красоте. А что такое красота? Это может быть привлекательная внешность, красивые дома, прекрасная природа, большая душа человека. Я думаю, чтобы увидеть красоту, совсем необязательно куда-то идти или ехать.
А.И. Солженицын Матренин двор
В произведении “Матренин двор” Александр Исаевич Солженицын описывает жизнь трудолюбивой, умной, но очень одинокой женщины — Матрены, которую никто не понимал и не ценил, но всякий пытался воспользоваться ее трудолюбием и отзывчивостью.
Картина Саврасова Грачи прилетели
Автор: Разное Эта картина вызывает особое, задушевное впечатление. Чем дольше смотришь на нее, тем больше проникаешься любовью чистоте природы. Перед нами скромный сельский пейзаж. На переднем плане, на ноздреватом снегу выстроились в ряд покривившиеся березки. На их голых ветвях расположилось множество грачиных гнезд, вокруг суетятся сами хозяева этих своеобразных птичьих домишек.
Идейно-художественное своеобразие Повестей Белкина
Автор: Пушкин А.С. «Повести Белкина» задуманы как пародия на каноны романтической литературы. Пушкин берет расхожие сюжетные романтические штампы и «переворачивает» их. Конфликт в «Стационарном смотрители» нарочито банален. Военный заезжает на постоянный двор, соблазняет дочку станционного смотрителя и увозит с собой.
Прятки
Автор: Носов Николай. Витя и Славик соседи. Они всегда ходят друг к другу в гости. Однажды они начали играть в прятки. Первым прятался Витя. Он три раза подряд прятался и Славик его все время находил, но Витя все время находил отговорки, что Славик не сам нашел: то Витя плохо спрятался под кроватью, то Сам выглянул из будки Бобика, то Бобик его нашел.
Толстой Большая печка
Лев Николаевич Толстой Большая печка Толстой Лев Николаевич Большая печка Лев Николаевич Толстой Большая печка У одного человека был большой дом, а в доме была большая печь; а семья у этого человека была небольшая : только сам да жена.
Творчество Александра Межирова
Александр Межиров родился в 1924 гсду. Дом, в котором он родился и вырос, теперь стоит на берегу Москва-реки, окнами на кремлевскую набережную и Лебяжий переулок. Отец поэта — юрист по профессии, был всесторонне образованным человеком.
Повести Муму и Постоялый двор.
Автор: Тургенев И.С. Как ни восхищен Тургенев поэтической мощью и нравственной чистотой России на родной, он замечает, тем не менее, что века крепостной неволи отучили народ чувствовать. себя хозяином родной земли, гражданином. Эта мысль особенно ярко проявилась в повестях «Муму» и «Постоялый двор».
Анализ рассказа А.И.Солженицына Матрёнин двор.
Автор: Солженицын А.И. Матрёна Васильевна - главная героиня рассказа А.И.Солженицына «Матренин двор». Ей было около шестидесяти лет. Жила она в деревне Тальново, которая находилась недалеко от торфоразработки.
Манилов и Чичиков.
Автор: Гоголь Н.В. Обратим внимание, что в «мертвые души» помещиков Чичиков всматривается как в кривое зеркало. Эти люди представляют доведенные до крайности и перехлеста частицы его собственной души. Именно потому с каждым из них он находит общий язык, за исключением, пожалуй, одного Ноздрева.
Тузигут
Тузигут располагается: США, Аризона, площадь достигает 3,24 кв. км Национальный памятник Тузигут (англ. Tuzigoot National Monument) — руины 2-3 этажных сооружений древних пуэбло (анасази) на вершине песчанико-известняковой скалы к востоку от города Кларкдейл в штате Аризона на высоте 36 метров над долиной реки Верде.
Ованес-Сенекерим
(год. рожд. неизв. — 1003) – царь Парисоса (Северный Арцах, горный Утик) примерно с 958 г. Сын Саака Севады. От последнего получил в наследство область Парнес (Парисос), основав Парисосское княжество,[1] которое официально признали представитель императора Византии Давид Магистр и персидский двор.
Конюшенный приказ
возник в первой половине XVI века. «Конюшенная изба» впервые упоминается в 1548 году, термин «Конюшенный приказ» применяется с 1573 года. Конюшенные дьяки впервые упоминаются в разрадных записках в 1553 году.
Куртя-Веке
Ку́ртя-Ве́ке (рум. Curtea Veche — Старый двор), или Княжеский двор (рум. Curtea Domnească din Bucureşti) — ансамбль построек, относящихся к дворцу правителей Валахии и Румынии. Включает в себя также церковь Куртя-Веке — храм Св. Антона (hramul Sf. Anton) и двор Ханул-луй-Манук (Hanul lui Manuc).
Святой Николай ботик
Введение 1 История до Революции 2 История после Революции Введение «Святой Николай» — деревянный ботик Петра I, сохранившийся до наших дней в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге. Известен как «дедушка русского флота».
Гриневицкий, Игнатий Иоахимович
Игна́тий Иоахи́мович Аки́мович Гриневи́цкий (1856, имение Басин, Минская губерния — 1 (13) марта 1881, Санкт-Петербург) — российский революционер белорусского происхождения, член «Народной воли», один из первомартовцев. Непосредственный убийца императора Александра II.
Приказ Большой казны
Неволин относит учреждение его ко времени Иоанна III, хотя достоверно известно его существование только в царствование Иоанна IV. Ведал его тот же боярин, что и стрелецкий приказ, с ним были в товарищах думный дворянин и 2—3 дьяка.
Каменев, Лев Львович
Лев Льво́вич Ка́менев (1834, по другим сведениям 1833, г. Рыльск Курской губернии — 14 (26) января 1886, Саввинская слобода Московской губернии) — русский живописец-пейзажист.
Взятие Бастилии
«Взятие Бастилии 14 июля 1789» художника Жан-Пьера Уэля (Jean-Pierre Houлl) станция метро Бастилия Взятие Бастилии (фр. Prise de la Bastille) — один из центральных эпизодов Великой французской революции, штурм крепости-тюрьмы Бастилия 14 июля 1789 года.
Контрольная работа по Информатике 7
Науменко Ирина Владимировна, МБ – 06, 31.08.11 Содержание Задание 1……………………………………………………………..3 Задание 2……………………………………………………………..4 Задание 3……………………………………………………………..6
Двор чудес
(фр. La Cour des Miracles) — в Средние века название нескольких парижских кварталов, заселённых нищими, бродягами, публичными женщинами, монахами-расстригами и поэтами.
Стеклянный ангел
Самая красивая из всех "стеклянных" рыбок - стеклянный ангел, известный в науке под названием Gymnochanda filamentosa. Эту рыбку трудно содержать в неволе и поэтому она бывает в продаже очень редко.
Бобр
Бобр — очень интересный зверь. Только он умеет строить на речках и ручьях настоящие плотины, прокладывать в лесу настоящие каналы.
Межиров А.П.
Межиров Александр Петрович (р. 1923), поэт, переводчик. Родился 26 сентября в Москве в семье юриста (второе образование отца - медик). Семья уделяла большое внимание воспитанию и образованию сына.
Василий Петрович Стасов
Стасов, Василий Петрович (1769–1848), русский архитектор, один из основоположников русского ампира.