Асп. Лукомская А. В.
Московский архитектурный институт
Приведены некоторые исторические данные по градостроительному формированию Владикавказа и своеобразной планировке старых квадратов города.
Градостроительное формирование Владикавказа происходило, в основном, в XIX веке. Военная крепость Владикавказ превратилась в гражданское поселение. На этом этапе закладывается не только планировочная структура города, но и формируется своеобразная архитектурная среда, отличающая его от других городов. «Архитектурная среда есть то самое, что, в первую очередь, визуально воспринимается в городе - это художественная организация пространства, составленная из цепочки исторически сложившихся индивидуальных характеристик» - говорил выдающийся австрийский архитектор Камилло Зитте.
На своеобразие Владикавказа повлияло его географическое расположение. Город простирается на равнине по обеим сторонам реки Терек, являющейся натуральной осью города. Участок равнины, на которой расположен Владикавказ, обнесен с южной стороны цепочкой гор, образующих великолепный пейзаж, служащий фоном городской застройки.
Военная крепость Владикавказ была основана в мае 1784 г. по предписанию генерал-поручика Потемкина П. С., а в следующем году по указу Екатерины II от 9 мая 1785 г. там была построена первая православная церковь. Однако в связи с осложнением военной и политической обстановки на Кавказе, по приказу того же Потемкина в 1788 г. крепость была упразднена, предана огню, ее сравняли с землей. К восстановлению крепости приступили в 1795г., так как возникла необходимость сделать безопасной Военно-Грузинскую дорогу.
Застройка Владикавказа происходила по традиционному сценарию. Военная крепость, имеющая конкретные границы и привязанная к определенному генеральному плану, стала обрастать, зачастую случайными гражданскими постройками. В 1805 г. начинается заселение осетин у крепости, образовавших аул, вошедший затем в состав города. Крепость разрастается, неоднократно меняя свои границы, тем самым превращаясь в город. Уже в начале XIX в. во Владикавказ командируют гражданских инженеров для контроля за застройкой нового города. Они разрабатывают грамотные генеральные планы застройки Владикавказа, проекты зданий, строящихся в кварталах центральной части города. С 1808 г. начинается широкое гражданское строительство, что было связано с развитием культуры и торговли. В 1858 г. крепость обносят каменной стеной с бойницами и башнями, а 31 марта 1860 г. крепость указом Правительствующего сената преобразована в город.
Застройка многих центральных улиц Базарной (Джанаева), Графской (Некрасова), Московской (Кирова), Евдокимовской (Горького), Сергиевской (Тамаева), Лорис-Меликовской (Ленина), Александровского проспекта (проспект Мира) происходит по проектам талантливых русских архитекторов (гражданских инженеров) - Грозмани, Шмидта, Ковалева, Привалова, Богданова и др. В городе устраивают площади, бульвары, общественные сады. В 1868 г. начинается строительство первого театра, возводятся многие культурно-просветительские здания - классическая гимназия, духовное училище, женское епархиальное училище, областной музей, синематограф «Свет Рима» на Александровском проспекте («Комсомолец»), кинотеатр «Гигант» («Родина») и многое другое.
Формирование Владикавказа как крепости на начальном этапе повлияло на плотность застройки. Центральная часть города застроена домами, фасады которых плотно примыкают друг к другу, образуя сплошную цепочку. Подобная застройка характерна для европейских городов, где существовал постоянный дефицит земли. Важная особенность Владикавказа, не характерная для других городов этого региона, – регулярная планировка. Строго перпендикулярное расположение улиц формирует особый стиль застройки. Четкая красная линия прослеживается в расположении почти всех исторических зданий города. Для Владикавказа был характерен определенный архитектурный масштаб, очень приближенный к человеческому восприятию. Плотная цепочка 2-3-х этажных фасадов зданий проходила по обеим сторонам прямых кварталов, образующих правильную сеть улиц.
В настоящее время разрастающийся город диктует свои условия. Но появляющиеся в старых кварталах города современные здания не должны контрастировать с исторической застройкой, но они зачастую разрушают структуру старого города, нарушая тем самым его своеобразие.
Бессмысленно слепо переносить формы старой архитектуры на новые здания. Необходимо находить опору в культурных ценностях прошлого, используя древние традиции, так как невозможен простой переход из начала века в его конец без нарушения гармонии.
Другие работы по теме:
Своеобразие этики Корана
Отсутствие в Коране этики в европейском смысле. Замена справедливого возмездия материальным вознаграждением. Нравственные нормы в их слитности с другими формами регуляции межчеловеческих отношений, религиозным ритуалом и юридическим законодательством.
Особняки Старого Владикавказа
Представлены наиболее яркие по своему архитектурному содержанию 7 особняков старого Владикавказа, расположенных в центральной части города – на Пр. Мира и прилагающих к нему улицам (в историческом центре Владикавказа).
Своеобразие языка в рассказе Левша
Своеобразие языка в рассказе 8220 Левша 8221 Рассказ Н.С. Лескова “Левша” – это особое произведение. Его замысел возник у автора на основе народной прибаутки о том, как “англичане из стали блоху сделали, а наши туляки ее подковали да назад отослали”. Таким образом, рассказ изначально предполагал близость к фольклору не только по содержанию, но и по манере повествования.
Тема предназначения поэта и поэзии в лирике Цветаевой
Марина Цветаева по-особому определяет своеобразие лирического героя, говоря о его биографической сущности. Она считает, что каждое поэтическое стихотворение – отражение собственной жизни, индивидуального взгляда на мир, поэтому в ее стихах так много перекличек со своей судьбой, поэтому предназначение поэта Цветаева видит в первую очередь в выражении собственных позиций.
Идейное и художественное своеобразие Песен М.Горького
Идейное и художественное своеобразие "Песен" М.Горького Автор: Горький М. В "Песне о Соколе" и "Песне о Буревестнике" в аллегорической форме Горький передал революционные, бунтарские настроения, охватившие передовую часть русского общества накануне революции 1905 года.
Художественное своеобразие рассказа.
Автор: Бунин И.А. И.А.Бунин «Лапти» Сочинение Художественное своеобразие рассказа. В рассказе «Лапти» автор заставляет меня воспринимать мир зрением, слухом, мгновенно окуная в то пространство, где произошла эта история. Стихия жизни, её многообразие сравнивается со стихией природы и неизвестностью завтрашнего дня.
Идейно-художественное своеобразие Повестей Белкина
Автор: Пушкин А.С. «Повести Белкина» задуманы как пародия на каноны романтической литературы. Пушкин берет расхожие сюжетные романтические штампы и «переворачивает» их. Конфликт в «Стационарном смотрители» нарочито банален. Военный заезжает на постоянный двор, соблазняет дочку станционного смотрителя и увозит с собой.
Художественное своеобразие поэмы Кому на Руси жить хорошо
Автор: Некрасов Н.А. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” занимает центральное место в творчестве Некрасова. Она стала своеобразным художественным итогом более чем тридцатилетней работы автора. Все мотивы лирики Некрасова развиты в поэме, заново осмыслены все волновавшие его проблемы, использованы высшие его художественные достижения.
Билеты по литературе (2 курс 2 семестр, 2004г.)
Билеты по литературе 2 курс 2 семестр Основные мотивы стихов о Прекрасной Даме Бальмонт и символизм Поэтика символического романа («Петербург») Общая характеристика литературных направлений и течений начала ХХ века
Босяки — герои или жертвы?
Горький не только показал жертв несправедливого общественного строя, но глубоко проник в их психологию, раскрыл индивидуальное своеобразие личности каждого, даже самого забитого человека.
Почему Мцыри бежал из монастыря
Автор: Лермонтов М.Ю. Поэтический мир Лермонтова богат и разнообразен. В нем и боярин Орша, и купец Калашников, и мятежный борец Мцыри. «Любимый идеал» поэта близок личности самого Лермонтова, лирическому герою его поэзии. Лермонтову, как и Мцыри, свойственны «пламенная страсть» к свободе, стремление к действию.
Анализ стихотворения Державина Памятник
Автор: Державин Г.Р. Непонимание истинной сущности и новизны державинской поэзии большинством публики определили желание поэта самому сформулировать программное своеобразие своих од. В 1795 году, следуя примеру Горация, он пишет стихотворение «Памятник,», в котором так определяет свое право на бессмертие:
Взаимоотношение культурологии co смежными науками
Особенности культурологии как науки более понятны при рассмотрении ее взаимоотношений со смежными науками историей культуры, философий культуры, социологией культуры культурной и социальной антропологией.
Последний из могикан
(англ. The Last of the Mohicans) — исторический роман американского писателя Джеймса Фенимора Купера, впервые опубликованный в 1826 году. Является второй книгой в пенталогии о Кожаном Чулке (как по дате публикации, так и по хронологии эпопеи), в которой Купер повествует о жизни на американском фронтире и одним из первых изображает своеобразие духовного мира и обычаев американских индейцев.
Белов, Григорий Акинфович
План Введение 1 Биография 2 Признание и награды 3 Творчество 3.1 Роли в театре 3.2 Фильмография Список литературы Введение Григорий Акинфович Белов (6 (18) декабря 1895, Вахонькино, Новгородская губерния — 13 сентября 1965, Ярославль) — советский актёр театра и кино, Народный артист СССР (1956)[1], лауреат Сталинской премии.
Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы
Коми́ссия о ка́менном строе́нии Санктпетербу́рга и Москвы́ [1] — государственное учреждение в Российской империи, занимавшееся вопросами планировки и застройки столиц и др. городов. Образована 11 декабря 1762 года, находилась в ведении Сената. Первоначально называлась «Комиссией для устройства городов Санктпетербурга и Москвы»[1] и предназначалась для определения границ Санкт-Петербурга и его предместий.
Билеты по литературе 2 курс 2 семестр 2004г
Билеты по литературе 2 курс 2 семестр Основные мотивы стихов о Прекрасной Даме Бальмонт и символизм Поэтика символического романа («Петербург») Общая характеристика литературных направлений и течений начала ХХ века
Владикавказ
Введение 1 Физико-географическая характеристика 1.1 Географическое положение 1.2 Климат 1.3 Часовой пояс 1.4 Экология 2 Название 3 История 3.1 Российская империя
Владикавказ
Владикавказ (осет. Дзауджикау), столица Северной Осетии, в 1923 км к югу-востоку от Москвы. Расположена на Северном Кавказе, по обоим берегам р. Терек, на Осетинской наклонной равнине.