Наталья Бондарева
От бывшей усадьбы в Уборах (в прошлом у соснового бора, отсюда и название), что между селом Успенским и Петрово – Дальним, сохранилась Спасская церковь, и остатки парка с прудами. Архивные документы говорят, что уже в XVII столетии здесь существовало имение с хорошо налаженным хозяйством. «Раскопками дореволюционного времени установлено, что возведённые хоромы имели печи, украшенные цветными изразцами», но теперь их бывшее месторасположение не укажут даже старожилы.
Уборы - древнее подмосковное село. Оно упоминается с 1610 г. как вотчина стольника Ивана Петровича Шереметева. В 1673 г. здесь строится первая церковь Спаса Нерукотворного Образа - деревянная. Строительством руководил потомок И.П. Шереметева - Пётр Васильевич, именовавшийся в актах Шереметевым-Меньшим.
Под конец жизни Шереметев вместо обветшавшей деревянной церкви пожелал поставить каменный храм. Строить церковь (1693 г.) подрядился Яков Бухвостов с товарищами Мишкой Тимофеевым и Митрошкой Семёновым, с обязательством закончить работу в 1695 г. Занятый одновременно в Уборах и на возведении собора в Рязани, Бухвостов не смог в назначенный срок поставить церковь в вотчине Шереметева. Боярин в 1695 г. подал на него жалобу в Приказ каменных дел о привлечении зодчего к ответу. Пристав, посланный в Рязань, вернулся ни с чем, так как «поймать себя он, Якунка, не дал и от них, посыльных людей, ушёл». Яков Бухвостов явился сам к Шереметеву и заключил с ним новое соглашение, по которому обязался завершить храм не позднее 1696 г., но и нового обязательства крепостной архитектор также не выполнил. По вторичной жалобе боярина в Уборы прибыли каменных дел подмастерье и подъячий; узнав об этом и «видя свою неправоту», Яшка Григорьев Бухвостов скрылся. Только после продолжительных поисков архитектор был пойман «и посажен в колодничью палату за решётку». На допросе он объяснил, что во время его работы в Уборах там не было Шереметева, а строить дальше «без его боярского указу» он не мог, и поэтому уехал в Рязань на сооружение собора; там у него произошла какая-то «поруха» в строительстве, и рязанский митрополит «посадил его в железа», в следствии чего возвратиться в Подмосковье он не мог». Приговор Приказа каменных дел гласит: «Его, Янку, бить кнутом нещадно и каменное дело ему доделать». Но, заинтересованный в скорейшем окончании строительства, Шереметев сам просил об освобождении Бухвостова от наказания, и в 1697 г. постройка церкви в Уборах была завершена.
Спасский храм в Уборах, принадлежащий стилю московского барокко - шедевр древнерусского искусства. Взгляните на его стройный ярусный стан «под звоном», буквально увитый декором - он вызывает восхищение.
Двусветный четверик с пониженными полукружиями притворов и алтаря имеет безукоризненный по рисунку лепестковый план. Четырёхгранник основания несёт убывающие по размеру восьмерики. Композицию здания завершает миниатюрная глава (начала XIX столетия), усеянная золотыми звёздами. Пирамидальный объём храма поставлен на высокий стилобат, повторяющий волнообразный план здания, и превращённый в круговую галерею – гульбище с двумя лестницами-всходами.
Безупречные пропорции церкви дополняет роскошное, феерическое декоративное убранство. Глиптография, [глиптика, резьба по камню] достигающая во втором ярусе кружевной ажурности вовсе не аппликативна или статична, она носит необыкновенно объёмный, сочный и темпераментный характер. Резной белый камень здесь настолько пластичен, что поначалу представляется лепниной, скульптурно выступающей на гладкой терракотовой поверхности стен.
Декор здания пронизан западными барочными традициями, спаянными с национальными декоративными приёмами. Совсем по европейски выглядят барельефные заполнения парапетов мотивами изобилия с заморскими цветами, виноградными гроздьями и лопнувшими плодами гранатов. Несомненно русские – висячие гирьки в арках звона и резные гребешки.
Стволы колонок, отделённые от плоскости стен, утратили свою привычную простоту и ровность. Их тело изрезано вогнутыми листьями, рассечено желобками, и оплетено гирляндами. Капители колонок неординарны по своему художественному образу, они сочетают листья аканта и нежные гелики, а так же головки херувимов (в порталах), дополненные растительными элементами. Наличники окон и обрамления порталов с разорванными фигурными очельями, украшенные крупными завитками и раковинами необычайно эффектны.
Вот уже 300 лет Спасская церковь, стоящая вдалеке от оживлённых дорог, будто жемчужина на зелёном бархате лугов, радует глаз. Жаль только, что всё ближе храм обступают особняки, заслоняя собой вид на уникальный памятник архитектуры.
У подножия храма сохраняются остатки старинного кладбища, есть интересные надгробия. Здесь покоится семейство священников Добролюбовых, посвятивших свою жизнь служению Господу в этом храме.
Храм передан общине верующих и действует.
Список литературы
Материалы (альбомы А.А. Пузатикова) историко-краеведческого музея г. Одинцово.
Памятники архитектуры Московской области в.1-3, М., 1999 г.
Памятники архитектуры Московской области т. I-II, М., 1975 г.
М. Ильин Подмосковье, М., 1974 г.
А.Б. Чижков «Подмосковные усадьбы сегодня» М., 2002 г.
Памятники Отечества в.32 А. Греч «Венок усадьбам», М., 1995 г.
С.Н. Боровкова Заповедная звенигородская земля М., 1982
Одинцовская земля. Серия «Энциклопедия сёл и деревень Подмосковья» М., 1994
Проф. С.В. Безсонов «Крепостные архитекторы» М., 1938 г.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта odintsovo
Другие работы по теме:
Потребительская корзина 2
Потребительская корзина Потребительская корзина — набор товаров и услуг, необходимых для удовлетворения первоочередных потребностей человека за год, в среднем.
Динамика показателей экономической деятельности предприятий
Анализ структуры имущества предприятия в отношении оборотных и внеоборотных активов. Оценка изменения объемов продаж товара. Динамика роста средней заработной платы работников. Анализ выполнения договора поставки молока. Динамика роста валовой продукции.
Обрезание
В Египте. Обрезание у семитов. Фригийский колпак. Чехол для пениса.
Охотный ряд
На Свердловскую площадь слева выходит Охотный ряд, начинавшийся в старину двумя кабаками - Стеклянным и Петровским. На площади Охотного ряда еще с XVI века обосновался Птичий ряд, снабжавший москвичей дичью.
Товароведение
1. Ассортимент изделий швейной промышленности Ассортимент швейных изделий отличается большим разнообразием изделий по назначению, видам, фасонам, применяемым материалам, размерным показателям и т.д.
Управление качеством непродовольственных товаров
Качество товаров: термины, требования. Факторы формирующие и сохраняющие качество товаров. Классификация и характеристика фарфорофаянсовых изделий. Факторы, формирующие ассортимент пушно-меховых изделий. Управление качеством керамических товаров.
Забытое искусство (о бисере)
Искусство изготовления украшений из мелких бус, бисера и стекляруса — низание — один из очень интересных, но малоизвестных видов народного творчества.
Казахская национальная одежда
имеет многовековую историю, отражает национальный опыт трудовой деятельности На протяжении веков казахская национальная одежда отличалась простотой и рациональностью. Для нее были характерны общность форм для всех слоев населения, но с определенной социальной и возрастной регламентацией. Нарядность одежде придавали отделка мехом, вышивкой, украшения.
Ритуал переодевания
Происхождение платья. Мужчины и платье. Мантии ученых. Старики и женская одежда.
Бисероплетение
История бисера уходит в далекое прошлое. Великолепный по своим декоративным качествам материал привлекал внимание мастеров с незапамятных времен.
А. Вельтман. Странник
Литературное путешествие по своей природе двупланово: это и реальное путешествие, и путешествие воображения (воспоминания, рассуждения и т. п.). С одной стороны, материал романа — действительное путешествие офицера А. Вельтмана по Бессарабии.
Чувашский национальный костюм
Большой жизненной силой обладают национальные традиции в одежде. Путем сравнительного анализа отдельных частей одежды и украшений наши этнографы пришли к выводу, что чуваши лучше всех сохранили древний стиль одежды. До середины XIX века у чувашей применялись преимущественно ткани домашнего производства.
Костюм майя
Введение 1 Идеал красоты 2 Ткани 3 Одежда 4 Обувь 5 Причёски и головные уборы 6 Украшения 7 Косметика 8 Современный костюм Список литературы Введение Майя — первый цивилизованный индейский народ, с которым в 1502 г. столкнулись в Центральной Америке испанские конкистадоры.
Арселе
Введение 1 Головной убор знаменитых королев 2 Интересный факт Введение Арселе́ (фр. arcelet) — женский головной убор 1510 — 1600 гг. Представлял собой металлический ювелирной работы каркас в форме сердца (или в форме подковы), надеваемый на плотный чепец. В Англии арселе получил название френч худ (англ. french hood).
Виталийские братья
витальеры виталийцы (швед. fetaliebrцder, vitalianer, vitaliebrцder, нем. Vitalienbrьder) — средневековые пираты, которые в конце XIV в. — первой половине XV в. активно действовали в Балтийском и Северном морях.
Ремохадас
Введение 1 Статуэтки 1.1 «Улыбающиеся» Список литературы Введение Ремохадас, исп. Remojadas — археологический памятник в Мексике, относящийся к Классической культуре Веракрус, однако отличающийся собственным своеобразным стилем, существовавшим с I по VIII век н. э. Памятник остаётся малоисследованным со времени первых археологических раскопок, которые провёл мексиканец Альфонсо Медельин Сениль (es:Alfonso Medellin Zenil) в 1949—1950 гг.
Узбекский национальный костюм
План Введение 1 Мужская одежда 1.1 Верхняя одежда 1.2 Головные уборы 1.3 Обувь 1.4 Галерея 2 Женская одежда 2.1 Верхняя одежда 2.2 Головные уборы 2.3 Обувь
Азербайджанский национальный костюм
План Введение 1 Мужская одежда 1.1 Верхняя одежда 1.2 Головные уборы 1.3 Обувь 1.3.1 Галерея 2 Женская одежда 2.1 Верхняя одежда 2.2 Головные уборы 2.3 Обувь
Белорусский национальный костюм
План Введение 1 История костюма 2 Локальные разновидности 3 Мужской костюм 3.1 Повседневная одежда 3.2 Верхняя одежда 3.3 Головные уборы 3.4 Обувь 4 Женский костюм
Эпиольмеки
План Введение 1 Эпиольмекская культура в контексте 2 Эпиольмекское скульптурное искусство 2.1 Письменность и календарь 2.2 Сюжеты 3 Окончательное преобразование
Русский национальный костюм
План Введение 1 Мужская одежда 1.1 Верхняя одежда 1.2 Головные уборы 2 Женская одежда 2.1 Верхняя одежда 2.2 Головные уборы 3 Обувь 4 Ткани 5 Цвета одежды
Парагвай
Новая история Парагвая началась в 1525 году, когда в поисках несметных сокровищ, спрятанных индейцами, и загадочной, так до сих пор и ненайденной мифической Серебряной горы.
Лакцы
Лакцы, лак (самоназв.), народ в Росийской Федерации. Живут в центральной части Нагорного Дагестана (Лакский и Кулинский районы).
Карачаевцы
Коренное население Карачая в России. Численность свыше 150 тыс. человек, из них 129 тыс. в России. Живут также в Средней Азии, Казахстане, Турции, Сирии, США. Говорят на карачаево - балкарском языке тюркской группы алтайской семьи.
Марийцы
Cамоназвание мари, марий ("человек", "мужчина"), внешнее название черемисы. Живут в Республике Марий Эл (автономия с 1929 г.), а также в Татарстане, Удмуртии, Башкортостане, Кировской, Свердловской и Пермской областях.
Кайтагцы
Кайтагцы, хайдакъ (самоназв.), народ в России, коренное население Дагестана. Численность Кайтагцев по переписи 1926 - 14,4 тыс. чел., на 1 янв. 1938 -17,2 тыс. чел.
Ногайцы
Ногайцы, ногъай (самоназв.), народ в Росийской Федерации. Численность - 75 тыс. чел. Основная область расселения Ногайцев в пределах территории Дагестана (28 тыс.), Чечни (6,9 тыс.) и Ставропольского края.
Цахуры
Цахуры, народ в Российской Федерации (в Дагестане, 5 тыс. чел.) и Азербайджане (13 тыс. чел.). Общая численность - 20 тыс. чел. Говорят на цахурском языке лезгинской подгруппы нахско-дагестанской группы северокавказской семьи.
Строевая стойка
27. Строевая стойка (рис. 1) принимается по команде “СТАНОВИСЬ” “СМИРНО”. По этой команде стоять прямо, без напряжения, каблуки поставить вместе, носки выровнять по линии фронта, поставив их на ширину ступни; ноги в коленях выпрямить, но не напрягать; грудь приподнять, а все тело несколько подать вперед; живот подобрать; плечи развернуть; руки опустить так, чтобы кисти, обращенные ладонями внутрь, были сбоку и посредине бедер, а пальцы полусогнуты и касались бедра; голову держать высоко и прямо, не выставляя подбородка; смотреть прямо перед собой; быть готовым к немедленному действию.