Старцев, Осип Дмитриевич. 1697-1712. Москва, Россия
Эпоха, стиль, направление - «Нарышкинское барокко»
Никольская церковь (улица Верхняя Радищевская, 29) построена в 1697-1712 годах на месте деревянной церкви, первые известия о которой относятся к 1632 году. В строительстве кирпичного здания принимал участие зодчий Осип Старцев. Храм воздвигнут на одном из семи московских холмов – Таганском. Замыкая перспективу улиц, он был в свое время высотной доминантой площади.
Здесь в XVII веке находилась Болвановская слобода, а позднее прошли Верхне- и Нижнеболвановские улицы. Откуда взялись эти названия до сих пор не ясно. По самой распространенной версии, местные мастера изготовляли болванки то ли для чугунного литья, то ли для головных уборов. Об этом писал еще Н.П. Розанов: «На другой стороне Москвы-реки (за Яузой) были слободы Кузнецкая и Болвановка. Близко жили мастеровые чугунного и гончарного дела, которые для своих изделий имели формы, или болваны, потому полагаем, что на месте, где теперь Болвановка, жили мастера, которые делали такие формы, или болваны» (Описание московских церквей, учиненное Московской консисторией в 1817 – М., 1875. С. 13, 39.). П.В.Сытин толкует происхождение названия местности иначе: «Название улицам дано в XVIII в. по находившейся здесь в XVII в. ремесленной Болвановской слободе, жители которой делали из дерева болванки для пошива на них головных мужских уборов» (Сытин П.В. Откуда произошли названия улиц Москвы. – М., 1959. С. 252.).
По другой версии, А.Н.Островский в своих «Записках замоскворецкого жителя» объясняет, название местности тем «что тут стоял некий татарский бог, то есть «болван». Навряд ли это так, ибо татары, будучи мусульманами, никаких изображений не допускали. Но, возможно, Болвановка получило свое название от тех «болванов», которыми москвичи именовал ордынские басмы. Во время татаро-монгольского ига их привозили для поклонения на золотоордынское подворье, которое в XV веке, во время княжения великого князя Иоанна Васильевича, располагалось в Замоскворечье. Перед басмами московские князья давали присягу, подписывали договоры и приносили дань. Еще одно предположение выдвинул М.М. Сухман: он, ссылаясь на упоминание Болвановской дороги в Никоновской летописи под 1380 г. в связи с Мамаевым побоищем, предложил такое толкование этого прозванья: дорога проходила близ Коломны у языческого капища голяди — угро-финского племени, земли которого были присоединены к Москве еще при Юрии Долгоруком. Вот это вполне вероятно, так как московиты органически соединяли в своем сознании и христианство, и язычество.
В 1682 г. патриарх Иоаким выдал благословенную грамоту на возведение новой каменной церкви. Однако строительство затянулось, так как средств на ее постройку не было. Известно, что еще в 1693 году деньги полностью не собрали. Нижняя Никольская церковь освятили первой, а верхнюю во имя Петра и Павла в августе 1712 г.: «по челобитою подмастерья каменных дел Иосифа Старцева, велено ему на Москве у Таганских ворот, что на Болвановке, новопостроенную верхнюю церковь Петра и Павла освятить Большого Успенского собора протопопу Федору с братией». По этой записи и датируется время окончания строительства храма.
Планировка церкви традиционна для посадского храмозодчества XVII-го столетия, но отнюдь не XVIII-го. По оси восток-запад расположены храм, трапезная и колокольня. Храм двухэтажный – на первом этаже находился главный престол Николая Чудотворца, на втором — престол Петра и Павла, в трапезной — престолы Введения во храм и Иоанна Предтечи.
В предшествующей архитектурной традиции выполнен и трехчастный алтарь. Апсиды нижней церкви несколько выдвинуты на востоке по отношению к верхней, поскольку по церковным правилам престол одного храма не должен перекрывать престол другого, иначе литургическая служба не дойдет до царствия небесного.
Трапезная, строившаяся одновременно с церковью, равна ей по ширине, и украшена идентичными белокаменными наличниками. Первоначально фасады трапезной украшали изразцовые рельефы херувимов.
«Старомодность» архитектуры Никольской церкви вызывает удивление, так как Осип Старцев (если он действительно ее строил) еще в последней четверти XVII в. возвел в Москве ряд интересных зданий, в которых предвосхитил будущие тенденции русского зодчества. Мастер каменных дел прославился строительством трапезной Симонова монастыря, Крутицким теремком, перестройкой церквей при Теремном дворце в Московском Кремле. В 1682 году при переделке окон Грановитой палаты в Кремле он использовал ордерные формы. А в храме на Болвановке «мы видим и традиционную пирамиду кокошников, и довольно обычное пятиглавие, и традиционную шатровую колоколенку, замыкающую храм с запада. Эти отсталые с точки зрения архитектурной практики начала XVIII в. черты, возможно, объясняются консервативными настроениями московских зодчих, оставшихся «не у дел» в связи со строительством в Петербурге» (Ильин М. Москва. – М., 1970. С. 109.). Вполне вероятно, что старый мастер во время реформ Петра I вошел в конфликт с официальной властью, поэтому его церковь стала своеобразным протестом против новых тенденций.
Во время пожара середины XVIII века таганская церковь сильно пострадала и, к сожалению, почти полностью утратила белокаменный декор, выполненный в стиле московского барокко.
В 1900-1905 годах на средства М.В. Коликова и под наблюдением архитектора В.А. Осипова здание было поновлено, ему от части возвратили первоначальный облик: восстановлены парные колонки на углах нижнего этажа и колончатые наличники с фигурными навершиями на самом храме и на первом этаже трапезной.
Пелевин Ю.А.
Другие работы по теме:
Никольский морской собор
План Введение 1 История 2 Духовенство Никольский морской собор Введение Нико́льский морской собо́р (официальное название Морской собор Святителя Николая Чудотворца и Богоявления) — крупный православный храм в стиле елизаветинского барокко, расположенный в Санкт-Петербурге на Никольской площади.
Почитание на Руси святителя Николая Мирликийского
Имя святителя Николая — одно из самых почитаемых во всем христианском мире. Согласно преданию он жил на рубеже III–IV веков и был епископом в городе Миры в Ликии (Малая Азия), откуда и происходит его прозвание — Мирликийский.
Церковь Константина и Елены Кишинёв
Церковь Константина и Елены памятник архитектуры Кишинёва (построена во второй половине XVIII века). История храма Православная церковь Константина и Елены была построена в 1777 году. Изначально называлась Рышкановской[1]. Деньги на её строительство выделил спатар Константин Рышкану (родом из Ясс), владелец села Рышкань, на месте которого в настоящее время распологается сектор Рышкановка.
Выхинская часовня
К 90-летию упразднения часовни святителя Николая чудотворца в деревне Выхино.
Облик древнего города
Издревле Можайск известен как сильная крепость. Его первый кремль (детинец) с деревянными стенами и башнями стоял на высоком холме, окруженном двойным кольцом водных препятствий. Внутреннее кольцо образовывал изгиб реки Можайки.
Никола Можайский
Святой Николай издавна почитался как защитник городов и крепостей. Сохранилось предание о его помощи жителям города Можайска, осажденного в XIV веке монголо-татарами.
Красные ворота в Москве
Триумфальные ворота при въезде в город на Земляном валу (теперь Садовое кольцо) известны издавна. Первые деревянные ворота строились в 1709 и 1721 годах еще при Петре I по случаю побед над шведами в Северной войне.
Фуньково, село
Фуньково расположилось к северу от Звенигорода. Его история уходит в далекое прошлое и связана с боярским родом Морозовых, которому в крае издавна принадлежали огромные латифундии.
Старый Арбат
Первое упоминание в летописи топонима Арбат восходит к 1493 году, когда здесь, от оставленной в деревянной церкви Николая Чудотворца на Песках свечи начался страшный пожар, от которого выгорела почти вся Москва.
Палаты Аверкия Кириллова в Москве
Палаты Аверкия Кириллова (Берсеньевская набережная, 20) – уникальный образец крупной городской усадьбы XVII столетия. Палаты, церковь Николая Чудотворца и служебные постройки вдоль набережной составляют единый архитектурный комплекс.
Село Сабурово
История возникновение села Сабурова. Эпоха Бориса Годунова. Вхождение Сабурова в состав г. Москвы.
Идеальный образ святого в русской литературе
(на примере «Жития преподобного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, нового чудотворца») Житие – это повествование о жизни человека, который достиг христианского идеала – святости, дает образцы правильной христианской жизни, убеждает, что так прожить ее может каждый. Герои жития – простые крестьяне, горожане, князья, которые однажды избрали этот путь, идут по нему и стараются уподобиться Иисусу Христу.
Святой Николай
Сочинение-рассказ о празднике Каждый год мы празднуют два праздника Николая. Первый - 22 мая, а второе 19 декабря. Праздник Николая, особенно «зимнего», празднуют торжественно, приглашают гостей. Святого Николая люди любят, так как он защитник всех бедных и обездоленных. Народ о святом Николае составил много легенд и пересказов.
Сочинение по картине С.В. Герасимова Церковь Покрова на Нерли
Сочинение по картине С.В. Герасимова "Церковь Покрова на Нерли" Автор: Разное Картина «Церковь Покрова на Нерли» написана С. В. Герасимовым (1885-1964). Он в основном рисовал пейзажи, например, «После дождя». Но на картине «Церковь Покрова на Нерли» среди природы изображена церковь. Она одна из самых поэтических памятников древнерусского зодчества.
Кто такой Noel Baba
Сочинение-описание с элементами рассказа Noel Baba — Святой Николай — жил в Турции. Несмотря на то, что Турция - светское государство, религиозные праздники для основной массы людей есть более значащими и любимыми. Встреча Нового года, как вы понимаете, к таким праздникам не относится. Новый Год здесь не встречают так, как его встречают в странах СНГ и в Европе.
Бланк К.И.
Бланк справедливо почитался опытнейшим строителем, отчетливо знающим особенности московской строительной техники, и в качестве такового пользовался веским авторитетом даже после того, как перестал считаться законодателем архитектурной моды.
Палех
Рождение этого искусства в Палехе не случайно. Оно явилось закономерным результатом развития многовековых традиций в новых исторических условиях, унаследовав мастерство многих поколений иконописцев.
Монастыри Пскова
Text Один из самых известных монастырей России. Он построен в глубоком лесном овраге, по которому протекает ручей Каменец. Крепостные стены протянуты по склонам оврага и, пересекая его, опускаются на довольно большую глубину, образуя цифру «V», опущенную нижним углом в заросший лесом глубокий овраг.
Майков, Николай Аполлонович
Никола́й Аполло́нович Ма́йков (1794—1873) — исторический живописец, отец Аполлона, Валериана, Владимира, Леонида Майковых. Супруга — Евгения Петровна.
Ганина Яма
Га́нина Я́ма — заброшенный рудник, расположенный в урочище «Четыре Брата» в 2,5 км к северу от посёлка Шувакиш и в 4 км на юго-восток от деревни Коптяки возле г. Екатеринбурга Свердловской области России.
Союз ревнителей Памяти Императора Николая II
Введение 1 Цели и задачи Союза ревнителей 2 История 3 Деятельность Союза ревнителей 4 Руководители Союза ревнителей 5 Организации - близнецы 6 Воссоздание и современное состояние Союза
Горчаков, Иван Романович
Иван Романович Горчаков (1716—1801) — князь, генерал-поручик. В службе с 1731 г. Принимал участие в Семилетней войне, в 1761 году был произведён в генерал-майоры [1], в 1765 году получил чин генерал-поручика, через несколько лет вышел в отставку и поселился в Москве. Кавалер ордена св. Анны.
Русское узорочье
Введение 1 История 2 Основные характеристики 2.1 Композиция 2.2 Кровли 2.3 Крыльцо 3 Декор 4 Примеры Список литературы Введение Ру́сское узо́рочье (моско́вское узо́рочье) — архитектурный стиль, сформировавшийся в XVII веке на территории Московской Руси, характеризовавшийся затейливыми формами, обилием декора, сложностью композиции и живописностью силуэта.
Инцидент в Оцу
— неудавшаяся попытка покушения на жизнь цесаревича Николая Александровича (впоследствии Николая II), произошедшая в японском городе Оцу 29 апреля (11 мая) 1891 года во время его визита в Японию.
Иван Алексеев
Введение 1 Биография 2 Сочинения Введение Ива́н Алексе́ев (Иван Алексеевич (Стародубский) 1709(1709) — 1776, Стародуб) — старообрядческий деятель поморского согласия; историк, писатель, иконописец; автор многих сочинений по истории и вероучению старообрядчества, наиболее известное его сочинение «История о бегствующем священстве», повествует об основании Ветковских слобод и возникновении практики приема беглых попов из новообрядческой церкви (русская православная церковь).
Дневник Николая II
Николай II с 9 лет начал вести дневник. В архиве (рукописные оригиналы находятся в так называемом Новоромановском архиве) хранятся 50 объёмистых тетрадей — подлинник дневника за 1882—1918 гг. Часть их была опубликована и переведена в электронный вид, каждая тетрадь представлена в виде отдельного PDF-файла с электронными закладками по годам, месяцам и датам.
Мазепина могила курган
Мазепина могила (укр. Мазепина могила); - курган, расположенный возле сел Мазепинцы и Андреевка Киевской области. Именно здесь были казнены и захоронены казаки, поддержавшие гетмана Мазепу, в борьбе против российского царя Петра. По преданиям здесь также похоронены казаки, затоптанные польской конницей в усадьбе гетмана Мазепы.
Милославский, Иван Михайлович
(1635 — 27 июля 1685) — окольничий, приближенный царя Федора Алексеевича. Биография Происходил из незнатного дворянского рода. Родился в семье Михаила Васильевича Милославского, приходился племянником боярину Илье Даниловичу Милославскому. Был женат на Евдокие Петровне Прозоровской. Сделал карьеру вскоре после воцарения Федора Алексеевича, отличавшего его.
Гавриил Новгородский
Гавриил (в иночестве ГРИГОРИЙ), архиепископ Новгородский (1187—1193). Младший брат архиепископа Новгородского Ильи (в иночестве Иоанна). Родился в Новгороде в богатой и благочестивой семье неких Николая и Христины.