Грачев В. Н.
«Гимн есть воздаваемое Богу благословение за дарованные нам блага».
Григорий Нисский.
Слово гимн (от греч. петь хвалебную песнь, воспевать, прославлять) означает торжественное, хвалебное, прославляющее песнопение. В древности гимны создавались для восхваления Бога (богов), национального героя или царя. Их пели во время жертвоприношения на богослужении, на различных торжествах и празднествах.
Гимн представляет собой символ, наряду с флагом (знаменем) и гербом. Всякий символ — это знак, указывающий на присутствие в видимом или слышимом чего-то большего, важнейшего, духовно значимого.
Флаг, знамя (определённого цвета широкое полотнище на древке или шнуре, принадлежащее государству, организации или воинской части) является общим визуальным символом, издавна воплощавшим главную мысль: «С нами Бог, Его мощь и слава!» и конкретный девиз государства.
Герб — (эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах) это визуально воспринимаемая геральдическая эмблема, детализирующая сакральное, политическое, национальное и территориальное устройство государства.(1)
Гимн есть символ, подобный гербу по смыслу. Но в отличие от последнего, в нем мистический и политический идеал государства воплощается в слове и музыке. Он, как и знамя, всегда был наиболее общедоступным и демократичным государственным «манифестом». Поэтому, когда в стране происходили изменения в религиозном, политическом, национальном устройстве, обычно, прежде всего, менялись гимн и знамя. И лишь спустя некоторое время они конкретизировались в новом гербе, который в художественной форме на языке живописи и орнамента аллегорически воплощал политический идеал нового государственного устройства.
В гимне в лаконичной форме величального песнопения формулировался высший нравственно-этический идеал страны, ее важнейшие цели и достижения. Но и первое лицо государства (пророк, герой, князь, царь, а ныне — президент), в честь которого исполнялся гимн, издавна считалось персональным воплощением этих ценностей. Поэтому в гимне нередко воспевались не только достижения государства, но и личные достоинства вождя.
С этой точки зрения гимн оказывался как бы идеальным отражением личности вождя, его высоких деяний во главе страны. Соответственно, при исполнении гимна люди и по сей день отдают ему (а точнее — олицетворяемым им нравственным ценностям) почести, сравнимые с чинопочитанием самого вождя. При первых звуках гимна принято снимать головные уборы, вставать с мест, если гимн исполняется в зале. Военным подается команда «смирно», они салютуют гимну оружием. В особо торжественных церемониях, например, на параде, его исполнение нередко сопровождается пушечным салютом и возгласами «ура!». Раньше гимну выражали знаки религиозного почтения: люди становились на колени, к гимну присоединялся колокольный звон.(2) Подавались и особые армейские команды по родам войск: «пики в руки», «шашки вон», «на караул» и др.
Гимн всегда оказывал благотворное воздействие на своих граждан. Он объединял и сплачивал их, помогал переносить тяготы испытаний. С ним люди шли на подвиг и на смерть во время сражений. С пением церковных гимнов под православными хоругвями выходили русские воины на бой с татарами на Куликовом поле. Со слезами на глазах пел гимн «Тебе, Бога, хвалим» Петр Великий, благодаря Господа за победу в войне со Швецией. С «Преображенским маршем» в сердце шли в атаку на «Чертов мост» егеря А.В. Суворова в легендарном «Альпийском» походе. Под звуки «Боже, Царя храни» и под Андреевским флагом русские герои-моряки открыли кингстоны крейсера «Варяг» и затопили свой любимый корабль, не желая сдаваться коварному врагу.
Христианские гимны ведут свое происхождение от древних церковных песнопений, типа «Аллилуйя», «Яко свят Господь наш», «Слава Тебе, Боже» и трубных (фанфарных) сигналов, олицетворявших во времена Моисея (ок. 1350-1230 гг. до РХ.) присутствие Бога на богослужении и воплощавших аллегорическую молитву Господу. Эти два истока современной гимнодии долгое время, до середины второго тысячелетия нашей эры развивались параллельно, все более детализируя сферы применения и совершенствуя музыкальную технику. Затем они объединились в славильных кантах XVI-XVII вв. и гимнах более позднего периода. И по сей день короткие однотонные сигналы труб, как молния, пронизывающие музыкальную ткань гимна, придают ему характер особой торжественности и величия. Одновременно, обе составляющие гимнов продолжали самостоятельное развитие как церковные песнопения и фанфарные сигналы.
Несмотря на важность атрибутов величания, берущих свое начало в онтологических смыслах трубных гласов, важнейшей составляющей гимнодии является вокальное прославление. Поэтому остановимся подробнее на истории славильного напева в его связи с русской гимнодией.
Первыми гимнами, и в наше время не утратившими свое значение в христианском богослужении, с ветхозаветных времен остаются псалмы царя Давида.(3) Они полностью перешли в Христианскую эру, так как Сам Христос, согласно преданию, пел со своими учениками пасхальные псалмы и объяснял метафорические описания Своего служении, содержащиеся в псалмах.(4)
Собственно христианские гимны возникли в самом начале нашей эры, когда из-за гонений первые исповедники Христовы прославляли Господа тайно, в катакомбах и пещерах. Одним из известных авторов одноголосных христианских гимнов-мадраске, в дальнейшем получивших развитие как в византийской, так и в западной конфессии, был сириец Ефрем Сирин (VI в.).
Литургия восточно-христианской церкви изначально складывалась как последовательность словесных и вокальных восхвалений Единого Бога, Святой Троицы, Богородицы и святых. Большинство жанров церковных песнопений, таких как тропарь, кондак, акафист, псалом — это гимны. Поэтому отцы церкви — создатели византийской литургии — Василий Великий (VI в.), Роман Сладкопевец, Иоанн Златоуст (VI в.) и Иоанн Дамаскин (VII в.) одновременно получили известность и как авторы духовных гимнов.
Наряду с церковными, в Византии большое распространение получили гимны — аккламации, представлявшие собой торжественные приветствия и славословия в адрес Патриарха или Императора. Они распевались профессиональными певцами в сопровождении музыкальных инструментов. В особо торжественные моменты к ним присоединялось пение всех присутствующих. Патриарх и Император воспринимались византийцами как существа, исполненные благодати Божией (благодати священства и царства). В обращении к ним нужно было постоянно прилагать эпитет «солнце» (впоследствии подобная форма восхваления привилась и на русской почве по отношению к князю, а затем и к царю).(5)
Исполнение гимнов в западно-христианском богослужении было введено епископом Амвросием из Милана (VI в.). Ему принадлежало несколько одноголосных гимнов, получивших затем распространение по всей Западной Европе. Первые образцы многоголосных церковных гимнов появились на Западе в XIV в. Одним из наиболее известных авторов трехголосных торжественных песнопений был Г. Дюфаи, который написал около 20 таких сочинений с колорированной хоровой мелодией, в основном, в дисканте. В отдельных случаях средние голоса в них поручались инструментам.
Ссылки:
1 Например, заимствованный в Византии Двуглавый орел с Короной на традиционном Русском гербе означает единство церкви и государства под эгидой православного Государя.
2 В настоящее время мы наблюдаем возрождение традиции колокольного звона в момент исполнении гимна А. Александрова.
3 Вспомним, к примеру, знаменитый псалом № 148: «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Хвалите Его, вси Ангели Его, хвалите Его, вся силы Его. Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его, вся звезды и свет...» Или псалом №№ 147, 150. Все они — это хвалебные песни Господу.
4 См. Нюстрем Э. Библейский словарь. «Библия для всех», СПб., 2000. С. 364.
5 Принципы восхваления императора, бытовавшие в христианской Византии, в свою очередь были заимствованы из ветхозаветной традиции. В Ветхом Завете читаем: «...И увидела: и вот царь стоит на возвышении своем при входе, и князья, и трубы подле царя, и весь народ земли веселится, и трубят трубами, и певцы с орудьями музыкальными и искусные в славословии...» (2 Пар. 1: 34).
Другие работы по теме:
Трупояз. Советский язык и миф о Великом Октябре
Констатация того факта, что декоммунизация в России не состоялась, давно стала банальностью. Сохранение перелицованного праздника 7 ноября, так и не захороненный Ленин и памятники ему, названия улиц и станций метро - зримые символы этого.
Символы РФ
Символы Российской Федерации: герб, флаг, гимн, столица. Каждое государство имеет символы (герб, флаг, гимн) и столицу. Их значение заключается в том, что они являются выражением суверенитета государства, его сущности, национальных традиций, истории развития, формы устройства.
Иванов Вячеслав Иванович
Вячеслав Иванов считает, что символы - это намеки реальности, невыразимой в словах; они дают повод для возникновения мифов, выражающих истину в форме образов. Эта истина может вести к теургическому синтезу личного и общинного принципов.
Аввакум Петров
Аввакум Петров- протопоп, один из первых духовных вождей староверия, исповедник, принявший мученическую смерть на костре.
Деловой туризм в Хорватии
Хорватия – развивающаяся страна Балканского полуострова. Практически круглый год здесь проводятся многочисленные музыкальные фестивали, выставки, крупные спортивные соревнования, а здешние торгово-промышленные ярмарки – одно из самых значительных событий в мире. Для туристов предлагаются интереснейшие инсентив-программы, экскурсии по замкам и музеям, лечение и даже поездки по винным дорогам.
Осирис
Осирис, древнеегипетский бог мертвых. Изображался в виде туго спеленутой человеческой мумии, со свободными кистями рук, держащих символы царской власти. Считалось, что некогда он правил как божественный царь на земле
Музыкотерапия
Text Text От гипертонии, устраняет напряженность в отношениях От гипертонии, устраняет напряженность в отношениях Graphics
Сочинения на свободную тему - Мое понимание музыки2
Если прислушаться, то везде, где бы ни находился человек, его сопровождает музыка. На отдыхе мы слушаем легкую музыку, на симфоническом концерте - произведения серьезных композиторов. А еще есть зажигательная танцевальная музыка, удивитель-5ьщ джаз, музыка альтернативных направлений...
Музыкальная культура Древнего Египта
Истоки древнеегипетской музыки восходят к концу IV – началу III тыс. до н. э. Основными источниками сведений о ней служат памятники материальной культуры - музыкальные инструменты, иконографические материалы (барельефы), словесные тексты.
Общая характеристика музыкальной культуры Возрождения
Основой искусства Возрождения был гуманизм (от лат. «humanus» - человечный, человеколюбивый) – воззрение, которое провозглашает человека высшей ценностью, отстаивает право человека на собственную оценку явлений действительности.
Родольф, Жан-Жозеф
Введение 1 Биография 2 Творчество 2.1 Балеты 2.2 Оперы 2.3 Учебные и музыкальные книги Список литературы Введение Жан-Жо́зеф Родо́льф (фр. Jean-Joseph Rodolphe; также встречается написание Rudolphe — Рудольф) (Страсбург, 14 октября 1730 — Париж, 12 августа (Музыкальный словарь называет дату смерти 18 августа[1]) 1812) — эльзасский музыкант и композитор; Музыкальный словарь называет его «виртуозом на валторне»[1].
Контрольная по теории вероятности
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВОРОНЕЖСКИЙ ИНСТИТУТ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ Факультет заочного и послевузовского обучения КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1
Анализ стихотворения Лермонтова Молитва
В своих поэтических произведениях М.Ю. Лермонтов не раз пишет о величии души, о духовной свободе, о нравственном очищении. В стихотворении «Молитва» через восприятие лирического героя раскрываются внутренние переживания человека во время его приобщения к высшему таинству на молитве. Здесь слова молитвы – символы вечной жизни, истинной святости:
Стихотворение А.А.Фета Заря прощается с землею... Восприятие, истолкование, оценка.
Стихотворение А.А.Фета "Заря прощается с землею..." (Восприятие, истолкование, оценка.) Автор: Фет А.А. А.Фету всегда было тесно в пределах слова, в узких для него рамках поэзии, поэтому он часто прибегал к помощи звуков, мелодии, музыки, сочинял свои стихотворения как музыкальные произведения, по законам гармонии.
Русская литература конца 19 - начала 20 века
Автор: Разное Поэзия конца 19 века получила название "поэтического ренессанса" или "серебряного века". Постепенно термин "серебряный век" стали относить к той части художественной культуры России,которая была связана с символизмом, акмеизмом, "неокрестьянской" и частично футуристической литературой.
Культура и символы
Символическая природа культуры. Роль знаков и символов в культуре. Символы - выражение культуры. Изображения Будды. Языкокультура. Искусственные языки культуры. Искусственные разговорные и письменные языки. Слово и дело в культуре.
Поверти-Пойнт культура
Декоративные глиняные шарики из Поверти-Пойнт: вероятно, символы душ предков Культура Поверти-Пойнт — археологическая культура индейцев, обитавших в низовьях р. Миссисипи, ныне штат Луизиана. Существовала примерно в 17-7 вв. до н. э. Памятниками данной культуры являются сохранившиеся до наших дней колоссальные земляные сооружения (курганы) у Поверти-Пойнт около города Эппс в штате Луизиана.
Символы безопасности электробытовых приборов
Торгово-технологический факультет Реферат на тему: «Символы безопасности электробытовых приборов» Краснодар 2010 Понятие "безопасность", применительно к электротехнической продукции, в том числе к осветительным приборам различного назначения, включает в себя целый комплекс требований, основными из которых являются:
Древнеримская музыка
Введение 1 История 2 Музыка и быт 3 Музыкальные инструменты Список литературы Введение Древнеримская музыка развивалась на основе эллинистической культуры и играла большую роль в жизни римлян.[1] Хоровые ансамбли выступали в цирках и театрах, эффектные зрелища (бои гладиаторов, казни) шли под звуки труб, рогов и других инструментов.
Ситовская надпись
— надпись, обнаруженная в пещере около болгарского селения Ситово в 1942 г. археологической экспедицией Александра Пеева. Отдельные знаки надписи напоминали символы греческого алфавита, однако из-за плохой сохранности надпись прочесть было невозможно. Длительное время не удавалось определить даже приблизительный возраст надписи.
Дискотека
Атмосфера на молодёжной дискотеке. Дискоте́ка Собрание грампластинок, дисков. Музыкальный молодёжный клуб, где прослушивают музыкальные записи и танцуют под них. // Музыкально-танцевальный вечер.[1]
Герб Российской республики
Государственный герб Российской республики — официальная эмблема России (с 14 сентября — Российской республики) с 21 марта 1917 года до 10 июля 1918 года . Эскиз герба был разработан группой специалистов, в которую входили известные геральдисты и художники Владислав Лукомский, Сергей Тройницкий, Георгий Нарбут и Иван Билибин.
Араратян, Арташес Левонович
Введение 1 Биография 2 Награды и звания 3 Творчество 3.1 Театральные работы 3.2 Написанные автором музыкальные произведения 3.3 Роли в кино Введение Арташес Левонович Араратян (24 января 1927, Моздок, Северо-Кавказский край, РСФСР — 14 апреля 2010, Санкт-Петербург, Российская Федерация) — артист Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии, заслуженный артист России.
Спецсимволы в HTMl для чего они нужны?
Чаще всего специальные символы в html используют для вставки в текст таких символов, как © (копирайт), ® (зарегистрированный товарный знак), § (параграф), математических знаков, знаков валют и стрелок.
Для чего нужна процедура Sub?
Sub это то же самое, что и Function, только она не возвращает значение, а производит какое-нибудь действие. Например вывод на экран сообщения или манипулирование несколькими свойствами.
Мониторы, применение
Российский Новый Университет РЕФЕРАТ на тему: «Монитор» Проверил: Выполнил (а): _________________ __________________ _________________ __________________
Кодирование текстовой информации
Кодирование текстовой информации Начиная с конца 60-х годов, компьютеры все больше стали использоваться для обработки текстовой информации, и в настоящее время основная доля персональных компьютеров в мире (и большая часть времени) занята обработкой именно текстовой информации. Современный компьютер может обрабатывать числовую, текстовую, графическую, звуковую и видео информацию.
Фелис Антонио де Кабесон
Фелис Антонио де Кабесон / Antonio de Cabezon / - испанский органист, клавесинист, композитор родился 30 марта 1510 года в Кастрильо де Матахудьос близ Бургоса, умер 26 марта 1566 года в Мадриде.
Толкунова Валентина Васильевна
Народная артистка России. Родилась 12 июля 1946 г. в г.Армавире Краснодарского края. Однако считает себя москвичкой, потому что здесь научилась говорить, ходить, любить, верить.