Грачев В. Н.
В Киевской Руси еще до принятия христианства существовала традиция исполнения славословий (в том числе — вокальных) в адрес князя и его доблестной дружины по случаю смотра войска, выступления в поход, возвращения с победой. В «Слове о полку Игореве» читаем:
Кони ржут за Сулою
Звенит слава в Киеве
или там же:
Пели песню старым князьям,
Молодых настало время славить нам<…>
Здрав будь князь, и вся дружина здрава!
Слава князьям, и дружине слава!
В начальном хоре «Солнцу Красному слава!» из оперы «Князь Игорь» А.П. Бородин воспроизводит, по-видимому, обычное восхваление князя перед выступлением в поход.
Ритуальные здравицы князю звучали также на пирах, на свадьбах, после удачной охоты. Сохранились косвенные свидетельства того, что подобные славословия уже тогда не только возглашались, но и пелись; порой — с инструментальным сопровождением. Описывая в поэме «Руслан и Людмила» свадебный пир у князя Владимира-солнца, Пушкин вводит певца-Баяна, воспевающего молодую княжескую чету под аккомпанемент гуслей.(1) Вот эти строки:
Но вдруг раздался глас приятный
И звонких гуслей беглый звук;
Все смолкли, слушают Баяна:
И славит сладостный певец
Людмилу-прелесть и Руслана
И Лелем свитый им венец.
С принятием христианства и укреплением Московского царства многие атрибуты византийской гимнодии укоренились в России второго тысячелетия. Гимны, как входящие в повседневный круг православного богослужения («Яко свят Господь наш»), так и посвященные важнейшим праздникам Рождества и Пасхи («Христос воскресе из мертвых»), становятся важными атрибутами духовной жизни государства Российского. Усиление калокагативности (умилительной торжественности) русских богослужебных песнопений оказывается основной тенденцией развития богослужебных напевов от знаменного к демественному распеву. Древнейшие тексты из Псалмов (гимнов) Давида распевались в церкви. По ним же в средневековой России обучали грамоте. Практика прославления отразилась и в фольклорной песенной традиции, в частности, — в вокальном восхвалении жениха и невесты во время свадебного обряда, к которому непосредственно примыкал церковный ритуал венчания.
Наряду с прославлением Господа, вокальное величание применялось на Руси и по отношению к благородным, знатным (то есть — выполняющим Божью волю в высоком чине государственного управления) людям: великим князьям, царям, боярам, воеводам и др.
В эпоху средневековья в их честь, по-видимому, пелись гимны из церковного и, реже, из фольклорного обиходов, иногда соответствующим образом переадресованные. Прямых свидетельств на этот счет история не сохранила, что само по себе обращает на себя внимание. Ведь до нас дошли множество письменных источников, например, духовных величаний. Следовательно, скорее всего они и выполняли тогда роль государственных гимнов. В пользу такого допущения говорит тот факт, что в 1479 г. одновременно с освящением только что возведенного Кафедрального Успенского собора в Кремле был создан профессиональный хор «государевых певчих дьяков». Основной задачей этого коллектива, видимо, как раз и было исполнение православных гимнов во время церковных праздников и событий государственного значения.
Косвенное подтверждение церковного облика русских средневековых гимнов находим и в кантах петровской эпохи. Многие дошедшие до нас славильные песнопения того времени напоминали знаменный распев. Текст их строился в традициях акафиста или псалма, а одноголосная мелодия — по канону церковного мелизматического (распевного) пения. Вокальная строка не имела инструментального сопровождения и не разделялась на такты, что также отсылало к традиции православного богослужебного напева.
Многоголосные канты писались по канонам партесного пения. Они состояли из аккордового трехголосья в теноре - альте - сопрано, напоминающего хорал, но без разбивки на такты. Эти голоса дополнял «эксцеллентующий» (т. е. — блестящий, роскошный) бас, распевающий основные звуки мелкими длительностями.(2)
Хорал в качестве основного образца христианского песнопения с XVII в. постепенно утвердился на русской почве, заменив знаменное и партесное пение. Именно жанр хорала, приобретший особые, специфические черты в русской культуре, оказал большое влияние на облик русского гимна в последующий период.
Фольклорные истоки русской средневековой гимнодии подтверждает характер воплощения их в профессиональных жанрах более позднего времени. Для восхваления царя Бориса М. Мусоргский — прекрасный знаток русского средневековья — использовал в прологе оперы «Борис Годунов» подблюдную песню свадебного ритуала «Уж как на небе солнцу красному слава», а в первой картине четвертого действия «Хованщины» ввел свадебную песню «Плывет, плывет лебедушка» для иносказательного величания боярина Хованского.
Примечания
1. Сходное вокальное восхваление в адрес Морского Царя находим в опере Н.А. Римского-Корсакова, где персонаж Садко в шестой картине одноименной оперы поет величальную песню под аккомпанемент гуслей: «Славен, грозен Царь Морской!».
2. Одновременно в виватах и некоторых кантах, ориентированных на западные образцы, в эпоху Петра встречалось многоголосье гомофонного склада, в котором применялась частичная или полная разбивка на такты.
Другие работы по теме:
Сравнительная работа философии эпохи Средневековья и Возрождения
Общая характеристика философии эпохи Средневековья и эпохи Возрождения Средневековая философия охватывает тысячелетний период, приблизительно с V по XV вв. Между античной и средневековой философией нет четко обозначенных границ. Истоки философии Средневековья — в античной философии, затем некоторое время она формировалась одновременно с религией христианства, возникшей в I—II вв. н. э.
Вооружение кыргызского воина в позднем средневековье
В свое время весьма важная тема характеристики военного дела в кочевом обществе средневековья, имеющая значение и для определения времени создания самого эпоса или его отдельных частей, уже привлекала внимание исследователей.
Островский а. н. - Фольклорная основа пьесы а. н. островского снегурочка
«Снегурочка» написана Островским по мотивам и материя,. устного народного творчества. Драматург дает пьесе подзаголо ^ «Весенняя сказка» и поясняет: «Действие происходит в Стп * берендеев в доисторические времена». В пьесе, как в сказке ряду с людьми действуют Весна-Красна, дед-Мороз, Леший, ЭДа леница, сама героиня - Снегурочка, дочка Мороза и Весны.
Песни - Отечественная война и народная песня
Поэзия не только услаждает слух она способна бороться и побеждать. Маяковский говорил. Я хочу чтоб к штыку приравняли перо. Его желание сбылось. Во время борьбы с фашизмом песня шагала в одних рядах с воинами.
Народная музыка башкир
Башкирский музыкальный фольклор представлен вокальными и инструментальными произведениями. К вокальной музыке относятся обрядовые напевы (заклички дождя и солнца, свадебные напевы), напевы эпических сказаний, песенные вставки в сказках.
Гимн возрожденной России
Существуют две версии по поводу истории создания и самого смысла «Патриотической песни». Согласно одним сообщениям, «Патриотическая песня» была одним из вариантов национального гимна, созданного М. Глинкой в 1833 г.
Наша песня, наша дума
Много веков песня сопровождала украинцев на протяжении всей жизни. Новорожденный ребенок слышал первую в жизни и, наверное, наилучшую и нежнейшую песню - материнскую колыбельную. Подрастая, он сам начинал петь песни: весной - веснушки, летом - купальские, зимой - колядки, щедривки и т.п.. Потом приходила первая любовь, а с ним - лирические, задушевные песни.
Для чего нужно изучать сочинения устного народного творчества
На уроках украинской литературы мы изучаем сочинения устного народного творчества. Сказки и легенды, поговорки и пословицы, загадки и песни. Но нужны они современному школьнику? Думаю, нужны. Потому что фольклор отображает взгляды народа, его мораль и этику, показывает взаимоотношения с людьми и природой, знакомит с обычаями, традициями, обрядами народа.
Моя любимая песня
Сочинение-рассуждение в художественном стиле Я очень люблю как современную, так и классическую музыку, люблю петь песни. Трудно вообразить свою жизнь без них. Я долго думала, какую же из песен назвать любимейшей? И пришла к заключению, что это «Колыбельная» Моцарта. Так, именно это произведение я люблю превыше всего.
Способы изображения характеров в Песни о вещем Олеге Александра Пушкина
Александр Сергеевич Пушкин – величайший русский поэт и писатель. В его произведениях всегда присутствует русский дух, он показывает русского человека в развитии. Имя князя Олега, которому посвящена «Песнь…», запечатлено в истории с давних времен. О нем сложено немало песен, легенд и преданий. Он был мудрым, талантливым, бесстрашным и находчивым военачальником.
Моя любимая песня сочинение-рассуждение
Автор: Сочинения на свободную тему В нашей семье очень любят петь песни и с удовольствием слушают как современную, так и классическую музыку. Просто невозможно представить себе нашу жизнь без песен. Каждый день мы слышим их по радио, телевизору, из окон домов и на концертах. Я долго думал, какую из песен назвать самой любимой? Наверное, это песни "Ты слышишь, море?" на стихи замечательного поэта Михаила Пляцковского.
Особенности поэзии А. В. Кольцова
Лирика Кольцова казалась современникам своего рода открытием: впервые героем произведения стал простой русский мужик. Пахари, жнецы и косари в его стихах напоминают сказочных богатырей.
В чём красота и мудрость русских обрядов
Автор: Сочинения на свободную тему У всех народов есть свои традиции и обычаи. Например, у всех есть обычай отмечать дни рождения, а вот как их отмечают в разных странах - это уже обряд. Есть обряды семейные и календарные. К первым относятся обряды сватовства, свадеб, рождения. Календарные обряды связаны со сменой времён года.
Я хочу рассказать вам... (творчество Ю. Визбора)
В середине 50-х гг. XX в. какая-то неодолимая страсть овладела студенчеством — страсть к поэтическому творчеству. Многие взялись сочинять нехитрые, но глубоко искренние и злободневные песенки: о кострах и палатках, о встречах и разлуках.
Песня - душа народа
По мнению китайских исследователей, историю народа можно изучать по смыслу как народных, так и авторских песен. С этим нельзя не согласиться, поскольку украинская песня, которая своими корнями достигает в седую древность, - это гениальная поэтическая биография нашего народа. Во все времена человеческого бытия песня была частицей человеческой жизни, непочатым источником воодушевления, творением гения народа, дивом из дива мира.
Народная песня. Жанровая разновидность
Министерство культуры российской федерации Федеральное государственное образовательное учреждение высшего Профессионального обучения «челябинская государственная академия культуры и искусств»
Мюллер, Вильгельм поэт
Вильгельм Мюллер (нем. Wilhelm Mьller; 7 октября 1794, Дессау — 30 сентября 1827, там же) — немецкий поэт-романтик, знаменитый прежде всего как автор слов к вокальным циклам Франца Шуберта.
Жонглёр
(старофранцузское — «jougleor», «jongleur», из латинского «joculator» — «потешник») — странствующий сказитель, профессиональный певец, часто также музыкант или фокусник. Как правило, такие музыканты были и композиторами, и исполнителями (часто песен, сочинённых другими), отлично владевшими искусством игры на многих музыкальных инструментах.
Всколыхнулся, взволновался православный Тихий Дон
Введение 3 Источники Введение «Всколыхнулся, взволновался православный Тихий Дон» — песня Фёдора Анисимова, написанная в 1853 году в связи с началом Крымской войны. В ходе Гражданской войны в России Всевеликое Войско Донское приняло её своим гимном. 20 сентября 1918 года в текст были внесены изменения, из песни исчезли упоминания о царе.
Довспрунги
, Доршпрунги (белор. Доршпрунгі) — легендарный княжеский род времён Летописной Литвы, от которого позднее (в XVI веке) выводили своё происхождение Гольшанские и Гедройцы.
Батори
Развалины замка в Шомьё Батори (венг. Bбthory, польск. Batory) — семейство венгерских феодалов, которое играло значительную роль в Восточной Европе во времена позднего средневековья.
Гимн Американского Самоа
— «Америка-Самоа» («Американское Самоа»), территориальный гимн Американского Самоа. Тексты песни Мариоты Тиумалу Туиасосопо (Mariota Tiumalu Tuiasosopo), музыка Наполеона Андрея Туителелеапэджа (Tuiteleleapaga)
Цели Петровских реформ
Петровские реформы открывают собой эпоху Нового времени в русской истории и прежде всего – эру русского Просвещения, которой задают тон и идейную направленность. Заметим попутно, что термин “Петровские реформы” понимается нами не буквально как реформы, проводившиеся Петром I, но как условное, устоявшееся в науке наименование социокультурного “первотолчка” модернизационных процессов в России, которые вывели страну и русскую культуру из эпохи Древности и Средневековья (с конца Х до конца XVII в.) в нововременную парадигму.
Дикси песня
«Дикси» , также известна как «Я хотел бы быть в Дикси» Земля Дикси » (англ. Dixie, «I Wish I Was in Dixie», «Dixie’s Land») — американская народная песня, один из неофициальных гимнов южных штатов США. Во время Гражданской войны была очень популярна среди конфедератов.
Новое время. Европа в начале нового времени
Понятие “Новая история”. Эпоха первоначального накопления капитала, зарождение и развитие мануфактурного производства. Решительный разрыв со средневековьем и господствующими феодальными порядками.
Хакасы
Самоназвание хакасов - тадар. В фольклоре хакасов в качестве их древнего самоназвания употребляется термины хоорай и хыргыс-хоорай.
Теодор Эрсар де Вильмарке
Вильмарке, виконт Теодор Эрсар де (бретонский вариант имени Teodor a gKervarker) 1815-1895. Литератор, собиратель бретонского фольклора. Родился в Корнуайе (в городе Кемпер) в аристократической, но небогатой семье. В юности дружил с Шатобрианом.
Забелин Иван Егорович
Забелин, Иван Егорович (1820–1908), русский историк, археолог, коллекционер, организатор музейного дела.