Чижова И.А.
Как
часть массовой культуры второй половины ХХ - начала ХХ1 вв. рок-музыка является
объектом неослабевающего внимания - споров, размышлений и исследований. Часто,
несмотря на стилевое многообразие, она рассматривается как некое внутренне
непротиворечивое целое, выполняющее в общем культурном контексте оппозиционную
роль. Такой подход к теме формирует представление о рок-музыке как внутренне
слабо дифференцированном пласте массовых жанров, развивающемся на периферии
художественной культуры .
Этот
облик не соответствует как внутрижанровой структуре рок-музыки, так и её
положению в современной художественной культуре. Причиной этому является
недостаточная исследованность той части рок-музыки, практика которой
опровергает утверждение как стереотипов внутреннего однообразия, так и внешних
культурных соотношений. Это приводит к неполноте знаний о современной
художественной культуре как процессе взаимодействия различных компонентов,
генезис которых лишь на первый взгляд противоречит возможности самого процесса.
Так,
в исследованиях формирования языка рок-музыки и традиций её исполнения
недостаточно раскрывается роль европейского музыкального искусства.
Происхождение и развитие рок-музыки связывают в наибольшей степени с
американскими негритянскими культурными источниками. Роль же элементов
европейской музыкальной культуры ограничивается фольклорными традициями или
заимствованными элементами популярных жанров прошлого и настоящего. Такой
подход противоречит сложившимся представлениям о специфике внутренних
взаимосвязей различных пластов в историческом процессе развития музыкального
искусства. Взаимодействие стилистических элементов бытовой и
"высокой", а также усвоение черт неевропейской музыки в истории
западноевропейского музыкального искусства и в прошлых веках создавало стимулы
дальнейшего развития этих жанров и являлось источником обогащения музыкальной
культуры. Подобные же процессы узнаваемы в способах усвоения элементов
музыкальной культуры классической традиции развивающейся рок-музыкой.
Выведение
рок-музыки за пределы художественной традиции и определение её только как
социального феномена затрудняет прояснение не только её художественных черт, но
и особенностей психологии восприятия рок-композиций. Существующие в этой
области исследования основываются прежде всего на методологии
социально-психологического подхода. В нём уравниваются особенности языка и
эстетические закономерности внутрижанровых и внежанровых связей разных стилей
рока, их близость или отдалённость от общего процесса развития современной
музыкальной культуры.
В
не малой степени объективность исследований рок-музыки затрудняется
особенностями слухового анализа её музыкальных текстов, не имеющих, как
правило, соответствующей нотной фиксации. Способы такого анализа формируются
при осознанности интегративной природы жанра и определяются особенностями
комплекса элементов культурно-исторического процесса формирования рок-музыки -
её стилистики, особенностей восприятия, междужанровых и межкультурных связей.
Черты
рок-музыки как части и результата интегративных процессов современной
художественной культуры наиболее ярко проявляются в практике направления
Progressive Rock. Его возникновение и развитие дают представление об
особенностях рок-музыки как полноправной части современной художественной
культуры:
-
как жанра массовой культуры ;
-
как области формирования своеобразного типа восприятия музыки её стилей ;
-
как отражения в современной культуре особенностей культурно-исторических
процессов взаимодействия массовой и академической музыкальной культуры.
В
приведённых ниже исследованиях Progressive Rock представлен в виде области,
наиболее успешно и убедительно представляющей рок в современной художественной
культуре. И не только как социо-культурный и психологический феномен, но и как
обладающую внутренним стилевым многообразием часть современной художественной
культуры. Также - как область непрерывного синтеза многочисленных, часто
значительно отдалённых по времени культурно-исторических и географических
элементов. Как результат развития ранних истоков рок-музыки (спиричуэлс,
блюзы), процесса взаимопроникновения их черт, непосредственно повлиявших на всю
музыку массовых жанров. Этот жанр представлен и как область многообразных
способов интеграции элементов музыкальных традиций чёрного блюза и
западноевропейской классики. Анализ и трактовка его музыки производятся с
учётом особенностей психологического воздействия. Для этого использованы
материалы нескольких областей за пределами собственно музыковедческого
исследования. Это:
-
психоделическая культура;
-
культурологические аспекты исследуемого материала;
-
область социокультурных исследований;
-
психология восприятия музыки;
-
психология сознания;
-
психология бессознательного;
-
возрастная психология;
-
трансперсональная психология;
-
художественная литература;
-
мифология;
Таким
образом, исследования в области массовой музыкальной культуры, особенностей её
исторического развития, социокультурных проявлений и художественной практики
призваны определить особенности процесса развития современной массовой
музыкальной культуры в интегративных связях с художественной культурой прошлого
и настоящего.
Другие работы по теме:
Музыка и фантазия
Фантазии чрезвычайно ценны для развития детей. Они используются как терапевтическое средство. Музыка используется как фон, как иллюстрация, может органично вплетаться в задание.
Сочинения на свободную тему - Мое понимание музыки 1
Музыка - самое таинственное из всех искусств. Она способна выражать тончайшие движения души, неподвластные слову. Не каждому дано понимать музыку, в сложных созвучиях искать отражение собственных переживаний. Однако, слушая музыку, каждый человек чувствует, что она говорит с ним и говорит о нем, и говорит что-то очень важное.
Сочинения на свободную тему - Мое понимание музыки2
Если прислушаться, то везде, где бы ни находился человек, его сопровождает музыка. На отдыхе мы слушаем легкую музыку, на симфоническом концерте - произведения серьезных композиторов. А еще есть зажигательная танцевальная музыка, удивитель-5ьщ джаз, музыка альтернативных направлений...
Музыкальное искусство Древнего Рима
Истоки древнеримской музыки (8-6 вв. до н.э. – 3-5 вв. н.э.) - в триумфальных, свадебных, застольных, поминальных песнях, сопровождавшихся тибией (латинское название авлоса), в архаических воинских песнях и плясках.
Сущность и особенности музыкального искусства
На протяжении всей истории человечества, к каким бы эпохам и народам мы ни обратились, музыка стоит в ряду самых дорогих человеку искусств. Истинное призвание музыки – быть выражением человеческой жизни во всём её многообразии.
Музыкальная культура Древнего Египта
Истоки древнеегипетской музыки восходят к концу IV – началу III тыс. до н. э. Основными источниками сведений о ней служат памятники материальной культуры - музыкальные инструменты, иконографические материалы (барельефы), словесные тексты.
Музыкальное искусство Древнего Рима
Истоки древнеримской музыки (8-6 вв. до н.э. – 3-5 вв. н.э.) - в триумфальных, свадебных, застольных, поминальных песнях, сопровождавшихся тибией (латинское название авлоса), в архаических воинских песнях и плясках.
Дом-музей Узеира Гаджибекова
Узеир Гаджибеков - классик азербайджанской музыки, с именем которого связано рождение и становление национальной композиторской школы, крупный ученый и педагог, блестящий публицист и драматург.
Музыка периода романтизма
Музыка периода романтизма — это профессиональный термин в музыковедении, описывающий период в истории Европейской музыки, который охватывает условно 1800 - 1910 годы.
Контрапункт
Контрапункт (от лат. punctum contra punctum, буквально - точка против точки) - одновременное сочетание 2-х или нескольких самостоятельных мелодических голосов.
Роль композиции в рассказе Толстого После бала в раскрытии его идейно-художественного содержания
Рассказ Л.Н. Толстого «После бала» посвящен событиям жизни России времен Николая I. Это было время сурового правления царя, напуганного восстанием декабристов и усилившего реакцию в общественной жизни. Рассказ композиционно состоит из двух частей: история героя на балу и после бала. Судя по заглавию, ясно, что «после бала» и для героя, и для автора происходящие события гораздо более важны.
Музыка в нашей жизни
Сочинение-рассуждение Тяжело жить без музыки. Мы слышим музыку всюду: на улицах, дома, по радио и по телевидению, в магазинах, в парках, в концертных залах и на побережье, иногда в лесу.
Мое любимое произведение искусства
Искусство. Оно очаровывает нас силой красоты: красоты звуков, красоты чувств, красоты увиденного. И если уже очаровало человека — то это навеки. Вот такая она сила — сила искусства. Кого-то очаровала таинственная, нежная, трепетная музыка, кого-то совершенная картина, кого-то прекрасная книга, кого-то волшебное пение исполнителя.
Сымон Музыка
БЕЛАРУСКІ МУЗЫКА-АРФЕЙ (ПА ПАЭМЕ ЯКУБА КОЛАСА "СЫМОН-МУЗЫКА") Паэма "Сымон-музыка" ў творчасці Якуба Коласа займае адметнае месца. Яна, як і многія іншыя творы беларускіх пісьменнікаў ("Курган" Я. Купалы, "Люцыян Таполя" М. Танка, "Сады вятроў" Я.
Русская литература конца 19 - начала 20 века
Автор: Разное Поэзия конца 19 века получила название "поэтического ренессанса" или "серебряного века". Постепенно термин "серебряный век" стали относить к той части художественной культуры России,которая была связана с символизмом, акмеизмом, "неокрестьянской" и частично футуристической литературой.
Тот, кто "не в ногу"
"Маргинал" — слово модное, но понятие довольно неопределенное. Отсюда и не вполне ясна роль этого явления в культуре. Ключевой в определении маргинала представляется характеристика — "внесистемный".
Современные направления и стилевые особенности в художественной культуре.
оглавление 5.5 Современные направления и стилевые особенности в художественной культуре Модернизм. Направление, на долгое время определившее основной характер художественной культуры Запада первой половины XX в. в целом, принято называть модернизмом (франц. modernisme -новейший, современный).
Украинская культура развитие и современное состояние. Украинское барокко.
оглавление Раздел 13. Украинская культура : развитие и современное состояние 13.1 «Украинское» барокко Украинская национальная революция 1648 – 1676 гг. привела к созданию украинского государства. Часть ее на территории Левобережья (Гетманщина) на правах автономии просуществовала в составе Российской империи до начала 80-х гг.
Театр как синтетический вид искусства
Театр как синтетический вид искусства .Театр заключает в себе многообразие многих форм художественного творчества, опираясь на отдельные виды искусства. Это не метафора, когда говорят о музыкальности живописи, о музыкальности архитектуры, пластичность литературных героев. Какое же различие между реально звучащим звуком музыкального инструмента и звуком, запечатленным в живописных полотнах? Для этого нам необходимо различать художественное произведение как
Музыка фейерверка
Введение 1 Создание и первые представления 2 Музыка 3 Разное Введение «Му́зыка фейерве́рка», или «Музыка для королевского фейерверка» (англ. Fireworks Music, англ. Music for the Royal Fireworks, HWV 351) — сюита Георга Фридриха Генделя.
Музыка периода классицизма
Музыкой периода классицизма музыкой классицизма , называют период в развитии европейской музыки приблизительно между 1730 и 1820 годами (см. «Временные рамки периодов развития классической музыки» для более подробного освещения вопросов, связанных с выделением этих рамок). Понятие классицизма в музыке устойчиво ассоциируется с творчеством Гайдна, Моцарта и Бетховена, называемых венскими классиками и определивших направление дальнейшего развития музыкальной композиции.
Древнеримская музыка
Введение 1 История 2 Музыка и быт 3 Музыкальные инструменты Список литературы Введение Древнеримская музыка развивалась на основе эллинистической культуры и играла большую роль в жизни римлян.[1] Хоровые ансамбли выступали в цирках и театрах, эффектные зрелища (бои гладиаторов, казни) шли под звуки труб, рогов и других инструментов.
Культура Тумако-Ла-Толита
— доколумбова культура, существовавшая в прибрежных районах Колумбии (Тумако) и Эквадора (Ла-Толита) в период с VI в. до н. э. по II в. н. э. Между устьем реки Сан-Хуан (Колумбия) и бухтой Байя-де-Сан-Матео (Эквадор) были обнаружены многочисленные археологические находки большой исторической и художественной ценности.
Гимн Американского Самоа
— «Америка-Самоа» («Американское Самоа»), территориальный гимн Американского Самоа. Тексты песни Мариоты Тиумалу Туиасосопо (Mariota Tiumalu Tuiasosopo), музыка Наполеона Андрея Туителелеапэджа (Tuiteleleapaga)
US 66
План Введение 1 История 2 Шоссе 66 в современной культуре 2.1 Фильмы 2.2 Музыка US 66 Введение Route 66 (U.S. Route 66, также известное как Шоссе Вилла Роджерса (Will Rogers Highway, в разговорной речи также известно как «Главная улица Америки» или «Мать Дорог») — одно из первых шоссе в системе шоссе США.
Гасаев, Виталий Алексеевич
План Введение 1 Детство 2 КВН 3 Музыка 3.1 Дискография 4 Фильмография Введение Виталий Алексеевич Гасаев (31 декабря 1970, Барнаул) — российский певец, участник команды КВН «Дети лейтенанта Шмидта» (Томск)
Винченцо Галилей
Винченцо Галилей / Vincentio Galilei /, (родился ок. 1520г. в м.Санта-Мария близ Флоренции - ум. в 1591г. во Флоренции) - итальянский композитор, музыкальный теоретик, лютнист, скрипач (отец знаменитого учёного-астронома Галилео Галилея).
Глазунов Александр Константинович
В 1879 г. четырнадцатилетний Александр Глазунов познакомился с известным музыкантом, главой «Могучей кучки» (творческого содружества группы русских композиторов) М. А. Балакиревым. Балакиреву понравилась сочиненная мальчиком музыка.
Бюль-бюль оглы Полад
Полад Бюль-бюль оглы - доктор искусствоведения Национальной творческой академии Азербайджанской Республики, почетный профессор Азербайджанского университета культуры и искусства.