ТЕМА 21. Исторические сведения о древней татарской музыке. Особенности татарских мелодий.
Многовековая история татар. Центр татарской культуры – город Казань. Представление о древней музыке из рукописей путешественников. Давнее развитие татарской профессиональной музыки. Многожанровость древней музыки. Многообразие инструментов. Сходство с музыкальной культурой стран Ближнего Востока и Средней Азии. Бытование тихо звучащих музыкальных инструментов и негромкого пения вследствие принятия ислама. Современные традиции как сплав древних и новых влияний. Особенности татарских мелодий: пентатоника, одноголосие, орнаментальность ритма и мелодии. Влияние особенностей языка на характер народных мелодий.
ТЕМА 22. Татарский музыкальный фольклор: баиты, мунаджаты, книжные напевы, протяжные песни.
Определение фольклора. Особенности возникновения и бытования. Баит – древний жанр эпоса, рассказ на распев. Преобладающее значение слов. Простота мелодий. Большое количество куплетов (до 30 и больше). «Сказ» нескольких текстов на одну мелодию. Сюжеты (исторические, семейно-бытовые, фантастические). Широкое распространение. Мунаджат – монолог, размышление, жалоба. Продолжение древних языческих традиций. Поучительное содержание, наставление молодым. Особенности: отсутствие орнамента, нисходящее глиссандо в конце мелодической фразы, зависимость ритма мелодии от ритма стиха, пульсация восьмыми с нечетным количеством долей. Книжные напевы – мелодии для распевания религиозной литературы. Протяжные песни – отсутствие сюжета, выражение чувств. Широкий диапазон, богатый орнамент, длинные фразы, импровизационность, сложный изменчивый ритм, частое применение переменного размера. Исполнитель как соавтор. Один из самых многочисленных жанров.
ТЕМА 23. Татарский музыкальный фольклор: короткие напевы, такмак, городские песни, инструментальный фольклор.
Короткие напевы – любовные, шутливые темы, рассказ о случаях из повседневной жизни. Сходство с танцевальными мелодиями: четкие ритмы, повторность фраз, квадратные построения. Бытование напевов с разными текстами. Такмак – более частое использование для сопровождения пляски, чем как песни. Ритмическое «притопывание» в конце фраз на устойчивых звуках. Бытование напевов с разными текстами. Сходство с частушками (шуточные, сатирические, пародийные куплеты). Городские песни – появление в городе XIX века. Влияние городского бытового романса. Лад – мажор и минор, опора на T, S, D. Движение мелодии по звукам трезвучий. Лирическое содержание. Исполнение с аккомпанементом гитары, мандолины, гармони, фортепиано. Инструментальный фольклор – исполнение мелодий народных песен на курае, скрипке, домбре, кубызе (варгане), гармони. Главное назначение – сопровождение танцев и игровых песен.
ТЕМА 24. Музыка татарских композиторов-классиков.
Деятельность С.Габяши, композитора-самоучки (музыка к спектаклям популярной труппы «Сайяр»). Музыка к драматическим спектаклям (С.Сайдашев, Дж.Файзи). Музыкальные символы Татарстана («Марш Советской Армии» С.Сайдашева). Ф.Яруллин – автор балета «Шурале», имеющего мировую известность. Н.Жиганов – автор одной из самых знаменитых татарских симфоний – «Сабантуй». Р.Яхин – первый татарский концертирующий пианист, автор первого в татарской музыке произведения в жанре концерта (Концерт для фортепиано с оркестром).
ТЕМА 25. Музыка татарских композиторов для детей.
Творческие контакты с учащимися школ. Специально сочиненный репертуар. Народно-песенный материал. Цитаты. Инструментальные произведения. Ю.Виноградов «Апипа». Р.Яхин «Дед Мороз и Мишка танцуют русский танец». Н.Жиганов «Марш». А.Ключарев «Иволга». С.Сайдашев «Школьный вальс». Песни и хоры для детей и юношества.
Другие работы по теме:
Верлибризация
Сущность верлибризации в стихотворении начала ХХ в. заключается в том, что метр в рамках неомифологического сознания возвращается к своим праистокам, к архаическому "первобытному синкретизму".
Музыкальная культура Древнего Египта
Истоки древнеегипетской музыки восходят к концу IV – началу III тыс. до н. э. Основными источниками сведений о ней служат памятники материальной культуры - музыкальные инструменты, иконографические материалы (барельефы), словесные тексты.
Вокальная музыка барокко. Оперные школы
Музыкальная культура эпохи барокко характеризуется появлением и развитием следующих вокальных и музыкально-театральных жанров: оперы, оратории, кантаты, пассионов (страстей).
Японская музыка
История развития японской музыки отчётливо делится на несколько этапов, соответствующих важным периодам экономического и культурного развития Японии. В ходе архелогических раскопок на Японских островах были обнаружены окарина и каменный свисток.
Архаический Юго-запад
, англ. The Archaic Southwest — термин, включающий археологические культуры юго-запада США в период примерно между 6500 г. до н. э. и 200 г. н. э. Культурам, относящимся к указанному периоду, были свойственны следующие характеристики:
Взаимосвязь понятий культура и цивилизация
Цивилизация – это: Стадия всемирного исторического процесса, связанная с достижением определенного уровня воспроизводства социальной жизни. Локализованные в пространстве и времени общ-ва, которые являются целостными системами, представляющими конкретный социокультурный феномен, имеющими четковыраженные параметры духовного, технологического, экономического и политического развития.
Поверти-Пойнт культура
Декоративные глиняные шарики из Поверти-Пойнт: вероятно, символы душ предков Культура Поверти-Пойнт — археологическая культура индейцев, обитавших в низовьях р. Миссисипи, ныне штат Луизиана. Существовала примерно в 17-7 вв. до н. э. Памятниками данной культуры являются сохранившиеся до наших дней колоссальные земляные сооружения (курганы) у Поверти-Пойнт около города Эппс в штате Луизиана.
Музыкальная драматургия в рок музыке
Музыкальная драматургия, очевидно, подразумевает сложность и изысканность исполнения, «не простоту» музыкальных фраз, ориентированность на классическую симфо-музыку и школу игры, и театральность постановки выступления..
Культура США
Литература. Музыкальная культура. Изобразительное искусство.
История культуры 2
История культуры — раздел исторической науки и культурологии, в рамках которого изучаются явления и процессы, связанные с развитием и взаимодействием тех аспектов человеческой деятельности, которые так или иначе связаны с культурой. Также история культуры является социально-гуманитарной академической дисциплиной.
Культура Донг-Шон
Изображение на бронзовом барабане из Нгок-Лу, Вьетнам Культура Донг-Шон , вьетн. Văn hуa Đфng Sơn — доисторическая археологическая культура азиатского бронзового века, существовавшая на территории Индокитая. Названа по поселению на севере Вьетнама, где были обнаружены её следы.
Древнеримская музыка
Введение 1 История 2 Музыка и быт 3 Музыкальные инструменты Список литературы Введение Древнеримская музыка развивалась на основе эллинистической культуры и играла большую роль в жизни римлян.[1] Хоровые ансамбли выступали в цирках и театрах, эффектные зрелища (бои гладиаторов, казни) шли под звуки труб, рогов и других инструментов.
Рахова
Рахо́ва (от первых букв англ. racial holy war — расовая священная война ) — предполагаемая война арийской расы за своё существование против цветных рас. Термин был введён Бернгардом Классеном, канадским выходцем с Украины, основателем Мировой Церкви Творца (которая позднее, по обстоятельствам судебного конфликта с одноимённой орегонской церковью, была переименована в Движение созидательности).
Ортоироидная культура
(ортоироиды; Ortoiroid) — первая известная археологическая культура на островах Вест-Индии. Считается, что она происходит из бассейна Ориноко (север Южной Америки), откуда её носители мигрировали на Малые Антильские острова и дошли до Пуэрто-Рико. Согласно Раузу ортоироидная культура долгое время развивалась в Южной Америки прежде чем началось переселение на Антильские острова.[1] Наиболее ранние радиоуглеродные датировки для Тринидада относятся к 5230 году до н. э., наиболее поздние (190 год н. э.) получены для Пуэрто-Рико.
Культура Тумако-Ла-Толита
— доколумбова культура, существовавшая в прибрежных районах Колумбии (Тумако) и Эквадора (Ла-Толита) в период с VI в. до н. э. по II в. н. э. Между устьем реки Сан-Хуан (Колумбия) и бухтой Байя-де-Сан-Матео (Эквадор) были обнаружены многочисленные археологические находки большой исторической и художественной ценности.
Среднестоговская культура
Введение 1 Погребальный обряд 2 Хозяйство 3 Антропологический облик Список литературы Введение Среднестоговская культу́ра — археологическая культура эпохи энеолита (4500-3500 до н.э), распространённая в степях Приазовья между Днепром и Доном. На востоке её локальные разновидности доходили до среднего Поволжья[1].
Интернет-культура
Содержание 1 Частные случаи интернет-культуры Интернет-культура (англ. Internet culture) — это культура подачи информации и культура общения пользователей в Интернете. Как глобальный феномен интернет-культура (киберкультура пользователей Интернета) возникла благодаря Интернету и приобрела признаки обособленного общественного явления в рамках человеческой цивилизации.
Культура Санта-Мария
Введение 1 Культура Белен (Belйn) 2 Культура Санагаста (Sanagasta) 3 Культура Уальфин (Hualfнn) Введение Культура Санта-Мария существовала на территории современной Аргентины на северо-западе провинции Катамарка в период 1200—1470 н. э., в основном в долинах Кальчакиес и Йокавиль. По-видимому, была основана народом диагита, проживавшем в данном регионе со времён возникновения данной культуры.
Культура Санагаста
Культура Санагаста , известная также как культура Ангуаласто , возникла на территории Аргентины около 1000 г. н. э. Её центр находился на территории современной провинции Риоха, а влияние распространялось до провинции Сан-Хуан.
Локоть посёлок
План Введение 1 История 2 Экономика 3 Образование и культура 4 Источники Введение Ло́коть — посёлок городского типа, административный центр Брасовского района Брянской области Российской Федерации.
Азильская культура
Азильская культура — археологическая культура (или технологическая традиция) эпохи эпипалеолита на севере Испании и юге Франции. Вероятно, азильская культура относится к периоду Аллерёдского климатического перепада около 8 тыс. л. до н. э., и следовала за мадленской культурой. По мнению археологов, азильская культура представляла собой финальную стадию мадленской, в то время, как потепление климата привело к изменениям в образе жизни людей в регионе.
Культура Кловис
Культура Кловис — доисторическая культура аборигенов Северной Америки, первым свидетельствам которой 13 000 лет (11 000 радиоуглеродных лет). Её начало связывают с концом последнего ледникового периода.
Вилочное восстание
Вилочное восстание — крестьянское восстание в феврале-марте 1920 г., в Закамье, преимущественно на территории Уфимской губернии; было направлено в первую очередь против продотрядов. Название связано с тем, что считалось, что главным оружием повстанцев были вилы и топоры. В эмигрантской литературе встречается название восстание «Черного орла и земледельца» (по названию эсеровской организации, участвовавшей в руководстве восстанием (Ильин-Шаховский, К.
Бутмирская культура
Культуры неолита Европы Бутмирская культура — балканская неолитическая культура. Существовала в период 2600—2400 г. до н. э. Является одной из потомков культуры кардиальной керамики.
Татарстан /english/
Географическое положение республики Татарстан. История возникновения. Столица Татарстана - Казахстан. Государственный язык. Достопримечательности Казахстана.
География Татарстана
Реферат по географии на тему: «Республика Татарстан» выполнен: учеником 9”А” класса Черезовым Эдуардом учитель: Старцева С.В Дата образования республики - 27.05.1920. Территория в тыс. кв. км - 68,0
Казань
Вплоть до 1552 года Казань была столицей Казанского ханства, позднее - столицей ТАССР, в настоящее время г. Казань - столица Республики Татарстан.
Казань
Основание на берегу реки Казанки города Иски-Казань археологи относят к XII веку. Городище Иски-Казань находится неподалеку от деревни Камаево Арского района Татарстана.
Эйтор Вилла-Лобос
Эйтор Вилла-Лобос /Heitor Villa-Lobos/ (родился 5 марта 1887г., в Рио де Жанейро — ум. 17 ноября 1959г в Рио де Жанейро) — бразильский композитор, гитарист.