Пособие по музыкальной грамоте для Iкласса
1. Названия звуков, октав
В музыке используются 7 разных нот: ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.
Так называются белые клавиши на фортепиано. Перед двумя черными клавишами находится белая клавиша ДО, а перед тремя черными клавишами – белая клавиша ФА.
до ре ми фа соль ля си
Все семь нот составляют октаву. В середине фортепианной клавиатуры находится первая
октава. Выше (правее) первой октавы находятся: вторая, третья,
четвертая
октавы. Ниже (левее) первой октавы находятся: малая, большая, контроктава, субконтроктава.
2. Размещение нот на нотоносце
Ноты – это знаки для записи музыки. Нотным станом, или нотоносцем, называется нотная строка из пяти линий, на которых размещаются ноты. Счет линий ведется снизу вверх. Ноты располагаются на линиях и между ними:
ДО – на первой добавочной линии, РЕ – под первой, МИ – на первой, ФА – между первой и второй, СОЛЬ – на второй, ЛЯ – между второй и третьей, СИ – на третьей.
до ре ми фа соль ля си до
3. Скрипичный ключ
Скрипичный ключ – это знак, который указывает, что звук соль первой октавы записывается на второй линии нотоносца.
4. Длительности звуков
Продолжительность звуков обозначается длительностями.
целая половинная четвертная восьмая
5. Мажор и минор. Тоника
Мажор и минор наиболее распространенные в музыке лады.
Мажорный лад соответствует бодрым, жизнерадостным мелодиям.
Минорный лад соответствует печальным, грустным мелодиям.
Главный, опорный звук лада называется ТОНИКОЙ.
На тонике чаще всего оканчивается мелодия.
Песня про Тонику. Мелодия кончается на главном звуке – тонике.
И все мы без сомнения легко узнаем тонику.
6. Гамма До мажор
Гаммой называется последовательное расположение звуков по высоте вверх или вниз от тоники до ее повторения. Звуки, из которых состоит гамма, называются ступенями. Их семь. Ступени обозначаются римскими цифрами. Название гаммы дается по ее тонике. В До мажоре тоникой является звук до.
I II III IY Y YI YII I
7. Ритм. Размер
Организация музыкальных звуков во времени называется ритмом.
1) Размер 2/4 – это двухдольный такт, в котором каждая доля длится четверть.
Схема дирижирования:
Примеры группировки в тактах:
2) Размер 3/4 – это трехдольный размер, в котором каждая доля длится четверть
За каждой сильной долей следуют две слабые доли.
Схема дирижирования:
Примеры группировки в тактах:
3) Размер 4/4 – это четырехдольный такт, в котором каждая доля длится четверть.
Схема дирижирования:
Примеры группировки в тактах:
8. Устойчивые и неустойчивые ступени. Тоническое трезвучие
Ступени делятся на устойчивые (опорные) и неустойчивые.
К устойчивым относятся: I, III, Y ступени. Они образуют тоническое трезвучие. (Т 5|3)
Т 5|3
К неустойчивым относятся: II, IY, YI, YIIступени. Они стремятся перейти в устойчивые.
I II III IY Y YI YII I
IIи YIIступени являются вводными звуками, окружающими тонику.
YIIIII
9. Полутон и тон
Полутон – это расстояние между двумя ближайшими звуками. (1|2т)
Тон – это два полутона. (1т)
Тоны и полутоны в гамме До мажор:
1т 1т 1/2т 1т 1т 1т 1/2т
Кроме того, полутоны образуются между рядом расположенными белой и черной клавишами. Например: до-до#, фа-фа#, миЬ-ми и др.
Тоны образуются между двумя рядом расположенными черными клавишами.
Например: до#-ре#, фа#-соль#, ляЬ-сиЬ и др.
Строение мажорной гаммы: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон.
Строение минорной гаммы: тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон.
10. Диез, бемоль, бекар
Диез – знак повышения ноты на полтона.
Бемоль – знак понижения ноты на полтона.
Бекар – знак, который отменяет действие диеза или бемоля.
11. Тональность Соль мажор
Соль мажор – мажорный лад с одним диезом при ключе, в котором тоникой является звук соль
IIIIIIIYYYIYII I Т5|3 YII I II
12. Тональность Фа мажор
Фа мажор – мажорный лад с одним бемолем при ключе, в котором тоникой является звук фа.
I II III IY Y YI YII I Т53 YII I II
13. Транспозиция
Транспозицией называется перенесение мелодии из одной тональности в другую.
14. Пауза
Паузой называется знак молчания в музыке. Длительности пауз равны длительностям нот.
Восьмая пауза
Четвертная пауза
15. Музыкальная фраза
Фразы – это части, на которые разделяется мелодия. Ритмические остановки в мелодии называются цезурами. Обозначаются значком / и указывают на окончание музыкальных фраз.
16. Реприза
Репризой называется знак повторения в музыке. Повторяться может вся мелодия или ее часть.
Знак репризы:
17. Басовый ключ
Басовый ключ – это знак, который указывает, что звук фа
малой октавы записывается на четвертой линии нотоносца.
Расположение нот в басовом ключе:
до ре ми фа соль ля си до
18. Тональность ля минор
Ля минор – минорный лад, в котором тоникой является звук ля. Как и тональность До мажор, не имеет ключевых знаков.
I II III IY Y YI YII I t5|3
19. Тональность ми минор
Ми минор – минорный лад с одним диезом при ключе, в котором тоникой является звук ми.
IIIIIIIYYYIYIII t5|3
20. Тональность ре минор
Ре минор – это минорный лад с одним бемолем при ключе, в котором тоникой является звук фа.
I II III IY Y YI YII I t5|3
21. Интервал
Интервалом называется расстояние между двумя звуками.
Всего восемь интервалов. Каждый интервал заключает в себе определенное количество ступеней.
Названия интервалов: 1. Прима 4. Кварта 7. Септима
2. Секунда 5. Квинта 8. Октава
3. Терция 6. Секста
Пример построения:
1 2 3 4 5 6 7 8
Зачетные вопросы
1. Перечислить названия октав на клавиатуре
2. Скрипичный ключ
3. Длительности звуков
4. Мажор и минор. Тоника
5. Перечислить изученные тональности. Указать их ключевые знаки, устойчивые и неустойчивые ступени
6. Назвать изученные размеры. Показать схемы дирижирования. Привести примеры группировки в тактах
7. Тоническое трезвучие. Вводные звуки
8. Тон и полутон. Привести примеры
9. Диез, бемоль, бекар
10. Транспозиция. Музыкальная фраза
11. Паузы. Их написание
12. Реприза. Ее оформление
13. Басовый ключ
14. Интервалы
Другие работы по теме:
: «Фузионизм в преподавании геометрии»
Актуальные проблемы обучения математике (К 150-летию со дня рождения А. П. Киселева). Т. 1: Материалы Всероссийской научно практической конференции. Орел: Изд-во огу, 2002. – 351 с
Музыкальное искусство Древнего Рима
Истоки древнеримской музыки (8-6 вв. до н.э. – 3-5 вв. н.э.) - в триумфальных, свадебных, застольных, поминальных песнях, сопровождавшихся тибией (латинское название авлоса), в архаических воинских песнях и плясках.
Музыкальная культура Древней Палестины
Основным источником сведений о древнееврейском невменном письме и особенностях музыкального инструментария являются рукописи Мёртвого моря. Данные о музыкальной жизни евреев содержатся и в библейских текстах.
Музыкальное искусство Древнего Рима
Истоки древнеримской музыки (8-6 вв. до н.э. – 3-5 вв. н.э.) - в триумфальных, свадебных, застольных, поминальных песнях, сопровождавшихся тибией (латинское название авлоса), в архаических воинских песнях и плясках.
Японская музыка
История развития японской музыки отчётливо делится на несколько этапов, соответствующих важным периодам экономического и культурного развития Японии. В ходе архелогических раскопок на Японских островах были обнаружены окарина и каменный свисток.
Ниязи
Потомок известной музыкальной династии Гаджибековых, Ниязи стал первым азербайджанским профессиональным дирижером, получившим мировое признание.
Толстой О методах обучения грамоте
Лев Николаевич Толстой О методах обучения грамоте Толстой Лев Николаевич О методах обучения грамоте Толстой Лев Николаевич О методах обучения грамоте
Исаак Дунаевский
Сочинение-миниатюра с элементами биографии Известный композитор, пианист и дирижер Исаак Осипович Дунаевский родился на Украине, в Полтавской области, учился в Харькове, работал в драматическом театре заведующим музыкальной частью.
Музыка периода классицизма
Музыкой периода классицизма музыкой классицизма , называют период в развитии европейской музыки приблизительно между 1730 и 1820 годами (см. «Временные рамки периодов развития классической музыки» для более подробного освещения вопросов, связанных с выделением этих рамок). Понятие классицизма в музыке устойчиво ассоциируется с творчеством Гайдна, Моцарта и Бетховена, называемых венскими классиками и определивших направление дальнейшего развития музыкальной композиции.
Дворянская родословная книга
— документ, оформляющий привилегии дворянской части населения каждой губернии Российской империи. Составлять и вести такую книгу, в которую были вписаны все дворянские роды данной губернии, было предписано в «Жалованной Грамоте», данной Екатериной II Российскому дворянству 21 апреля 1785 г.
Балтайсвилкс, Рудольф
Введение 1 Биография 2 Творчество 2.1 Роли в театре 2.1.1 Лиепайский Новый театр 2.1.2 Национальный театр 2.1.3 Театр драмы им. А. Упита 2.1.4 Театр музыкальной комедии
Монастырские крестьяне
Монастырские крестьяне — категория феодально-зависимого населения владений православной церкви в России с XI в. до середины XVIII в. Подвергались тем же формам эксплуатации, что феодально-зависимые крестьяне во владениях светских. По уставной грамоте митрополита Киприана 1391 года Монастырские крестьяне, например, должны были платить оброк и отрабатывать барщину, выполняя все хозяйственные работы.
Дайновское княжество
Дайновское княжество — удельное княжество XIII—XIV вв. в составе Великого княжества Литовского. Занимало территорию между Неманом (правые притоки Дитва, Гавья с р. Жижмой) и Вилией. По реке Котра граничило с Городенским княжеством.
Уставная Белозерская грамота
Уставная Белозерская грамота определяет порядок суда и управления Белозерских наместников, и размер пошлин ими получаемых. Условно в этой грамоте можно выделить 4 раздела:
Араратян, Арташес Левонович
Введение 1 Биография 2 Награды и звания 3 Творчество 3.1 Театральные работы 3.2 Написанные автором музыкальные произведения 3.3 Роли в кино Введение Арташес Левонович Араратян (24 января 1927, Моздок, Северо-Кавказский край, РСФСР — 14 апреля 2010, Санкт-Петербург, Российская Федерация) — артист Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии, заслуженный артист России.
Шимановский, Кароль
Ка́роль Мацей Корвин-Шимано́вский (польск. Karol Maciej Korwin-Szymanowski; 6 октября 1882, деревня Тимошовка, Киевская губерния — 29 марта 1937, Лозанна) — польский композитор, пианист, педагог, музыкальный критик. Один из наиболее заметных деятелей польской музыкальной культуры первой половины XX века.
Список музыкантов и певцов, связанных с Ташкентом
Ташкент посещали, в нём жили и работали многие выдающиеся музыканты и певцы В том числе: Виктор Александрович Успенский (1879—1949) — музыкант-этнограф, композитор, народный артист Туркмении (1929) и Узбекистана (1937), доктор искусствоведения (1943). Исследователь музыкальной культуры Средней Азии, автор музыкальной драмы «Фархад и Ширин» (1936), профессор Ташкентской консерватории (с 1936).
Свободная Память
Если вы пользовались классом slist, вы могли обнаружить, что ваша программа тратит на заметное время на размещение и освобождение объектов класса slink.
по Праву 12
Контрольная работа. Сравнительная характеристика права собственности на землю по Русской правде и Псковской судной грамоте. Эволюция права собственности.
Пищеварение 2 2
Text Text Graphics Работу выполнил Работу выполнил ученик 8б класса Артемьев Артём Graphics Graphics
Структурная асимметрия мозга у музыкантов
По нейрофизиологическим данным, центры, ответственные за речевые функции, расположены в коре левого полушария головного мозга. Структуры же мозга, ответственные за восприятие музыки, до сих пор были неизвестны.
Металлов Василий Михайлович
Священник при церкви св.Василия Кесарийского в Москве (с 1896 г.), профессор истории церковного пения В московской консерватории (с 1901 г.), преподаватель Синодального училища церковного пения (с 1895 г.).
Телеман Георг Филипп
Немецкий композитор Георг Филипп Телеман родился 14 марта 1681 года в Магдебурге. Начал занятия музыкой в городской школе. До 1721 года был капельмейстером во Франкфурте на Майне и Эйзенахе.
Соловьев Николай Феопемптович
В русской музыкальной жизни шестидесятых годов 19 века идеям известной «Могучей кучки», противостояло не менее могучее академическое направление в определении пути развития русской музыкальной культуры.
Михаил Танич
Поэт, лауреат Национальной музыкальной премии "Овация".
Николай Семенович Голованов
Николай Семенович Голованов (1891–1953) - русский композитор, дирижер. Родился в Москве 9 (21) января 1891 в бедной мещанской семье. После окончания Синодального училища церковного пения в 1910 был назначен помощником регента Синодального хора.
Милий Алексеевич Балакирев
Русский композитор, пианист, дирижер, глава и вдохновитель прославленной «Пятерки» – «Могучей кучки» (Балакирев, Кюи, Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков), которая олицетворяет собой национальное движение в русской музыкальной культуре 19 в.
Бела Барток (Bartok)
Венгерский композитор, пианист и музыковед-фольклорист. Родился в семье директора сельскохозяйственного училища, музыканта-любителя (играл в местном оркестре) и учительницы. Учился в Будапештской музыкальной академии им. Листа (1899—1903).
Луиджи Родолфо Боккерини (Boccherini)
Итальянский композитор Луиджи Боккерини родился 19 февраля 1743 года в небольшом итальянском городке Лукка в музыкальной семье. Его отец был профессиональным контрабасистом и начал обучать юного Луиджи игре на виолончели.