Важнейшей задачей воспитания духовной культуры школьников является разработка и внедрение творческой системы массового музыкально-эстетического образования. Целостное освоение художественной картины мира позволяет постичь, теснейшую связь искусства с жизнью, историей страны, народов, способствует мировоззренческому и нравственному развитию молодого поколения.
Идея целостного продуктивного воспитания личности реализуется в концепции художественно - творческих уроков музыки, уроков искусства. Объектом изучения на уроках должно быть искусство. Навыки и знания не должны быть самоцелью. Это средства для развития личности ребенка, а искусство - форма проявления его жизнедеятельности.
Интегрированное музыкально-эстетическое воспитание учащегося на уроках музыки происходит через вовлечение их в процесс собственного созидания.
Цели уроков следующие:
Всестороннее развитие личностного потенциала школьника
Оптимизация эвристического мышления (познавательная деятельность)
Раскрытие преобразующей силы музыки и ее влияние на внутреннюю сферу человека
Овладение образным языком музыкального искусства, посредством усвоения знаний, формирование умений и навыков.
Постижение сущности музыкальной интонации, ее драматургии через различные формы вокального (сольного, хорового) и инструментального музицирования.
Из опыта работы:
Умение смотреть и видеть, слушать и слышать. Один из путей в этом направлении формирования ассоциативного мышления, посредством рассуждения.
Например: На что похоже это облако? (ветка, корень, какое - то животное и т.д.) Продуктивно также описание конкретных явлений окружающего мира (шелест трава, листвы, голос птиц, зверей). Здесь полезна игра "Что на что похоже?" сочинение и отгадывание загадок, развивающие способности видеть, замечать выразительные свойства предметов и явлений.
К примеру несколько заданий:
Кого из героев ты выбрал? Почему? Как бы ты поступил в подобной ситуации? Почему считаешь, что так лучше? (разбор конфликтной ситуации), или например, как разбудить воображение школьника? Наибольшая активность фантазии ребенка проявляется при выполнении юмористических заданий. Вот такое задание: Что бы ты подарил на 8 Марта! Бабе Яге?, или можно выписать на доске ряд слов из любой сказки, ну например Чипполино - (все главные персонажи - тыква, синьор Помидор, Принц Лимон, Вишенка и вертолет), ребята сразу улавливают новое слово, которое не вписывается в тему, и мы плавно можем перейти на слушание и если была воспроизведена мелодия, в ней бы было вкрапление инородного звука. (Слушаем и видим)
Практически нет урока, который не был бы пронизан тем важным, что мы привыкли называть "воспитательным моментом". Но уроки музыки отличаются от всех других, стремлением заставить задуматься о сложностях жизни, заглянуть в себя… посредством музыки.
Из опыта работы: Разучивание русской народной песни. Происходит диалог учителя с ребятами класса.
Что за песня? - песня русских солдат. .
пели солдаты, которые служили царю, а мы поем сейчас
мы вспоминаем прошлое (можно вести полемику), но подвести к тому, что беспамятство это самое страшное, оно порождает равнодушие, черствость. Мы можем забыть тех, кто воевал и не вернулся и т.д. После проблемной ситуации, мы начинаем разучивать песню, мы видим глубину текста. Выделяем главное слово, которое надо подчеркнуть, убирая остальное, менее существенное для общего смысла. Начинается работа над интонационной выразительностью….
Преподавание музыки… Чем больше работаю, тем больше убеждаюсь, что надо избегать жестких ярлыков. Учительское желание разложить все по полочкам, наталкивается на то, что не всегда и не все можно разложить. Поэтому стараюсь раскрыть ребятам музыку кА саму жизнь, быстро меняющуюся, способную к превращению, к тайне.
Настоящее произведение искусства - невозможно познать до конца.
Закончу словами Шекспира:
"Пусть музыка звучит,
Привет Вам всем, друзья!"
Другие работы по теме:
Сочинения на свободную тему - Семейный вечер
После уроков я быстро собираюсь и спешу домой. Сегодня папа придет домой пораньше и вся наша семья будет ужинать вместе. Такой семейный вечер бывает не каждый день. Я возвращаюсь из школы. Мама уже дома и готовит ужин моя младшая сестра помогает ей.
Рабочей учебной программы по дисциплине
Цель изучения дисциплины состоит в активном содействии становлению специальной профессиональной компетентности магистра музыкального образования в сфере преподавания игра на музыкальном инструменте
Музыкальное искусство Древнего Рима
Истоки древнеримской музыки (8-6 вв. до н.э. – 3-5 вв. н.э.) - в триумфальных, свадебных, застольных, поминальных песнях, сопровождавшихся тибией (латинское название авлоса), в архаических воинских песнях и плясках.
Сущность и особенности музыкального искусства
На протяжении всей истории человечества, к каким бы эпохам и народам мы ни обратились, музыка стоит в ряду самых дорогих человеку искусств. Истинное призвание музыки – быть выражением человеческой жизни во всём её многообразии.
Музыкальная культура Древнего Египта
Истоки древнеегипетской музыки восходят к концу IV – началу III тыс. до н. э. Основными источниками сведений о ней служат памятники материальной культуры - музыкальные инструменты, иконографические материалы (барельефы), словесные тексты.
Музыкальное искусство Древнего Рима
Истоки древнеримской музыки (8-6 вв. до н.э. – 3-5 вв. н.э.) - в триумфальных, свадебных, застольных, поминальных песнях, сопровождавшихся тибией (латинское название авлоса), в архаических воинских песнях и плясках.
Японская музыка
История развития японской музыки отчётливо делится на несколько этапов, соответствующих важным периодам экономического и культурного развития Японии. В ходе архелогических раскопок на Японских островах были обнаружены окарина и каменный свисток.
Народная музыка башкир
Башкирский музыкальный фольклор представлен вокальными и инструментальными произведениями. К вокальной музыке относятся обрядовые напевы (заклички дождя и солнца, свадебные напевы), напевы эпических сказаний, песенные вставки в сказках.
Моцарт
В историю музыки великий австрийский композитор Моцарт вошел наряду с Гайдном и Бетховеном как представитель так называемого “венского классицизма”. Для музыки Моцарта характерна искренность, сердечность, бодрость, неудержимая, бьющая через край жизнерадостность, вместе с подлинно классической ясностью, простотой, законченностью и совершенством формы.
Музыка периода романтизма
Музыка периода романтизма — это профессиональный термин в музыковедении, описывающий период в истории Европейской музыки, который охватывает условно 1800 - 1910 годы.
Музыкальная жизнь Англии в XVII в.
XVII в. оказался противоречивым и для музыкального искусства Англии. Творческое наследие английской музыки было богатым и разнообразным: традиция многоголосья, разработка полифонических форм, расцвет мадригала… .
Песня
Сочинение-рассуждение с элементами описания Известный украинский поэт и писатель И. Франко говорил: «Песня и работа - большие две силы!» Давайте задумаемся, что это за «силы»? Испокон веков живет на Отчизне песня, соединив в себе страстное, эмоциональное слово с обворожительностью музыки. Она сопровождает людей всю жизнь - от колыбели до могилы, так как нет такого события или такого чувства, которое не нашло бы своего отображения в песне.
Учителя господина Журдена. Какими я их вижу
Господин Журден — мещанин, но стремится стать благородным дворянином. Для этого он и учится, нанимает учителей музыки, танцев, философии, фехтования. В том, что человек хочет получить образование, нет ничего плохого. Когда мы читаем сцены учебы Журдена, видим, что герой «ничего не понимает», но с другой стороны, Журден хочет учиться, даже жалеет, что его родители не дали ему настоящего образования.
Музыка в нашей жизни
Сочинение-рассуждение Тяжело жить без музыки. Мы слышим музыку всюду: на улицах, дома, по радио и по телевидению, в магазинах, в парках, в концертных залах и на побережье, иногда в лесу.
Друзья познаются в беде
Сочинение-рассказ о поступках людей Начался учебный год. Вместе с этим начались и полевые работы - сбор урожая не только на колхозных полях, а и на приусадебных участках. У детворы было время погулять на улице, сходить на рыбалку.
1749 год
— невисокосный год, начинающийся в среду по григорианскому календарю. События 27 апреля — первое исполнение «Музыки фейерверка» Георга Фридриха Генделя.
Музыка периода классицизма
Музыкой периода классицизма музыкой классицизма , называют период в развитии европейской музыки приблизительно между 1730 и 1820 годами (см. «Временные рамки периодов развития классической музыки» для более подробного освещения вопросов, связанных с выделением этих рамок). Понятие классицизма в музыке устойчиво ассоциируется с творчеством Гайдна, Моцарта и Бетховена, называемых венскими классиками и определивших направление дальнейшего развития музыкальной композиции.
Американское общество композиторов, авторов и издателей
Введение 1 История 2 Награды Список литературы Введение Американское общество композиторов, авторов и издателей (англ. The American Society of Composers, Authors and Publishers, ASCAP) — американская некоммерческая организация, отстаивающая авторские права своих членов и собирающая гонорары за исполнение их музыки.
Сломанные оковы гимн
«Zdrobite cătuşe» («Сломанные оковы») — гимн Румынии в 1948-1953 годах. Объявлен гимном сразу же после свержения монархии. Автор текста — Аурел Баранга, автор музыки — Матей Сокор. Новый гимн подчеркивал, насколько большую роль отводил коммунистический режим рабочему классу.
Зал славы композиторов
Введение 1 История создания 2 Награждение 3 Список Введение Зал славы композиторов и авторов популярной музыки (англ. Songwriters Hall of Fame (SHOF)) — американская общественная организация, созданная в поддержку заслуженных композиторов и авторов популярных песен в США и подающих надежды молодых талантов.
Преториус Михаэль
M.Praetorius — немецкий композитор, органист и музыкальный теоретик. Его настоящая фамилия Шультхайс, Шульц, Schultheiß, Schulz, Schulze. По сведениям одних источников он родился примерно в 1571 - 1572 гг.
Александр Суэтин
Александр Суетин (р. 1957 г.Москва) - экс-гитарист, лютнист-мультиинструменталист, - в совершенстве владеет всеми щипковыми инструментами семейства лютневых: лютни ренессанса, теорба, орфарион, барочные лютня и гитара, мандора.
Пьер Булез (Boulez)
Пьер Булез (Boulez) (р. 1925) - французский композитор и дирижёр. Учился в Парижской консерватории (класс гармонии О. Мессиана), затем занимался под руководством Р. Лейбовица.