Развитие
отечественного художественного образования предусматривает реформирование
системы профессиональной подготовки будущих учителей музыки. Рядом с внесением
изменений в процесс формирования и развитие личности специалиста, актуализируется
проблема содержания его подготовки к профессиональной деятельности. Ведь
музыканту-педагогу необходима исключительная компетентность, умение и навыки
учителя-артиста, учителя-художника, что отображаются именно в артистической
технике. Именно в таком контексте и происходит выбор наиболее перспективных
образовательных систем и технологий относительно нашего исследования.
Осуществление
процесса формирования артистической техники учителя музыки всячески зависит от
творческой направленности образовательного процесса. Поэтому в процессе
формирования артистической техники будущего учителя музыки эффективным считаем
применение игровых методов, которые являются действенным средством творческой
реализации личности студента.
В
педагогической практике существует определенный опыт использования игровых
методов в обучении. В частности, этому посвящены работы Н. П. Аникееевои, В. П.
Бедерхановои, Н. П. Волковой, И. А. Добрянского, А. Й. Капской, В. Л. Платонова,
Л. А. Савенковой, Г. К . Селевко, С. А. Шмакова, А. Г. Штепы и других. Впрочем,
изучение научных работ свидетельствует о недостаточной разработке вопросов
использования игровых методов в процессе профессиональной подготовки учителя
музыки.
Как
форма свободного самовыражения человека игра предполагает реальную открытость миру
возможного, разворачивающегося в виде соревнования или изображения (выполнение,
репрезентации) определенных ситуаций, состояний [1]. Еще А. В. Луначарський
подчеркивал значимость игры для творческого развития взрослого человека. Он
отмечал, что человек начинает мыслить, чувствовать и творить свободно, покоряясь
лишь своим внутренним законам, стремлению каждой части своего организма
развернуться [2].
Основным
положением игровой деятельности, за С. Л. Рубинштейном, является приобретение
опыта непринужденного поведения, связанного с деятельностью воображения [3].
Именно в игре выражается более непосредственное отношение к учебной
деятельности, а действия представляются скорее выразительными и семантическими
актами, чем оперативными приемами. Однако, в отличие от игры вообще, педагогическая
игра обладает существенным признаком - четко поставленную цель обучения с
ориентацией на соответствующий педагогический результат, который может быть
обоснован, выделенный в явном виде и характеризуется учебно-познавательной
направленности [4].
Целью
использования игровых методов при формировании артистической техники считаем
создание невынужденных обстоятельств обучения, по которым студент будет
чувствовать заинтересованность от собственного артистического перевоплощения, собственной
артистической поведения и дальнейшее желание воплощать ее в практической
деятельности.
Сущностью
игровых методов, как считают ученые, является моделирование, имитация
поведения. Именно благодаря этим методам в упрощенном виде воссоздается, моделируется
действительность, происходит имитация реальных действий, которая способствует
повышению значимости артистического опыта для личности студента, влияет на
формирование его творческого мышления. Основным педагогическим заданием при
условиях использования игровых методов является введение студентов в состояние
вдохновения и желания самовыражаться.
Формирование
артистической техники в условиях игры приобретает форму внешне не похожую на
обычную учебу. У студентов активизируется воображение и фантазия, самостоятельный
исполнительский поиск, новый взгляд на известные факты и явления. Учеба
происходит не под давлением, а в непринужденных обстоятельствах
музыкально-творческой деятельности. Создается атмосфера соревнования, которое
вынуждает студента мобилизировать свои знания и, возможно, скрыты артистические
способности. Использование игровых методов в учебе не ставит целью определенный
результат, он содержится в самом процессе игры. А это является рост творческого
артистического потенциала студентов, развитие их артистических наклонностей, детализация
определенных исполнительских приемов, возбуждение интереса к собственному
артистического воплощения и потребности в самовыражении. Важным моментом
использования игровых методов считаем создание атмосферы удовольствия и
положительных эмоций от собственного артистического воплощение образа
определенной роли (художественного образа).
В
формирующего эксперимента нами используются такие игровые методы, как
игра-имитация, ролевая игра, ситуационно-ролевая игра, интерактивная игра, игра-драматизация,
инсценировка.
Следовательно,
использование игровых методов направлено на приобретение у будущих учителей
музыки устойчивой мотивационной установки до активного использования
артистической техники, чувство удовольствия и успеха от собственного
артистического самовыражения. Использование игровых методов во время
формирования артистической техники будущего учителя музыки отмечается
определенными чертами. Во-первых, это свободная развивающая деятельность.
Студент, принимая в ней участие, получает удовольствие не только от результата,
а, в большей мере, от самого процесса деятельности. Во-вторых, сам процесс
носит в значительной степени импровизационный, активный характер.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта musarticles
Другие работы по теме:
Дети и музыка
Использование игровых приемов в процессе слушания музыки. Использование игровых приемов в процессе пения. Использование игровых приемов в процессе ритмических движений.
Сочинения на свободную тему - Мое понимание музыки2
Если прислушаться, то везде, где бы ни находился человек, его сопровождает музыка. На отдыхе мы слушаем легкую музыку, на симфоническом концерте - произведения серьезных композиторов. А еще есть зажигательная танцевальная музыка, удивитель-5ьщ джаз, музыка альтернативных направлений...
Музыкальное искусство Древнего Рима
Истоки древнеримской музыки (8-6 вв. до н.э. – 3-5 вв. н.э.) - в триумфальных, свадебных, застольных, поминальных песнях, сопровождавшихся тибией (латинское название авлоса), в архаических воинских песнях и плясках.
Музыкальная культура Древнего Египта
Истоки древнеегипетской музыки восходят к концу IV – началу III тыс. до н. э. Основными источниками сведений о ней служат памятники материальной культуры - музыкальные инструменты, иконографические материалы (барельефы), словесные тексты.
Музыкальное искусство Древнего Рима
Истоки древнеримской музыки (8-6 вв. до н.э. – 3-5 вв. н.э.) - в триумфальных, свадебных, застольных, поминальных песнях, сопровождавшихся тибией (латинское название авлоса), в архаических воинских песнях и плясках.
Разнообразные формы проведения уроков музыки
Разработка и внедрение творческой системы массового музыкально-эстетического образования. Идея целостного продуктивного воспитания личности, ее реализация в концепции художественно-творческих уроков музыки, уроков искусства. Основные цели уроков.
Японская музыка
История развития японской музыки отчётливо делится на несколько этапов, соответствующих важным периодам экономического и культурного развития Японии. В ходе архелогических раскопок на Японских островах были обнаружены окарина и каменный свисток.
Дом-музей Узеира Гаджибекова
Узеир Гаджибеков - классик азербайджанской музыки, с именем которого связано рождение и становление национальной композиторской школы, крупный ученый и педагог, блестящий публицист и драматург.
Народная музыка башкир
Башкирский музыкальный фольклор представлен вокальными и инструментальными произведениями. К вокальной музыке относятся обрядовые напевы (заклички дождя и солнца, свадебные напевы), напевы эпических сказаний, песенные вставки в сказках.
Моцарт
В историю музыки великий австрийский композитор Моцарт вошел наряду с Гайдном и Бетховеном как представитель так называемого “венского классицизма”. Для музыки Моцарта характерна искренность, сердечность, бодрость, неудержимая, бьющая через край жизнерадостность, вместе с подлинно классической ясностью, простотой, законченностью и совершенством формы.
Музыка периода романтизма
Музыка периода романтизма — это профессиональный термин в музыковедении, описывающий период в истории Европейской музыки, который охватывает условно 1800 - 1910 годы.
Музыкальная жизнь Англии в XVII в.
XVII в. оказался противоречивым и для музыкального искусства Англии. Творческое наследие английской музыки было богатым и разнообразным: традиция многоголосья, разработка полифонических форм, расцвет мадригала… .
Методы формирования целей организации
Методика системного анализа, процесс формирования целей организации представляется тремя этапами: 1.Анализ исходной информации. Анализу подлежат, нормативные документы, различные государственные программы, дынные о территории, схемы развития и размещения производительных сил, мировой и отечественный опыт и т.д.;
Учителя господина Журдена. Какими я их вижу
Господин Журден — мещанин, но стремится стать благородным дворянином. Для этого он и учится, нанимает учителей музыки, танцев, философии, фехтования. В том, что человек хочет получить образование, нет ничего плохого. Когда мы читаем сцены учебы Журдена, видим, что герой «ничего не понимает», но с другой стороны, Журден хочет учиться, даже жалеет, что его родители не дали ему настоящего образования.
Сочинение на тему учитель моей мечты
Учитель моей мечты. Профессия учителя одна из самых уважаемых, почетных и ответственных профессий. Можно сказать, что учитель создает будущее страны, так как от его труда во многом зависит развитие знаний у молодого поколения. Профессия учителя требует особого призвания. Воспитанием и обучением могут заниматься только люди со склонностью и любовью к этому делу.
Музыка в нашей жизни
Сочинение-рассуждение Тяжело жить без музыки. Мы слышим музыку всюду: на улицах, дома, по радио и по телевидению, в магазинах, в парках, в концертных залах и на побережье, иногда в лесу.
Мой любимый учитель сочинение-миниатюра
Автор: Сочинения на свободную тему Профессия учителя во все времена оставалась наиболее почетной, но в то же время наиболее тяжелой. Умение передать свой опыт молодым, только вступающим в самостоятельную жизнь людям, - это талант.
Краткое содержание Тонио Крёгер Томас Манн
Тонио Крёгер — главное действующее лицо новеллы, одной из первых у Томаса Манна «новелл о художнике». Т. К. в двух начальных эпизодах новеллы предстает перед читателем юношей сперва четырнадцати, затем шестнадцати лет. Отпрыск некогда богатого, но неуклонно хиреющего бюргерского семейства (вариация на тему «Будденброков») в прибалтийском городе, сын ганзейского консула и экстравагантной матери, уроженки романского юга, натуры музыкальной и артистической, он тяготится своей непохожестью на других: необычностью своего «дурацкого» имени (он «предпочел бы называться Генрихом или Вильгельмом»), своей внешностью: вялый мечтательный брюнет, он чувствует себя «отщепенцем» среди белокурых и голубоглазых северян, особенно переживая эту свою неполноценность рядом с другом и одноклассником, стройным, кудрявым, спортивным и поверхностным Гансом Гансеном и обворожительной хохотушкой Ингой Хольм,
Музыка периода классицизма
Музыкой периода классицизма музыкой классицизма , называют период в развитии европейской музыки приблизительно между 1730 и 1820 годами (см. «Временные рамки периодов развития классической музыки» для более подробного освещения вопросов, связанных с выделением этих рамок). Понятие классицизма в музыке устойчиво ассоциируется с творчеством Гайдна, Моцарта и Бетховена, называемых венскими классиками и определивших направление дальнейшего развития музыкальной композиции.
Зал славы композиторов
Введение 1 История создания 2 Награждение 3 Список Введение Зал славы композиторов и авторов популярной музыки (англ. Songwriters Hall of Fame (SHOF)) — американская общественная организация, созданная в поддержку заслуженных композиторов и авторов популярных песен в США и подающих надежды молодых талантов.
Лядова, Вера Александровна
Вера Александровна Лядова (1839—1870) — российская певица (сопрано), балерина, артистка оперетты. Биография Вера Лядова родилась 15 марта 1839 году в артистической семье. Отец — Александр Николаевич Лядов — известный балетный дирижёр императорских театров; его брат Константин Лядов — главный капельмейстер русской оперы в Петербурге.
Информационная поддержка года Учителя
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный государственный гуманитарный университет»
Александр Сергеевич Даргомыжский
Обычай 19 века требовал, что бы каждый дворянин служил и имел чин. В 18 лет Даргомыжский поступил на службу в Министерство двора, по контрольной части. Но это было всего лишь формальностью в жизни композитора.
Габриэль Форе (Faure)
Французский композитор и педагог. Родился 12 мая 1845 в Памье (департамент Арьеж). Младший сын школьного учителя, он получил образование в Школе классической и духовной музыки, основанной Нидермейером с целью подготовки церковных музыкантов.
Пьер Булез (Boulez)
Пьер Булез (Boulez) (р. 1925) - французский композитор и дирижёр. Учился в Парижской консерватории (класс гармонии О. Мессиана), затем занимался под руководством Р. Лейбовица.