Немецкая опера

Рефераты по музыке » Немецкая опера

Каранькова Ю.Н.

Автор первой немецкой оперы («Дафна») и оперы-балета («Орфей»)– Генрих Шютц (1585 - 1672). Эти произведения не сохранились. Шютц создал также яркие образцы мадригала, мотета, хорового духовного концерта.

Рейнхард Кайзер (1674 - 1739) – руководитель гамбургского оперного театра, оперный композитор (свыше 100 опер, в т.ч. «Октавия», «Нерон», «Крез»).

Австро-немецкая разновидность комической оперы с разговорными диалогами между музыкальными номерами – зингшпиль («пение с игрой»).

Оратория.

Оратория зародилась почти одновременно с оперой в Риме. Оратория представляла собой композицию для хора, солистов и оркестра на библейский сюжет и исполнялась в ораториях – особых помещениях при церкви, где собирались верующие (отсюда и название жанра). Первая оратория – «Представление о душе и теле» (1600) Эмилио Кавальери. Писали оратории также итальянец Алессандро Страделла (1644 – 1682, оратория «Иоанн Креститель»), А. Скарлатти, Гендель (32 оратории), И.С. Бах (оратории «Рождественская», «Пасхальная»).

Кантата.

Кантата – от итал. cantare – петь. Схожа с ораторией, отличается от неё, как правило, меньшими размерами. В XVII веке сольная кантата получила распространение в Риме. Оркестровое сопровождение утвердилось в кантате неаполитанских композиторов.

В протестантской Германии термин «кантата» не употреблялся в церковной музыке до XVIII века (использовалось понятие Kirchenmusic). В отличие от итальянской кантаты, преимущественно светской, немецкая кантата XVII-XVIII века развивалась как церковная (у И.С. Баха свыше 200 духовных и свыше 20 светских кантат).

Страсти

Страсти (лат. пассионы – «страдание») – разновидность оратории. В основе сюжета – главы из Евангелия, в которых говорится о страданиях Христа. Зародившись в недрах католической церкви, они особенно яркое развитие получили в немецком протестантском искусстве. Вершина развития жанра – в творчестве И.С. Баха («Страсти по Матфею», «Страсти по Иоанну»).