Каранькова Ю.Н.
Возрождение (франц. Ренессанс) – эпоха в культурно-исторической жизни Западной Европы XV-XVI вв. (в Италии – XIV-XVI вв.). Это период возникновения и развития капиталистических отношений, образования наций, языков, национальных культур. Возрождение – время великих географических открытий, изобретения книгопечатания, развития науки.
Своё название эпоха получила в связи с возрождением интереса к античному искусству, ставшему идеалом для деятелей культуры того времени. Композиторы и музыкальные теоретики – Й. Тинкторис, Дж. Царлино и др. – изучали древнегреческие музыкальные трактаты; в музыкальных произведениях Жоскена Депре, которого сравнивают с Микеланджело, «возросло утерянное совершенство древних греков»; появившаяся в конце 16 – начале 17 в. опера ориентирована на закономерности античной драмы.
Основой искусства Возрождения был гуманизм (от лат. «humanus» - человечный, человеколюбивый) – воззрение, которое провозглашает человека высшей ценностью, отстаивает право человека на собственную оценку явлений действительности, выдвигает требование научного познания и адекватного отражения в искусстве явлений действительности. Идеологи Возрождения противопоставили богословию Средневековья новый идеал человека, проникнутого земными чувствами и интересами. Вместе с тем, в искусстве Возрождения удерживались черты предшествующей эпохи (будучи светским по сути, оно использовало образы средневекового искусства).
Эпоха Возрождения была и временем широких антифеодальных и антикатолических религиозных движений (гуситство в Чехии, лютеранство в Германии, кальвинизм во Франции). Все эти религиозные движения объединяются общим понятием «протестантизм» (или «реформация»).
В эпоху Возрождения искусство (в т.ч. и музыкальное) пользовалось огромным общественным авторитетом и получило чрезвычайно широкое распространение. Небывалый расцвет переживает изобразительное искусство (Л. да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Ян Ван Эйк, П. Брейгель и др.), архитектура (Ф. Брунеллески, А. Палладио), литература (Данте, Ф. Петрарка, Ф. Рабле, М. Сервантес, У. Шекспир), музыка.
Характерные черты музыкальной культуры Возрождения:
бурное развитие светской музыки (широкое распространение светских жанров: мадригалов, фроттол, вилланелл, французских «шансон», английских и немецких многоголосных песен), её натиск на старую церковную музыкальную культуру, существовавшую параллельно светской;
реалистические тенденции в музыке: новые сюжеты, образы, соответствующие гуманистическим воззрениям и, как следствие – новые средства музыкальной выразительности;
народная мелодика в качестве ведущего начала музыкального произведения. Народные песни применяются в качестве cantus firmus (главная, неизменная мелодия в теноре в многоголосных произведениях) и в музыке полифонического склада (в т.ч. церковной). Мелодика становится более плавной, гибкой, напевной, т.к. является непосредственной выразительницей человеческих переживаний;
мощное развитие полифонической музыки, в т.ч. и «строгого стиля» (иначе – «классическая вокальная полифония», т.к. ориентирована на вокально-хоровое исполнительство). Строгий стиль предполагает обязательное следование установленным правилам (нормы строгого стиля были сформулированы итальянцем Дж. Царлино). Мастера строгого стиля владели техникой контрапункта, имитации и канона. Строгое письмо опиралось на систему диатонических церковных ладов. В гармонии господствуют консонансы, употребление диссонансов строго ограничивалось специальными правилами. Складываются мажорный и минорный лады и тактовая система. Тематической основой был григорианский хорал, однако использовались и светские мелодии. Понятие строгого стиля не охватывает всю полифоническую музыку эпохи Возрождения. Оно ориентировано главным образом на полифонию Палестрины и О. Лассо;
формирование нового типа музыканта – профессионала, получавшего всестороннее специальное музыкальное образование. Впервые появляется понятие «композитор»;
формирование национальных музыкальных школ (английская, нидерландская, итальянская, немецкая и др.);
появление первых исполнителей на лютне, виоле, скрипке, клавесине, органе; расцвет любительского музицирования;
появление нотопечатания.
Основные музыкальные жанры Возрождения
Церковные |
Светские |
Месса |
Мадригал |
Мотет |
Многоголосная песня: |
|
Шансон (франц. песня) |
|
Немецкая песня (Lied) |
|
Фроттола (итал.) |
|
Вилланелла (итал.) |
Крупнейшие музыкальные теоретики Возрождения:
Иоганн Тинкторис (1446 - 1511),
Глареан (1488 - 1563),
Джозеффо Царлино (1517 - 1590).
Другие работы по теме:
Историческое значение Возрождения
историческое значение Возрождения Особое историческое значение Возрождения связывают с идеями и художественными достижениями гуманизма, провозгласившего в противовес средневековому христианскому аскетизму величие и достоинства человека. Гуманисты видели в человеке наиболее прекрасное и совершенное творение Бога.
Сравнительная работа философии эпохи Средневековья и Возрождения
Общая характеристика философии эпохи Средневековья и эпохи Возрождения Средневековая философия охватывает тысячелетний период, приблизительно с V по XV вв. Между античной и средневековой философией нет четко обозначенных границ. Истоки философии Средневековья — в античной философии, затем некоторое время она формировалась одновременно с религией христианства, возникшей в I—II вв. н. э.
Музыкальное искусство Древнего Рима
Истоки древнеримской музыки (8-6 вв. до н.э. – 3-5 вв. н.э.) - в триумфальных, свадебных, застольных, поминальных песнях, сопровождавшихся тибией (латинское название авлоса), в архаических воинских песнях и плясках.
Музыкальная культура Древнего Египта
Истоки древнеегипетской музыки восходят к концу IV – началу III тыс. до н. э. Основными источниками сведений о ней служат памятники материальной культуры - музыкальные инструменты, иконографические материалы (барельефы), словесные тексты.
Музыкальная культура Древней Палестины
Основным источником сведений о древнееврейском невменном письме и особенностях музыкального инструментария являются рукописи Мёртвого моря. Данные о музыкальной жизни евреев содержатся и в библейских текстах.
Музыкальное искусство Древнего Рима
Истоки древнеримской музыки (8-6 вв. до н.э. – 3-5 вв. н.э.) - в триумфальных, свадебных, застольных, поминальных песнях, сопровождавшихся тибией (латинское название авлоса), в архаических воинских песнях и плясках.
Японская музыка
История развития японской музыки отчётливо делится на несколько этапов, соответствующих важным периодам экономического и культурного развития Японии. В ходе архелогических раскопок на Японских островах были обнаружены окарина и каменный свисток.
Ниязи
Потомок известной музыкальной династии Гаджибековых, Ниязи стал первым азербайджанским профессиональным дирижером, получившим мировое признание.
Музыкальная жизнь Англии в XVII в.
XVII в. оказался противоречивым и для музыкального искусства Англии. Творческое наследие английской музыки было богатым и разнообразным: традиция многоголосья, разработка полифонических форм, расцвет мадригала… .
Трагедия Шекспира Ромео и Джульетта
Трагедия Шекспира "Ромео и Джульетта" Автор: Зарубежная литература Действие трагедии происходит в эпоху Возрождения – XIV-XVI века. В это время люди средствами искусства заговорили о красоте жизни и любви, художники в своих картинах изображали прекрасных женщин, воспевают их красоту, а в литературе появляются великолепные стихи о любви: Петрарки, Данте, Шекспире.
Литература Эпохи Возрождения
Возрождение — культурологический термин, он координируется с употребляемым в исторической науке понятием «эпоха первоначального накопления» (промежуточная стадия между феодальной и капиталистической формациями).
Исаак Дунаевский
Сочинение-миниатюра с элементами биографии Известный композитор, пианист и дирижер Исаак Осипович Дунаевский родился на Украине, в Полтавской области, учился в Харькове, работал в драматическом театре заведующим музыкальной частью.
Литература итальянского возрождения
Ставропольский государственный аграрный университет Кафедра «Философии» Реферат не тему «Литература итальянского возрождения» Выполнил студент 1 курса
Маньеризм
Маньеризм (итальянское manierismo, от maniera - манера, стиль), течение в европейском искусстве 16 века, отражающее кризис гуманистической культуры Высокого Возрождения.
История культуры 2
История культуры — раздел исторической науки и культурологии, в рамках которого изучаются явления и процессы, связанные с развитием и взаимодействием тех аспектов человеческой деятельности, которые так или иначе связаны с культурой. Также история культуры является социально-гуманитарной академической дисциплиной.
Кватроченто
Кватроче́нто , также кваттроченто (итал. quattrocento, «четыреста», сокращенно от mille quattrocento — «тысяча четыреста») — общепринятое обозначение эпохи итальянского искусства XV века, соотносимой с периодом раннего итальянского Возрождения. Это время творчества Пьерро делла Франческа, Ботичелли, Донателло, Брунеллески, Мазаччо, Беллини, Пинтуриккьо, Фра Анжелико, Перуджино и мн. др.
Музыка периода классицизма
Музыкой периода классицизма музыкой классицизма , называют период в развитии европейской музыки приблизительно между 1730 и 1820 годами (см. «Временные рамки периодов развития классической музыки» для более подробного освещения вопросов, связанных с выделением этих рамок). Понятие классицизма в музыке устойчиво ассоциируется с творчеством Гайдна, Моцарта и Бетховена, называемых венскими классиками и определивших направление дальнейшего развития музыкальной композиции.
Польский Ренессанс
План Введение 1 Общая характеристика 2 Образование и культура 3 Архитектура 4 Живопись 5 Музыка 6 Книгопечатание Список литературы Введение Возрождение (польск. Odrodzenie) в Польше продолжалось с конца XV-го до начала XVI-го века, и считается золотым веком польской культуры. Королевство Польское (с 1569 — Речь Посполитая) активно участвовала в Европейском Ренессансе.
Северное Возрождение
План Введение 1 Отличие от итальянского Возрождения 2 Периоды 3 Представители Список литературы Введение Северное Возрождение — термин, использующийся для описания эпохи Возрождения в северной Европе, или более обобщающе — во всей Европе за пределами Италии, к северу от Альп. Северное Возрождение тесно связано с итальянским Возрождением, но имеется ряд характерных отличий.
Араратян, Арташес Левонович
Введение 1 Биография 2 Награды и звания 3 Творчество 3.1 Театральные работы 3.2 Написанные автором музыкальные произведения 3.3 Роли в кино Введение Арташес Левонович Араратян (24 января 1927, Моздок, Северо-Кавказский край, РСФСР — 14 апреля 2010, Санкт-Петербург, Российская Федерация) — артист Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии, заслуженный артист России.
Шимановский, Кароль
Ка́роль Мацей Корвин-Шимано́вский (польск. Karol Maciej Korwin-Szymanowski; 6 октября 1882, деревня Тимошовка, Киевская губерния — 29 марта 1937, Лозанна) — польский композитор, пианист, педагог, музыкальный критик. Один из наиболее заметных деятелей польской музыкальной культуры первой половины XX века.
Список музыкантов и певцов, связанных с Ташкентом
Ташкент посещали, в нём жили и работали многие выдающиеся музыканты и певцы В том числе: Виктор Александрович Успенский (1879—1949) — музыкант-этнограф, композитор, народный артист Туркмении (1929) и Узбекистана (1937), доктор искусствоведения (1943). Исследователь музыкальной культуры Средней Азии, автор музыкальной драмы «Фархад и Ширин» (1936), профессор Ташкентской консерватории (с 1936).
Барнаул
Город Барнаул - административный центр Алтайского края, в 3419 км к востоку от Москвы. Расположен на северо-востоке Приобского плато.
Структурная асимметрия мозга у музыкантов
По нейрофизиологическим данным, центры, ответственные за речевые функции, расположены в коре левого полушария головного мозга. Структуры же мозга, ответственные за восприятие музыки, до сих пор были неизвестны.
Телеман Георг Филипп
Немецкий композитор Георг Филипп Телеман родился 14 марта 1681 года в Магдебурге. Начал занятия музыкой в городской школе. До 1721 года был капельмейстером во Франкфурте на Майне и Эйзенахе.
Соловьев Николай Феопемптович
В русской музыкальной жизни шестидесятых годов 19 века идеям известной «Могучей кучки», противостояло не менее могучее академическое направление в определении пути развития русской музыкальной культуры.
Николай Семенович Голованов
Николай Семенович Голованов (1891–1953) - русский композитор, дирижер. Родился в Москве 9 (21) января 1891 в бедной мещанской семье. После окончания Синодального училища церковного пения в 1910 был назначен помощником регента Синодального хора.
Милий Алексеевич Балакирев
Русский композитор, пианист, дирижер, глава и вдохновитель прославленной «Пятерки» – «Могучей кучки» (Балакирев, Кюи, Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков), которая олицетворяет собой национальное движение в русской музыкальной культуре 19 в.
Бела Барток (Bartok)
Венгерский композитор, пианист и музыковед-фольклорист. Родился в семье директора сельскохозяйственного училища, музыканта-любителя (играл в местном оркестре) и учительницы. Учился в Будапештской музыкальной академии им. Листа (1899—1903).