Каранькова Ю.Н.
На протяжении всей истории человечества, к каким бы эпохам и народам мы ни обратились, музыка стоит в ряду самых дорогих человеку искусств. Истинное призвание музыки – быть выражением человеческой жизни во всём её многообразии. Музыка отражает и эмоциональную, и рациональную сферы человеческой природы. Но её специфика – воздействие, в первую очередь, на сферу эмоций. Нюансы человеческих чувств порой бывают такими тонкими, что их трудно передать словами. Музыка же может выразить гамму самых разнообразных состояний человека.
«Где кончаются слова – там начинается музыка» (Генрих Гейне).
«Музыка ничего не говорит разуму: это идеально структурированная бессмыслица» (Антони Берджесс).
«Музыка создаёт чувства, которых нет в жизни» (Станислав Виткевич).
Каждое музыкальное произведение нужно рассматривать как воплощение не только конкретной темы, но и более широкого содержания – вечных основ жизни, сущности человека, коренных закономерностей человеческой психики. История музыки – история развития человеческой психологии. Композиторы мира решают одни и те же психологические проблемы. Поэтому целесообразно проследить за эволюцией идей, эмоциональных особенностей, психологических концепций, а отсюда – и средств музыкальной выразительности. Музыка тогда предстанет воплощением единой, исторически развивающейся, духовной жизни. Так мы сможем воссоздать историю человеческой воли, силы и бессилия, радости и горя, страдания и безмятежного счастья.
Настоящая музыка через индивидуальное сознание художника всегда открывает общечеловеческое. Музыка – воплощение единого мирового человека, единой общечеловеческой души. Бах, Бетховен, Чайковский не были бы великими художниками, если бы их творения отразили только их личные страдания, мысли, мечты.
«Музыка – универсальный язык человечества» (Генри Лонгфелло).
«Музыка – истинная всеобщая человеческая речь» (К. М. Вебер).
«Музыка не имеет отечества; отечество её – вся вселенная» (Ф. Шопен).
Скульптор М. Аникушин сказал: «Никто не знает, что такое музыка». Искусство не только раскрывает, но и скрывает суть человеческую. Вильгельм Ваккеродер (немецкий писатель конца XVIII века) определяет сущность музыки следующим образом:
«Музыка – это предельное проявление духа, утончённейшая стихия, из которой, как из невидимого ручья, черпают себе пищу потаённейшие грёзы души; она играет вокруг человека, хочет всего и ничего, она – орган более тонкий, чем речь, быть может, и чем мысли, дух уже не может пользоваться ею как средством, как органом, она – сама предмет, оттого живёт и парит в своей собственной чудесной сфере».
Объяснение сущности музыки и её воздействия на нас через использование всякого рода сюжетов, программ, аналогий вряд ли можно признать удовлетворительным. Чайковский тонко заметил, что «если бы музыку можно было пересказать словами, она сделалась бы попросту ненужной». Содержание музыки гораздо объёмнее и шире всяких заданных образных ориентиров.
«Единственно возможный комментарий к музыкальному сочинению – другое музыкальное сочинение» (И. Стравинский).
«Говорить о музыке – всё равно, что танцевать об архитектуре» (Стив Мартин).
«О музыке нужно писать нотами» (Болеслав Пашковский).
Таким образом, секретность, таинство музыки – в её гигантском охвате явлений человеческого духа во всей его целостности и бесконечности.
«Бах почти заставляет меня поверить в Бога» (Роджер Фрай).
«Без музыки жизнь была бы ошибкой» (Фридрих Ницше).
«Музыка – это откровение более высокое, чем мудрость и философия» (Лев Толстой).
Список литературы
Другие работы по теме:
История эстетических учений.
Курс: . Автор Название Флоренский Иконостас, Обратная переспектива Кандинский О духовном в искусстве Ортега-и-Гассет Эстетика. Философия кульуры
Поэзия и философия Ницше в музыкальном искусстве
Фридрих Ницше вошел в историю музыкального искусства как величайший поэт и мыслитель, вдохновлявший многих композиторов, известных и забытых, на создание произведений разных жанров (оратории, песни, программные симфонические поэмы).
Черты модернизма в программной музыке Айвара Брока
Это сравнительно молодой жанр, который сформировался в 30-х годах XIX века. Специфика программной музыки состоит в том, что художественный замысел раскрывается не только музыкальными средствами, но также и с помощью программы.
Музыкальное искусство Византии
В основе музыкального искусства Византии лежали многообразные по этническому составу и культурному уровню элементы: позднегреческие, римские, сирийские, славянские (болгарские, древнерусские), армянские и грузинские.
Музыка XIX века
Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Text Graphics Музыка XIX века Graphics
Музыкальная культура Галичины на изломе ХІХ-ХХ веков
В истории музыкального искусства Украины важное место занимает культурно-художественная деятельность хоровых обществ Галичины. Есть ряд содержательных трудов, в которых раскрываются аспекты развития музыкальной культуры Западной Украины.
Мемориальный дом-музей Бюль-Бюля в Баку
Бюль-Бюль (1897-1961) (в переводе с азербайджанского Соловей) - неповторимое явление в вокальном искусстве, его актерская жизнь золотыми буквами вписана в историю мировой культуры.
Моцарт
В историю музыки великий австрийский композитор Моцарт вошел наряду с Гайдном и Бетховеном как представитель так называемого “венского классицизма”. Для музыки Моцарта характерна искренность, сердечность, бодрость, неудержимая, бьющая через край жизнерадостность, вместе с подлинно классической ясностью, простотой, законченностью и совершенством формы.
Рихард Штраус
Немецкий композитор, дирижёр, музыкально-общественный деятель. Творческий путь и сочинения.
Музыкальная жизнь Англии в XVII в.
XVII в. оказался противоречивым и для музыкального искусства Англии. Творческое наследие английской музыки было богатым и разнообразным: традиция многоголосья, разработка полифонических форм, расцвет мадригала… .
Никколо Паганини
Паганини, Никколо (Paganini, Niccolo) (1782–1840), итальянский скрипач и композитор, один из величайших виртуозов в истории мирового музыкального искусства.
Стихотворение Пастернака Во всем мне хочется дойти
Стихотворение Пастернака «Во всем мне хочется дойти…», написанное в 1956году, стало поэтическим кредо писателя, итогом его размышлений о творчестве, о месте и роли поэта и поэзии. В разные периоды жизни он говорил об этом, но неизменным оставалось одно: главная задача искусства – поиск истины, постижение сущности явлений, всей полноты бытия:
Театр как синтетический вид искусства
Театр как синтетический вид искусства .Театр заключает в себе многообразие многих форм художественного творчества, опираясь на отдельные виды искусства. Это не метафора, когда говорят о музыкальности живописи, о музыкальности архитектуры, пластичность литературных героев. Какое же различие между реально звучащим звуком музыкального инструмента и звуком, запечатленным в живописных полотнах? Для этого нам необходимо различать художественное произведение как
Реализм в искусстве
Реализм-понятие ,характеризующее познавательную функцию искусства: правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства, мера его проникновения в реальность, глубина и полнота её художественного познания. Так, широко понимаемый реализм – основная тенденция исторического развития искусства, присущая различным его видам, стилям, эпохам.
Музыка в пространстве музея
Пространство музея как "ковчег культуры". Толкование слова "экспозиция". Тема "открытого произведения" в искусстве. Музыкальные камерные программы и тематические выставочные проекты, проводимые в рамках специальных программ Государственного Эрмитажа.
Да здравствует король гимн
«Trăiască Regele» («Да здравствует король») — гимн Румынии в 1866—1947 годах. Музыку к гимну сочинил в 1862 году капитан Эдуард Хюбш (Eduard Hьbsch), который позже стал главой музыкального департамента Министерства Обороны. В 1862 году эта мелодия выиграла конкурс композиций для государственного гимна Румынии.
Адан, Адольф Шарль
Адольф Шарль Адан (Адам) (фр. Adolphe Charles Adam; 24 июля 1803, Париж, Франция — 3 мая 1856, Париж, Франция) — французский композитор, автор опер и балетов[1]. Сын композитора, пианиста и музыкального педагога Луи Адана. Член Ин-та Франции с 1844 года.
Казаков Ю.П.
Русский советский писатель. Родился 8 июля в Москве в семье рабочего. С детства мечтая стать музыкантом, будущий писатель окончил музыкальное училище им. Гнесиных по классу контрабаса в 1951 и сразу был принят в состав оркестра Музыкального театра.
Александр Иванов-Крамской
Александр Михайлович Иванов-Крамской – его имя в Советском Союзе являло собой эталон гитарного мастерства, музыкального вкуса и тонкого понимания музыкальной специфики русского музыкального фольклора для всех любителей гитары.