Чего же хорошего?
Полный развал!
Шумит,
как Есенин в участке.
В. Маяковский
В свое время у каждого художника - и у художника слова - была своя репутация. Пушкин - повеса, Эдгар По - пьяница, Бродский - тунеядец. Не избежал подобной участи и Есенин. Слава “хулигана и скандалиста” прочно закрепилась за ним - причем закрепилась в письменной форме: тому свидетельством и приведенные выше строчки, и стихи самого Есенина. А, как известно, что написано пером... Так и остался жить в литературе этот образ. И для многих Есенин поэтом “Москвы кабацкой”, “московским озорным гулякой” был и будет всегда. Попытаемся же проанализировать этот образ, проследить истоки его зарождения, его развитие, его конец.
В русском литературоведении существует давняя традиция личные трагедии героев и их авторов считать отражением более широких социальных конфликтов: Онегин застрелил своего друга, потому что был “лишним” человеком в своем обществе, а Джек Лондон покончил жизнь самоубийством, сломленный враждебной художнику капиталистической действительностью. Такой подход в целом не плох и продуктивен, и при раскрытии причин есенинского ухода в “хулиганы” представляется вполне логичным.
Первое “хулиганское” стихотворение поэта, которое, кстати, так и называется - “Хулиган”, - относится к послереволюционному периоду и датируется 1919 годом. До этого были восторженные, полные ожидания “чудесной гостьи” - революции - стихи. В них поэт воспевал грядущие перемены в жизни страны и райский край Инонию, в котором все по-иному, лучше, чище, добрее. Край этот удивительным образом похож на родную деревню автора, преображенную и идеализированную. Но мечтам поэта не суждено было сбыться.
Грянула война, а за ней - индустриализация всей страны, и от “мужицкого рая” пришлось отказаться. У Есенина не остается “любви ни к городу, ни к деревне”. А отсюда недалеко и до кабака:
Оттого-то вросла ту жиль
В переборы тальянки звонкой.
И соломой пропахший мужик
Захлебнулся лихой самогонкой.
Отныне герой поэзии Есенина - “московский озорной гуляка”. Он нарочно идет нечесаный, вызывая брань и осуждение со стороны прохожих, ночами читает стихи проституткам и пьет спирт, похабничает и скандалит. Его судьба - “умереть в кабацкой пьяной драке” на изогнутых московских улицах. В есенинских стихах мы видим Москву “кабацкую”, разгульную, пьяную. Этот город его захватил, одурманил. С болью думает герой о своей прежней жизни:
Вспомнил я деревенское детство,
Вспомнил я деревенскую синь.
И всего трепетней и пронзительней его воспоминания именно тогда, когда вслед ему доносится чужая брань - оттого, быть может, он и любит свою скандальную славу. Ведь в глубине души он все такой же деревенский парень с васильковыми глазами и ранимым сердцем. Его душа в крови от ударов ближних, как когда-то в детстве было в крови лицо. Он “нежно болен вспоминаньем детства” и сожалением о былой свежести и “половодье чувств”. Эта память о прежней жизни в родном краю проявляется в характере образов его поэтических размышлений. Герой - такой же хулиган, как и дождь, как ветер; разгульная тоска точит его глаза, словно синие листья червь. Деревня становится для него олицетворением прошлой, лучшей жизни и прибежищем, которым поэт не спешит воспользоваться, потому что
Я люблю этот город вязевый,
Пусть обрюзг он и пусть одрях...
И от прежней жизни у него осталась одна радость - дружба с “братьями нашими меньшими”. “Средь людей я дружбы не имею”, - говорит о себе герой. Люди не способны ответить на его чувство, это чужой и хохочущий сброд, не понимающий души поэта, а потому всячески ему за это мстящий. Другое дело - звери: “Для зверей приятель я хороший”. Герой кланяется каждой корове с вывески, ему жаль бездомных собак - ведь для него “братья - были и сестры - суки”. Его знаменитый цилиндр - не для того, чтобы производить впечатление на женщин: подобные желания кажутся ему просто глупыми. В цилиндре “удобней” давать овес кобыле - чтобы уменьшить грусть, таящуюся в сердце. Отчего же грустно поэту? Возможно, потому, что он одинок. Когда-то Блок писал о таком одиночестве:
Храню я к людям на безлюдье
Неразделенную любовь.
А Маяковский, не увидев вокруг себя людей, рвется целовать “умную морду трамвая”. Одинокий герой Есенина же “пришел целовать коров”. Он никогда не скажет про людей - “озверевшие”, потому что это будет оскорблением для животных.
Резкое осуждение за свой цинизм и грубость обычно вызывают два стихотворения “Сыпь, тальянка...” и “Пой же, пой, на проклятой гитаре...” Позднее сам автор говорил, что не может от них отказаться, так как внутренне пережил все описанное в них. “Горькая отрава” стала частью жизни героя. В кабаке за рюмкой водки он цинично рассуждает о жизни, о России, о женщинах. Высокое чувство любви для него не существует, есть только горькая “правда земли”, основной человеческий инстинкт. Само существование человека на этой земле - неудачи, спирт и сифилис:
И я сам, опустясь головою,
Заливаю глаза вином,
Чтоб не видеть в лицо роковое,
Чтоб подумать на миг об ином.
Поэт с болью осознает глубину своего падения. Чувство отвращения вызывает у него “пропащая гульба”. За подчеркнутой грубостью и цинизмом скрывается (а ее нужно скрывать, ибо нет ничего больнее, чем когда в душу - грязными руками) сердце, открытое для любви и добра. Так когда-то писал о себе Маяковский: “Я люблю смотреть, как умирают дети”, пряча свое “сплошное сердце”, что стучит повсеместно. Герой Есенина чувствует
Что-то всеми навек утрачено.
Май мой синий! Июнь голубой!
Жизнь кажется ему загубленной. Он ощущает свою небывалую усталость и вновь возвращается мыслями к отчему дому, его благотворному свету. Но поэт понимает, что ему нет возврата в прошлое, что угасла “та нежная дрема”. Герой, однако, чувствует, как оставляет его желание мучить себя. Он ни о чем не жалеет:
Пусть не сладились, пусть не сбылись
Эти помыслы розовых дней.
Если черти в душе гнездились -
Значит, ангелы жили в ней.
Последний цикл “хулиганских” стихов - “Любовь хулигана”. В прошлом разгульная жизнь - любовь явилась как спасение. Ради любимой герой готов бросить омут кабаков. Он поет ей об уходящем хулиганстве. Пусть им досталась только осенняя усталость чувств, не стоит жалеть о том, что
Так мало пройдено дорог,
Так много сделано ошибок.
Герой воскрес для жизни, он верит в то, что он еще будет слушать песни дождей и черемух - “чем здоровый живет человек”.
Так находит свой конец образ хулигана в творчестве Есенина. С радостью поэт отрекается “скандалить”, с радостью ищет и обретает новые темы для своих стихов. Тому свидетельство - красота его “Персидских мотивов”. Этот сборник так и начинается - с признания поэта о том, что его душу больше не гложет “пьяный бред”. В “Письме к женщине” сам автор так представляет свое падение в омут разгула: в развороченном быте ему не удалось определиться в своем назначении, и он предпочел “сгореть в угаре пьяном”. Теперь же все не так. Он стал не тем, чем некогда был. И это - последнее слово в есенинской исповеди “хулигана”.
Другие работы по теме:
Есенин с. а. - Россия глазами есенина
Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким “Русь”. С. Есенин Имя Сергея Александровича Есенина хорошо известно в нашей стране. Его лирика никого не оставляет равнодушным, Она проникнута горячей любовью к Родине, русской природе. Поэт признается: “Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине.
Есенин с. а. - Стихотворение с. есенина
Сергей Есенин провел все свое детство и юность в рязанском селе. Константинове. Деревенские впечатления сформировали миропонимание поэта. Сельские образы навсегда стали частью его души никогда не притупляясь не ослабевая в его сознании.
Тема Родины в поэзии Есенина 2
Тема Родины в поэзии Есенина «Моя лирика жива одной большой любовью к Родине, чувство к Родине — основное в моем творчестве», — говорил С. Есенин. К вершинам поэзии он поднялся из глубин народной жизни. Рязанские поля, мужики, косившие траву и сеявшие хлеб, были страной его детства. Мир народных образов окружал его с самого рождения:
Я последний поэт деревни судьба крестьянства в поэзии С.А. Есенина
Автор: Есенин С.А. Крестьянская тема занимает одно из центральных мест в поэзии Сергея Есенина. Даже революцию он принимал, по собственному признанию в автобиографии 1925 г., «по-своему, с крестьянским уклоном». Есенин ощущал обреченность деревни под натиском города, но сердце поэта оставалось на милых нивах.
Стихотворение Есенина Спит ковыль. Равнина дорогая
«Моя лирика жива одной большой любовью к родине. Чувство родины — основное моем творчестве». — говорил С. Есенин. Тема стихотворения С.А. Есенина «Спит ковыль. Равнина дорогая…» — любовь поэта к родине, что традиционно для его поэзии.
Роль эпитета в поэзии Есенина
Художественно-выразительные средства делают поэтическое произведение ярким, неповторимым, образным. В своих стихотворениях С.А. Есенин использует метафоры, сравнения, эпитеты, олицетворения. Особая роль в лирике поэта отведена эпитету.
Страна березового ситца в лирике Есенина
Тончайший лирик, певец русской природы, большой мастер стиха Сергей Есенин занимает особое место в литературе. Его емкие и ошеломляющие свежие художественные описания — всегда настоящее открытие для читателя.
Тема любви в лирике Есенина
Поэтическое сознание, как правило, острее переживает любые эмоции. Любовь для него может стать как необычайным счастьем, так и величайшей в мире трагедией.
Стихотворение Есенина Отговорила роща золотая 2
Стихотворение Есенина Отговорила роща золотая Полтора десятилетия, что творил С.Есенин, были одной из самых сложных эпох в русской истории. Бурные события, происходившие в стране, отразились на каждом человеке, а особенно сильно на судье гениев, наделенных сверхчувствительностью. Вместе с изменением обстановки менялось мировоззрение Есенина.
Образ России в лирике Есенина
Стихи Есенина… Они не подвластны времени и всегда современны. Каких бы проблем нашей жизни мы ни коснулись, все они нашли свое отражение в поэзии Есенина. Конечно, не он один задумывался над будущим родины. Многие поэты — предшественники и преемники Есенина — задумывались о том, какой быть России.
Образ родины в лирике Есенина
Тема родины является центральной в творчестве С. Есенина. Всю силу своего поэтического таланта он устремил на то, чтобы воспеть красоту родной земли, миролюбивый, но гордый нрав ее суровых жителей, утонченную прелесть мира среднерусской природы.
Анализ поэмы С.А. Есенина Черный человек
Автор: Есенин С.А. Голова моя пашет ушами, Как крыльями птица. Ей на шее ноги Маячить больше невмочь. С.А. Есенин. Черный человек «Черный человек» - одно из самых загадочных, неоднозначно воспринимаемых и понимаемых произведений Есенина. Работать поэт начал в 1922 году, и в основном она была написана заграницей, в феврале 1923 года был закончен первый вариант поэмы.
Анализ стихотворения Есенина Спит ковыль 1925
Галихина Ольга 11 «А» Анализ стихотворения Есенина «Спит ковыль…» 1925. С. А Есенин является представителем имажинизма. Поэт раскрывает нам прелесть родного края через образы своих впечатлений. Данное произведение Есенина проникнуто чувством любви к Родине. Автор
Родина в творчестве Есенина и Блока
Автор: Есенин С.А. Читая стихотворения Блока и Есенина, мы видим, что на протяжении почти всего творчества они воспевали Русь. Читая Есенина, мы вместе с ним испытываем горячую любовь к Родине, к жизни и всему живому на земле, чувствуем связь с народом, сознаём неповторимость и ценность человеческих чувств.
О Русь Взмахни крылами.. По лирике С.А. Есе-нина.
"О Русь! Взмахни крылами!.." (По лирике С.А. Есе-нина.) Автор: Есенин С.А. Эта тема, пожалуй, подходит С.Есенину более чем какому-нибудь другому поэту. Есенин воспел Русь с огромной любовью и преданностью человека, выросшего среди русской природы. Все свое детство и юность провел он в крестьянской среде, среди деревенских песен, сказаний.
Все встречаю, все приемлю... По лирике С.А. Есенина.
"Все встречаю, все приемлю..." (По лирике С.А. Есенина.) Автор: Есенин С.А. Невероятно открытый, искренний поэт Есенин. У кого еще встретишь столько нежности, столько переполняющей душу любви... Широта его любви не измеряется личными встречами, страданиями и удачами. Его любовь — вселенская, без конца и без края.
Мое любимое стихотворение Есенина Тема родины
Автор: Есенин С.А. Вновь я открываю сборник стихов Есенина. Строчки, строчки быстро мелькают у меня перед глазами. О Родине, о любви, о дружбе, о том, что тревожит и радует сердце — обо всем этом писал поэт. С темой Родины мы часто встречаемся в произведениях разных авторов. В этом изобилии слов о дорогом уголке земли я останавливаю свой выбор на стихотворениях Есенина.
Мое любимое стихотворение Есенина Любовная лирика
Автор: Есенин С.А. “Мне грустно на тебя смотреть...” — так начинается стихотворение Сергея Есенина, наиболее мне понравившееся. У этого поэта мне нравятся многие стихи, особенно про милые сердцу русские просторы, деревни, березы. В них все слова понятны, читаются просто и легко. Это же стихотворение, на мой взгляд, как-то выделяется из общей массы.
Тема Родины в творчестве С.А. Есенина
Автор: Есенин С.А. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве», - признавался поэт. Предметом его творчества становится природа рязанской земли с ее голубыми далями, сетью рек, светлой печалью родных полей, поэтическими деталями деревенского пейзажа.
Тема любви в поэзии С. Есенина
Нежную, яркую и напевную лирику С. А. Есенина невозможно представить без темы любви. В разные периоды жизни и творчества поэт своеобразно чувствует и переживает это прекрасное, возвышенное и в то же время горькое чувство.
Разноликость поэзии С. Есенина
Поэзию Сергея Александровича Есенина нельзя назвать монотонной, она скорее разнолика. На различных этапах своей жизни Есенин выбирает абсолютно непохожие темы для своих стихотворений.
Любовь в стихах Сергея Есенина
Сергей Есенин всегда сам признавал, что в его творчестве очень мало стихов про любовь. И никогда он не придавал им большого значения. Однажды, в августе 1923 года, поэт был в гостях у своего друга, Анатолия Мариенгофа, и у них зашел разговор о такой лирике. Есенин заметил, что, для того, чтобы написать стихи о любви, необходимо в кого-нибудь влюбиться, но он не знал, в кого.
Есенин Сергей
(1895-1925) Сергей Александрович Есенин родился в селе Константинове Рязанской губернии (21 сентября по старому стилю). Вскоре отец Есенина уехал в Москву, устроился работать там приказчиком и поэтому Есенина отдали на воспитание в семью деда по матери. У деда было трое взрослых неженатых сыновей.
Есенин Сергей Александрович
Мог ли кто представить, что пройдут годы и паренек из рязанского села Константинова станет поэтическим сердцем России, которая для Есенина была началом всех начал, его опорой, животворным источником, где он черпал силу и вдохновение.