Реферат: распад Империи Каролингов - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

распад Империи Каролингов

Остальные рефераты » распад Империи Каролингов

Содержание


Введение


Глава 1. Что такое феодализм


Глава 2. Что собой представляло Франкское королевство в VIII в.


Глава 3. Приход к власти Каролингов. Карл Великий


Глава 4. Правители Империи после смерти Карла


Глава 5. Влияние феодализма на распад Каролингской империи


Заключение


Введение


Третья доля земли зовётся, братья, Европой.

Много живёт в ней племён: названьями, нравами,

бытом,

Речью и верою в Бога они друг от друга отличны.

Средневековый поэт-монах Эккехарт, X в.


Целью моей работы я поставила перед собой рассмотреть распад Империи Каролингов. Как и почему столь могущественная Империя распалась, и какую роль сыграл в этом распаде феодализм.

Зная обстоятельства вторжения варваров в Римскую империю, мы должны познакомиться с новыми сторонами быта, внесёнными в историю так называемыми новыми людьми, т. е. варварами. Этому посвящена первая глава, где описывается феодальная система.

Вторая глава описывает нам, что происходила в королевстве франков после смерти Пипина Короткого.

Третья глава посвящена Каролингам. На протяжении всей западноевропейской истории трудно указать другую личность, которая вызвала бы своей деятельностью столь согласные, восторженные отзывы, которая в такой же степени ни служила бы предметом обсуждения, как это случилось в отношении к Карлу Великому из рода Каролингов.

Преемники Карла не были способны задержать процесс распада. Энергия и блестящие организаторские достоинства, характеризовавшие род Каролингов, как бы исчезли у потомков. Именно об этом нам рассказывает четвёртая глава.

Действительность сурово обошлась с романтическими мечтаниями великого франка. Огромная монархия, подготовленная меровингскими майордомами и организаторским гением Карла, на самом деле оказалась зданием слишком непрочным, таившим в себе элементы разрушения. Пока жив был сам организатор этой монархии, эти элементы примирялись и сдерживались его энергией; но прошло не более трёх лет после его смерти, как они выступили наружу и разделили его Империю на составные части. Чем дальше шло время, тем глубже и всесторонне охватывал Европу этот вопрос разложения, так что в XI в. вместо централизованной наподобие Рима Империи Карла мы находим множество чрезвычайно мелкий, вполне самостоятельных владений, не только не имеющих одного общего центра, но и не желавших иметь его. Спрашивается: почему же государство не могло удержаться на той высоте, которой на мгновение удалось ему достигнуть? Ответ на этот вопрос дан в пятой главе.


Глава 1. Что такое феодализм


Под именем феодализма понимается тот своеобразный порядок политического, социального и экономического строя, который установился в Западной Европе. На протяжении XI, XII и XIII вв. феодализм представляет собой столь частое явление, что учёные считают: Средневековье представлял собой развитие и разрушение феодальной системы быта. Феодализм соединил все западноевропейское общество, начиная с короля и кончая последним крепостным, феодализм сосредоточил в своей области все общественные, экономические, политические и даже церковные отношения.

Что же такое называется феодализмом?

А. А. Спасский считает, что, несмотря на все значение феодализма в истории Западной Европы, ещё до сих пор не сформулировано точного определения, которое в нескольких выражениях охватывало бы все его грани.

Самым удачным выражением по поводу феодализма, которое существует и по сей день является высказывание Гизо в «История цивилизации Франции». Гизо видел сущность феодализма в следующем: в замене собственности, соединение верховной власти с землевладением и установлении особой вассальной иерархии между государем и помещиками.

В феодализме государство локализировалось, т. е. разделялось на множество поместий, которые можно было назвать отдельными государством.

Самые первые элементы для феодальной системы были положены переселением германских племён и развивались до эпохи Меровингов и Каролингов.

Приход феодализма не закончился на образовании множество государств, но он проникал повсюду до самых низких слоёв общества. В государстве все слои общества жили своей жизнью и имели свои права. Особенностью феодализма являлись феоды, которыми владела феодалы.

Феодалы жили в своих замках, отделившись ото всех. Феодал не имел никаких занятий кроме как довольствоваться своей семьёй, феодал не имел надобности обрабатывать свои поля, потому что её обрабатывали подневольные крестьяне. Единственным занятием феодала была война. Из-за этого у феодалов часто возникали ссоры с соседями.


Глава 2. Что собой представляло Франкское королевство в VIII в.


В раннем Средневековье Западная Европа состояла из ряда неустойчивых варварских королевств. На их территориях, кроме самих варваров, жило местное римское население, резко отличавшееся от завоевателей по уровню культуры. Германские племена не были едины: они отличались друг от друга по языку и обычаям, даже те, кто принял христианство, продолжали верить в своих старых богов. Римская Империя уже пала и от нее оставались лишь слабые обломки. За обладание, которыми спорили между собой алеманы, бургунды, вестготы и толпы других племён. Лидером в этой борьбе за власть оказались франки – одно из германских, варварских, пришлых племен с низовьев Рейна.

Франками правила династия Меровингов. Они являлись языческой германской королевской семьей, мужчины которой в знак родства с Германским богом Вотаном-Одином не стригли волосы. Короли этой династии правили с конца V до середины VIII века на территории будущей Франции и Бельгии.

Современники также называли Меровингов «длинноволосыми королями». С языческих времен и до своего падения Меровинги носили длинные волосы. Франки верили, что Меровинги обладают магической силой, заключавшейся в чрезвычайно длинных волосах их владельцев, и выражавшейся в «королевском счастье», олицетворявшем в себе благополучие всего франкского народа. Такая прическа отделяла его от подданных, которые носили короткие стрижки, популярные в римскую эпоху, считавшиеся признаком низкого положения слуги или раба. Отсечение волос считалось тяжелейшим оскорблением для представителя династии Меровингов, на практике оно означало потерю прав на обладание властью.

Хлодвиг I король салических франков правил с 481 по 511 гг. Он положил начало объединению германских племён в одно политическое целое. В 498 году первым из франкских королей перешёл в христианскую веру, что послужило началом христианизации Галлии. При Хлодвиге была составлена и записана «Салическая правда», одна из первых варварских правд. После смерти Хлодвига королевство было поделено на четыре части между его сыновьями и погрузилось в междоусобные войны.

Последним из правителей Меровингов был Дагоберт I. Дагоберт отобрал у духовенства значительную часть их имений и тем самым вызвал к себе их ненависть. Духовенство составляло для Меровингов большую опору, которой как раз Дагоберт лишился. Епископы и аббаты соединились с вельможами против короля. И тогда они поставили к королю майордомов. Майордомы – это королевские управляющие, которые были главнокомандующими, и управляли дворцовским хозяйством.


Глава 3. Приход к власти Каролингов. Карл Великий


Власть Меровингов в VII веке понемногу ослабевала – это были короли, лишённые власти. Их даже прозвали «ленивыми королями», потому что они передавали власть майордомам. Королю давалось жалованье, весьма ограниченное. В XIII веке майордомы выбирались из рода Пипинидов.

Пипин Геристальский, он был майордомом с 687 до 764 года. В 681 году собрав все свои силы, разбил войско австразийцев. Пипин после этого называл себя герцог франков. Именно после этого роль короля Меровингов сделалась ничтожной. Королю давалось ограниченное жалованье, он жил в поместье и получал всё готовое. Король принимал послов, получал подарки, но все это делал король по приказу своего министра, Пипина. Пипину часто приходилось воевать с баварами, фризами и алеманами. Пипин правил 27 лет и умер в 714 году.

В 710 году Карл Мартелл занял место своего отца Пипина Геристальского. Карл воспринимался как истинный король, его авторитет был очень высок благодаря одержанным им победам. В октябре 732 году произошла битва при Пуатье. Сражение шло шесть дней. В битве сражались арабы и франки. Карл Мартелл одержал победу, арабы бежали. Благодаря этой победе Карл усилил своё влияние не только в Галлии, но и во всей Европе. Умирая, Карл отдал своему сыну Карломану Париж, Пипину – Нейстрию, Брунгундию, Аквитанию и Прованс, а третьему сыну, малолетнему Грифону, небольшие уделы.

После смерти Карла власть перешла его сыну Пипину Короткому т. к. старший брат Карломан постригся в монахи. Пипин остался единым правителем. В 751 году Пипин Короткий был провозглашен королём благодаря Папе Римскому. Пипин свергнул с трона последнего правителя из династии Меровингов. И на трон села династия Каролингов и именно они создали «Священно Римскую Империю». В 752 году папа Стефан II обратился к Пипину с просьбой защитить его землю и римскую церковь от враждебных действий лангобардов. Пипин имел двух детей Карла и Карломана. В завещании Пипин разделил государство на две части, но Карломан умер. Когда Пипин умер, Карлу было 26 лет.

Карл Великий был одним из величайших деятелей в истории. Он был воинственным. Все сорок шесть лет своего правления Карл из года в год, не уставая, вел войны. У этих войн была одна цель распространить христианство. При жизни Карла везде чувствовалась его тяжёлая рука, даже на народных собраниях он был на первом плане. В 800 году 25 декабря состоялась коронация Карла Великого. Его короновал ЛевIII, с этого момента Франкское государство называлось Каролингской Империей. Карла короновали в церкви Св. Петра в Риме. Византийский Император был этим не доволен и это был повод к войне, но Карл пошел на компромисс, он отдал Византийскому Императору Венецию и Долманский полуостров. Карл Великий всегда умел держать духовную власть в зависимых отношениях: он считал её своим орудием. Карл Великий, обладал сильным организаторским талантом, гений, который дал феодализму прочные и правильные законы. Те общественные и государственные интересы, которые были присущи германцам на заре их политической жизни, должны были слиться с древнеримскими началами. Но это слияние не было прочным: связующие элементы были противоположны. Идея феодализма не могла слиться с императорской идеей. В Древнем Риме предполагалась неограниченная верховная власть то в силу правителей, то в силу обожествления властителей под влиянием Востока, при поддержке христианства. На территории Франкского королевства жило много разных племён. Карл хотел заменить весь юридический беспорядок, который происходил в империи, на единое законодательство. Но это ему так и не удалось.

Карл Великий скончался 8 января 814 года в Ахене от лихорадки. День, когда умер Карл Великий, был наполнен необъяснимыми явлениями. Майнцкий мост на Рейне неизвестно от чего сгорел в течение трех часов, молния ударила в Ахенский собор. Карла оплакивали все, даже язычники, как отца отечества. Его забальзамированное тело усадили в золоченое кресло, надели корону, облекли его в императорское одеяние, вложили в руку меч, золотой скипетр и золотой щит, на колени положили Евангелие и так поставили в склепах Ахенского кафедрала, сооруженного им при жизни.

«Священная Римская империя» рассыпалась, выполнив своё предназначение, лишь тысячелетие спустя, при Наполеоне. Ф.Тютчев писал, что Бонапарт до самого своего поражения так и не понял: «именно Россия была его истинным противником – борьба между законной Империей и коронованной революцией… Что такое история Запада, начавшаяся с Карла Великого и завершающаяся на наших глазах? Это история узурпированной Империи. Папа, в дальнейшем, восстав против Церкви, узурпировал права Империи, которые поделил, как добычу, с так называемым императором Запада… Наполеон повторил последнюю, отчаянную попытку Запада создать себе местную власть. Попытка эта провалилась, ибо невозможно извлечь власть из революционного принципа». Недаром льстецы называли Наполеона «воскресшим Карлом».


Глава 4. Правители Империи после Карла

Преемники Карла Великого не были способны задержать процесс разложения монархии Карла Великого. Энергия и блестящие организаторские достоинства, характеризовавшие род Каролингов и нашедшие полнейшее выражение в лице Карла, как бы исчезли у его потомков. Ни по личным своим качествам, ни по своему государственному направлению они не возбуждали никакого уважения к себе в народе. Достаточно обратить на те прозвания, какими клеймил народ последних Каролингов, чтобы видеть, как мало они походили на своего великого предка. Только первый преемник Карла, его младший сын Людовик, пользовался некоторыми симпатиями народа за свою преданность христианству и Церкви, за что и получил название Благочестивого. Последние Каролинги во многом напоминали последних Меровингов, которые за свою бездеятельность прозваны были ленивыми или тунеядными королями. Великие государственные стремления Карла были им не по плечу: их занимали собой не единство, и не благо Империи, а личные расчёты, честолюбивые стремления, междоусобные войны и раздоры, которыми они оказали важное содействие разложению Империи.

Уже Людовик Благочестивый, наследовавший Империю Карла во всём её объёме, не был государственным человеком, способным поддерживать твёрдость доставшегося ему наследства. Крепкий и сильный, как бы рождён для битв, Людовик не любил войну; его характер скорее годился для жизни монаха, чем к той трудной деятельности, которая приготовила ему судьба. Он сам иногда как бы сознавал свою неспособность к практической деятельности и, по смерти своей первой жены, думал действительно пойти в монахи, но влекся красивой и образованной дочерью графа Вельфа Юдифью, заметно превосходившей его своим умом, и вступил с ней во второй брак. Впрочем, он был человек строгих нравов и серьёзный до того, что улыбка никогда не появлялась на его лице. Все эти качества могли бы сделать честь частному человеку, но, на беду, Людовик не имел, ни одного из тех свойств, которые необходимы были для него как правителя. Его распоряжения были шатки, и характер его отличался безграничной слабостью; как государь, он редко проявлял свою собственную волю: будучи исполнён самыми благими намереньями, он действовал, однако, так, как подсказывали ему его советники, и своим царством подорвал всякое уважение к имени короля. История Людовика Благочестивого есть история падения монархической власти франкский государей. Вот краткий очерк событий правления Людовика Благочестивого. – От первой своей жены Ирменгарды Людовик имел троих сыновей – Лотаря, Пипина и Людовика, и Ирменгарда, пользовавшаяся влиянием на императора, желала обеспечить каждому из сыновей независимое положение. Но мысль о разделе государства находила себе ещё сильных противников в составе высшего духовенства, для которых единство Империи казалось необходимым соответствием единству Церкви. Случай в Ахене, когда Людовик, проходя со своим двором по ветхой деревянной галерее, соединявшей дворец с собором, упал вместе с женой и едва не умер, дал повод партии Ирменгарды настоятельно требовать обеспечения сыновей на случай смерти отца.

В 817 году, только три года спустя после смерти Карла Великого, в городе Ахене составилось государственное собрание, и там, решено было разделить владения между сыновьями Людовика. Младшим сыновьям Пипину и Людовику, в Ахене были отделены только те области Империи, которые составляли отдельные владения, почти не зависимых от франкских королей, - Аквитания и Бавария. К тому же эти земли были слишком не значительны сравнительно с той долей, которая досталась старшему брату Лотарю, вместе с титулом императора все остальные владения. Этим и объясняется то, почему духовенство, этот оплот единство Империи, согласилась на раздел 817 году, и сам папа освятил его согласием. – Между тем умерла Ирменгарда, и Людовик, хотевший сначала отказаться от света, женился на Юдифи. В 823 году Юдифь родила Людовику сына Карла, прозванного потом Лысым. Это значительно изменило положение дело. Юдифь ничего так страстно не желала, как доставить своему сыну часть в отцовском наследстве, обеспечить ему самостоятельное владение. Это сделалось целью её жизни, на достижение которой она направила все усилия своего тонкого ума и недюжинной энергии. Благодаря настоянию её партии 829 году на собрании в Вормсе был изменён раздел Империи, установлённый в 817 году; в видах выделить и шестилетнему Карлу области, взятые от других братьев, а через два года этот передел ещё раз был повторён. В акте последнего раздела, вероятно, помысле Юдифи, установлена была важна прибавка, лишившая договора всякой устойчивости и дозволявшая изменения в будущем. Было сказано, что если кто-нибудь из сыновей отличился особенной преданностью и почтительностью к отцу, то последний может взять из части менее почтительных сыновей сколько захочет и отдать более почтительному. Прибавка явно клонилась к будущему ещё большему возвышению Карла за счёт его братьев и вооружила против него всех приверженцев Империи. Чтобы защитить свои права, все сыновья Людовика от первого брака схватились за оружие и восстали против отца. В битве отца с сыновьями 833году войска Людовика перешли в лагерь его противников, и, покинутый всеми, он должен был сдаться в руки Лотаря. Его тот час же разлучили с Юдифью, отправленной теперь в Италии, и с Карлом, которого заключили в монастырь. На бурном собрании Лотарь объявил, что Бог отнял от его отца власть, которая отныне принадлежала ему как императору. Людовик Благочестивый, казалось, потерял всё: его подвергли заключению в сообществе нескольких монахов, под ближайшим надзором епископов, особенно ему враждебных; он доведён был до того, что в Компьене в присутствии вельмож и народа принес в церкви покаяние в своих грехах по формуле, сочиненной его врагами. Это унижение Людовика и своеволие Лотаря, спешившего воспользоваться императорской властью, вызвало сочувствие к старому императору в народе. Вызвав общее неудовольствие, Лотарь бежал, и Людовик в 835 году был восстановлен в своих правах. Ёще раз был изменён договор в пользу Карла, но вскоре 20 июня 840года в походе против одного из непокорных сыновей Людовик умер на одном из островов Рейна. В борьбе Людовика и его сыновей сказалась борьба принципа Империи с началом сепаратизма, стремившегося раздробить монархию франков. После победы сыновей в 833 году ни императорская власть, ни единство Империи не могли восстановиться. Вскоре Лотарь начал войну с Людовиком, а потом Карлом, но братья объединились силами. Лотарь оказался в том же положении, как находился некогда и его отец. Он принуждён был вынужден заключить мирный договор в Вердене в 843 году и произвести окончательный раздел Империи. Позже эти государства дадут начало Франции, Германии и Италии.


Глава 5. Влияние феодализма на распад Каролингской империи

Монархия Карла Великого являлась соединением двух противоположных традиций: римских и германских. Карл был проникнут идеей Римской империи, а эта идея требовала такой политической организации, как в одном стройном механизме, всё приводилось бы в движение одной волей и направлялось к достижению одной цели. В природе германца было стремление к особенности, к отдельности в жизни: германец был проникнут идеей личной свободы и не понимал права другого, кроме права быть хозяином на своей территории; он не хотел знать никаких других отношений, которые не касались бы его личных потребностей. Первым Меровингам легко было воспроизвести на галльской почве государство и подчинить ему франков, так как в их время королевская власть ещё опиралась на большинство старого римского населения, свыкшегося с римскими понятиями о государстве и основанными на нём порядками. Ко времени Карла Великого это положение дела сильно изменяется. С одной стороны, в саму Галлию из Рейна переселяются новые и новые племена германцев, приносят сюда свои понятия и формы быта и постепенно германизируют коренное население. С другой стороны, франкское государство далеко расширяется на восток и включает в свой состав чисто германские племена, которым не нравились какие бы то ни было римские традиции.

Другой причиной разложения Империи Карла Великого служила крайняя раздробленность её состава, раздробленность входивших в её границы германских племён. Как это ни кажется странным, но даже Империя Карла не может быть названа государством в том действительном и строгом смысле, в каком этот термин употребляется теперь. Что мы называем государством? Известную территорию, обитаемую людьми, которые носят одно общее имя, управляются одним законом и связываются между собой рядом некоторых общих потребностей. Ничего подобного не было в монархии Карла Великого; её население не только не составляло одной народности, но и не имело даже общего, всем понятного языка. Саксонец говорил речью, которая была недоступна жителю Верхней Италии, даже западный франк едва ли мог без переводчика объясняться со своим восточным соплеменником. Каждое племя, вошедшее в состав Империи, сохраняло все особенности своего законодательства и своих домашних обычаев, и хотя Карл создал новое обязательное для всех законодательство, но не уничтожил и не хотел уничтожить племенных особенностей и неуклонно держался старого германского принципа: «Каждый живёт и судится по своему собственному праву». Ещё менее могли иметь место у этих разных племён какие-либо общие интересы и потребности. Тогда не существовало ни промышленности, ни умственного общения, ни обмена идей. Отношения были редки и чрезвычайно затруднительны. Жизнь людей ограничивалась узким пространством, в котором они рождались и умирали. Во многих пунктах Империи Карла ему не повиновались, даже не знали его, ион сам мало заботился об этом. Существовали только местные потребности и местные интересы, вращавшиеся в кругу частных и личных условий; общество состояло из мелких групп, ничем между собой не связанных, которым не было никакого дела ни до государственных нужд, ни до Империи, восстановленном Карлом. Однажды сын Карла Людовик, управлявший Аквитанией, явился ко двору своего отца без обычного подарка; удивлённый этим, Карл его спросил, почему он, будучи королём, без приказания, не может сделать подарка отцу, - и вот Людовик горячо начал жаловаться на своё положение. Он говорил, что знатные думают о своих только выгодах, что государственная казна остаётся в полном пренебрежении и беспорядке, что государственные имущества обращаются в частную собственность и что сам он, Людовик, считается императором только по имени, а на деле терпит нужду во всём. Очевидно, государственное единство, созданное Карлом, было только внешним; оно лежало в его личности и его воле, а не в самом обществе; отдельные части Империи внешним образом объединялись в имени своего правителя, а не в государственной власти.

Когда не стало Карла Великого, когда власть перешла в руки слабых потомков Карла и исчезла внешняя сила его имени, тогда последовала неизбежная реакция, и начался распад искусственно созданного государства. Всё, что имело какие-либо условия самостоятельного существования, делалось самостоятельным: государство дробилось на мелкие территории; власть и законы приняли местный и территориальный характер.

Гизо даёт более сложное объяснение распаду Империи Карла Великого. Гизо указывает на подробности, из которых делает вывод, что иногда идею империи защищали сами германцы, что борьбу за империю направляли не одни национальные интересы, но и географические условия, и наконец, личные расчёты. В конце концов, Гизо решительно высказывает, что моральное и социальное состояние народов в ту эпоху противилось всякому объединению, всякому единичному и обширному правительству. Люди тогда имели мало идей, говорит Гизо по этому поводу, да и те были слишком бедны; общественные отношения были тогда весьма редки и ограничены; горизонт мысли и жизни был весьма не обширен. При таких условиях великие общества невозможны. Тогда могли существовать лишь мелкие общества с более мелкими правительствами и с мельчавшими социальными отношениями.

Крах Каролингской империи в IX веке сопровождался запутанными междоусобными войнами и норвежскими вторжениями. Среди общей анархии, которая ускорила рост зависимости крестьянства, постоянно сталкивавшегося с угрозой разграбления викингами или мусульманами, здесь произошла всеобщая локализация власти, сосредоточившейся теперь в отдельных укреплённых местах и замках по всей стране. Таким образом, феодальная власть в эту мрачную эпоху оказалась особенно приближенной к земле. Суровые сеньоральные суды над невольными крестьянами, распространились почти по всему государству; хотя на юг, на котором наследие античности оставило более глубокий отпечаток, был менее феодализирован, и здесь было больше имений знати, находившихся в собственности, а не в феодальном строе, и было больше независимых крестьян. (Перри Андерсон)


Заключение

Западноевропейская цивилизация, какой мы знаем её сейчас, - это сложный комплекс, состоящий из различных и весьма многочисленных государств, вполне самостоятельных и вместе с тем связанных друг с другом экономически, политически и культурно. Но эта особая форма союза сложилась не сразу.

Идея единства Европы появилась достаточно рано – на рубеже VIII-IX вв. Её родиной стало Франкское королевство, которое в ту неспокойную эпоху оказалось самым жизнеспособным и сильным государством. Достигнув наивысшего расцвета при короле Карле Великом, который активно вёл завоевательную политику, королевство превратилось в огромную империю, объединившую различные племена. Её границы начинались от Средней Италии на юге до Ютландии на севере, от Барселоны на юго-западе до Богемских гор и Венского леса на востоке.

Карл Великий и его приближённые видели в своём новом государстве возрождение Римской империи. В 800 г. папа Лев III короновал Карла и провозгласил его римским императором. Но империя была непрочная и распалась вскоре после смерти своего создателя. Империя была поделена между потомками Карла Великого на три большие части: Западно-Франкское, Восточно-франкское королевства и империю Лотаря. Раздел положил начало истории трёх современных европейских государств – Франции, Германии и Италии.

И всё-таки империи Карла Великого сыграла свою объединяющую роль. Это проявилось в международных отношениях внутри Европы. Таким образом, Западная Европа начала свою историческую жизнь в трудных условиях: экономика была разрушена, уровень цивилизованности резко упал, старая централизованная государственность была уничтожена. Попытки возродить Римскую империю не удалось. Внутри отдельных королевств государственная власть оставалась довольно слабой.

Именно Каролинги создали «Священную Римскую империю».

Процесс распадения Карловой монархии обнимает собой промежуток времени от его смерти в 814 г. до начала XI в. и совершается с постепенностью. Сначала образуются из его Империи более или менее обширные группы, представляющие собой в будущие государства Западной Европы. Затем внутри каждой из этих групп начинается раздробление на мельчайшие составные части, пока к XI в. Европа не покрывается сетью мелких самостоятельных владений, соединённых между собой весьма слабой связью. Устанавливается особый порядок быта, феодализм, господствовавший в Западной Европе в течение трёх веков и обнявший все государственные, общественные, семейные и экономические отношения, который и явился самым крупным историческим результатом распадения монархии Карла Великого.


Список литературы


Андерсон П. Переходы от античности к феодализму / Пер. с англ. А. Смирнова под. ред. Д. Е. Фурмана. – М.: Издательский дом «Территория будущего», 2007.

Воробьевский Ю. Шаг змеи. М. ооо «Палитра-статус» 2002.

Лебек С. Происхождение Франков. М. 1993

Ле Гофф Ж. Рождение Европы / Серия «Становление Европы». / Пер. с фр. А. И. Поповой. Предисл. А. О. Чубарьяна. – СПб.: «Александрия», 2007.

Осокин Н. А. История средних веков / Н. А. Осокин. – М.: АСТ, Минск: Харвест, 2008.

Спасский А. А. Лекции по истории западноевропейского Средневековья / А. А. Спасский. – СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2006.

Хачатурян В. М. История мировых цивилизаций с древнейших времён до конца XX века. 10-11 кл.: Пособие для общеобразоват. учреждений / Под ред. В. И. Уколовой. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004.

Хлевов А.А. Краткий курс истории средних веков. СПБГУ 2008.