Методические рекомендации для студентов 2 курса ип сп на период психолого-педагогической практики

Остальные рефераты » Методические рекомендации для студентов 2 курса ип сп на период психолого-педагогической практики
федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования башкирский государственный педагогический

УНИВЕРСИТЕТ им. М. Акмуллы


Кафедра психологии


Ψ


Психологическая ПРАКТИКа


студентов


Методические рекомендации для студентов 2 курса ИП СП

на период психолого-педагогической практики


Руководитель практики по психологии: преп. Римма Рамисовна Мифтахова

+7 917 444 6897

[email protected]

bspu/template/guest/user.php?page=30&base=1152&kaf=48


Уфа – 2011

Введение

Психологическая практика студентов является неотъемлемой частью подготовки высококвалифицированных специалистов и проводится в базовых и других образовательных учреждениях. Она предусматривает изучение будущими учителями многосторонней деятельности школы, выработку у них комплекса психолого-педагогических умений и навыков. Сроки проведения практики: 2 курс/4 семестр.

Содержание практики по психологии определяется следующими целями:

формирование мотивационно-ценностной установки на общение и взаимодействие на период совместной жизни с детьми;

углубление и закрепление теоретических знаний, полученных студентами в вузе, и применение их в решении конкретных психолого-педагогических задач;

осуществление диагностики профессиональной деятельности с последующим определением форм развития;

формирование аналитического мышления, умения анализировать, прогнозировать и моделировать результаты психолого-педагогического воздействия.

Задачи практики по психологии:

теоретические знания приблизить к жизни, к практической работе;

приобретение профессиональных и личностных качеств будущего педагога;

приобрести умения в области психологического наблюдения;

изучение особенностей психического развития;

выработка у студентов творческого исследовательского подхода к психологической деятельности, приобретение ими навыков анализа свого труда, формирование потребности в саморазвитии.

Содержание практики по психологии

диагностика психолого-педагогической деятельности в условиях учеб­но-исследовательской практики или диагностика особенностей семейного воспитания одного ребенка с согласования специалиста базового учреждения.

Организация деятельности студентов

Требования к организации практики определяются государственным образовательным стандартом подготовки специалиста.

Организация практики на всех этапах направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню подготовки специалиста.

Ожидаемые результаты

Овладение студентами в ходе учебно-исследовательской практики следующими видами деятельности: научно-исследовательской, психодиагностической работы, реализуемых через умения:

- организовывать психолого-педагогическое исследование в со­ответствии с заданной программой;

- устанавливать контакт с педагогом-психологом в процессе исследования;

- грамотного оформления результатов диагностики: протоколи­рования наблюдения, собеседования; осуществления анализа, обобщения результатов; формулирование выводов;

- самоанализа и самокоррекции деятельности в условиях учеб­но-исследовательской практики.

Форма отчётности

Отчет по изучению особенностей психолого-педагогической деятельности студента в условиях учеб­но-исследовательской практики в или отчет по изучению особенностей семейного воспитания одного ребенка в произвольной форме.

К характеристике обязательно прилагаются материалы, полученные через анкеты, тесты, беседы и т.п. – минимум 3 методики! (приложение 1).

Отчёты по практике сдаются на кафедру психологии: 5 корпус 219 кабинет (251-88-67)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Литература

Изучение личности школьника учителем./ Под ред. З.И. Василевой и др. М., Педагогика, 1991. – 136с.

Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. пед. вузов: В 3 кн. – кн. 3. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 632с.

Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: Сфера, 1996 - 240 с.

Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991.

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – 384с.

psylist/praktikum/ - практикум


Рекомендуемее методики

методы изучения свойств личности и психических состояний

Опросник С. Бэм

Личностный дифференциал

Методика «Семантический дифференциал»

Индекс жизненного стиля (Life Style Index). Опросник Плутчика – Келлермана – Конте

Тест самоактуализации (САТ)

Диагностика самоактуализации личности А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калина

Методика аутоидентификации акцентуаций характера Э.Г. Эйдемиллера

Копинг-тест Лазаруса

Опросник для исследования уровня импульсивности В.А. Лосенкова

Тест на демонстративность

Диагностика враждебности (по шкале Кука – Медлей)

Тест агрессивности (Опросник Л.Г. Почебут)

Методика «Тип поведенческой активности» Л.И.Вассермана и Н.В.Гуменюка

Определение степени внушаемости

Опросник личностной ориентации Шострома (краткая форма, разработанная Джоунс и Крэндалл)

Индивидуально-типологический опросник ИТО

Шкала Р. Эриксона для оценки коммуникативных речевых навыков, адаптированная В.А.Калягиным и Л.Н.Мацько

Шкала оценки речевых притязаний

Методика «Определение эмоциональности» (В.В. Суворова)

Диагностика эмпатии А.Меграбян и Н.Эпштейн

Экспресс-диагностика эмпатии

Исследование уровня эмпатийных тенденций Юсупова

Методика диагностики уровня эмпатических способностей Бойко

Опросник на выгорание (MBI) К. Маслач и С. Джексон

Методика диагностики уровня эмоционального выгорания

Методика исследования волевой организации личности

Исследование экстраверсии - интроверсии и нейротизма (опросник Айзенка)

Исследование маскулинности-фемининности личности

Тест «Психогеометрическая типология»

Тест (шкала) самоэффективности

методы социально-психологической диагностики

Тестовая карта коммуникативной деятельности

Диагностика ведущего состояния «Я» в управленческом общении

Конструктивное поведение в переговорах (разработано на основе рекомендаций X. Корнелиус и Ш. Фэйр)

Тест «Как вести деловые переговоры»

Тест «Моя тактика ведения переговоров»

Шкала социальной адаптации Холмса и Раге

Адаптация личности к новой социокультурной среде (Тест Л.В. Янковского)

Каков ваш стиль поведения в конфликтной ситуации (К. Томас)

Тест «Транзактный анализ общения»

Диагностика ведущего состояния «Я» в управленческом общении

Полярные профили изучения подчиненных

Экспресс-диагностика организаторских способностей

Экспресс-диагностика уровня социальной изолированности личности (Д.Рассел и М.Фергюссон)

Методика диагностики коммуникативной социальной компетентности (КСК)

Диагностика коммуникативного контроля (М.Шнайдер)

Диагностика манипулятивного отношения (по шкале Банта)

Оценка уровня общительности (тест В.Ф. Ряховского)

Тест коммуникативных умений Михельсона

Тест «Оценка самоконтроля в общении» (по Мариону Снайдеру)

Тест «Самохарактеристика» (Изучение руководителем отношения работника к самому себе)

Методика определения стиля руководства трудовым коллективом (В.П. Захарова и А.Л. Журавлева)

Тест-опросник КОС

Тест «Диагностика лидерских способностей» Е.Жариков, Е.Крушельницкий

психодиагностика профеcсионального подбора кадров

Методика «Цель – Средство – Результат» (ЦСР) А.А. Карманова

Тест «Оценка кандидата на рабочее место»

Как вы проводите совещания?

Опросник профессиональной готовности (ОПГ) автор Кабардова Л.Н.

Оценка коммуникативных и организаторских склонностей (КОС) Б.А. Федоришин

Анкета Оптанта

Интересов структура Хеннинга

Тест «Ваш стиль работы с документами»

«Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» О.Ф.Потемкиной

Анкета для диагностики мотивации персонала общеобразовательной школы

Опросник для определения профессиональной готовности Л.Н.Кабардовой

«Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А.Климова

Методика карты интересов А. Голомшток в модификации Г. Резапкиной

Методика «Мотивы выбора профессии»

Анкета «Мотивы выбора любимых предметов»

Методика оценки эмпатичности руководителя

Тест «Руководитель глазами подчиненных» Я.В. Подоляк

Оценка коммуникативных и организаторских склонностей в процессе первичной профконсультации (методика КОС В.В.Синявского и Б.А.Федоришина)

методы изучения педагогической деятельности

Исследование профессиональной направленности личности учителя

Анализ психологической подсистемы взаимодействия учитель-ученик на уроке (по Б.С. Тетенькину)

Анкета для самооценки толерантности учителя

Оценка уровня общительности учителя

Ориентировочная анкета (ОА) В. Смекалова и М. Кучера

Анкета оценки нервно-психической устойчивости педагога

Анкета выявления факторов, стимулирующих и препятствующих обучению, развитию и саморазвитию педагогов в ДОУ

Анкета «Выявление способности педагогов к саморазвитию»

Методика «Стиль управления»