Реферат: Методические рекомендации по выполнению проектного задания слушателями кпк общие положения - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Методические рекомендации по выполнению проектного задания слушателями кпк общие положения

Остальные рефераты » Методические рекомендации по выполнению проектного задания слушателями кпк общие положения

Методические рекомендации

по выполнению проектного задания слушателями КПК

Общие положения.

Рекомендации по выбору направления и формулировки задания.

Алгоритм проектной деятельности.

Подготовка проектного задания.

Требования к оформлению проекта.

Критерии оценивания проекта.

Приложение 1. Глоссарий.

Приложение 2. Образец бланка проектного задания.

Приложение 3. Образец титульного листа.

Приложение 4. Образец бланка отзыва на проектное задание.

Приложение 5. Примерная тематика проектных заданий и виды образовательных продуктов (по факультетам).


1. Общие положения

Разработка стандарта общего образования второго поколения лежит в русле стратегии развития страны и стратегии развития образования до 2020-го года. Стандарт является ключевым элементом модернизации российской школы, контуры которой были определены в послании Президента России Д.А.Медведева Федеральному собранию РФ, где было отмечено, что: «успешными становятся те школы, где сформирован экспериментальный дух» учительского потенциала, иными словами – сформирована модель инновационного поведения, которая является сильным мотиватором педагогической деятельности, снижает риск профессионального выгорания учителя.

Развитие инновационного движения в школе – пусть не достаточная, но абсолютно необходимая часть жизнедеятельности школы, та ее часть, без которой невозможно создать НАШУ НОВУЮ ШКОЛУ и выпустить в жизнь человека, способного воспринимать, развивать, использовать новшества на благо себя и общества».

Профессионализм учителя определяется его способностью к диагностике, прогнозированию и моделированию педагогического процесса (В.П.Беспалько, В.А.Сластенин, С.Д.Смирнов), иными словами, уровнем владения проектировочными умениями.

В соответствии с новыми задачами российского образования (введением новой модели повышения квалификации) и для конструктивного взаимодействия образовательных учреждений Ленинградский областной институт развития образования вводит форму итоговой аттестации слушателей курсов повышения квалификации – проектное задание.

Творческий итоговый проект (проектное задание) предназначен для развития исследовательских умений слушателя, и навыков экспериментально-методической работы, определения глубины его знаний в избранной научно-педагогической области, относящейся к теме повышения квалификации

Цели:

1. Установление уровня подготовки слушателей к выполнению профессиональных задач учебно-педагогического и научно-исследовательского характера в соответствии с современными требованиями российского образования.

2. Расширение творческого потенциала учителя с учетом современных подходов к вопросам педагогического проектирования, рефлексии и обобщение опыта практической деятельности.

3. Развитие способности к инновационной деятельности.

4. Конструктивное взаимодействие образовательных учреждений с ЛОИРО.

Проектные задания являются для педагогов итогом работы в системе курсов повышения квалификации, при этом не исключают необходимость оказания помощи педагогу в решении новых задач по совершенствованию учебно-воспитательного процесса в ОУ или аттестации.

2. Рекомендации по выбору направления и формулировки задания.

2.1. Формулирует тему проектного задания руководитель ОУ, с учетом:

- ключевых направлений стратегии развития образования;

- образовательных потребностей ОУ;

- уровня профессиональной компетентности педагога;

- содержания курсов повышения квалификации;

- рекомендаций факультетов ЛОИРО (см. Приложение 5).

2.2. Тематика проектного задания должна соответствовать современному состоянию и перспективам развития науки, запросам практики. Темы должны быть сформулированы таким образом, чтобы в них содержалась исследовательская задача.

2.3. Проектное задание должно носить деятельностный и практикоориентированный характер, должно быть ориентировано на создание образовательного продукта.

2.4. Важно, чтобы задание отражало основные направления и результат проектировочной деятельности. В качестве результата проектировочной деятельности могут рассматриваться следующие виды образовательного продукта:

- проектирование различных систем в образовательной деятельности (для руководителей и методистов ММС) (концепции развития методической службы, система оценки качества образования, система работы с одаренными детьми, система методической работы в начальной школе и т.п.)

- разработка программ различного уровня и направленности (развития школы, воспитательной системы школы, ученического самоуправления, дополнительного образования и т.п.);

- разработка системы (воспитательной, аналитической и т.п.);

- моделирование, разработка (современного урока, банка тестовых заданий, диагностических карт, элективного курса, внеурочных форм работы, урока с использованием информационных технологий, проектировочной деятельности учащихся и т.п.)

- мониторинг (анализ результатов педагогической работы, инновационных процессов, финансовой деятельности ОУ, социальных ожиданий родителей т.п.)


3. Алгоритм проектной деятельности.

Алгоритм проектной деятельности включает в себя следующие этапы:

Поиск проблемы и исследование путей ее решения (исследовательская часть проекта);

Выработка идей и обоснованный выбор наилучшего решения (проектная часть);

Планирование и поиск решения проблемы (технологическая часть);

Анализ и оценка объекта и процесса проектирования (рефлексивная часть).


4. Подготовка проектного задания.

4.1. Администрация формулирует проектное задание, которое слушатель представляет на факультет (см. Приложение 2). Тема проектного задания утверждается на кафедре или в УМЦ. Назначается руководитель проекта.

4.2. Проект разрабатывается слушателем или группой слушателей (по общей теме с индивидуальными модулями) при научно-методической поддержке руководителя, назначенного на факультете ЛОИРО

4.3. Результатом педагогического проектирования должен быть конкретный образовательный продукт.

4.4. Для подготовки проектного задания слушатель может использоваться любой вид учебных занятий и консультаций в процессе обучения, включая самостоятельную работу по заданной теме.

4.5. Структурные элементы проектного задания:

4.5.1. Титульный лист (см. Приложение 3).

4.5.2. Содержание.

4.5.3. Введение. Слушатель должен:1) обосновать и конкретизировать выбор темы, 2) описать целеполагание в терминах ожидаемого результата 3) спрогнозировать связь между целями, средствами и результатами 4) обосновать выбор методов, средств и технологий, представленных в проекте.

4.5.4. Теоретическая часть–анализ и систематизация научных знаний по заданной теме.

4.5.5 Технологическая (практическая) часть - детальное описание образовательного продукта (материалы проектного задания).

4.5.6. Заключение – анализ достигнутых образовательных результатов, оценка проделанной работы (рефлексия), рекомендации по возможному использованию результатов.

4.5.7. Список использованных источников.

4.5.8. Приложения (анкеты, схемы, таблицы, диагностические карты, диаграммы, графики, тесты, ЦОР и т.п.).

Структура проектного задания может варьироваться в зависимости от направленности и характера его содержания.

4.6. В процессе обучения на КПК слушатель консультируются с руководителями по отбору содержания, уточняют конкретный вид итогового проекта, необходимые инструменты, средства и дидактические особенности разработки образовательного продукта.

4.7. Руководитель оценивает проектное задание и заполняет бланк «Отзыв на проектное задание» (см. Приложение 4).

4.8. Защита проектов происходит на итоговых занятиях КПК при общем обсуждении результатов работы слушателями и кураторами курса.

4.9. Слушатель после окончания курсов доводит до сведения своего руководителя результаты защиты проектного задания (сдает бланк отзыва на проектное задание по месту работы). По согласованию с автором лучшие проектные задания сдаются в УМЦ, методический банк кафедры, размещаются на сайте ЛОИРО.

4.10. Результаты защиты проекта доводятся до сведения всего педагогического коллектива на педагогическом совете школы. В решении педагогического совета включаются конкретные предложения и рекомендации по использованию опыта.


Требования к оформлению проектного задания.

Проект представляется на электронном носителе и в текстовом формате с титульным листом (см. Приложение 3) Шрифт 12, с полуторным межстрочным интервалом. Размеры полей: 20 мм. - левое; 10 мм. – правое; 20 мм.- верхнее; 20 мм. – нижнее. Нумерация страниц начинается со второго листа. Номера страниц проставляются арабскими цифрами посредине нижнего поля документа. Титульный лист не нумеруется. Приложения нумеруются вместе с основным текстом. Слушатель может (по желанию) подготовить презентацию объемом не более 15 слайдов. Объем работы – не более 35 листов с учетом приложений.


6. Критерии оценивания проекта

6.1. Оценка актуальности и новизны заявленной темы:

значимость проблемы;

оценка грамотности ее определения;

оценка полноты проектируемых целей и задач проекта (педагогических, развития образовательного процесса, саморазвития учителя);

соответствие поставленных задач типу и содержанию представленного проекта.

6.2. Содержание проекта.

оптимальность, глубина, научность, полнота содержания, эрудиция автора;

отбор и применение учителем разнообразных источников новых знаний;

практико-ориентированный подход к отбору материала;

межпредметные (метаметодика) связи.

6.3. Технология, методы и средства обучения, представленные в проекте.

выбор наиболее оптимальных методов обучения, современных педагогических технологий, использование современных ИКТ-технологий; соответствующих требованиям современной модели образования;

реализация компетентностного подхода в содержании проекта (на уроке);

способы мотивации обучающихся к учебной деятельности и развития познавательного интереса;

использование различных форм контроля и самоконтроля;

использование ТСО, дидактических и наглядных материалов;

обратная связь (на уроке);

выбор оптимальной структуры презентации материалов (урока).

6.4. Создание благоприятного психологического климата на защите проекта (в проекте, на уроке).

учёт возрастных, индивидуальных особенностей учащихся;

оптимальное достижение здоровьесбережения у учащихся во время урока;

создание ситуации успеха на уроке;

использование заданий творческого характера для раскрытия потенциала обучающихся.

6.5. Результативность педагогического процесса.

способы мониторинга результативности итоговой работы;

обеспечение практической направленности и связи с личным жизненным опытом учащихся;

обеспечение самооценки ученика;

завершенность урока, рефлексия;

оптимальное использование возможностей учебного кабинета.

6.6. Культура оформления проектного материала.

полнота и научно-педагогическая обоснованность;

грамотная структурная организация методической разработки;

представление методической разработки на бумажном и электронном носителях;

дидактическая поддержка раздаточными, контрольно-измерительными и другими материалами.


6