Реферат
по проекту «Исследование языковой компетенции и «языкового самоощущения» различных слоев российского общества»рук. Л.А.Вербицкая
аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2006-2008 годы)»
Отчет: 94 страницы, 5 разделов, 15 таблиц, 45 источников.
Ключевые слова: языковая компетенция, языковое самоощущение, русский язык, современная русская речь, устная спонтанная речь, дискурсивные слова, социологическое исследование, информационно-справочные службы по русскому языку, неологизмы.
Предлагаемый отчет содержит описание результатов выполнения второго (заключительного) этапа проекта «Исследование языковой компетенции и языкового самоощущения различных слоев российского общества», который осуществляется в 2008 году в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2006-2008 годы)».
Объектом исследования выступают языковая компетенция и языковое самоощущение различных слоев российского общества. Цель проекта состоит в изучении особенностей языковой компетенции и языкового самоощущения различных слоев российского общества на современном этапе его развития. Задачами проекта являются исследования языковой компетенции и языкового самоощущения российской молодежи, лингвистических и психолингвистических особенностей устной спонтанной речи (текстов телевизионных ток-шоу), деятельности информационно-справочных служб русского языка, рассчитанных на широкий круг пользователей, основных источников пополнения словарного состава русского языка и распространения новых слов в современном обществе. Исполнители проекта в процессе своей работы применяют комплекс методов лингвистического, социолингвистического и психолингвистического анализа.
В ходе второго этапа работы по проекту было уточнено понятие «дискурсивные слова», проведено сравнение перечня дискурсивных слов, выявленных в собранных материалах, с данными Национального корпуса русского языка; исследованы закономерности функционирования лексико-семантической группы «идиоматизмов» и местоимений 3 лица в устной спонтанной речи; проанализированы данные о состоянии языковой компетенции и «языкового самоощущения» различных слоев российского общества, проведено их сравнение с данными исследований 2004 и 2006 годов; осуществлен анализ обращений в информационно-справочные службы по русскому языку, проведено его сравнение с данными предыдущих исследований; осуществлен анализ лексических новообразований в современном русском языке; выявлены специфические характеристики этих неологизмов; выдвинуты рекомендации по использованию полученных данных в лингводидактической и лексикографической литературе.
Отчет по второму этапу работы состоит из введения, пяти разделов, заключения и списка литературы.
Другие работы по теме:
Направления и аспекты изучения детской речи
Изучение освоения родного языка тем или иным конкретным ребенком. Исследование общих закономерностей освоения одного языка разными детьми. Выявление общих закономерностей освоения разными детьми разных языков.
Языковая политика России в Сети
Мы все знаем о политике, а вот о языковой политике мало кто знает. Языковая политика – это идеология и соответствующие ей действия, направленные на решение языковых проблем, на достижение определенного языкового состояния в обществе.
О философских основах традиционного языковедения
Во многих отечественных пособиях по языкознанию декларируется, как правило, без какого-либо развернутого пояснения, что наиболее общим методологическим основанием лингвистики является философия языка или лингвистики.
Интерпретационный потенциал номинативной модели
Формирование концептуальной области номинативного континуума, соответствующего языковой картине мира, обусловлено необходимостью использовать определенную информацию в коммуникативном акте.
Социологизм в лингвистике
Социологизм в лингвистике, совокупность познавательных установок, идей и методов лингвистического исследования, предполагающих необходимость или, как минимум, важность и целесообразность учета связей языка и общества.
Социолингвистика
Социолингвистика (социальная лингвистика) - научная дисциплина, развивающаяся на стыке языкознания, социологии, социальной психологии и этнографии и изучающая широкий комплекс проблем, связанных с социальной природой языка.
Язык и социум
Социолингвистика как особая дисциплина возникла на стыке языковедения, социологии, социальной психологии, этнографии и представляет собой реализацию исследовательских принципов социологического направления в языкознании.
История дискурс-анализа
Термин discourse analysis впервые был использован в 1952 Зеллигом Харрисом. Однако оформление дискурсивного анализа как дисциплины относится скорее к 1970-м годам.
Узбекский язык
Узбекский язык принадлежит к языкам тюркской системы и является государственным языком УССР. Носители узбекского языка живут и за пределами УССР (Казахстан, Киргизия, Туркмения, Таджикистан, Афганистан).
Язык и познание
Специфика научного и философского осмысления языка, его базовые характеристики как целостной системы. Исторический контекст языковой компетенции индивида в инструменталистском подходе. Конститутивно-онтологические и посреднические характеристики.
Язык и этнос
На разработку проблем взаимоотношения языка и этноса, этнокультуры оказывают влияние философско-антропологические идеи В. фон Гумбольдта. Неогумбольдтианство представляет собой совокупность концепций и школ.
Психолингвистика и нейролингвистика
Психолингвистика как отдельная дисциплина возникла в 50-х гг. 20 в. в русле психологического направления и ставит своей задачей исследование процессов и механизмов речевой деятельности в её соотнесённости с системой языка.
по проекту №2 1/2826
«Поддержание и развитие уникальных картотек факультета филологии и искусств Санкт-Петербургского государственного университета – базы научных исследований и учебных практик» аналитической ведомственной целевой программы “Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)”
Проектний трикутник
Більшість проектів мають певні дату закінчення, бюджет і обсяг робіт. Це тріо часу, грошей і обсягу робіт часто називають проектним трикутником (рис. 1), тому що при внесенні змін в один з цих елементів змінюються обидва інших. І хоча для проекту в рівній мірі важливі всі три елементи, як правило, тільки один з них залежно від пріоритетів має найбільший вплив на інші.
Язык как знаковая система 2
Язык как знаковая система. Язык – это средство выражения мыслей и желаний людей. С помощью языка люди также выражают свои чувства. Обмен подобной информацией между людьми называется общением.
Что такое коммуникация
Что такое коммуникация? Очерк биокогнитивной философии языка / А.В. Кравченко // Прямая и непрямая коммуникация. – Саратов, 2003. – С.4-6. Давно утвердившееся в лингвистике понимание коммуникации как обмена информацией, осуществляемого в процессе языкового общения, редко у кого вызывает сомнение в его адекватности.
Франко-фламандский конфликт в Бельгии
Введение 1 Предыстория 2 Демография 3 Средние века 4 Язык 5 Экономика 6 Современные проблемы 6.1 Фламандская точка зрения 6.2 Валлонская точка зрения Введение
Конвергенция лингвистика
Конвергенция (от лат. convergo — приближаюсь, схожусь) — сближение или совпадение двух и более лингвистических сущностей. Понятие конвергенции имеет два аспекта:
Языковой закон
Введение 1 Классификация 2 Причины изменений 3 Универсальность 4 Хронологические рамки Список литературы Языковой закон Введение Языко́вой зако́н, лингвисти́ческий закон — общее правило, закономерность, характерные для данного языка, различных языков или языка вообще[1]. Поиск лингвистических законов — важнейшая задача языкознания.
Классификация тюркских языков
План Введение 1 Основные принципы разделения 1.1 Проблемы 2 Известные варианты классификаций 2.1 Классификация Махмуда Кашгари 2.2 Новейшие классификации
Политическая система Бельгии
План Введение 1 Федеральное государство 1.1 Трехуровневая структура 1.2 Компетенции различных инстанций 2 Политические партии Бельгии Введение 1. Федеральное государство
Языковое родство
План Введение 1 Выявление родства языков 2 Степени языкового родства Список литературы Введение Языково́е родство́ — происхождение языков от одного общего языка-предка[1]. Языки, являющиеся результатами различных путей эволюции одного праязыка, называются ро́дственными[2] и характеризуются регулярными соответствиями на различных уровнях[3], объяснимых общностью происхождения[4], а не случайным совпадением или заимствованием[2]: их исконные морфемы находятся в строго определённых соответствиях, отражающих действие исторических звуковых изменений[5].
Языковая норма 3
Понятие культуры речи тесно связано с литературным языком. Умение четко и ясно выражать свои мысли, говорить грамотно, умение не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей, владение культурой речи – своеобразная характеристика профессиональной пригодности для людей самых различных профессий: дипломатов, юристов, политиков, преподавателей школ и вузов, работников радио и телевидения, менеджеров, журналистов.
Проблема межъязыковой интерференции в преподавании иностранных языков в вузе
В.С. Дмитриева Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского Условием возникновения языковой интерференции является языковой контакт, то есть “речевое общение между двумя языковыми коллективами”, или, при обучении студентов, учебная ситуация. Студенты языковых отделений, даже при хорошем владении иностранным языком зачастую допускают ошибки, причиной которых является межъязыковая интерференция – влияние системы родного языка на иностранный, а в последствии, при длительном «погружении» в язык, изучаемый язык начинает оказывать влияние на родной.
Семиотический статус афоризма
Основные признаки афоризма. Афоризм как языковой знак. Содержательная сторона афоризма, его семиотический статус – статус символа. Афоризм как отдельное законченное речевое произведение, имеющее собственные формальные и содержательные характеристики.
Языки обучения и языки изучения
Выработка новых принципов языкового строительства в Республике Башкортостан, государственная программа по сохранению и развитию языков. Применение башкирского и русского языков как государственных, расширение области функционирования башкирского языка.