Тема работы:
Вид работы: курсовая работа
Дополнения:
на все источники литературы в работе указаны сноски
работа содержит статистические данные
Цена в рос. руб.: 900 р.
Заказ №13.
Содержание
Введение 2
Список использованной литературы 3
Введение
Знания о людях, накопленные как на основе личного опыта общения, так и посредством других источников, обобщаются и закрепляются в сознании людей в виде социальных стереотипов. Они автоматизируют мышление человека, помогают без всяких затруднений давать оценку тем явлениям, которых касаются стереотипные суждения. Веками у людей негативные оценки, отличающие предрассудок, проистекать из эмоциональных ассоциаций, из потребности оправдать поведение или из негативных убеждений, называемых стереотипами. Предрассудок - предубеждение против человека исключительно на основании его идентификации с некой группой.
Проявление кризиса в основаниях индустриальной цивилизации, нашедшего выражение в различных областях знания, заставило общество обратиться к гендерной проблеме. Гендер - социальный статус, который определяет индивидуальные возможности в образовании, профессиональной деятельности, доступе к власти, сексуальности, семейной роли и репродуктивного поведения. Значительное влияние на формирование гендерного направления в нашей стране оказали теории феминизма. Особенности появления половой дифференциации в культуре и обществе - тема, традиционно интересовавшая этнологов. По аналогии с феминологией, тема мужской проблематики стала называться социальной андрологией. В самом же понятии «гендерная культура» различаются диахроническое и синхроническое измерение гендера.
В настоящее время актуальным становится вопрос о том, как изменяется общественное положение мужчин и женщин в новой социокультурной ситуации, стереотипные убеждения молодежи, этим и объясняется мотивация выбора темы.
Степень разработанности проблемы. В области философии и культурологии стоит выделить работы И.С. Кона «Этнография детства» и др., Т.А. Клименковой «От феномена к структуре»; в политологии - С.Г. Айвазовой «Гендерное равенство в контексте прав человека», Н.А. Шведовой «Гендерный фактор в политической жизни»; в социологии - А.А. Темкиной «Социология гендерных отношений и гендерный подход в социологии. Формы социальной организации общества или социокультурные модели поведения людей изучали французские ученые: Ж. Легофф, Ж. Кл. Бонн, Р. Шартье, Ж. Дюби и др. Комплексный подход к изучению проблем пола успешно применял известный этнолог К. Леви-Стросс. Надо отметить, что в научном поле отечественной социологии оказалось не так уж много работ, посвященных изучению гендерных стереотипов, их специфики по сравнению с другими видами социальных стереотипов: экономических, культурно-этнических, политических и идеологических (В. Ф. Анурин, Т. В. Барчунова, К. А. Богданов, О. Воронина, Е. А. Здравомыслова, И. П. Ионин, И. Клецина, И. Кон, А. В. Меренков, Е. Ю. Мещеркина, Е. Омельченко, А. А. Панченко, Л. Л. Рыбцова, А. Синельников, И. Татарсковская, А. Темкина, С. Ушакин, Ж. Чернова). Некоторые аспекты данного вопроса являются недостаточно изученными. Требуют своей конкретизации факторы и детерминанты усвоения гендерных стереотипов массовым сознанием.
Объектами работы являются гендерные стереотипы и предрассудки в современном российском обществе. Предмет работы – совокупность теоретических и методологических аспектов в сфере гендерных стереотипов и предрассудков в современном российском обществе.
Учитывая актуальность темы, целью работы является теоретический и методологический обзор гендерных стереотипов и предрассудков в современном российском обществе. В связи с поставленной целью, задачи работы определены следующие: анализ ключевых гендерных проблем и их освещение в отечественных и зарубежных гуманитарных и общественных науках; изучение теоретических и методологических аспектов особенностей гендерных стереотипов и предрассудков в современном российском обществе.
Список использованной литературы
Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин. Пятый периодический доклад государств-участников. Германия. -2002. -237с.
Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, -1989. -С.418.
Берн Ш. Гендерная психология: секреты психологии мужчины и женщины / пер. с англ.: С. Рысев и др.. - 2-е межд. изд. - СПб. : прайм-ЕВРОЗНАК, -2001. - 318 с.
Гидденс, Э. Социология / Пер. с англ.; науч. ред. В.А. Ядов; общ. ред. Л.С. Гурьевой, Л.Н. Посилевича. - М.: Эдиториал УРСС, 1999. –С.283.
Клёцина И С Психология гендерных отношений теория практика. СПб: Алетейя. -2004, -408с.
Кон И. Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб.: Наука,- 1991. -С.4.
Кон И.С. Введение в сексологию. Изд. 2, доп. М. Медицина, -1989.- С. 278-279.
Котовская М.Г. Гендерные очерки: история, современность, факты. –М.: ИЭА РАН, -2004. –С.9.
Майерс Д. Изучаем социальную психологию. - М.: Академия, -2005. –Ч.IV. –гл.20.
Майерс Д. Социальная психология. Интенсивный курс. СПб.:Прайм-Еврознак, -2002. - С.134, 138.
Омелъченко ЕЛ. Молодежные культуры и субкультуры. М.: Издательство "Институт социологии РАН", -2000. -С.119.
Дидковская Я.В. Динамика профессионального самоопределения студентов // Социол. исслед. -2001. -№ 7. -С.133.
Здравомыслова Е. А., Темкина А. А. Социальная конструкция гендера и гендерная система в России // Материалы Первой Российской летней школы по женским и гендерным исследованиям "ВАЛДАЙ-96" / МЦГИ. М., -1997. -С.84.
Пушкарева Н.Л. Гендер - сила, гендер - власть! // Этнографическое обозрение. -1999. -№ 1.
Рамих В.А. Гендерные исследования: феминистский проект или новая методология? // Вестник ДГТУ, -2005. -Т.5. -№3(25). –С.450-452
Рябова Т.Б. Стереотипы и стереотипизация как проблема гендерных исследований // Личность. Культура. Общество. Т.V. -Вып.1-2 -(15-16). -С. 120-139.
Скутнева С.В. Генедерные аспекты жизненного самоопределения молодежи // Социологические исследования. -2003. -№ 11. -С.73-77.
Соловьева Г. Гендерная политика и устойчивое развитие // Конференция CARNet: Интернет-диссукусссия. - caresd/gender/policy.html
Штылева Л. В. Педагогика и гендер: развитие гендерного подхода в образовании // Гендерная педагогика: современные подходы. - ivanovo.ac/win1251/jornal/jornal3/shtil.htm
Римашевская Н. Гендерные стереотипы и логика социальных отношений // ЭСМ: экономика, социология, менеджмент: Федеральный образовательный портал, -2006. -ecsocman.edu/db/msg/276346.html
5
Другие работы по теме:
Гендерные аспекты христианской добродетели и чистоты
Гендерные роли формируются культурой. Русская христианская культура характеризуется высокой субстанцией власти. Именно поэтому семья в России ориентирована на жесткие гендерные роли. Религия имеет влияние на формирование социальных установок (Г. Оппорт).
Социология гендерного равенства
Гендерные стереотипы в представлении образа идеального мужчины и женщины. Нормативные образы проявления сексуального желания и поведения в зависимости от гендерного статуса. Влияние гендера на выбор места работы, системы ценностей, сферы самоутверждения.
Гендерные стереотипы в средствах массовой информации
Введение Мощнейшим фактором формирования общественного сознания являются средства массовой коммуникации. Они закрепляют в общественном мнении определенные понятия и стереотипы. Сегодня в современном мире темп жизни заметно увеличился, а поток информации возрос, поэтому стереотипы имеют большое значение для нормального функционирования социума и человека в нем, ибо, прежде всего, они выполняют функцию "экономии мышления", содействуют известному "сокращению" процесса познания и понимания происходящего в мире и вокруг человека, а также принятию необходимых решений, они способствуют быстрому реагированию на происходящие актуальные события и процессы, созданию и трансляции в обществе идей, ценностей, представлений.
Социологический анализ образа женщины в современной рекламе
Методы социологического изучения содержания публикаций. Реклама – как предмет социологического анализа. Гендерные стереотипы. Социологический анализ образа женщины в современной рекламе. Классификация методов анализа документов, и характеристика их видов.
Социальные стереотипы и их проявление в современном обществе
Стратегии философского исследования социальных стереотипов. Ситуация вокруг инвалидности в современном обществе - один из наиболее ярких наглядных примеров стереотипизации и и стигматизации сознания людей. Функциональные уровни социальных стереотипов.
Проблемы гендерной социализации
Влияние гендера на выбор места работы, системы ценностей, сферы самоутверждения. Особенности гендерной социализации молодежи. Гендерные стереотипы в представлении образа идеального мужчины и женщины. Повышение конкурентоспособности женщин на рынке труда.
Гендерная социология
Содержание понятия гендер, разница между гендером и статью. Гендерные стереотипы и конфликты. Сексуальные домогательства на работе. Женщина в семейном быту. Транссексуализм, трансвестизм, гомосексуализм. Государственная политика поддержки семьи.
Формирование семейной идентичности мужчины и женщины
Гендерная идентичность как специфический тип социальной идентичности индивида и группы. Особенности проявления социокультурной идентичности и самоидентификации белорусского населения по гендерному признаку. Формирование признаков семейной идентичности.
Сущность гендерных стереотипов
Комплексное внедрение гендерных знаний через систему образования. Уровень гендерной чувствительности, отношение молодежи к существующим стереотипам и факторы их формирования, выявление личностных ценностей, сравнение восприятия гендерных отличий.
Выбираем профессию вместе
Уход от ответственности. Основательно и постепенно. По личной инициативе. Помогите школьнику самоопределиться.
О человеческом мышлении
В человеческом мышлении и в его аналогах у животных легко завоевывают себе место стереотипы. Да и жить они существенно помогают: не надо каждый раз заново решать стандартные задачи. Стереотипное мышление - базис для нестереотипного.
Конфликт между женщиной и мужчиной
Гендерный конфликт Разделение людей на мужчин и женщин является центральной установкой восприятия нами различий, имеющихся в психики и поведение человека.Различия между мужчиной и женщиной отражают то, что в данное время и в данном обществе считается свойственным мужчине, а что - женщине.Гендерная роль - социальные ожидания, вытекающие из понятия окружающих гендер, а также поведение в виде речи, манер, одежды, жестов, движений.
Понятие социальных стереотипов
Социальные стереотипы. В социотипическом поведении субъект выражает усвоенные в культуре Социальные стереотипы - это матрицы, образцы восприятия и поведения для наиболее часто повторяющихся ситуаций. Социальные стереотипы поддаются классификации. Так, например, можно выделить этнические и религиозные, профессиональные, идеологические, возрастные и другие стереотипы.
Гендерные стереотипы в спорте
Спорт как социальный институт. Сущность понятий "пол", "гендер". Гендерный подход к взаимоотношениям между полами. Происхождение гендерной ассиметрии. Гендерный анализ семьи. Маскулинность как проявление гендерных стереотипов в профессиональном спорте.
Гендерный аспект управления
Появление новой социальной категории "деловых женщин". Гендерные стереотипы - схематизированные представления об образах мужественности и женственности согласно общественным ожиданиям. Стратегии женщин в деловой сфере, особенности их карьерного роста.
Влияние гендерных стереотипов на выбор будущей профессии
Подборка диагностического инструментария для получения информации о влиянии гендерных стереотипах на выбор будущей профессии. Исследование и анализ отношения учащихся 16-18 лет к гендерным стереотипам (на примере обобщенных образов мужчин и женщин).
Стереотип
(STEREOTYPES) - это односторонний, преувеличенный и, как правило, основанный на предубеждениях взгляд, свойственный социальной, этнической группе или классу.
гендерные проблемы в современном управлении
Проблема оптимизации гендерной структуры управления в контексте расширения женской составляющей процесса управления весьма актуальна. Россия занимает 74 место в мире по уровню представительства женщин в структурах власти, причём ещё в 1995 году она была на 52 месте по этому показателю. 1
Личность менеджера: стереотипы и реальность
Качества, которыми должен обладать менеджер. Образ "менеджера" в СССР. Основные категории управленцев современными организациями, характерные особенности. Процесс руководства как процесс использования менеджером профессиональных и личностных качеств.
Предрассудки и предубеждения
17.2.5. Предрассудки и предубеждения С момента появления в 1958 г. классической работы Г. Оллпорта «Природа предрассудка» (The Nature of Prejudice, Allport, 1958) в этой области было открыто не так много нового. Оллпорту удалось обнаружить и описать наиболее существенные черты предрассудков.
Что такое свобода
Сочинение-рассуждение с элементами цитирования Человек всегда во все времена стремилась к свободе. Только понимание свободы у всех разное. Я думаю, что свобода - это, в первую очередь, свобода от предрассудков. Предрассудки ограничивают способности человека, поскольку в большинстве случаев основаны на ошибочных знаниях и выводах.
Афоризмы
Афоризмы из комедии А.Грбоедова "Горе от ума".
КАК ИЗМЕНИЛА РОМЕО ЛЮБОВЬ К ДЖУЛЬЕТТЕ
Автор: Шекспир У. До встречи с Джульеттой Ромео был обычным бабником, приударял за каждой «проходящей юбкой». Последней его увлечённостью была прелестная Розамунда. Но Ромео узнал о том, что есть девушка ещё более прекрасная - Джульетта, из семьи Капулетти. И решил он пробраться на карнавал масок и посмотреть на «распустившийся цветок».