Реферат: работа на тему: «Половая идентификация умственно отсталых детей и подростков» - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

работа на тему: «Половая идентификация умственно отсталых детей и подростков»

Остальные рефераты » работа на тему: «Половая идентификация умственно отсталых детей и подростков»

Курсовая »

Выполнила: Риккиева И. Н.

Руководитель: Гольдфельд И. Л.

Проблема умственной отсталости занимает одно из главных мест, как в дефектологии так и в детской психиатрии, что обусловлено относительной распространенностью этой аномалии развития. Условия современной жизни, научно-технический прогресс повышают требования к интеллекту человека, что увеличивает количество детей с интеллектуальной недостаточностью.

В настоящее время остро стоит проблема интеграции детей и подростков с умственной отсталостью в социум, поэтому необходимо исследовать особенности самосознания, понимания себя, половой принадлежности, половых ролей. Самосознание во многом определяет личностное развитие и особенности регуляции поведения в обществе.

Вопросы половой идентификации и дифференциации, привлекают в последнее время все больший круг психологов, но все же исследований и литературы по данному вопросу недостаточно.

Проблема воспитания ребенка с учетом половых различий, позволяющая по-иному увидеть специфику педагогической работы c детьми, по значимости и актуальности на сегодняшний день не имеет аналогов. Вопрос дифференцированного воспитания, в зависимости от пола ребенка, тесно связан с гуманизацией педагогического процесса, т.к. задает перспективы дальнейшего участия человека в общественной жизни, готовит к выполнению социальных ролей в обществе и семье, готовит к общению с людьми другого пола ,и это общение должно быть продуктивным.

Также на сегодняшний день не теряет своей актуальности и проблема воспитания детей в интернатах, где дети оторваны от общества, от общения с нормально развивающимися сверстниками. Адекватному принятию половой роли на себя ребенком мешает феминизация, которая свойственна всем интернатам, где работают педагогами женщины.

Несмотря на существенную психологическую аргументацию положения о необходимости целенаправленной работы по поло-ролевой социализации ребенка дошкольного возраста, в педагогике традиционно эти проблемы поднимаются и решаются крайне редко.

Цель исследования является - изучение половой идентификации умственно отсталых младших школьников и подростков.

Гипотеза: мы предполагаем, что половая идентификация умственно отсталых детей наиболее интенсивно формируется в подростковом возрасте.

Нами были выбраны следующие методы для исследования:

Беседа с детьми о понимании своего пола;

Беседа с педагогом;

проективный метод «Нарисуй себя в прошлом, настоящем и будущем»;

эксперимент Белопольской Н. Л. «половозрастная идентификация»;

проективный метод «Нарисуй мужчину и женщину».


В нашем исследовании принимало участие 40 детей: 20 детей младшего школьного возраста, из них 10 детей с легкой степенью умственной отсталости и 10 ребят с нормальным темпом развития от 11до 12 лет. Кроме того 20 детей подросткового возраста, из них 10детей с умственной отсталостью и 10 детей с нормальным темпом развития в возрасте от 15 -20 лет.

На основе исследований, направленных на выявление особенностей половой идентификации у младших школьников и подростков с легкой степенью умственной отсталости, можно сделать следующие выводы:

знание своего пола и возраста у младших школьников и подростков с легкой степенью умственной отсталости сформировано;

отмечается недостаточность знаний о человеке противоположного пола, у большинства они размыты и поверхностны, возможно, это связанно с непониманием самого слова «противоположный»;

знание о своем поле всегда значительно выше, чем о противоположном поле;

большинство идентифицируют себя с образом школьника (цы), т. е. со своим социальным статусом;

в качестве привлекательного образа у детей младшего школьного возраста выступает образ юной девушки у девочек, что свидетельствует о неудовлетворенности своей ролью и желанием быстрее вырасти; у мальчиков привлекательным образом выступал образ мужчины, что тоже свидетельствует о желании быстрее вырасти;

в качестве привлекательного образа у подростков выступает образ «взрослый мужчина» и «юноша» у мальчиков и у девочек: «юной девушки» и «взрослой женщины»;

в качестве непривлекательного образа у младших школьников и подростков выступает образ старости, который указывает на то, что выбор детьми этого образа связан с эмоциональным неприятием;

у некоторых младших школьников имеются представления о том, что такое семья, они раскрывают роль матери и отца, указывая на хозяйственно-бытовую, социально-экономическую функции родителей в семье;

у большинства подростков с умственной отсталостью имеются представления о том, что такое семья;

у детей с умственной отсталостью отмечаются затруднения в понимании и объяснении, кто такая мама и папа, возможно, они понимают, но не могут это выразить словесно, в силу своего интеллектуального дефекта;

у большинства младших школьников и подростков лучше усвоены женские роли, это связано с тем, что в основном учебный персонал составляют женщины, идет процесс феминизации, поэтому им эта роль более близка и понятна. Особенно это проявилось в беседе;

больше чем у половины младших школьников и старшеклассников с умственной отсталостью понимание и представление об образе «Я – в будущем» скудно в связи со снижением уровня развития воображения;

у многих исследуемых с интеллектуальной недостаточностью в рисовании образов «Я – в прошлом», «Я – в настоящем» и «Я – в будущем» отмечается несоответствие изображения возрастным характеристикам, имеющимся во времени;

большинство детей младшего школьного возраста и подростки с легкой степенью умственной отсталости более подробно изображают образ «Я – в настоящем», отмечается меньшая схематичность в рисовании, образ более декорирован, детальней прорисован;

в рисунках младших школьников имеются особенности, характерные для изобразительной деятельности умственно отсталых детей;

- изображение рисунка примитивно, схематично, шаблонно, также отмечается наличие рисунка – «головонога»;

- отсутствие некоторых частей фигуры человека;

- смещение изображаемого от центра рисунка

- практически не прорисовывают элементы половой идентификации таких как: особенности тела по мужскому и женскому типу строения, наличие вторичных половых признаков, оформление, декорирование;

в изображениях подростков с интеллектуальной недостаточностью редко прослеживается наличие половых признаков в основном это особенности одежды и прически;

в рисунках младших школьников и подростков с умственной отсталостью наблюдается непоследовательность в рисовании образов «Я – в прошлом», «Я – в настоящем» и «Я - в будущем».

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что наша гипотеза о том, что половая идентификация умственно отсталых детей наиболее интенсивно формируется в подростковом возрасте, нашла подтверждение. Таким образом, мы видим, что имеет место значительное отставание в развитии детей с умственной отсталостью от детей с нормальным темпом развития. Тем самым, большое значение, приобретает более ранняя коррекционно-развивающая работа по половому воспитанию.

Половое воспитание умственно отсталых проводится во многих странах, но перенос какой-либо системы воспитания недопустим, обязательно должен учитываться культуральный аспект.

Интересен опыт организации в Чехии занятий по половому воспитанию умственно отсталых. Они начинаются с началом формирования полового самосознания и стереотипа полоролевого поведения, то есть на 4-5 лет позднее, чем в норме, в возрасте 8-10 лет. Занятия проводятся небольшими группами (по 8 человек, а лучше по 3), по 20 минут. Обязательно учитывается небольшая разница в возрасте. Начало любого обучения предполагает выясне­ние того, что дети уже умеют, знают.

Задачей обучения является помочь ребенку идентифицироваться, узнать свой пол, его внешние отличия. Занятия должны быть конк­ретными с использованием простых, доступных для понимания примеров, обязательны повторения. Таким образом, тематическое занятие может повторяться 1-3 месяца, варьироваться. На этом этапе изучают:

1. Рисунок фигуры (можно начать «обрисовку» на листе бумаги, прикрепленном к доске, на стене, на земле и т.д.)

2. Лепка фигуры из пластилина, теста.

3. Особенности одежды, прически (одежду можно вырезать из бумаги, прикреплять к фигуркам — что кому носить).

4. Половые органы (они есть и их надо прикрывать).

5. Гигиенические навыки.

Интересен опыт индийских педагогов, предлагающих девуш­кам-подросткам в рамках программы по самообслуживанию первичные знания в области пола. Они ставят следующие задачи в про­цессе учебно-воспитательной работы.

1. Установление различий между маленькими мальчиками и де­вочками.

2. Установление различий между девочкой и девушкой.

3. Установление различий между девушкой и женщиной.

В Германии в центре проживания и обучения глубоко умствен­но отсталых детей и подростков в Штеттене разработана програм­ма, направленная на формирование личности умственно отсталых подростков и взрослых. Тема программы: «Познай собственное, 'тело, защити его от излишеств, заботься о сохранении своего здоровья».

Важнейшими аспектами программы являются:

— изучение тела, его органов, особенности половых органов и их функционирование;

— анатомически и функционально обусловленные различия, полов. (Как я замечаю, что мне нравится. Как я защищаю себя от того, чего не хочу

Что я могу сделать, чтобы поддерживать свое тело в здоровой форме.)

Началу занятий предшествует беседа с выяснением потребностей и возможностей умственно отсталых. На пиктограммы вынесены основные условия занятий: слушать друг друга, задавать вопро­сы, можно смеяться (высмеивать запрещено), разрешено не при­нимать участие в работе, разбалтывать. Доступно, интересно стро­ится система занятий по половому воспитанию в Финляндии (центр Паймио) для умственно отсталых, окончивших школьное обучение юношей и девушек. Программу занятий на неделю под­ростки планируют под руководством педагога в понедельник. Один из дней недели, например, вторник, посвящен темам, касающимся вопросов пола (отношения между юношами и девушками). Много иллюстративного материала, касающегося любой темы за­нятий. Например, «Гигиена девушки», «Отношения молодых» и др. Книги есть у каждого, в них много заданий «Нарисуй», «Закрась». Все иллюстрации выполнены в черно-белом варианте, крупные, без лишних отвлекающих деталей. Надписи простые, крупными буквами. Такие занятия информативны, доступны для умственно отсталых школьников.

Система занятий по половому воспитанию умственно отсталых подростков может включать примерную тематику на 1 этапе:

1. Идентификация себя: «Какого я пола» (по внешним призна­кам, изображение фигуры, прически, одежды).

2. Сравнение своего пола и противоположного: «Чем мы похо­жи, чем отличаемся».

3. Правила гигиены (с практическими упражнениями для маль­чиков и девочек),

4. Мы растем и меняемся. «Каким я был и стану». Целесообраз­но использовать набор кукол разного пола и возраста.

5. Занятия на этические темы и по основам безопасности жизни (как мы общаемся, как вести себя с незнакомыми детьми или взрос­лыми). На занятиях обязательно нужно моделировать ситуации, активно включая в них умственно отсталого ребенка. Занятия реко­мендуется проводить один раз в неделю по 20-30 минут с повтором темы.

Проблема полового воспитания умственно отсталых детей дол­жна решаться в интернатах, специальных школах (классах), в семье. Начинать его нужно в возрасте 8—10 лет, в зависимости от уровня интеллектуального развития, в доступной, конкретной, без допол­нительных подробностей форме с многократными повторениями, вариантами, с использованием иллюстративного материала и раз­ных видов прикладной деятельности для возможно более полного усвоения. Должны учиты­ваться индивидуальные особенности развития личности, возмож­ности успешной адаптации и усвоения сложных как по фор­ме, так и по содержанию норм полового поведения взрослых.