Реферат: Методические рекомендации по организации самостоятельной учебной работы студентов нфи кемгу - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Методические рекомендации по организации самостоятельной учебной работы студентов нфи кемгу

Остальные рефераты » Методические рекомендации по организации самостоятельной учебной работы студентов нфи кемгу

Рекомендовано МС НФИ КемГУ

Протокол заседания МС № _3__ от «_18__»_декабря_2004г.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

По ОРГАНИЗАЦИИ самостоятельной УЧЕБНОЙ работы

студентов НФИ КЕМГУ


1. Общие положения.


1.1. Самостоятельная работа является одним из видов учебных занятий студентов в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении1.

1.2. Самостоятельная учебная работа студентов (СРС) – ведущий вид учебной деятельности студента НФИ КемГУ. Самостоятельная учебная работа студентов - это усвоение содержания образования и формирование профессиональных умений и навыков во внеаудиторное время по темам или разделам тем, определенным рабочей программой учебной дисциплины для самостоятельного изучения.

Цель самостоятельной учебной работы студентов - освоение знаний и навыков профессиональной деятельности по соответствующей специальности.

1.3. Организация самостоятельной работы студентов представляет собой специально разработанную педагогическую деятельность по организации и управлению деятельностью обучающихся и является педагогическим обеспечением развития готовности студентов к профессиональному самообразованию.

1.4. Организация самостоятельной работы студентов – ведущий вид организационно-педагогической и организационно-методической образовательной деятельности кафедры. Организация СРС – это деятельность кафедры по планированию, организации и контролю самостоятельных учебных занятий студентов с целью формирования мотивации, знаний и навыков профессионального образования специалиста, навыков профессиональной деятельности по специальности и в соответствии с целями и объемами, определенными соответствующим Государственным стандартом.

1.5. Условия осуществления СРС:

Потребности и мотивы студента в самостоятельной учебной работе;

Запас знаний и владение базовыми умениями и навыками умственной деятельности (работа с источниками информации, реферирование, тезирование, работа по алгоритму, решение учебных задач и т.д.);

Организационно-педагогическая поддержка;

Организационно-методическое обеспечение.

1.6. СРС планируется каждой кафедрой в объемах, предусмотренных учебным планом и рабочей программой учебной дисциплины в соответствующих видах и формах в рамках требований к формированию знаний и навыков студента.

1.7. Планирование работы преподавателей по организации СРС кафедра осуществляет в соответствии с Рекомендациями по нормам времени для учебной, учебно-методической и организационно-методической работы, утвержденными Ученым советом КемГУ 01.10.03г. (п.2, 3, 4).


2. Виды и формы самостоятельной учебной работы студентов


1. В зависимости от места и времени проведения СРС, характера руководства ею со стороны преподавателя и способа контроля за ее результатами СРС подразделяется на следующие виды:

Самостоятельная учебная работа студентов во время основных аудиторных занятий (лекций, семинаров, лабораторных работ);

Самостоятельная учебная работа под контролем преподавателя в форме плановых консультаций, творческих контактов, зачетов и экзаменов;

Внеаудиторная самостоятельная учебная работа при выполнении студентом домашних заданий учебного и творческого характера.

Дидактические цели самостоятельной внеаудиторной учебной работы:

мотивирование регулярной целенаправленной работы по освоению специальности;

закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний, полученных во время аудиторных занятий, самостоятельное овладение новым учебным материалом;

овладение технологическим учебным инструментом;

формирование общетрудовых и профессиональных умений;

формирование умений и навыков самостоятельного умственного труда и развитие самостоятельности мышления специалиста;

формирование способности к самоорганизации и волевых черт характера;

формирование исследовательских умений.

Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их содержание и характер могут иметь вариативный и дифференцированный характер, учитывать специфику специальности, изучаемый дисциплины, индивидуальные особенности студента.

2. Основные формы СРС, используемые в профессиональном высшем образовании.

1). Формы, принятые к использованию в учебном плане специальности:

Рефераты (по дисциплинам гуманитарного и социально-экономического блока);

Семестровые задания (по всем дисциплинам);

Курсовые работы (по всем дисциплинам);

Курсовые проекты (по всем кафедрам);

Контрольные работы (для заочной формы обучения);

Аттестационные работы бакалавра, специалиста, магистра.

2). Формы, принятые к использованию в вузовском педагогическом процессе обучения студентов:

Домашние задания;

Подготовка к практическим занятиям;

Выполнение контрольных работ (при очной форме обучения отсутствуют в учебном плане и планируются преподавателем по необходимости);

НИРС;

Участие в тематических дискуссиях;

Участие в научно-практических конференциях;

Участие в деловых играх по анализу конкретных ситуаций и решению практических задач.

3). Основные формы результатов самостоятельной работы студентов с информацией в обучении (содержание и назначение форм работы с информацией – см. Приложение 1.):

Аннотация

Доклад

Конспект

Отзыв

План

Реферат

Рецензия

Тезисы

Курсовая (контрольная) работа

Квалификационная (дипломная) работа

Практика студентов: учебная, производственная, преддипломная

Участие в клубах по интересам


3. Назначение некоторых основных форм СРС.

А). Домашние заданиявид самостоятельной работы студентов, организуемый и управляемый преподавателем.

Дидактические цели домашнего задания:

воспроизведение знаний;

закрепление, углубление знаний;

перевод полученной студентом учебной информации во внутреннее знание;

формирование умений.

побуждение и развитие познавательных и профессиональных интересов и мотивов;

повышение эффективности аудиторных занятий в различных формах.

Характер домашних заданий может быть как репродуктивным, так и опережающим, проспективным.

В зависимости от поставленной цели, используют несколько видов домашних заданий (см. Приложение 2).

Домашние задания могут быть как индивидуальными, так и общими для всех студентов.

Индивидуальные домашние задания применяются наряду с домашними заданиями, общими для всех студентов. При этом можно использовать их как с целью восполнения пробелов, имеющихся у студентов в усвоении учебного материала, так и с целью стимулирования творческих способностей студентов, проявляющих особый интерес к той или иной учебной дисциплине или теме. Такие задания способствуют обмену знаниями на учебных занятиях, создают творческую атмосферу интеллектуального общения.

Эта форма обучения сочетается с другими формами организации учебного процесса, такими как лекция, лабораторные и практические занятия, курсовое проектирование, учебная практика.

Б). Подготовка к практическим занятиям (практикумы, домашние работы, рефераты и т.п.), а также выполнение контрольных, курсовых и дипломных работ осуществляется как домашнее задание.

В). Практика студентов: учебная, производственная, преддипломная (см. положение об организации и проведении учебных и производственных практик студентов НФИ КемГУ)

В ходе практики студент трансформирует теоретические знания в практические умения и навыки. На период производственной практики студентам выдаются индивидуальные задания с целью приобретения ими навыков самостоятельного решения практических задач, к которым относятся:

эмпирическое и теоретическое описание работы подразделения;

выделение производственных процессов профессиональной деятельности;

фиксация проблем в функционировании практики;

моделирование процессов, снимающих производственные проблемы;

а также локальные учебно-практические задачи.

Кроме того, в период учебных практик студенты готовят материал для курсовых, дипломных проектов, включаются в научный поиск и готовят материал для выступления на студенческих конференциях и т.п.

Г).НИРС и участие в научно-практических конференциях.

Одним из важнейших направлений в организации самостоятельной учебной работы является научно-исследовательская работа студентов. НИРС – явление традиционное в системе профессионального образования, однако в свете идей гуманитаризации образования выдвигается на первый план как комплексная, системная, последовательная работа по формированию личности и профессиональной позиции будущего специалиста, по формированию способности целенаправленного профессионального самообразования специалиста, навыков самостоятельной работы.

Прямые цели НИРС – получение новых знаний и умений через самостоятельную учебную работу с источниками информации и решение практических задач.

Косвенные цели НИРС – разработка проектов как вид самостоятельной учебной работы обеспечивает глубокую методологическую подготовку будущих специалистов, развивает важнейшие психические функции – память, мышление, восприятие до их развитых форм: логической памяти, понятийного мышления, направленного внимания (наблюдения) и др.

Д). Участие в деловых играх по анализу конкретных ситуаций и решению практических задач, тематических дискуссиях, в научно-практических конференциях.

Основные виды исследовательской работы студентов (основные понятия) приведены в приложении 1.

Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений студентов.


3. Организация самостоятельной работы студентов


3.1. Организация самостоятельной работы студентов – ведущий вид организационно-педагогической и организационно-методической образовательной деятельности кафедры НФИ КемГУ по формированию мотивации, знаний и навыков профессионального самообразования специалиста, навыков профессиональной деятельности по соответствующей специальности и в соответствии с целями и объемами, определенными соответствующим Государственным стандартом.

3.2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности регламентирует максимальный объем учебной нагрузки студента и объем обязательной учебной нагрузки как в целом по теоретическому обучению, так и по циклам дисциплин.

3.3. Преподаватель учебной дисциплины составляет план СРС студента по дисциплине с распределением внеаудиторных затрат времени студента на СР по разделам или темам и отражает план СРС по дисциплине в учебных программах дисциплин ( Приложение 3).

Все кафедры НФИ КемГУ ежегодно самостоятельно планируют объем внеаудиторной самостоятельной работы по каждой дисциплине и в целом по всему циклу дисциплин исходя из объемов максимальной учебной нагрузки и обязательной учебной нагрузки и составляют сводный план СРС по кафедре на учебный год (по 2 семестрам учебного года) по курсам.

Сводный план СРС составленный кафедрами согласовывается с выпускающими кафедрами и утверждается на методических комиссиях факультетов и заместителем директора по учебной работе.

Сводный план СРС содержит, кроме того, расчет внеаудиторной учебной работы преподавателей дисциплин с указанием объемов работы (в соответствии с нормами времени) для каждого запланированного вида СРС и в целом по дисциплине и по всем дисциплинам учебного плана на учебный год (Приложение 4).

Планирование объема времени, отведенного на внеаудиторную самостоятельную работу па учебной дисциплине, осуществляется преподавателем.

3.4. Объем времени, отведенный на внеаудиторную самостоятельную работу, находит отражение:

в рабочем учебном плане специальности - в целом по теоретическому обучению, каждому из циклов дисциплин, по каждой дисциплине;

в рабочих программах учебных дисциплин с ориентировочным распределением по разделам или темам

3.5. Расчет общего объема времени, отведенного учебным планом и рабочей программой дисциплины на СРС.

Объем времени на СРС по дисциплине составляет от 30 до 80% от объема времени, отведенного на обязательную учебную нагрузку по данной дисциплине в зависимости от формы обучения. При этом для дневного обучения общая сумма часов СРС по всем дисциплинам, исходя из 36-часовой рабочей недели (54 часа академических), должна составлять 30-33 академ. часов при норме аудиторной нагрузки студента 21-24 часа. В целом по семестру (17 недель) объем СРС составит примерно 510-561 академ. часов. В семестре планируется, как правило, изучение 6-8 дисциплин, что дает объем СРС на одну дисциплину от 63 до 70 академ. часов в семестре (или 3,7-4 академ. часа в неделю на дисциплину).

Превышение общего объема СРС в семестре по дисциплинам в целом недопустимо, т.к. ведет к превышению недельной рабочей нагрузки студента.

3.6. Расчет времени на СРС по дисциплине.

Преподаватель учебной дисциплины эмпирически определяет затраты времени студента на самостоятельное выполнение учебного задания каждого конкретного вида и содержания СРС на основании:

наблюдений за выполнением студентами аудиторной самостоятельной работы;

опроса студентов о затратах времени на то или иное задание;

хронометража собственных затрат на подготовку, решение, оформление и предъявление той или иной задачи с внесением поправочного коэффициента из расчета уровня знаний и умений студентов.

Преподаватель может планировать СРС и составлять задания как для индивидуальной СРС, так и для группы студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений студентов. При этом групповыми видами внеаудиторных учебных занятий считается участие студента в деловых играх по анализу конкретных ситуаций и решению практических задач, тематических дискуссиях, в научно-практических конференциях. Проведение этих видов СРС включается преподавателю в учебную аудиторную работу см. п. 2.4 Рекомендаций КемГУ).

По совокупности запланированных заданий определяется объем времени на внеаудиторную самостоятельную работу студента по учебной дисциплине, он не должен превышать объем, расчет которого указан в п.3.5.

При расчете своей работы по планированию, организации и контролю СРС в учебном году для сводного плана организации СРС выпускающей кафедры преподаватель использует Рекомендации по нормам времени, утвержденным Ученым советом КемГУ 01.10.03г. п.2, 3, 4 для учебной, учебно-методической и организационно-методической работы.

3.7. Технологическая организация СРС включает три элемента:

планирование;

методическое обеспечение;

контроль и оценка результатов СРС.

Планирование.

Планирование предполагает три этапа и соответственно три технологии работы:

1). Технология отбора целей самостоятельной работы.

Основаниями отбора целей являются цели, определенные Государственным образовательным стандартом, и конкретизация целей по курсам , отражающим введение в будущую профессию, профессиональные теории и системы, профессиональные технологии и др.

Отобранные цели отражают таксономию целей, например: знания источников профессионального самообразования, применение различных форм самообразования при организации самостоятельной работы.

Цели самостоятельной работы должны соответствовать структуре готовности к профессиональному самообразованию, включающей мотивационный, когнитивный, деятельностный компоненты.

2). Технология отбора содержания СРС.

Основаниями отбора содержания самостоятельной работы являются Государственный образовательный стандарт, источники самообразования преподавателя (литература, опыт, самоанализ), индивидуально-психологические особенности студентов (обучаемость, обученность, интеллект, мотивация, особенности учебной деятельности).

3). Технология конструирования заданий.

Задания для самостоятельной работы должны соответствовать целям различного уровня, отражать содержание каждой предлагаемой дисциплины, включать различные виды и уровни познавательной деятельности студентов. Задания составляются в соответствии с видами и формами СРС и работы с информацией (п.2).

При предъявлении видов заданий на внеаудиторную самостоятельную работу рекомендуется использовать дифференцированный подход к студентам.

Перед выполнением студентами внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания.

Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины.

Во время выполнения студентами внеаудиторной самостоятельной работы и при необходимости преподаватель может проводить консультации за счет общего бюджета времени, отведенного на консультации.

Методическое обеспечение

Методическое обеспечение процесса организации СРС обеспечивается следующими документами:

План СРС по каждой дисциплине в часах отражается в учебных программах дисциплин (Приложение 3).

План затрат времени преподавателя на организацию СРС (Приложение 4).

Отчет о выполнении плана затрат времени преподавателя на организацию СРС составляется в журнале индивидуальной нагрузке преподавателя

Сводный план СРС по кафедре на учебный год (по 2 семестрам учебного года) по курсам.

Сводный отчет по выполнению СРС кафедр.

Контроль и оценка результатов СРС

1. Контроль за результатами СР студента:

1). Качество результатов выполнения самостоятельной учебной работы определяется качеством планирования СРС преподавателем.

2). Технология организации контроля включает тщательный отбор средств контроля, определение этапов, разработку индивидуальных форм контроля.

3). Средства контроля результатов СРС определяются видом и формой организации СРС.

4). Основные формы контроля СРС студента:

проведение проверочных работ;

проверка, анализ, оценка и разбор рефератов, контрольных и курсовых работ;

проверка отчетов по практике;

контроль этапов выполнения НИР и т.п.

Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов может осуществляться в пределах времени, отведенного  на обязательные учебные занятия по дисциплине и внеаудиторную самостоятельную работу студентов по дисциплине, может проходить в письменной, устной или смешанной форме, с представлением изделия или продукта творческой деятельности студента.

В качестве форм и методов контроля  внеаудиторной самостоятельной  работы студентов могут быть использованы семинарские занятия, коллоквиумы, зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы, защита творческих работ и др.

Критериями оценок результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:

уровень освоения студентов учебного материала;

умения студента использовать теоретические знания при выполнение практических задач;

сформированность общеучебных умений;

обоснованность и четкость изложения ответа;

оформление материла в соответствии с требованиями.

Поощрение студентов за добросовестную самостоятельную учебную работу - важное стимулирующее условие организации СРС.

Формы поощрения:

публичное признание достижений студента и др.

использование рейтинговых технологий оценки знаний студентов;

зачет результатов СРС в зачетную и экзаменационную сессии;

рекомендация и направление студента для участия в научно-практических конференциях;

представление студента для получения повышенной стипендии;

2. Контроль за результатами организации СРС преподавателя:

Оценка и подведение итогов работы преподавателя по организации СРС осуществляется на основе заполнения индивидуальных журналов и отчетов кафедр по разделу СРС с учетом планов работы и норм времени.


Разработчики:

Альбах Е.Н.

Шевелева И.И.

Литература

Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: Учеб. Пособие для преп. Учреждений сред. Проф. Образования. М.: Мастерство, 2001. 272с.

Симухина О.И. Формирование навыков самостоятельной работы студентов как фактор их адаптации в условиях педучилищ. / Исследовательская деятельность в педагогическом училище и колледже (Материалы научно-практической конференции «Непрерывное образование педагога: вероятностный прогноз и новые проекты», С.-Петербург, 10-13 октября 1998г.)- СПб, 1998. ч.1 – С.46-49

Сысоева М.Е. Организация научно-исследовательской работы студентов. (Программно-методическое пособие). М.: ДАЕ, 2000. – 120с.

Приложение 1

Виды работы с информацией


Аннотация краткая характеристика текста, книги, статьи, рукописи, раскрывающая содержание, где фиксируются основные проблемы, затронутые в тексте, мнения, оценки, выводы автора.

Компоненты содержания:

основные проблемы, затронутые автором, его выводы и предложения;

значимость текста.

Доклад – публичное сообщение на определенную тему, способствующее формированию навыков исследовательской работы, расширяющее познавательный интерес.

Компоненты содержания:

план работы;

систематизация полученных сведений;

выводы и обобщение.

Квалификационная работа – научно-исследовательская работа, расширяющая знания в области теории, практики, методологии отраслей наук; разработка конкретных путей разрешения изучаемой проблемы.

Компоненты содержания:

оглавление;

введение;

основная часть;

заключение;

список литературы.

Курсовая работа – это самостоятельная теоретическое или экспериментальное исследование отдельных частей учебного процесса, общих подходов к разрешению изучаемой проблемы; аналитический обзор источников с включением самостоятельных переводов научно-педагогической литературы.

Компоненты содержания:

оглавление;

введение;

основная часть;

заключение;

список литературы.

Конспект– краткая запись содержания чего-нибудь, выделение главных идей и положений работы.

Компоненты содержания:

в плановых конспектах – соответствие определенной части конспекта плану;

в текстуальных конспектах – цитаты;

в свободных конспектах – сочетание выписок, цитат, тезисов;

в тематических конспектах – ответы на поставленные вопросы по нескольким источникам.

Отзыв – критическое суждение, мнение, содержащее оценку чего-либо.

Компоненты содержания:

заключение о соответствии работы заявленной теме;

оценка качества выполнения исследования;

оценка полноты разработки поставленных вопросов, теоретической и практической значимости исследования;

оценка работы.

План – компактно отражает последовательность изложения материала.

Реферат– краткое изложение содержания книги, статьи или нескольких работ по общей тематике, а также доклад с таким же изложением.

Компоненты содержания:

план – оглавление;

введение (постановка проблемы, объяснение выбора темы, ее значения, актуальности, определение целей и задач реферата, краткая характеристика используемой литературы);

основная часть (каждая проблема или части одной рассматриваются в отдельных разделах реферата и являются логическим продолжением друг друга);

заключение;

список литературы (не менее 8 – 10 источников).

Рецензия– критический отзыв о каком-нибудь сочинении, о педагогической работе (статье). Это краткое объективное воспроизведение взглядов автора статьи и развернутое научно обоснованное оценочное отношение к ведущим идеям рецензируемого источника.

Компоненты содержания:

изложение позиции автора по ключевым вопросам исследуемой проблемы, как в целом, так и к главным ее положениям.

изложение отношения рецензента к исследуемой проблеме; критическая оценка изложенных автором идей, выводов, доказательств;

выводы рецензента.

Тезис – краткое изложение какого-нибудь положения, идеи, а также одной из основных мыслей лекции, доклада, сочинения.


Приложение 2
Основные виды домашних заданий
Цель СРС Вид домашнего задания
Первичное овладение знаниями (усвоение нового материала). Чтение учебника, первоисточника, дополнительной литературы; составление плана текста, конспектирование прочитанного, графическое изображение структуры текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными документами; наблюдения.
Закрепление и систематизация знаний. Работа с конспектом лекции, повторная работа над материалом учебника, первоисточника, дополнительной литературы; составление плана ответа на специально подготовленные вопросы; составление таблиц, графиков, схем; изучение нормативных документов; ответы на контрольные вопросы; подготовка текста выступления на семинаре, текстов рефератов и докладов; составление библиографии.
Применение знаний, формирование умений. Решение задач и упражнений по образцу, вариативных задач и упражнений; выполнение расчетно-графических, проектировочных работ, ситуационных производственных задач; подготовка к деловым играм; подготовка курсовых, дипломных проектов; экспериментально-конструкторская, опытная работа и работа на тренажере.

Приложение 3


Примерный план организации самостоятельной работы студента по изучению дисциплины по видам заданий
Подготовка рефератов по проблемным темам Научно - исследовательская работа студентов Подготовка студентов к практическим и семинарским занятиям Подготовка студентов к контр. работе Дополнительные виды работ ИТОГО
(час.)* (час.)* (час.)* (час.)* (час.)**

(час.)

5 10 8 4
27

* СРСпо этим видам заданий являются обязательными.

** Дополнительными заданиями для студентов являются такие как «принести себя на лекцию, семинар») за что преподаватель может поставить студенту дополнительно несколько баллов при общем подсчёте за самостоятельные работы.

Приложение 4


План

затрат времени преподавателя

на организацию самостоятельной работы студентов (примерный)




Наименов. Кол-во Разра- Подбор Разра- Разра- Разра- Про- Рейтинг

дисцип – часов ботка литера- ботка ботка ботка верка студ. Итого

лины по кар- плана туры прак- метод. указа- работ (баль- (час.)

те по –занят. тическ.пособ. ний по (дом. ная

ручен. по те- пособ. СМС задан.) систе-

(инд. ме (тесты, студен- ма)

раб.) (час.) (час.) карт.) (час.) ту

(час.) (час.) (час.) (час.)

Рынок

Ценных 45 2 6 10 10 10 5 2 45

бумаг и

бир. дело

1 Утверждено Постановлением Правительства РФ № 168 от 14 октября 1994 г.

18