Реферат: Методические рекомендации по изучению дисциплины Материалы для самостоятельной работы студентов Тема Введение в легкую атлетику. История развития легкой атлетики. Классификация легкоатлетических упражнений - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Методические рекомендации по изучению дисциплины Материалы для самостоятельной работы студентов Тема Введение в легкую атлетику. История развития легкой атлетики. Классификация легкоатлетических упражнений

Остальные рефераты » Методические рекомендации по изучению дисциплины Материалы для самостоятельной работы студентов Тема Введение в легкую атлетику. История развития легкой атлетики. Классификация легкоатлетических упражнений

Методические рекомендации по изучению дисциплины


Материалы для самостоятельной работы студентов


Тема 1. Введение в легкую атлетику. История развития легкой атлетики. Классификация легкоатлетических упражнений.

Написание рефератов по теме: «История развития легкой атлетики».

Заполнить таблицу 1: «Мировые рекорды, зарегистрированные ИААФ на 1.09.03г.

Таблица 1.

Виды Мужчины Женщины
Результат Рекордсмен Дата рекорда Результат Рекордсменка Дата рекорда
100 м 9.79 М.Грин (США) 16.06.99 10.49 Ф.Гриффит (США) 16.07.88г.
200м





400 м





И т.д.





Литература: 9,17,19,21, 41.


Тема 2. Легкая атлетика в системе государственных образовательных учреждений.

Рассмотрение учебных программ по физической культуре (физическому воспитанию) образовательных учреждений с анализом легкоатлетических упражнений, включенных в данную программу.

Пользуясь «Программой физического воспитания учащихся 1-11 классов» и конспектами лекций вписать в соответствующие графы таблиц 2,3,4 легкоатлетические упражнения для учащихся 1 – 11 классов.

Таблица 2.

Легкоатлетические упражнения для учащихся начальных классов

1 класс 2 класс 3 класс 4 класс








Таблица 3.

Легкоатлетические упражнения для учащихся средних классов

5 класс 6 класс 7 класс 8 класс








Таблица 4.

Легкоатлетические упражнения для учащихся старших классов

9 класс 10 класс (юноши) 10 класс (девушки) 11 класс (юноши) 11 класс (девушки)





Литература: 12,14,19,21,35,36,37,39

Тема 3. Развитие двигательных качеств на уроке по легкой атлетике.

Подобрать легкоатлетические упражнения, подвижные игры, посредством которых возможно целенаправленное воспитание физических качеств, отдельно для:

младших классов общеобразовательных учреждений;

средних классов общеобразовательных учреждений;

старших классов общеобразовательных учреждений;

учащихся (студентов) среднего и высшего образования.

Примерная схема выполнения задания:

Определенное физическое качество, его определение ______________

Факторы, влияющие на развитие данного качества _________________

Сенситивный период воспитания _______________

Основные средства (легкоатлетические) и методы воспитания ________

Тесты, используемые для определения уровня развития физического качества _________________________

2. Заполнить таблицу 5 по степени значимости методов воспитания физических качеств на уроках физической культуры в 1-11 классах.


Таблица 5.

Методы воспитания физических качеств
1 – 4 классы 5 – 9 классы 10 – 11 классы




Написание конспекта подготовительной части урока по физической культуре из раздела «Легкая атлетика» для ….. класса.

Литература: 9,10,14,15,16,19,21, 35,36,37.


Тема 4. Основы техники легкоатлетических упражнений.

Определить свою индивидуальную максимальную скорость ходьбы и бега; определить границы, где прирост скорости будет происходить за счет длины шагов, сочетания длины и частоты шагов и преимущественно за счет частоты шагов (таблица 6).

Таблица 6.

Максимальная скорость передвижения Повышение скорости за счет увеличения
длины шагов длины и частоты шагов частоты шагов
Скорость ходьбы (м/с) на дистанции 200м от до от до от до
Скорость бега (м/с) на дистанции 30 м от до от до от до

Определить и дать полную характеристику факторам, влияющих на: дальность полета снаряда в легкоатлетических метаниях;

соревновательный результат в прыжках.

3. Написание конспекта подготовительной части урока по физической культуре из раздела «Легкая атлетика» для ….. класса.

Литература: 10,14,15,19,22,24,34,41,43


Тема 5. Основы методики обучения легкоатлетическим упражнениям

1. Составить схему доминирующих средств физического воспитания, используемых на уроках (занятиях) легкой атлетике в образовательных учреждениях для:

дошкольных учреждений;

младших классов общеобразовательных учреждений;

средних классов общеобразовательных учреждений;

старших классов общеобразовательных учреждений;

учащихся (студентов) среднего и высшего образования.

2. Заполнить таблицу 7 по степени значимости методов обучения легкоатлетическим упражнениям.

Таблица 7.

Методы обучения двигательным действиям
1 – 4 классы 5 – 9 классы 10 – 11 классы




Литература: 1,3,14,19,21,39


Тема 6. Анализ техники, методика обучения спортивной ходьбе и беговым видам легкой атлетики

1. Написание рефератов по темам: «История развития беговых видов легкой атлетики».

2. Составить таблицу «Методика обучения технике бега на короткие (средние, эстафетного, барьерного) дистанции (Таблица 8)

Таблица 8.

Средства Методические указания
Задача 1.



3. Составить таблицу типичных ошибок, встречающихся при обучении технике бега …..(Таблица 9).

Таблица 9.

Ошибки Исправления ошибок
Старт и стартовый разбег


Дать характеристику бега на длинные дистанции (история, техника, обучение).

Дать характеристику бега на сверхдлинные дистанции (история, техника, обучение).

Дать характеристику бега на 3000 м с препятствиями (история, техника вида).

Написание конспекта урока по физической культуре из раздела «Легкая атлетика» для ….. класса.

Литература: 1,10,14,15,19,21,24,41,43.


Тема 7. Анализ техники и методика обучения прыжковым видам легкой атлетики.

1.Написание рефератов по темам: «История развития прыжковых видов легкой атлетики».

2.Составить таблицу «Методика обучения технике прыжка в длину (в высоту) с разбега

Таблица 10.

Средства Методические указания
Задача 1.


3.Составить таблицу типичных ошибок, встречающихся при обучении техники прыжка ….. (Таблица 11.)

Таблица 11.

Ошибки Исправления ошибок
Подготовка к разбегу и разбег


4.Дать характеристику тройного прыжка с разбега. (история, техника, обучение).

5. Написание конспекта урока по физической культуре из раздела «Легкая атлетика» для ….. класса.

Литература: 1,5,9,10,13,14,15,41.


Тема 8. Анализ техники и методика обучения легкоатлетическим метаниям.

1.Написание рефератов по темам: «История развития легкоатлетических метаний».

2.Составить таблицу «Методика обучения технике метания (толкания ядра) с разбега.


Таблица 12.

Средства Методические указания
Задача 1.


3.Составить таблицу типичных ошибок, встречающихся при обучении техники метания ….. (Таблица 13).

Таблица 13.

Ошибки Исправления ошибок
Подготовка к разбегу и разбег


4.Написание конспекта урока по физической культуре из раздела «Легкая атлетика» для ….. класса.

Литература: 1,4,5,9,10,14,15,19,21,35,36,37,39.


Тема 9. Организация и правила проведения соревнований по легкой атлетике.

Определить и записать в таблицу 14 права и обязанности

главного судьи соревнования;

главного секретаря;

бригады судей по бегу (каждой бригады – отдельно);

бригады судей по прыжкам;

бригады судей по метаниям.

Таблица 14.

Наименование судейских должностей Права судьи Обязанности судьи




Составить положение о соревновании по схеме:

цели и задачи соревнования;

место и сроки проведения

осуществление руководства;

программа соревнования;

состав участников;

порядок определения личного и командного первенства;

награждение победителей порядок;

сроки подачи заявок

Составитьпрограмму и график соревнования (пример таблица 15).


Таблица 15.


График соревнований

Виды Число участников Число участников в забеге (серии) Число забегов (серий) Время на забег (серию), ч Время на вид, мин

Бег: 100 м






(девушки) 100 м 30 6 8 3 15
(юноши) 36 6 6 3 18

Метание диска






(девушки) 12 12 1 3,5 42
Толкание ядра




(юноши) 26 13 2 3 и т. д. 78

Участие в судействе соревнований по легкой атлетике, проводимой Федерацией легкой атлетике г.Орла и Орловской области.

Написание конспекта подготовительной части урока по физической культуре из раздела «Легкая атлетика» для ….. класса.

Литература: 9,10,14,15,16,19, 17,18, 21,30.


Тема 9. Основы спортивной тренировки в легкой атлетике.

1. На основе изучения документов планирования учебно-тренировочной работы по легкой атлетике заполнить таблицу (документы перспективного, текущего и оперативного планирования) (табл.16).

Таблица 16

Основные документы планирования

(перспективный, текущий, оперативный)

Характеристика документа планирования


2. Проанализировать общепедагогические и практические средства и методы, используемые в легкой атлетике и записать их в таблицу:

для освоения, совершенствования техники и тактики вида спорта;

для воспитания физических способностей;

для формирования нравственных качеств личности;

для повышения интеллектуального потенциала воспитанников.


Таблица 17

Используемые общепедагогические

средства и методы

Общая характеристика, назначение



Используемые практические

средства и методы

Общая характеристика, назначение



Написание конспекта учебно-тренировочного занятия по легкой атлетике для группы НП – 1.

План-конспект

учебно-тренировочного занятия ____________________ (указать вид спорта)

для _____________________ (указать группу, год подготовки)

Разработал студент ___________ курс _____________ группа_____________

Дата ________________

Задачи занятия:

1) __________________________________

2) __________________________________

3) __________________________________

Необходимое оборудование и инвентарь: ______________________

Части занятия и их содержание Дозировка Методические указания




Примечание.

В первую графу «Части занятия и их содержание» запишите все упражнения в порядке их проведения в тренировочном занятии.

В графе «Дозировка» укажите число повторений, серий, подходов, время выполнения, метраж, скорость и т.п.

В графе «Методические указания» запишите методы выполнения упражнений, требования к выполнению двигательных действий, ключевые моменты техники выполнения и т.п.


Литература: 6,11,16,17,19,20,29,32,33,34.


Список рекомендуемой литературы:


Основная


Гагуа Е.Д. Тренировка спринтера. – М., 2001.

Жилкин А.И. и др. Легкая атлетика: Учеб. Пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений. «Академия», 2003. – 464с.

Зелинчук В.Б., Никитушкин В.Г. Критерии отбора в легкой атлетике. – М., 2000

Настольная книга тренера: Наука побеждать / Под ред. Н.Г. Озолина. – М.,2002.

Попов В.Б. 555 специальных упражнений в подготовке легкоатлетов. М.: Терра-спорт, 2000.

Тер-Ованесян И.А. Подготовка легкоатлета: современный взгляд. М.: Терра-спорт, 2000.


Дополнительная

7. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. – М.,1986.

Бондарчук А.П. Тренировка легкоатлета.- Киев, 1986.

Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. – М., 1985.

Комплексная программа физического воспитания учеников I-XI классов общеобразовательной школы. - Мн.: 1993.

Легкая атлетика / Под ред. А.Н. Макарова, П.Э. Сирис, В.П. Теннова. – М., 1987.

Легкая атлетика в школе / Под ред. Ж.К. Холодова, В.С. Кузнецова, Г.А. Колодницкого. – М., 1993.

Легкая атлетика. Учебное пособие. Остапенко А.Н., Селиверстов Б.И., Чистяков Ю.Н. - М.: Высшая школа, 1979.

Легкая атлетика. Правила соревнований. - М.: ФИС.1989.

Легкая атлетика: Учебник для студентов институтов физической культуры. - /Под редакцией Озолина Н.Г., Воронина В.И., М.; Физкультура и спорт, 1989. - 671 с.

Легкая атлетика: Программа для ДЮСШ. – М.: ФиС,1986.

Легкая атлетика: Учеб. для ин-тов физ. культуры /Под ред. О.В.Колодия, Е.М.Лутковского, В.В.Ухова. - М., 1985.

Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. – М., 1991.

Организация и судейство соревнований по легкой атлетике / Сост. В.И. Ляхов. – М., 1989.

Правила соревнований по легкой атлетике / Всероссийская федерация легкой атлетики. - М., 1994.

Физическое воспитание: Учебник/ Под ред. В.Я.Головина, В.А.Мострякова, А.В.Коробкова. – М.:Высшая школа, 1983.

Азбука тренировки легкоатлета. /И.Вацула и др. - Мн., Пламя, 1986.

Балахничев В.В. Бег на 110м с барьерами. – М., 1987.

Бондарчук А.П. Метание молота. – М., 1985.

Гайс И.А. Учись ходить быстро. – М., 1986.

Гайхман П.Н., Трофимов О.Н. Легкая атлетика, - М.: Физкультура и спорт, 1972.

Креер В.А., Попов В.Б. Легкоатлетические прыжки. – М., 1986

Легкая атлетика. Ежемесячный спортивный методический журнал.

Ломан В. Бег, прыжки, метания. - М., 1985.

Озолин Н.Г. Спринтерский бег. – М., 1986.

Попов В.Б. Прыжок в длину: многолетняя подготовка. М.: Терра-спорт, 2000.

Попов В.Б., Суслов Ф.П., Ливада Е.И. Юный легкоатлет: Пособие для тренеров ДЮСШ. - М.: Физкультура и спорт, 1984.

Специальные упражнения легкоатлетов. Учебное пособие/ Под общ. ред. Н.И.Выставкина, З.П.Синицкого. – М.:ФиС, 1967.

Специальные упражнения юных легкоатлетов /Под ред. В.Г.Алабина, В.Н.Крупенио. - Минск, 1970.

Тренажеры и специальные упражнения в легкой атлетике/ Под ред. В-Г.Алабина, М. П. Кривоносова. - М., 1982.

Уроки физической культуры в IV-VI классах /Под общей ред. Г.П.Богданова. - М. Просвещение 1979.

Уроки физической культуры в IX-X классах /Под общей ред. Г.П.Богданова. - М. Просвещение 1982.

Уроки физической культуры в VII-VIII классах /Под ред. Г. П. Богданова.-М., 1981.

Уткин В.Л. Биомеханика физических упражнений: Учеб.пособие. – М., 1989.

Физическая культура в школе. Методика уроков в I-III классах. /Под общей редакцией Г.П.Богданова. - М.: Просвещение, 1971.

Школа легкой атлетики: Учебное пособие/ Под общ. ред.А.В.Коробова. – М.:ФиС, 1968.

Шорец П.Г. Бег с препятствиями. – М., 1977.

Юный легкоатлет /В.Б.Попов, Ф.П.Суслов, Е.И.Лива-до.-М.,1984.