Реферат: Методические рекомендации о преподавании образовательной области «Информатика и икт» - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Методические рекомендации о преподавании образовательной области «Информатика и икт»

Остальные рефераты » Методические рекомендации о преподавании образовательной области «Информатика и икт»

Методические рекомендации о преподавании

образовательной области «Информатика и ИКТ»


В 2009-2010 учебном году на новый региональный базисный учебный план переходят 9 классы.

Планирование курса «Информатика и ИКТ» в 9 классе в соответствие с Региональным базисным учебным планом рассчитано на 70 часов. В рекомендациях «О преподавании информатики и ИКТ в 2008-2009 учебном году» были представлены все УМК, рекомендованные для изучения базового курса информатики и ИКТ. В 9 классе для преподавания базового курса информатики и ИКТ следует сохранять выбранную в 8 классе авторскую линию.

Преподавание информатики и информационно-коммуникационных технологий на ступени основного общего образования следует направить на достижение следующих целей:

освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Изучение информационных технологий может идти и в ходе их активного использования при изучении других предметов, поскольку предмет «Информатика и ИКТ» имеет большую прикладную составляющую, способствующую успешному изучению многих других предметов.

Руководителям образовательных учреждений следует учитывать, что в соответствии рекомендациями и требованиями СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03:

Предельная продолжительность непрерывного занятие школьника за компьютером

Учащиеся

Продолжительность, в минутах

1–го класса 10
2–5–х классов 15
6–7–х классов 20
8–9–х классов 25
10–11–х классов 30

Общая продолжительность общения с компьютером в течение дня

Возраст, лет

Время, в минутах

8–10 45
11–13 90
14–16 135
Взрослый 6 часов

Для проведения практических занятий осуществляется деление класса на две группы: в городских образовательных учреждениях при наполняемости 25 человек и более, в сельских ­– 20 человек и более.

Преподавание информатики и ИКТ в начальной школе

В соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования курс «Информатика и ИКТ» входит в обязательный перечень учебных предметов в начальной школе. Изучение учебного предмета «Информатика и ИКТ» может быть вариативным. Первый вариант: курс изучается в 3-4 классах (1 час в неделю) в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета «Технология (Труд)». Второй вариант: курс рекомендуется вводить со 2 класса (1 час в неделю) из часов, отведенных на компонент общеобразовательного учреждения. Введение курса предполагает наличие необходимой материальной базы и переподготовку учителей. Из рекомендованных УМК (см. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2009/2010 учебный год раздел I Начальное образование Технология (Труд)) для использования в школах Нижегородской области рекомендуется УМК Матвеевой Н.В. Преподавание по указанному УМК возможно как со второго так и с третьего класса. Более подробную информацию о курсе можно получить на сайте издательства БИНОМ (lbz/). Программа курса опубликована в издании «Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы» изд. БИНОМ 2008, 2009


Преподавание информатики и ИКТ в 5-7 классах основной школы

В 5 – 7 классах общеобразовательных учреждениях Нижегородской области возможно введение пропедевтического изучения предмета «Информатика и ИКТ» в рамках национально-регионального компонента.

В школах Нижегородской области для использования рекомендуются УМК Босовой Л.Л. и Макаровой Н.В.


УМК Босовой Л.Л. включает в себя:

Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5, 6, 7 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний;

Босова Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 5, 6, 7 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний;

Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5-7 классах: Методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний;

Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний;

Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.


Если в 8-9 и 10-11 (базовый уровень) классах планируется использование УМК Макаровой Н.В. (для классов гуманитарной направленности), то в 5-6 классах преподавание осуществляется на основе УМК того же автора:

Макарова Н.В., Волкова И.В., Николайчук Г.С. и др. под ред. Макаровой Н.В. Информатика, 5-6, Питер Пресс;

Программа по информатике и ИКТ. 5-11 классы / Н.В. Макарова. изд. – СПб: «Питер».


Преподавание информатики и ИКТ в 8-9 классах основной школы


На второй ступени общего образования проводится изучение базового курса информатики.  В Федеральном и Региональном базисном учебном плане предусматривается выделение 105 учебных часов на изучение курса «Информатика и ИКТ» в основной школе. Курс изучается в течение двух лет с 8 по 9 класс, 8 класс — 1 час в неделю, 35 часов в год, 9 класс — 2 часа в неделю, 70 часов в год. 

Базовый курс «Информатика и ИКТ» изучается как самостоятельный учебный предмет и должен обеспечивать требования федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ.

В классах, в которых данный предмет уже изучался в 5-6 (5-7) классах, необходимо продолжать обучение по выбранному ранее УМК, обеспечивая преемственность в изучении предмета.


УМК Угриновича Н.Д. (новое издание) включает в себя:

Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ, 8, М.: БИНОМ;

Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ, 9, М.: БИНОМ;

Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. 7-11. Методическое пособие для учителей. –М.: БИНОМ.

Возможно использование ранее приобретенных изданий учебников того же автора:

Угринович Н.Д. Информатика. Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ;

Угринович Н.Д. Информатика. Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ;

Угринович Н.Д. Информатика. Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ.

УМК Макаровой Н.В.:

Макарова Н.В., Волкова И.В., Николайчук Г.С. и др. под ред. Макаровой Н.В. Информатика, 8-9, Питер Пресс;

Программа по информатике и ИКТ. 5-11 классы / Н.В. Макарова. изд. – СПб: «Питер».

Перспективным является и новый УМК Семакина И.Г., разработанный на основе хорошо зарекомендовавшего себя ранее УМК того же автора и адаптированного к базовому учебному плану. Он включает в себя учебники Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В. и др. Информатика и ИКТ, 8, 9 класса. – М.: БИНОМ.

В классах, ранее не изучавших информатику, в 5-7 классах основной ступени можно использовать программу автора Гейна А.Г. и соответствующий УМК:

Гейн А.Г., Сенокосов А.И., Юнерман Н.А. Информатика и ИКТ. Учебник для 8 класс - М.: Просвещение, 2007-2008;

Гейн А.Г., Сенокосов А.И., Юнерман Н.А. Информатика и ИКТ. Учебник для 9 класс - М.: Просвещение, 2007-2008;

Гейн А.Г., Сенокосов А.И., Юнерман Н.А. Книга для учителя. Методические рекомендации к учебнику 8 (9) класса. - М.: Просвещение;

Гейн А.Г., Юнерман Н.А. Задачник-практикум по информатике и информационным технологиям. – М.: Просвещение.


Преподавание информатики и ИКТ в старшей школе

В 2009-2010 учебном году в школах для учеников, не изучавших базовый курс в основной школе, преподавание осуществляется по переходному варианту, В этом случае на изучение базового курса информатики и ИКТ рекомендуется отвести по 2 часа в неделю (всего 140 часов) за счет часов компонента образовательного учреждения.

Базовый уровень (70 часов)

Для преподавания курса информатики и ИКТ следует сохранять выбранную авторскую линию. С этой целью рекомендуется использовать учебники:

Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ (базовый уровень), 10 класс, 11 класс. – М.: БИНОМ;

Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ (базовый уровень), 10-11 класс, – М.: БИНОМ;

Макарова Н.В., Николайчук Г.С, Титова Ю.Ф. под ред. Макаровой Н.В. Информатика и ИКТ (базовый уровень), 10 класс, 11 класс, Питер Пресс;

Гейн А.Г., Ливчак А.Б., Сенокосов А.И. и др. Информатика и ИКТ (базовый и профильный уровни), 10 класс, 11 класс, Просвещение.

Профильный уровень (280 часов)

Для преподавания информатики на профильном уровне предназначены учебники:

Фиошин М.Е., Рессин А.А., Юнусов СМ. под ред. Кузнецова А.А. Информатика и ИКТ (профильный уровень), 10-11 класс, Дрофа;

Гейн А.Г., Ливчак А.Б., Сенокосов А.И. и др. Информатика и ИКТ (базовый и профильный уровни), 10 класс, 11 класс, Просвещение.


Литература для элективных курсов

Издательство БИНОМ:

Андреева Е.В., Босова Л.Л., Фалина И.Н. Математические основы информатики

Учебное пособие

Практикум

Угринович Н.Д. Исследование информационных моделей с использованием систем объективно-ориентированного программирования и электронных таблиц

Учебное пособие

Компьютерный практикум на CD-ROM+программное обеспечение

Методическое пособие для учителя

Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информационные системы и модели

Учебное пособие для учащихся

Методическое пособие для учителя

Монахов М.Ю., Воронин А.А. Создаем школьный сайт в Интернете

Электронное учебное пособие

Практикум

Монахов М.Ю., Солодов С.Л., Монахова Г.Е. Учимся проектировать на компьютере

Электронное учебное пособие

Практикум

Залогова Л.А. Компьютерная графика

Учебное пособие

Практикум

Microsoft Corporation. Основы программирования на примере Visual Basic

Учебное пособие

Практикум

Microsoft Corporation. Основы программирования на примере Visual Basic

Учебное пособие

Практикум

Microsoft Corporation. Основы компьютерных сетей

Учебное пособие

Практикум

Microsoft Corporation. Персональный компьютер: настройка и техническая поддержка

Учебное пособие

Практикум

Самылкина Н.Н., Русаков С.В., Шестаков А.П., Баданина С.В. Готовимся к ЕГЭ по информатике

Учебное пособие + CD

Колбин Р.В. Глобальные и локальные сети: создание, настройка и использование

Учебное пособие + CD

Издательство Дрофа

Хуторской А.В., Орешко А.П. Технология создания сайтов

Пособие для учащихся,

Методические рекомендации для учителя


Издательство СМИО-Пресс

Копыльцов А.В. Компьютерное моделирование: сферы и границы применения

Практикум

Методическое пособие для учителя

Горбунова И.Б., Белов Г.Г., Горельченко А.В. Музыкальный компьютер (новый инструмент музыканта)

Практикум для учащихся

Методические рекомендации для учителя, компакт-диск

Программы элективных курсов в сборниках

Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. / Сост. М.Н. Бородин, изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008,2009;

Элективные курсы в профильном обучении. Образовательная область информатика. МО РФ НФПК.- М.: Вита-Пресс, 2004;


Совершенствование преподавания информатики и ИКТ

с учетом подготовки к сдаче ЕГЭ

С 2008-2009 учебного года учащиеся в качестве вступительного экзамена в ВУЗ по отдельным профессиям могут выбирать ЕГЭ по информатике и ИКТ. В этом случае важной компонентой обучения неизбежно станет подготовка к ЕГЭ. Она не должна выражаться в натаскивании учащихся на решение подобных заданий из демонстрационных версий экзамена. Учитель должен обеспечить усвоение учащимися обязательного минимума требований стандартов общего и среднего (полного) образования по информатике как на базовом, так и профильном уровнях, интенсифицировать процесс обучения. Это обеспечивается проведением работы по закреплению, повторению и систематизации знаний учащихся.

В анализе результатов ЕГЭ, проведенных ранее в других регионах Российской Федерации, отмечалось, что большинство учащихся, выбравших информатику в качестве экзаменационного предмета, освоили основное содержание предмета, определяемое нормативными документами.

Вместе с тем, наибольшие затруднения учащихся вызвали задания по алгоритмизации и программированию . Учащиеся для успешной сдачи экзамена должны не только знать основные алгоритмические конструкции и операторы изучаемого языка программирования, но и иметь опыт самостоятельной записи алгоритмов и программ, решения практических задач методом разработки и отладки компьютерной программы. Следует уделять больше внимания формализации записи и исполнения алгоритмов, так как результаты экзамена показывают, что у части учащихся так и не формируется умение формального исполнения алгоритмов.

Анализ выполнения заданий ЕГЭ показал, что необходимо уделять повышенное внимание таким темам, как «Основы логики»,   «Технология обработки графической и звуковой информации», «Технология обработки информации в электронных таблицах», «Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных» и «Телекоммуникационные технологии».

Источником большого количества ошибок является слабая математическая подготовка выпускников. Значительное количество заданий оказываются выполненными неправильно только из-за арифметических ошибок. Учащиеся плохо знают таблицу значений функции 2n для первых 10 аргументов. При расчете задач на пропускную способность канала связи учащиеся не пользуются двоичными логарифмами, а вместо этого перемножают числа «в столбик», делая при этом ошибки. Часто ошибки допускаются при нахождении остатка при делении целых чисел и так далее. Все вышеперечисленные умения должны формироваться при изучении математики в основной школе, однако их недостаточная сформированность сказывается на результатах экзамена по информатике за курс средней (полной) школы в силу высокой роли межпредметных связей в курсе информатики. Более подробно о подготовке учащихся к ЕГЭ в методическом письме «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2008 года в преподавании информатики и ИКТ в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования». Письмо подготовлено членами федеральной предметной комиссии по информатике к.п.н. В. Р. Лещинером, к.п.н. П. А. Якушкиным на основе аналитического отчёта «Результаты единого государственного экзамена 2008 года», размещённого на сайте ФИПИ

(http //www.fipi). Письмо размещено на сайте ГОУ ДПО НИРО на странице кафедры теории и методики обучения информатике в разделе «Готовимся к ЕГЭ».


Перечень учебных изданий, допущенных ФИПИ к использованию в учебном процессе в образовательных учреждениях

Единый государственный экзамен: Информатика: Контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия./ П. А. Якушкин – М.: Вентана-Граф, 2007

Элективный курс Готовимся к ЕГЭ по информатике/ Н. Н. Самылкина, С. В. Русаков, А. П. Шестаков, С. В. Баданина – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2007.

Обращаем Ваше внимание на то, что в данном пособии содержится большое количество опечаток и неправильных ответов (см. информацию на сайте кафедры теории и методики обучения информатике в разделе «Готовимся к ЕГЭ»)

ЕГЭ. Информатика: раздаточный материал тренировочных тестов/ Гусева И. Ю. СПб.: Тригон, 2008.