Государственное образовательное учреждение сибирский политехнический колледж лабораторные работы по дисциплине «химия» (методические рекомендации)

Остальные рефераты » Государственное образовательное учреждение сибирский политехнический колледж лабораторные работы по дисциплине «химия» (методические рекомендации)

осударственное образовательное учреждение

СИБИРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ


ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

по дисциплине


«ХИМИЯ»

(методические рекомендации)


Для специальностей:


- 080110 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

- 080113 Страховое дело (по отраслям)

- 080504 Государственное и муниципальное управление

- 150203 Сварочное производство

- 220301 Автоматизация технологических процессов и производств

- 230103 Автоматизация системы обработки информации и управления

- 270103 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

- 270112 Водоснабжение и водоотведение

- 270116 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования предприятий и гражданских зданий


Составила: преподаватель И. С. Усова


НОВОСИБИРСК

2010

Содержание


Наименование



№ листа

Пояснительная записка.

Правила выполнения лабораторных работ.

Правила по технике безопасности при проведении лабораторных работ.

3

4

5

Перечень лабораторных работ 6

Лабораторная работа № 1.

Электролитическая диссоциация.

Реакции ионного обмена.

7

Лабораторная работа № 2.

Гидролиз солей.

Испытание растворов солей индикатором.

8

Лабораторная работа № 3.

Экспериментальные задачи.

9

Лабораторная работа № 4.

Свойства металлов. Амфотерность.

10

Лабораторная работа № 5.

Определение качественного состава органического вещества.

11

Лабораторная работа № 6.

Получение этилена и изучение его свойств.

12

Лабораторная работа № 7.

Получение альдегидов и карбоновых кислот.

13

Лабораторная работа № 8.

Свойства жира.

Получение мыла и сложных эфиров.

14

Лабораторная работа № 9.

Свойства углеводов.

15

Раздел «Экспериментальные основы химии» в рабочей программе отражён в девяти лабораторных работах.

Содержание этого учебного блока направлено на достижение следующих целей химического образования:


овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием эксперимента;

воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Студенты при выполнении данного вида работ осваивают экспериментальные основы химии. В частности:

Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами.

Проведение химических реакций в растворах.

Проведение химических реакций при нагревании.

Качественный и количественный анализ веществ.

Определение характера среды.

Индикаторы.

Качественные реакции на неорганические вещества и ионы.

Отдельные классы органических соединений.


    Данные методические указания предназначены для закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых практических навыков и умений по программе дисциплины "Химия" для специальностей: 


- 080110 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

- 080113 Страховое дело (по отраслям)

- 080504 Государственное и муниципальное управление

- 150203 Сварочное производство

- 220301 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)

- 230103 Автоматизация системы обработки информации и управления (по отраслям)

- 270103 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

- 270112 Водоснабжение и водоотведение

- 270116 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования предприятий и гражданских зданий


   В сборнике содержатся методические указания по выполнению девяти, указанных в содержании лабораторных работ.
   

   Требования к знаниям и умениям при выполнении лабораторных работ.
   При выполнении лабораторных работ студент должен:
   Знать:
   – основные классы неорганических соединений и их свойства, строение атома, типы химических реакций и связей, Теорию электролитической диссоциации, Периодический закон и Периодическую систему химических элементов Д. И. Менделеева,
   – Теорию химического строения органических соединений А. М. Бутлерова, названия представителей гомологических рядов органических соединений, строение и свойства их, способы получения,
   – Правила по технике безопасности при работе в химической лаборатории.
   Уметь:
   – проводить реакции ионного обмена и качественные реакции ионов, определять реакцию среды растворов солей,
   – охарактеризовывать свойства металлов на основании их положения в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, строения атомов и электрохимическом ряду напряжений металлов,
   – проводить реакции лабораторных способов получения углеводородов: метана и этилена, альдегидов, карбоновых кислот и сложных эфиров,
   – распознавать органические вещества (изученные по программе) на основе их строения и свойств,
   – описывать свойства органических веществ, составлять уравнения реакций.


Правила выполнения лабораторных работ

   1. Студент должен придти на лабораторное занятие подготовленным по данной теме.
   2. Каждый студент должен знать правила по технике безопасности при работе в химической лаборатории (и при работе с реактивами в данной работе).
   3. После проведения работы студент представляет письменный отчет.
   4. До выполнения лабораторной работы у студента проверяют знания по выявлению уровня его теоретической подготовки по данной теме.
   5. Отчет о проделанной работе следует выполнять в рабочей тетради. Содержание отчета указано в описании лабораторной работы.
   6. Таблицы и рисунки следует выполнять карандашом, записи – синим или чёрным цветом пасты или чернил. Рисунки выполняются в левой половине листа, наблюдения и выводы в правой части листа. Уравнения реакций записываются во всю строку (после наблюдений и выводов).
   7. Зачет по данной лабораторной работе студент получает при положительных оценках за теоретические знания и отчет по лабораторной работе, общий зачет – при наличии зачетов по всем лабораторным работам.

Правила по технике безопасности при проведении лабораторных работ

Работая в химической лаборатории, необходимо соблюдать большую осторожность.

Приступать к выполнению задания после указания преподавателя.

Химические реакции выполнять с такими количествами и концентрациями веществ, в таких приборах и посуде, как указано в описаниях работ.

Производить опыты в чистой посуде.

Внимательно прочесть надпись на этикетке, прежде чем взять вещество для опыта.

Все опыты с выделением ядовитых, летучих и неприятно пахнущих веществ проводить только в вытяжном шкафу.

Выполнять опыты с взрывчатыми, легковоспламеняющимися веществами или кислотами и щелочами с соблюдением мер предосторожности, работая стоя. Поджигать газы и пары после проверки их на чистоту, смесь горючего газа с воздухом взрывается.

Нюхать выделяющиеся газы издали, помахивая рукой от сосуда к себе.

Реактивы не пробовать на вкус, так как большинство из них ядовиты.

Держать дальше от огня легко воспламеняющиеся вещества: эфир, бензин, спирт, бензол и др., если эти вещества воспламеняются, накрыть пламя брезентом или засыпать песком.

Не зажигать спиртовку, наклоняя ее к другой горящей спиртовке. Гасить спиртовку, накрывая ее колпачком.

В случае возникновения пожара в лаборатории вызвать пожарную охрану, а до прибытия гасить огонь песком, огнетушителем.

В случае ожога лица, рук кислотой или щелочью необходимо оказать пострадавшему помощь.

ЧТОБЫ ОПЫТ ПОЛУЧИЛСЯ… …ознакомьтесь с каждым пунктом правил и старайтесь точно их выполнять.

В химический кабинет заходите только после того, как разрешит преподаватель. Не трогайте и не переставляйте на столе приготовленные реактивы и оборудование – это может затруднить вашу дальнейшую работу.

Прежде чем приступить к выполнению химических опытов, обязательно изучите описание лабораторной работы и внимательно выслушайте объяснения преподавателя. Проверьте, все ли необходимое для работы есть на вашем столе.

В ходе выполнения работы координируйте свои действия с действиями группы. Разговаривайте шепотом, чтобы не мешать работать другим. Если возникнут какие-либо затруднения, которые вы не можете разрешить самостоятельно, обратитесь за помощью к преподавателю.

Вещества берите только шпателем или ложечкой и в тех количествах, которые указаны в описании работы; если таких указаний нет, то объемы веществ не должны превышать 1 мл. (3-4 капли)

Чтобы не перепутать пробки, не открывайте одновременно несколько склянок.

Если вы случайно взяли вещества больше, чем нужно для данного опыта, лишнее вылейте в специальную склянку для слива веществ или, если вещество твердое, отсыпьте в коробку для мусора.

В химической лаборатории (кабинете) очень важно быть предельно аккуратным во всем – тут нет мелочей. Прежде чем начать работать руками, продумайте, как разместить оборудование на столе, чтобы было удобно, и работать, и наблюдать за ходом эксперимента.


Не забывайте, что за этим же столом с этими же реактивами и оборудованием будут работать студенты других групп, - не создавайте им дополнительных трудностей, оставив свое рабочее место в беспорядке.

Государственное образовательное учреждение

СИБИРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ


ЛАБОРАТОРНЫЕ и ПРАКТИЧЕСКИЕ

РАБОТЫ по ХИМИИ


Студента (ки) группы _____ - 08

____________________________________


Преподаватель: И. С. Усова


Правила оформления отчёта по лабораторной работе

Лабораторная работа выполняется в три этапа:


Этап

Содержание работы

Выполнение пунктов №


Первый

Подготовка к эксперименту.

1, 2, 3

Второй

Выполнение эксперимента.

4

Третий

Подготовка отчёта по работе и выполнение заданий.

5, 6 ,7, 8


Запишите название номер и тему лабораторной работы.

Лабораторная работа №__.

Тема:_______________________________________________________________.

Ознакомьтесь с целями работы, списком оборудования и реактивов самостоятельно и кратко запишите.

Цели: 1. _______________________________________________________________.

2. _______________________________________________________________.

3. _______________________________________________________________.

Реактивы: название - формула

Запишите номер и название опыта из методической рекомендации. Самостоятельно определите его цель и содержание эксперимента.

Опыт № __. __________________________________________________________.


1. Что делали?

2. Что наблюдали?

Пробирка № 1




Пробирка № 2




Пробирка № 3





Проведите запланированный эксперимент, и кратко запишите всё, что вы делали и что при этом наблюдали, то есть опишите условия протекания и признаки химических реакций.

Напишите уравнение реакций, которые вы провели. Если в ходе опыта протекало несколько химических реакций, для каждой запишите уравнение. Не забудьте расставить коэффициенты.

Нарисуйте прибор, которым вы пользовались. Постарайтесь, чтобы рисунок получился четким. Обязательно сделайте на нем пояснительные надписи. Для изображения окрашенных веществ пользуйтесь цветными карандашами или фломастерами.

Сделайте вывод после каждого опыта (или работы). Напомним: повторное описание своих действий или наблюдений не может считаться выводом.

:

Ответьте на вопросы и выполните все задания.


ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ


Каждую лабораторную работу начинайте с нового листа.


Пример оформления отчёта по лабораторной работе

Лабораторная работа № 1.

Тема: Теория электролитической диссоциации.

Цель работы:

закрепить знания по теме "ТЭД";

исследовать влияние ионов на окраску инд;

приобрести практический навык в проведении РИО;

исследовать (→) реакции;

соблюдая правила ТБ;

составлять УХР (МВ, ПИВ, СИВ).


Реактивы:

р-ры кислот: соляной - HCl, серной H2SO4;

р-р гидроксида натрия - NaOH,

индикаторов: ф/ф, м/о, лакмуса;

растворы солей: карбонат натрия - Na2CO3, нитрат бария - Ba(NO3)2, сульфат алюминия - Al2(SO4) 3, сульфат меди (II) - CuSO4, хлорид аммония AlCl3, хлорид кальция -CaCl2;

дистиллированная вода - H2O (дист.);

Опыт № 1. Изменение окраски индикатора в растворах кислот и щелочей.

1. Что делали?

2. Что наблюдали?

УИБ

+ H2O


УИБ

+ HCl


УИБ

+ NaOH


3. УХР: 1. H2O 

2. HCl  H+ + Cl-,

3. ____________.

Опыт № 2. Необратимость ионных реакций (РИО между р-рами Э., идущие с образованием ↓, ↑ и H2O).

а) образование ↓.

пробирки

1. Что делали?

2. Что наблюдали?

№ 1

CuSO4 + CaCl2

↓, синий, аморфный
№ 2

+


№ 3

+


3. УХР: 1.МВ CuSO4 + CaCl2 → CuCl2 +CaSO4

ПИВ Cu+2+SO4-2+Ca+2+2Cl- → Cu+2 +2Cl- +CaSO4↓

СИВ SO4-2+Ca+2 →CaSO4↓ сульфат кальция

2. МВ____________________________________________________________

ПИВ____________________________________________________________

СИВ____________________________________________________________

3. МВ____________________________________________________________

ПИВ____________________________________________________________

СИВ____________________________________________________________

б) реакции с образованием ↑.

№ пробирки

1. Что делали?

2. Что наблюдали?

№ 1

+


№ 2

+


3. УХР: 1. МВ____________________________________________________________

ПИВ____________________________________________________________

СИВ____________________________________________________________

2. МВ____________________________________________________________

ПИВ____________________________________________________________

СИВ____________________________________________________________

в) реакции, идущие с образованием воды.

№ пробирки

1. Что делали?

2. Что наблюдали?

№ 1

+


№ 2

+ +


3. УХР: 1. МВ____________________________________________________________

ПИВ____________________________________________________________

СИВ____________________________________________________________

2.1. МВ___________________________________________________________

ПИВ____________________________________________________________

СИВ____________________________________________________________

2.2. МВ___________________________________________________________

ПИВ____________________________________________________________

СИВ____________________________________________________________

Ответы на контрольные ?.

: