От составителя.
В письме Минобразования РФ от 22.07.2002 г.1 отмечается, что сотрудничество семьи и школы становится сегодня все более актуальным и востребованным, а совершенствование семейного воспитания прежде всего зависит от повышения педагогической культуры родителей. Поэтому предлагается организовать родительский всеобуч, предусматривающий использование как традиционных, так и новых форм работы школы с родителями.
В предлагаемом ниже списке книг и статей можно найти ценные методические рекомендации и руководящие документы, адресованные классным руководителям, воспитателям, директорам учебных заведений, социальным работникам, а также опыт внедрения новых форм работы с семьей в практику систематической воспитательной работы школы и организаций дополнительного образования детей, социальных служб.
Подборка библиографических материалов в основном относится к 1999 -2004 гг. и для удобства пользования разделена на главы: “Официальные документы”, “Книги и пособия”, а также “Статьи из периодических изданий”.
Официальные документы.
1.Аналитические материалы для использования при разработке программ педагогического сопровождения семейного воспитания: Информация НИИ семьи и воспитания РАО// Официальные документы в образовании.-2002.-№27.-С.47-65.
2.Законодательная база социально-правовой охраны семьи и детства и профилактики правонарушений несовершеннолетних//В помощь социальному педагогу: Сборник нормативных документов и инструктивно-методических материалов.- Н.Новгород,2000.-С.33-35.
3.Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей//Вестник образования.-2001.-№8.-С.24-33.
4.Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей: Дополнительное образование//Внешкольник.-2001.-№3.-С.5-9.
5.Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей: В Минобразования РФ//Классный руководитель.-2001.-№6.-С.3-10.
6.Чепурных Е.Е. Об организации родительского всеобуча в общеобразовательных учреждениях: Письмо Минобразования РФ органам управления образованием от 22.07.2002 № 30-51-547/16 //Официальные документы вобразовании.-2002.-№27.-С.44-47.
Книги и пособия
Взаимодействие классного руководителя и семьи ученика//Классному руководителю: Учебное методич. пособие /Под ред. М.И. Рожкова.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,1999.-С.134-156.
Взаимодействие классного руководителя и семьи//Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. - М.,1999.-С.104-113.
Взаимодействие педагогов и родителей//Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учебное пособие для студентов высш. уч. заведений.-М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС,2000.-С.58-72.
Взаимодействие социума, школы, семьи и общественности//Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе /Сост. Л.А. Байкова и др.-М.: Образовательный центр ”Педагогический поиск”,1999.-С.113-135.
Взаимодействие классного руководителя и семьи ученика// Классному руководителю: Учебно-методич. пособие/Под ред. М.И. Рожкова.-М.: Гуманит. центр ВЛАДОС,1999.-С.134-156.
Взаимодействие школы и семьи в воспитании детей//Рожков М.И., Байбородова Л.В.Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений.-М.: ВЛАДОС-ПРЕСС,2004.-С.348-364.
Воспитание: взаимодействие с семьей школьника//Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе: Книга для учителя-воспитателя.-М.: Пед.общество России; Изд.Дом “Ноосфера”,1999.-С.236-246.
Гуров В.И. К вопросу о повышении роли семьи в социальном воспитании детей и учащихся//Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт.:В 2 Т.-Москва-Тула.-1993.-Т.1.-С.310-320.
Дереклеева Н.И. Классный руководитель: Основные направления деятельности.- М.: Вербум М,2001.
Дереклеева Н.И. Работа с родителями учащихся//Справочник классного руководителя: Начальная школа.5-11 классы.- М.: ВАКО, 2004.-С.190-228.
Дереклеева Н.И. Родительские собрания: 5-11 классы.- М.:ВАКО,2004.-240с.
Директору школы о сотрудничестве с родителями/Под ред. проф. А.С. Роботова, к.п.н. И.А.Хоменко, к.п.н., доц.И.Г.Шапошникова.-М.:Сентябрь,2001.
Изменение условий семейного воспитания трудных школьников//Плинер Я.Г., Бухвалов В.А. Воспитание личности в коллективе: Пособие для заместителей директора школы по воспитанию и классных руководителей.-М.: Центр “Педагогический поиск”,2000.-160с.
Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студентов ср.и высш. пед. учеб. заведений.-М.: Изд.центр”Академия”,1999.-232с.
Левков Ю.Я. Сотрудничество школы и семьи как условие педагогизации микросреды//Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт: В 2 т.- Москва-Тула.-1993.-Т.1.-С.321-326.
Рернер П. О жизненном самоопределении школьника: Родители и школа//Домашнее воспитание.-2002.-№5.-С.2-5.
Личность, семья, школа: проблемы социализации учащихся: Пособие для руководителей школ/Под ред. С.Г.Вершловского.-СПб.,1996.
Образование родителей и школа: Учебно-методич. пособие /Под ред. Л.Г. Петряевской.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,1999.-120с.
Основы семейного воспитания// Петривняя И.В. Современная педагогика: методология и теория воспитания: Учебное пособие.-Н.Новгород,1999.-С.85-99.
Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 гг.: Документы Министерства РФ.- Н. Новгород: НГЦ,1999.
Рекомендации по работе с родителями (Приложение)//Настольная книга классного руководителя.- М.: Центр “Педагогический поиск”,2000.-С.114-143.
Родители, школа- игра случая //Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Время взрослых поступков: Диалоги о школьной юности и ее проблемах.- М.: Новая школа,1993.-С.150-159.
Связь с семьей как условие воспитания школьника//Щуркова Н.Е. Классное руководство: Настольная книга учителя.- М.: Педагогическое общество России,1999.-С.161-177.
Содружество школы с семьями учащихся //Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики /Под ред. Т.И.Шамовой.-М.:Педагогика,1991.-С.138-144.
Социально-технологическая модель системы школьно-семейного воспитания//Переходный возраст.- Минск: Изд. ООО «Красико-принт»,2003.-С.108-117.
Школа и родители//Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе: Методическое пособие для классного руководителя.- М.: Центр ”Педагогический поиск”,2000.-С.103-105.
Щуркова Н.Е. Родители//Классное руководство: Настольная книга учителя.- М.: Пед. общество России,1999.-С.161-179.
Статьи из периодических изданий.
Байбородова Л. Этапы работы по созданию программы сотрудничества семьи и школы// Школьное планирование.-2004.-№2.-С.58-85.
Байбородова Л. Как развивать взаимодействие педагогов и семьи?//Воспитательная работа в школе.-2004.-№1.-С.85-86.
Бессонова Н. План проведения родительского собрания в 11-м классе:здоровая семья//Школьное планирование.-2003.-№1.-С.103-106.
Бид Пенни Л. и др. Развиваем сотрудничество семьи и школы//Перемена.-2004.-Т.5.-№2.-С.20-26.
Варга А.Насильники поневоле//Семья и школа.-1999.-№ 11-12.
Веревкина Е.В. Современная семья: социальный портрет//Дошкольная педагогика.-2001.-№1.-С.9-12.
Вершинин В. Малообеспеченная семья: тайны семейной дидактики //Народное образование.-2002.-№6.-С.170-174.
Виноградова Л. Семья и школа - партнеры в воспитании//Внешкольник.-2002.-№5.-С.13-15.
Волжина О.И. Аксиологическая концепция семьи// Мир образования - образование в мире.-2001.-№4.-С.29-46.
Воронцова Н. Как программируется крах семьи//Воспитание школьников.-2001.-№7.-С.43-45.
Глушкова В.С.Система согласования с семьей целей и способов развития ребенка в процессе обучения в школе//Классный руководитель.-2001.-№7.-С.75-78.
Гнатенко О.Взаимодействие семьи и школы в интересах ребенка//Народное образование.-2000.-№9.-С.219-224.
Гончаров Ю.М.Историческое развитие семьи в России в начале XVIII - начале ХХ века//Преподавание истории в школе.-2001.-№7.-С.21-43.
Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними//Народное образование.-2002.-№6.-С.161-189.
Грызулина А., Романова О. Родительская позиция: авторитет любви и требовательности//Учитель.-2002.-№4.-С.67-71.
Гуров В.Н., Шабалдас А.Е. Семья в системе формирования современной личности//Педагогическое образование и наука.-2001.-№4.-С.29-40.
Дереклеева Н. Нетрадиционные формы проведения собраний: Родительское собрание//Воспитание школьников.-2001.-№10.-С.46-50.
Доронова Т. Детский сад и родители: проблемы взаимодействия//Обруч.-2003.-№2.-С.3-6.
Дружинин Б. Тема родительского собрания “Домашние праздники”//Народное образование.-2002.-№1.-С.166-174.
Езопова С.А. Изучение образовательных запросов родителей в дошкольном образовательном учреждении//Дошкольная педагогика.-2002.-№4.-С.26-30.
Елизаров А.Н.Неблагополучная семья в рамках структурного подхода//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.-2002.-№1.-С.36-44.
Зимина И. Педагоги и родители: некоторые условия взаимопонимания и взаимодействия//Директор школы.-2002.-№4.-С.46-48.
Иванова Н. Социальное сиротство в России. Право ребенка жить и воспитываться в семье //Защити меня!-1999.-№1.-С.2-3.
Иванцова А. О работе с проблемными семьями//Воспитание школьников.-2000.-№10.-С.28-20.
Ильин В. Позвольте им быть собою//Воспитание школьников.-2000.-№9.-С.25-28.
Калимуллина Р.Родителям - педагогическую поддержку//Воспитание школьников.-2000.-№8.-С.23-24.
Кожевников Е. Нужна государственная семейная политика//Воспитание школьников .-2001.-№10.-С.9-14.
Коломиец Е. Родительское собрание “Моя семья”//Воспитание школьников.-2002.-№9.-С.19-20.
Кружилина Т.В. Педагогизация сознания родителей учащихся общеобразовательной школы//Начальная школа: плюс-минус.-2002.-№10.-С.3-10.
Крупина И. Один день жизни ребенка в семье//Воспитание школьников.-2000.-№8.-С.18-20.
Крупина И. Педагогическое просвещение родителей//Воспитание школьников.-2001.-№1.-С.18-20.
Крючков В.К. Взаимоотношения в системе «педагог – ребенок – родители»//Педагогика.-2002.-№9.-С.27-32.
Лебедева С.А., Тарасов С.В. Родители и школа// Практика административной работы в школе.-2003.-№6.-С.65-66.
Литарова Н., Аксюченко В.Противоречия в процессе сотрудничества учителя и родителей и основные пути их разрешения//Воспитание школьников.-2003.-№1.-С.16-17.
Лысенко В.С.Родители и дети: значимость и ценность//Родительское собрание.-2001.-№1.-С.15-25.
Мазниченко М., Тюнников Ю. Педагогическая мифология в сценариях и практике взаимодействия классного руководителя с родителями//Народное образование.-2003.-№7.-С.219-223.
Маленкова Л. Воспитание: взаимодействие с семьей школьника//Домашнее воспитание.-2001.-№1.-С.10-15.
Маркова Л.Н. Проблемы семьи - проблемы школы//Классный руководитель.-1998.-№2.-С.49-50.
Миронов Б. Семья семье рознь: Российское общество в зеркале семейных отношений//Родина.- 2001.-№8.-С.60-66.
Мичурина Н. В союзе с родителями// Воспитательная работа в школе.-2004.-№1.-С.130-131.
Мунина Л.А.Советы родителям//Родительское собрание.-2000.-№3.-С.88-96.
Никандрова Т. Собрания родителей учащихся старших классов//Воспитание школьников.-2000.-№4-5.
Никулина В. Взаимодействие школы и семьи в социализации подростков//Социальная педагогика.-203.-№3.-С.59-63.
Об организации родительского всеобуча в общеобразовательных учреждениях//Внешкольник.-2002.-№9.-С.10-11.
Охолина Л.И., Габдулхаков В.Ф., Галеева С.Г. Традиционная педагогическая культура семьи и работа по укреплению здоровья учащихся//Мир образования- образование в мире.-2004.-№2.-С.116-128.
Парфенова И., Казакова Е. Организация сотрудничества семьи и школы//Воспитание школьников.-2002.-№3.-С.25-28.
Паулсен Ш. Роль семьи в развитии школьных успехов ребенка//Мир образования – образование в мире.-2003.-№2.-С.87-97.
Пасторова А.Ю., Рыскина В.Л. Особенности работы семьи в междисциплинарной команде службы раннего вмешательства//Практическая психология и логопедия.-2004.-№1.-С.35-46.
Петрянова В., Багманова Г. Встречи в клубе “Семейная круговерть”//Воспитание школьников.-2000.-№8.-С.21-22.
Право ребенка жить и воспитываться в семье :Пресс-релиз доклада Министерства образования РФ//Защити меня.-1999.-№1.-С.5-8.
Путятина С.Семья и школа//Воспитательная работа.-2003.-№3.-С.65-66.
Роботова А. Учитель сотрудничает с семьей//Домашнее воспитание.-2002.-№4.-С.8-10.
Роботова А., Шапошникова И., Хоменко И.С помощью учителей: Что могут сделать для организации взаимодействия с родителями методические объединения//Директор школы.-2000.-№6.-С.26-32.
Ролик М.П. Курс лекций для слушателей “Родительской школы” детского и юношеского центра “Экополис, культура, здоровье»: Семья и школа//Классный руководитель.-2001.-№7.-С.57-75.
Рябов А. Образование, необходимое для создания здоровой и счастливой семьи//Директор школы.-2002.-№6.-С.48-58.
Савельева О.О. Семья в современном обществе//Преподавание истории и обществознания.-2001.-№8.-С.2-9.
Семенова Е.В., Захарова И.К. Встречи с родителями как одна из форм взаимодействия семьи и школы//Этическое воспитание.-2002.-№3.-С.14-22.
Семья и школа//Классный руководитель.-1998.-№4.-С.47-69.
Собкин В., Кузнецова Н. Устойчивость института семьи в России//ОБЖ.-1999.-№12.-С.45-53.
Собкин В.С., Ткаченко О.В.. Федюнина А.В. Отношения подростка с родителями: социально-ролевое взаимодействие//Начальная школа плюс до и после.-2004.-№3.-С.4-11.
Состояние воспитания детей школьного возраста в семье.-2000.-№3.-С.16-17.
Спицын Н.П. Работа классного руководителя с трудными семьями//Классный руководитель.-2000.-№2.-С.83-85.
Спицын Н. Учитель идет на собрание ...в семью//Домашнее воспитание.-2001.-№1.-С.16-20.
Фридман И.Ребенок между семьей и обществом//Семья и школа.-2002.-№11-12.-С.2-4.
Фридман Л.М. Школа и родители//Классный руководитель.-1998.-№5.-С.39-44.
Хорошая школа: желаемая и реальная: Аналитический отчет по материалам опроса родителей//Директор школы: Экспресс-опыт.-2000.-№8.-С.38-46.
Шевченко И.П.Образование - формирование личности в системе функциональной связи Семьи-Школы-Государства//Стандарты и мониторинг в образовании.-2001.-№3.-С.12-19.
Школа и родители //Начальная школа: плюс-минус.-2001.-№3.
Школа, семья и здоровый образ жизни//Начальная школа:плюс-минус.-2002.-№10.
Щекина О.А.Этика родителям: Этический аспект информационной культуры семьи// Этическое воспитание.-2002.-№3.-С.58-60.
Щуркова Н.Е. Взгляд со стороны: Путь от алкоголизма //Классный руководитель.-2000.-№1.-С.108-111.
Саматова В.Б. Школа для родителей//Внешкольник.-2002.-№11.-С.28.
Фридман И. Ребенок между семьей и обществом//Семья и школа.-2002.-№11-12.-С.2-4.
Сайт «Родители»( parent.fio/) [Виртуальная площадка для родителей, где можно принять участие во «Всероссийском родительском собрании», познакомиться с книжными и периодическими новинками и т.д.].
1 Об организации родительского всеобуча в общеобразовательных учреждениях: Письмо Минобразования от 22.07.2002 № 30-51-547/16//Официальные документы в образовании.-2002.-№27.-С.44-47.