Реферат: Методические рекомендации по использованию федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Методические рекомендации по использованию федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях

Остальные рефераты » Методические рекомендации по использованию федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях

ГОУ ДПО «ИРООО»

Методист кафедры ФМО

Цедрикова О. А.


Методические рекомендации по использованию федеральных перечней учебников,

рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях,

реализующих образовательные программы общего образования

и имеющих государственную аккредитацию,

на 2011/2012 учебный год


1. Пояснительная записка

В соответствии с пунктом 18 статьи 28 Закона Российской Федерации "Об образовании" в области образования ведению Российской Федерации в лице ее федеральных органов государственной власти и органов управления образованием подлежит ежегодное утверждение на основе экспертизы федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.

Приказом Минобрнауки России от 9 декабря 2008 г. N 379 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 декабря 2008 г., регистрационный номер N 12955) утверждены федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010/2011 учебный год.

Перечни учебников сформированы по результатам экспертизы, которая с 2005 года проводится экспертными организациями, прежде всего, Российской академией наук и Российской академией образования. Экспертиза проводилась по трем направлениям: 1) экспертиза на предмет соответствия современным научным представлениям, 2) экспертиза на предмет соответствия содержания учебника федеральному компоненту государственного образовательного стандарта, 3) возрастным и психологическим особенностям учащихся. На сегодняшний день сложилась система строгого отбора учебников для школы.

Перечни учебников сформированы по результатам экспертизы, которая с 2005 года проводится экспертными организациями, прежде всего, Российской академией наук и Российской академией образования. Экспертиза проводилась по трем направлениям: 1) экспертиза на предмет соответствия современным научным представлениям, 2) экспертиза на предмет соответствия содержания учебника федеральному компоненту государственного образовательного стандарта, 3) возрастным и психологическим особенностям учащихся. На сегодняшний день сложилась система строгого отбора учебников для школы.

Учебный предмет «Информатика и ИКТ» в соответствии с базисным учебным планом (БУП), утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» является обязательным для изучения в качестве учебного модуля в 3-4 классах, в качестве самостоятельного учебного предмета – с 8 класса при соблюдении требований к объему учебной нагрузки.

Название предмета "Информатика и ИКТ (информационно-коммуникационные технологии)", при составлении учебных планов и заполнении аттестационных документов не допускается деление на два предмета.

При проведении учебных занятий по предмету «Информатика и ИКТ» осуществляется деление классов на две группы: в городских образовательных учреждениях при наполняемости 25 и более человек, в сельских – 20 и более человек.

При изучении предмета «Информатика и информационные технологии» предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, а также практикума – интегрированных практических работ (проектов), ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.

При организации изучения «Информатики и ИКТ», выборе учебников и УМК, а также составлении поурочного планирования рекомендуется руководствоваться следующими документами:

стандарт общего образования по «Информатики и ИКТ»;

стандарт среднего (полного) общего образования по «Информатики и ИКТ» на базовом уровне;

стандарт среднего (полного) общего образования по «Информатики и ИКТ» на профильном уровне;

примерные программы по «Информатике и ИКТ»;

требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением стандартов по «Информатике и ИКТ».

При определении учебного пособия используемого в обучении можно руководствоваться документом «Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год».

Для освоения пропедевтического курса «Информатика и ИКТ» в начальной школе можно использовать любой из представленных в таблице учебно-методических комплектов и в соответствии с УМК в начальной школе.

Понятие «завершенная предметная линия учебников» определяется как «совокупность учебников, обеспечивающих преемственность изучение учебного предмета в полном объеме на соответствующей ступени обучения» и закреплено «Положением о порядке проведения экспертизы учебников», утвержденным приказом Минобрнауки России № 107 от 8 апреля 2005 года.

Обучение информатике и ИКТ в основной школе и старшей школе может быть организовано только по завершенным учебно-методическим комплектам представленным в Федеральном перечне учебников на 2011-2012 учебный год.

Следует обратить внимание, что выбор УМК в пропедевтическом курсе, основной и старшей школе может быть различным, но не в коем случае не разрозненным на каждом этапе обучения. Учитель, выбирая УМК, обязан выполнять учебный план выбранной программы и концептуальные основы авторского видения для полноценного освоения образовательного стандарта.

При выборе УМК для каждой группы классов рекомендуется завершать выбранный курс перед переходом на следующую ступень.

Обучение информатике по всем уровням проводится с компьютерной поддержкой. Практические занятия проводятся в компьютерном классе с возможностью индивидуальной работы учащихся за компьютером с соблюдением санитарно-гигиенических норм.


2. Содержание с указанием страниц


п/п

Программа (наименование, издание) Краткая аннотация Учебно-методический комплекс № издания в ФП 2011/2012 учебный год

Рекомендованные

(приложение №1)

Допущенные

(приложение №2)

Раздел I. Начальное общее образование
1 2 3 4 5 6

Информатика и ИКТ
1. Завершенные предметные линии


Начальная школа ХХI века












Перспектива




1.1 Рудченко Т.А., Семенов А.Л., Информатика.1, 2, 3, 4 кл., Просвещение

Комплект учебников «Школа России». Курс интегри­рует теоретическую информатику, социальную ин­форматику и информационные технологии. В ходе освоения курса важные фрагменты матема­тических основ информатики, относящиеся к базо­вому человеческому знанию, осваиваются учащи­мися в наглядной графической и телесной формах.

Математические основы информатики во многих отношениях являются естественным полем форми­рования общеучебных навыков и развития общих мыслительно-коммуникативных способностей ре­бенка. Учащиеся осваивают ряд фундаментальных понятий, лежащих в основе информационной куль­туры, необязательно связанных с компьютером. Вклю­чение в курс информационных технологий дает учащимся навыки использования компьютера и дру­гие информационно-технологические навыки и ин­формационно-социальные знания, применяемые учащимися при изучении других школьных предме­тов. Разделы теоретической информатики предпоч­тительно интегрировать с изучением математики. Одной из важных составляющих программы являют­ся проекты, в ходе которых происходит изучение и активное усвоение материалов курса. Учебник включает в себя систему упражнений, снабженных листами определений. На каждом лис­те определений вводится новый объект, свойство, дается определение нового понятия. В тетрадях проектов приведены задания, направ­ленные на интегрированную исследовательскую ра­боту. Книга для учителя содержит сведения о пост­роении всего курса информатики для начальной школы, тематическое планирование, а также реше­ния задач, комментарии важных понятий и др.

В материалы курса каждого года обучения входит учебник-тетрадь (в двух частях), тетрадь проектов и методическое пособие для учителя. 64, 65, 66, 67


Школа России




1.2 Рудченко Т.А., Семенов А.Л., Информатика. 3, 3-4, 4 кл., Просвещение

Курс "Информатика" рассчитан на Обучение в течение двух лет в объеме 34-68 ч в год. Программа курса предусматривает несколько различных вариантов работы с ним, в том числе как с использованием средств ИКТ, так и бескомпьютерный вариант.

Курс издаётся в трёх частях: часть 1 (3 класс), часть 2 (3-4 классы), часть 3 (4 класс). В материалы каждой части курса входит учебник, рабочая Тетрадь, тетрадь проектов, компьютерная составляющая и методическое Пособие для учителя. Компьютерная составляющая выложена на сайте Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu) в рамках УМК "Информатика 1-4". Электронная версия книги для учителя размещена на сайтах: www.int-edu; www.prosv. Курс интегри­рует теоретическую информатику, социальную ин­форматику и информационные технологии. В ходе освоения курса важные фрагменты матема­тических основ информатики, относящиеся к базо­вому человеческому знанию, осваиваются учащи­мися в наглядной графической и телесной формах.

Учащиеся осваивают ряд фундаментальных понятий, лежащих в основе информационной куль­туры, необязательно связанных с компьютером. Вклю­чение в курс информационных технологий дает учащимся навыки использования компьютера и дру­гие информационно-технологические навыки и ин­формационно-социальные знания, применяемые учащимися при изучении других школьных предме­тов. Разделы теоретической информатики предпоч­тительно интегрировать с изучением математики. Одной из важных составляющих программы являют­ся проекты, в ходе которых происходит изучение и активное усвоение материалов курса. Учебник включает в себя систему упражнений, снабженных листами определений. На каждом лис­те определений вводится новый объект, свойство, дается определение нового понятия. В тетрадях проектов приведены задания, направ­ленные на интегрированную исследовательскую ра­боту. Книга для учителя содержит сведения о пост­роении всего курса информатики для начальной школы, тематическое планирование, а также реше­ния задач, комментарии важных понятий и др.

В материалы курса каждого года обучения входит учебник-тетрадь (в двух частях), тетрадь проектов и методическое пособие для учителя. 115, 116, 117


Школа 2100




1.3 Горячев АВ., Горина к.и., Волкова Т.О., Информатика. 1, 2 кл. Баласс

Данный учебник - составная часть комплекта учебников Образовательной системы "Школа 2100", представляющих собой систему непрерывных курсов с 1-го по 11-й класс и созданных в рамках единой концепции обновленной общеобразовательной школы. Комплект "Информатика в играх и задачах", состоящий из учебников-тетрадей, контрольного материала и подробных поурочных разработок, предназначен для проведения уроков по информатике в классах начальной школы. Учебная нагрузка - один урок в неделю. Одна из основных целей курса - развитие логического мышления. Для проведения занятий компьютеры не требуются.. Учебник имеет модульную структуру и предполагает выбор школой набора изучаемых модулей в зависимости от числа часов, выделяемых на изучение информационных технологий. Компьютерную поддержку рекомендуется осуществлять электронными средствами учебного назначения сообразно планированию курса, например:

- «Информатика в играх и задачах» (компьютерная поддержка к курсу А.В. Горячева «Информатика в играх и задачах»);

- пакет «Роботландия» (авторы Ю.А. Первин, А.А. Дуванов и др.);

- компьютерные азбуки и буквари для ознакомления работы с текстом;

- клавиатурные тренажеры с ненавязчивой скоростью работы;

- компьютерные мозаики;

- логические игры на компьютере;

- компьютерные энциклопедии и др.

В материалы курса каждого года обучения входит учебник, авторская программа, методические пособия для учителя 143, 144
1.4 Горячев А.В., Горина к.и.,Суворова Н.И. Информатика. 3, 4 кл. Баласс

Учебник предназначен для изучения бескомпьютерного компонента курса информатики в 3-м 4-м классе, соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования, направлен на формирование общеучебных умений и навыков. При наличии материально-технических средств бескомпьютерный компонент может быть дополнен компьютерным компонентом, представленным учебником "Информатика и ИКТ" ("Мой инструмент компьютер") и серией справочников-практикумов, которые помогают школьникам осваивать отдельные компьютерные программы.

Порядок и содержание тем в учебнике совпадает с порядком и содержанием тем в учебнике "Информатика в играх и задачах", 3-й класс. "Информатика в играх и задачах" может использоваться в качестве самостоятельного учебника и в качестве обязательных рабочих тетрадей к учебнику "Информатика" ("Логика [учебное пособие]Информатика" ("Логика и алгоритмы"), "Информатика в играх и задачах", "Информатика и ИКТ" ("Мой инструмент компьютер") - составная часть комплекта учебников Образовательной системы "Школы 2100".

В материалы курса каждого года обучения входит учебник-тетрадь, авторская программа, методические пособия для учителя 145, 147
1.5 Горячев А.В. Информатика и ИКТ. 3, 4 кл. Баллас

Учебник предназначен для учащихся 3-4-го класса общеобразовательной школы. Соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по информатике и информационным технологиям, является составной частью комплекта учебников Образовательной системы "Школа 2100".

Учебник предназначен для школ, имеющих компьютерные классы, в качестве средства обучения на уроках по предмету "Информатика", а также для изучения на уроках по предмету "Технология" раздела, именуемого в стандарте начального общего образования "Практика работы на компьютере (применение информационных технологий)". Учебник имеет модульную структуру и предполагает выбор школой набора изучаемых модулей, помимо обязательных, в зависимости от числа часов, выделяемых на изучение информационных технологий. Занятия по данному учебнику рекомендуется сочетать с обучением по курсу "Информатика в играх и задачах"


146







Учебники, принадлежащие к завершенной предметной линии учебников

1.6 Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ. 3,4 кл., Академкнига/Учебник Входит в УМК "Перспективная начальная школа"; содержание соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г., связано с другими учебниками УМК, дополнено комплектом компьютерных программ на CD-ROM. Курс рассчитан на обучение с применением компьютера, так и при их отсутствии. В материалы курса каждого года обучения входит учебник, авторская программа,CD-ROM 340, 341
2.

Незавершенные предметные линии


2.1 Плаксин М.А., Иванова Н.Г., Русакова О.Л. Информатика и ИКТ. 3 кл., БИНОМ

Предлагаемый учебник «Информатика и ИКТ» для 3 класса является частью учебно-методического комплекта (УМК) для 3–4 классов.

Предусмотрена возможность подготовки учащихся 2 класса к изучению предмета. Для этого в учебно-методический комплект дополнительно включено методическое пособие для учителя и комплект раздаточных материалов для 2 класса. Программа 2 класса построена таким образом, что ее реализация не требует учебника и рабочей тетради. Подготовка к изучению предмета может осуществляться во 2 классе на кружковых занятиях или может быть включена в расписание в рамках школьного компонента.

Курс информатики и ИКТ, реализуемый данным УМК, нацелен на решение следующих задач:

1) научить школьника осваивать больший объем знаний;

2) мотивировать детей к самостоятельному решению задач, в том числе в жизни, т.е. научить ребенка при столкновении с проблемной ситуацией вычленять из нее задачу и находить пути ее решения;

3) научить детей систематизировать информацию как в рамках отдельной дисциплины, так и между отдельными дисциплинами.

Учебник создан на основе федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования, который направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы.

Предполагается, что данный курс будет вести учитель начальной школы, поэтому приемы и методы работы с информацией, изученные на уроках информатики, можно и нужно активно использовать в других школьных предметах.

В построении курса авторы используют концентрический подход, согласно которому каждый из модулей изучается в несколько приемов. В каждом классе идет углубление и расширение изучаемого материала.


Учебник для 3 кл., рабочая тетрадь, методическое пособие для учителя, дидактические материалы, электронные материалы для учащихся
38
Раздел II. Основное общее образование
Информатика и ИКТ
1. Завершенные предметные линии
1.1 Быкадоров Ю.А. Информатика и ИКТ. 8, 9 кл., Дрофа

Содержание учебников «Информатика и ИКТ» для 8 и 9 классов полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта обще го среднего образования по информатике и ИКТ.

Чтобы поддержать, углубить и расширить естественный интерес учащихся к информатике, авторы учебника построили изложение материала на основе разработанной ими системы упражнений и заданий практической направленности, которые естественно возникают в процессе использования компьютера в задачах обработки информации. Материал учебника строится по принципу «от задачи», который реализует постановку практической задачи в качестве приема создания проблемной ситуации.

Упражнения в учебнике снабжены подробным описанием хода их выполнения, включая описания порядка действий пользователя.

Кроме того, учебник снабжен широким набором разно образных заданий, которые могут выполнять наиболее «продвинутые» учащиеся. Для таких учеников учебник станет задачником и справочником по типовым операциям обработки информации.

Многочисленные задания в учебнике могут быть также предметом изучения на уроках, добавленных для изучения информатики за счет школьного компонента.

В прилагаемом CD-диске размещены материалы отдельных тем курса, рабочие материалы для выполнения упражнений и заданий, презентации тем.

УМК: учебники 8, 9; авторская программа; CD-ROM 676, 677
1.2 Гейн А.Г., Сенокосов А.И., Юнерман Н.А. Информатика и информационные технологии. 8, 9 кл., Просвещение

В учебнике для 8 класса две главы, в которых раскрываются две фундаментальные линии курса — освоение базо­вых информационных технологий и изучение основ алгоритмизации. В учебнике для 9 класса четыре главы: «Приложения Windows», «Переменные в ал­горитмах и структуры данных», «Хранение и поиск информации», «Искусство построения моделей». В них на основе понятия информационного процесса развиваются обе образовательные линии, начатые в учебнике для 8 класса, и в то же время учащиеся знакомятся с примерами работы в сети Интернет, с понятиями формализации и моделирования, типами данных и языком программирования (Бейсиком или Паскалем — по выбору учителя). Основное внимание в предлагаемом курсе уделе­но решению жизненных задач с помощью совре­менных информационных технологий, что позволя­ет сделать этот курс привлекательным для всех школьников. Учебники содержат развернутую сис­тему вопросов и заданий, среди которых немало задач, имеющих проблемный характер. Описания лабора­торных работ даны в обобщенном виде и легко адаптируются к тому программному обеспечению, которое имеется в распоряжении учителя. Отдельной заботой авторов стала подготовка уча­щихся к тестовой форме проверки знаний. С этой целью в конце каждой главы приведен комплект те­матических заданий, по форме и содержанию близкой к заданиям ЕГЭ.

Каждый из учебников сопровождает соответствую­щая книга для учителя. В них содержатся краткое изложение авторской концепции курса информати­ки, программа курса (включающая почасовое тема­тическое планирование), изложение общих методи­ческих установок авторов учебника, дополнитель­ные дидактические материалы (для устного опроса учащихся, самостоятельных и контрольных работ), методические рекомендации по изучению теоретического материала учебника и решению задач, сценарии проведения лабораторных работ, советы по организации дополнительной работы с учащимися.

УМК: учебники 8, 9; книга для учителя; задачник-практикум; авторская программа. 678, 679
1.3 Макарова Н.В., Волкова И.В., Николайчук Г.С. и др. под ред. Макаровой Н.В. Информатика. 8-9 кл., Питер Пресс

В учебнике представлена теоретическая часть дисциплины «Информатика и ИКТ» для основной школы. Изучение этой дисциплины проводится на базе учебного комплекта из трех книг: настоящего учебника, «Информатика и ИКТ. Практикум. 8—9 класс» и «Информатика и ИКТ. Задачник по моделированию. 9-11 класс». Материал учебного комплекта полностью соответствует требованиям Государственного стандарта Министерства образования и науки РФ.
Учебник состоит из трех разделов. В разделе «Информационная картина мира» формируется представление об информации и информационных процессах, об объекте, системе и их моделях, даются основы классификации и приводится классификация моделей, рассматриваются основные этапы моделирования. В разделе «Программное обеспечение информационных технологий» изучаются основы алгоритмизации, формируется представление о программах, системном и прикладном программном обеспечении. В разделе «Техническое обеспечение информационных технологий» учащиеся знакомятся с аппаратной частью компьютеров и сетей, с классификацией, историей и перспективами компьютерной индустрии. Здесь же изучаются логические основы построения компьютера.
Учебник может быть использован как для работы в классе, так и для самостоятельной работы.

УМК: учебник 8-9 кл.; практикум; задачник по моделированию; авторская программа; методическое пособие для учителей. 680
1.4 Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В. и др. Информатика и ИКТ. 8, 9 кл., БИНОМ

Учебник предназначен для изучения курса информатики и ИКТ в 8 классе общеобразовательной школы. Содержание учебника соответствует стандарту по информатике и ИКТ.

Учебник разделен на две части. Первая часть обеспечивает обязательный минимальный уровень изучения предмета. Материал второй части ориентирован на углубленный курс информатики.

УМК ориентируется на Базисный учебный план (федеральный компонент) для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, образовательные стандарты по информатике и информационным технологиям для основного и среднего (полного) образования (от 2004 г.) и примерные программы изучения дисциплины, рекомендуемые Министерством образования и науки РФ.

Основная цель авторов – решение задачи формирования школьного курса информатики как полноценного общеобразовательного предмета. В содержании этого предмета должны быть достаточно сбалансированно отражены три составляющие предметной (и образовательной) области информатики: теоретическая информатика, прикладная информатика (средства информатизации и информационные технологии) и социальная информатика. Фундаментальный характер курсу придает опора на базовые научные представления предметной области: информацию, информационные процессы, информационные модели.

Вместе с тем, усилена технологическая составляющая курса. В содержании учебников выдержан принцип инвариантности к конкретным моделям компьютеров и версиям программного обеспечения.

Учебники содержат теоретический материал курса. Материал для организации практических занятий (в том числе, в компьютерном классе) сосредоточен в задачнике-практикуме.

УМК: учебник 8, 9 кл.; задачник; методическое пособие; ЦОР из единой коллекции ЦОР; плакаты 681, 682
1.5 Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. 8, 9 кл., БИНОМ

Содержание учебников «Информатика и ИКТ» для 8 и 9 классов соответствует утвержденным Министерством образования и науки РФ Государственному стандарту основного общего образования по информатике и информационным технологиям (федеральный компонент) и Примерной программе основного общего образования по информатике и информационным технологиям.

Учебники предназначены для изучения курса «Информатика и ИКТ» в 8, 9 классе общеобразовательной школы. Учебник полностью соответствует Образовательному стандарту по информатике и ИКТ.

В учебнике «Информатика и ИКТ» для 8 класса большое место и внимание уделяется теме «Коммуникационные технологии», в которой рассматриваются вопросы различных способов подключения к Интернету, его сервисы и т. д.

В соответствии с Федеральным проектом в области образования по оснащению всех школ РФ легальным программным обеспечением, компьютерный практикум в учебниках «Информатика и ИКТ» для 8 и 9 классов строится на использовании свободно распространяемых программ или программ, тиражируемых по лицензиям компаний – разработчиков программного обеспечения.

Учебники «Информатика и ИКТ» для 8 и 9 классов являются мультисистемными, так как практические работы компьютерного практикума могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux. В случае выделения на предмет «Информатика и ИКТ» количества часов, не большего, чем в Федеральном базисном учебном плане, рекомендуется выполнять практические задания компьютерного практикума в одной операционной системе (Windows или Linux).

Практические работы компьютерного практикума методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических заданий во внеурочное время в школе или дома.

Особое место в учебнике «Информатика и ИКТ» для 9 класса занимает тема «Алгоритмизация и основы объектно-ориентированного программирования». В этой теме рассматриваются все основные алгоритмические структуры и их кодирование на трех языках программирования: алгоритмическом языке OpenOffice Basic, который входит в свободно распространяемое интегрированное офисное приложение OpenOffice Basic в операционных системах Windows и Linux;

объектно-ориентированном языке Visual Basic 2005, который распространяется по лицензии корпорации Microsoft;

объектно-ориентированном языке Gambas (аналог – Visual Basic в операционной системе Linux), который распространяется по лицензии компании AltLinux.

Важнейшее место в курсе занимает тема «Моделирование и формализация», в которой исследуются модели из различных предметных областей: математики, физики, химии и собственно информатики. Эта тема способствует информатизации учебного процесса в целом, придает курсу «Информатика и ИКТ» межпредметный характер.

Учебник «Информатика и ИКТ» для 8 класса содержит 3 главы, а также: 15 практических вариативных работ компьютерного практикума; ответы и решения к теоретическим заданиям;

словарь компьютерных терминов.

Учебник «Информатика и ИКТ– 9» содержит 6 глав, а также:

31 практическую вариативную работу компьютерного практикума; ответы и решения к теоретическим заданиям.

Учебники ориентированы на закрепление теоретических знаний с использованием практических работ. Важно, что дистрибутивы, необходимые для выполнения практических работ, а также готовые проекты и решения (ЦОР) содержатся на Windows-CD и Visual Studio-CD, и учитель или учащиеся могут воспользоваться ими.

Практикум по информатике и информационным технологиям содержит 450 задач и заданий по всем разделам курса с решениями. Практикум может быть использован при изучении базового курса в 8–9 классах.

УМК: Учебники 8, 9 кл.; методическое пособие для учителей «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе», включающее CD- и DVD-диски, на которых размещены цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), необходимые для преподавания курса, программное и методическое обеспечение: Windows-CD, содержащий свободно распространяемую программную поддержку курса, готовые компьютерные проекты, рассмотренные в учебниках, тесты и методические материалы для учителей:

Linux-DVD (выпускается по лицензии компании AltLinux), содержащий операционную систему Linux и программную поддержку курса;

Visual Studio-CD (выпускается по лицензии корпорации Microsoft), содержащий системы объектно-ориентированного программирования Visual Basic 2005, Visual C# и Visual J#;

Turbo Delphi-CD (выпускается по лицензии компании Borland), содержащий систему объектно-ориентированного программирования Turbo Delphi.

683, 684
2.

Незавершенные предметные линии



Босова ЛЛ., Босова А.Ю. Информатика 8 «БИНОМ. Лаборатория знаний»

иИКТ

Учебник предназначен для изучения курса «Информатика и ИКТ» в 8 классе общеобразовательной школы. Содержание учебника соответствует Государственному образовательному стандарту основного общего образования по информатике и ИКТ. Выдержан принцип инвариантности к конкретным моделям компьютеров и версиям программного обеспечения. Основной акцент сделан на реализации общеобразовательного потенциала курса, на формировании фундаментальных представлений за счёт систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющегося у школьников опыта. Учебник является основой учебно-методического комплекта (УМК), в состав которого кроме учебника включены авторская программа по курсу информатики и ИКТ в основной школе, методическое пособие для учителя, набор цифровых образовательных ресурсов на CD, в том числе Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu/). УМК: учебник 8 кл., авторская программа, методическое пособие для учителя,CD.
323
2.1 Кузнецов А.А., Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Информатика. 8 кл., Просвещение Ос­новным объектом изучения курса являются инфор­мационные процессы. Авторы считают, что изучение информационных процессов, как и вооб­ще любого феномена внешнего мира, основано на методологии моделирования, поэтому именно по­нятие информационной модели придает курсу ин­форматики и информационных технологий тот ши­рокий спектр межпредметных связей, формирова­ние которых и является одной из основных задач этого курса в основной школе. Приоритетными за­дачами курса являются: формирование у школьни­ков научной картины мира, изучение информаци­онных процессов в системах различной природы, изучение способов представления информации, освоение навыков формализации, знакомство с ос­новами информационного моделирования. УМК: учебник 8 кл.; сборник типовых задач; книга для учителя.
324
2.2 Кузнецов А.А., Григорьев С.Г., Гриншкун В.В., и др. Информатика и ИКТ. 8 кл., Дрофа Учебник входит в комплект по курсу "Информатика и ИКТ" для 8-9 классов. Изложение курса проводится в соответствии с государственным образовательным стандартом. В содержании курса присутствует значительная научная составляющая. Практический материал - задания и задачи, в т.ч. в формате ЕГЭ, контрольные вопросы - способствуют освоению знаний и умений по предмету. Дополнительный материал включает интересные факты, вопросы для обсуждения и биографический словарь. Учебник 8 кл.
325
2.3 Мачульский В.В., Гейн А.Г., Кадочникова В.И. Информатика и ИКТ. 8 кл., Ассоциация XXI век Учебное пособие входит в состав программно-методического комплекса "Информационная культура". Пособие направлено на получение учащимися знаний в области информационной деятельности. Значительное место отводится информационному моделированию средствами базовых компьютерных технологий: текстовым, и графическим редакторам, электронным таблицам, базам данных и основам программирования. Особое внимание в пособии уделено личностно-социальным аспектам информатизации общества. УМК: учебник 8 кл., авторская программа.
326
Раздел III. Среднее (полное) общее образование
Информатика и ИКТ
1. Завершенные предметные линии
1.1 Гейн А.Г., Ливчак А.Б., Сенокосов А.И. и др. Информатика и информационные технологии (базовый и профильный уровни). 10, 11 кл., Просвещение

Новый учебник «Информатика, 10, 11. Базовый и профильный курс» созданный авторским коллек­тивом под руководством А. Г. Гейна, призваны обеспечить преподавание информатики в условиях внедрения профильного обучения в заключитель­ном звене школьного образования. В соответствии с требованиями федерального компонента Госуда­рственного стандарта общего образования по информатике данный курс состоит из базовой и профильной частей. В учебнике для 10 класса ос­новное внимание на базовом уровне преподавания информатики уделяется расширенному освоению информационных технологий для применения их к решению разнообразных жизненных задач.

Материал, предназначенный для изучения на профильном уровне, содержит более глубокое изложение основ теоретической инфор­матики, в том числе ее различных математических аспектов, таких, как конечные автоматы, машина Тьюринга, элементы математической логики, вычис­лительные методы и т. д. Значительное место в учебнике уделено информационному моделирова­нию различных процессов и явлений.

Работа с учебником 11 класса позволяет продолжить знакомство с тем, как кодируется информация, более глубоко, чем в основной школе, освоить создание информационных объектов разных видов - текстовых, графических, звуковых, видео и т. д. Значительное место в учебнике уделено миру Интернета.

УМК: учебник 10, 11 кл.; книга для учителя. 1140, 1141
1.2 Макарова Н.В., Николайчук Г.С., Титова Ю.Ф. под ред. Макаровой Н.В. Информатика и ИКТ (базовый уровень). 10, 11 кл., Питер Пресс Учебник ориентирован на обучение старшеклассников информатике и информационным технологиям на базовом уровне в соответствии со стандартом. Рассматриваются базовые понятия информатики. Предлагается теоретический материал по изучению информационно-коммуникационных технологий работы в компьютерной сети, информационной технологии представления и обработки данных, информационной технологии разработки проекта. Этот материал дополняется практикумами для углубленного изучения информационной технологии: поиск в Интернете, создание презентаций в среде Microsoft PowerPoint, автоматизированная обработка данных в среде Microsoft Excel. Приведен практический материал по технологии разработки учебного проекта. Учебник предназначен для школьников и учителей информатики в общеобразовательных и специализированных школах. Может использоваться как на уроках, так и для самостоятельной работы. УМК: учебник 10, 11; практикум по программированию; задачник по моделированию; программа по информатике 1142, 1143
1.3 Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ (базовый уровень). 10-11 кл., БИНОМ

Содержание учебников опирается на изученный в 8–9 классах базовый курс информатики. Основные понятия: информационные процессы, информационные системы, информационные модели, информационные технологии. Рассматриваются компьютерные технологии реализации информационных процессов, работы с информационными системами и моделями. Уделяется внимание актуальным проблемам социальной информатики.

Практикум входит в УМК по информатике и ИКТ для старших классов наряду с учебником для базового уровня. Практикум состоит из трех разделов. Первый раздел предназначен для закрепления и повторения навыков работы с программными средствами ИКТ, изученными в основной школе. Второй и третий разделы содержат практические работы для обязательного выполнения соответственно в 10 и 11 классах. Помимо практических заданий ряд работ содержит необходимый справочный материал. Предлагаемые задания имеют разные уровни сложности. Темы практических работ соответствуют содержанию Примерной программы среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям, рекомендованной министерством образования и науки РФ в 2004 г.

УМК: учебник 10-11 кл.; практикум.


1144
1.4 Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ (базовый уровень). 10, 11 кл., БИНОМ

Учебники по курсу «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» ориентированы на преподавание в общеобразовательных учреждениях профильного курса на базовом уровне в 10, 11 классе. Учебники полностью соответствует образовательному стандарту и примерной программе профильного обучения на базовом уровне, утвержденным Министерством образования и науки РФ. В учебнике 10 класса рассматриваются информационные и коммуникационные технологии, причем большое внимание уделяется формированию практических умений и навыков в процессе выполнения практических компьютерных работ. Изучение коммуникационных технологий особенно важно ввиду подключения всех школ РФ к Интернету в рамках национального проекта в области образования.

В учебнике 11 класса рассматриваются архитектура компьютера и методы защиты информации, системный подход к моделированию, формализация и ее визуализация с использованием интерактивных компьютерных моделей, базы данных и СУБД. Большое внимание уделяется формированию практических умений и навыков в процессе выполнения практических компьютерных работ. Учебник мультисистемный, так как практические работы могут выполняться в операционных системах Windows и Linux. В учебник помещены тесты для подготовки к ЕГЭ по курсу «Информатика и ИКТ». Все необходимое для преподавания курса программное обеспечение содержится на дисках, которые входят в состав методического пособия для учителей.

УМК: учебник 10, 11 кл.; методическое пособие для учителя; CD-диск, ЦОР из единой коллекции ЦОР; плакаты


1145, 1146
1.5 Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ (профильный уровень). 10, 11 кл., БИНОМ

Учебник по курсу «Информатика и ИКТ» ориентирован на информационно-технологический и физико-математический профили обучения в общеобразовательных учреждениях. Учебник полностью соответствует новому образовательному стандарту и примерной программе профильного обучения, утвержденным Министерством образования и науки РФ. Содержание учебника соответствует программе вступительных экзаменов по информатике в ВУЗы, и он может быть использован для подготовки к экзаменам.
Рассматриваются архитектура компьютера и методы защиты информации, понятие «информация» и системы счисления, основы логики и логические основы компьютера, а также объектно-ориентированное программирование на четырех языках: Visual Basic, Delphi, Visual C# и Visual J#. Все необходимое для преподавания курса программное обеспечение содержится на CD-дисках, которые входят в состав методического пособия для учителя. В учебнике для 11 класса рассматриваются технологии создания и обработки информации, системный подход к моделированию, формализация и ее визуализация с использованием интерактивных компьютерных моделей, базы данных и СУБД, коммуникационные технологии, проблемы информационного общества. Учебники мультисиcтемные, так как практические работы могут выполняться в операционных системах Windows и Linux. В учебник помещены тесты для подготовки к ЕГЭ по курсу «Информатика и ИКТ».

Практикум по информатике и информационным технологиям содержит 450 задач и заданий по всем разделам курса с решениями. Практикум может быть использован при изучении как базового курса в 8–9 классах, так и углубленного курса в 10–11 классах, а также при подготовке к экзаменам по информатике в вузы, так как содержит большое количество разобранных задач по системам счисления, основам логики и программированию.

УМК: учебник 10, 11 кл.; методическое пособие для учителя; CD-диск, практикум 1147, 1148






1.6 Фиошин М.Е., Рессин А.А., Юнусов С.М. под ред. Кузнецова А.А. Информатика и ИКТ (профильный уровень). 10-11 кл., Дрофа

Содержание учебника рассчитано на изучение предмета на профильном уровне в соответствии с Федеральным базисным учебным планом. В учебнике в достаточной степени нашли отражение как теоретические положения, связанные с теорией информации, принципами построения компьютеров, программированием, компьютерными сетями, моделированием, базами данных и др., так и вопросы, связанные с применением современных компьютерных технологий в практической деятельности. Основными содержательными линиями учебника в соответствии с требованиями общеобразовательного стандарта являются: информация и информационные процессы, информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) как средства их автоматизации; математическое и компьютерное моделирование; основы информационного управления.

Последовательность глав и параграфов в учебнике соответствует примерной последовательности изучения предмета в школе. В конце каждого параграфа имеются вопросы и задания для закрепления изученного материала.

В учебнике в познавательных и воспитательных целях выделена рубрика «Информатика в лицах». Каждая часть учебника имеет мультимедийную поддержку в виде компакт-диска, на которые в учебнике имеются ссылки в рубрике «КОМПЬЮТЕРНЫЙ ПРАКТИКУМ». Содержание диска тесно связано с излагаемым в учебнике материалом и образуют единую обучающую систему. Основная цель этих дисков — помочь школьникам лучше усвоить учебный материал. Структурно диск содержит четыре раздела с тестами, упражнениями, видеоуроками и дополнительной справочной информацией. Практические навыки закрепляются с помощью упражнений. Упражнения построены по интерактивному принципу, когда правильность выполнения упражнений контролируется программой. Это своего рода минитренажеры для отработки практических навыков. Учебный материал, который должен быть визуально выразителен, представлен в форме видеоуроков. По каждому разделу учебника составлены тесты, которые используется не только для проверки знаний, но и для анализа ответов, так как после выполнения теста можно в режиме «Показать ошибки» посмотреть свои ответы и сопоставить их с правильными.

УМК: учебник 10-11 кл., авторская программа. 1149
Незавершенные предметные линии
2.




2.1

Семакин И.Г., Шеина Т.Ю., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ

(профильный уровень) 10 «БИНОМ. Лаборатория знаний»

Учебник предназначается для изучения курса информатики и ИКТ на профильном уровне в 10 классах общеобразовательных заведений. Содержание учебника опирается на постигнутый в 8-9 классах курс информатики и ИКТ для основной школы. Материал отвечает Государственному образовательному стандарту для среднего (полного) общего образования на профильном уровне. Рассмотрены теоретические основы информатики, аппаратное и программное предоставление компьютера, сегодняшние информационные и коммуникационные технологии. Учебник входит в учебно-методический комплект, который включает также учебник для 11 класса, компьютерный практикум и методическое пособие для учителя. УМК: учебник 10, 11 кл.; методическое пособие для учителя; компьютерный практикум
398