Реферат: Методические рекомендации Составитель: Мельникова Е. А., методист Орского филиала ооипкро - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Методические рекомендации Составитель: Мельникова Е. А., методист Орского филиала ооипкро

Остальные рефераты » Методические рекомендации Составитель: Мельникова Е. А., методист Орского филиала ооипкро

Решение познавательных задач на уроках истории и обществознания

Методические рекомендации

Составитель: Мельникова Е.А., методист Орского филиала ООИПКРО


В процессе обучения учащихся истории и обществознания учитель не только передает информацию о прошлом и настоящем человеческого общества, но и много работает над тем, чтобы выработать умения учащихся осмысливать и применять исторические знания, аналитически и критически оценивать исторические события, анализировать новые источники, аргументировать свою позицию.

Модель формирования исторических знаний основана на принципах развивающего обучения. Ведущий прием – познавательные задачи, открывающие учащимся дополнительный учебный материал и способствующие его интеллектуально – познавательному, творческому усвоению.

Познавательные задачи, применяемые в обучении истории и обществознания, выполняют несколько целей:

выявление знаний и умений;

проведение тренировочных упражнений для усвоения знаний;

организация поисковой деятельности для приобретения новых знаний и умений;

самостоятельная работа учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.

Познавательные задачи можно разделить на две группы:

1. проверочно–тренировочные (сначала решаемые с помощью учителя, а потом видоизмененные для самостоятельной работы учащихся);

2. поисковые (самостоятельно решаемые учениками и предусматривающие приобретение новых знаний).

Особые подходы к конструированию поисковых задач выражаются в моделировании комплекса задач следующих видов:

на определение содержания этого понятия в условии задачи «(Какие формы управления государством вы знаете?»);

на выявление или объяснение причин, вызвавших изменение содержания этого события, понятия («Почему в Новгороде сложилась особая система управления?»);

на раскрытие особенностей влияния каких – либо обстоятельств на это событие («Какую роль в становлении республики в Новгороде имели особенности развития экономики?»);

на раскрытие особенностей влияния этого события на различные стороны общественной практики («Чем отличается Новгородская республика от Владимиро– Суздальского княжества в области системы управления?»);

на вынесение оценки изучаемого события на основе критерия нравственности («За какие качества людей в Новгороде делили на «лучших» и «меньших»?);

на конкретизацию понятия фактами, примерами из различных источников исторических знаний («Республика в Новгороде, Пскове на территории Древней Руси, Республика в Древнем Риме, Древней Греции»);

на самостоятельное применение знаний («При демократической форме правления в Новгороде кто был подлинными хозяевами в Новгороде?»).

В системе средств обучения в качестве отдельного вида выделяются проблемные вопросы, для которых характерна ориентация на противоречивую ситуацию, побуждение к поиску неизвестного, нового знания. Проблемные вопросы могут быть и провокационными для вовлечения учащихся в эту противоречивую ситуацию. Проблемные задания на практических занятиях способствуют самостоятельной познавательной деятельности учащихся, развитию умения практического использования полученных знаний, оценочных суждений.

На уроке проверки и учета знаний или при проведении контрольных срезов также используются познавательные задачи и проблемные задания.

Оперировать знаниями, применять их для объяснения и истолкования других знаний дают возможность логические задачи. Содержанием всякой задачи является проблема, в основе которой лежит противоречие между искомым и известным, которая решается с помощью умственных суждений и практических операций. В случае, когда способ выполнения задания учащимся не известен и предстоит его искать, речь идет о проблемной задаче («Почему князь Святослав, оставив Киев, хочет жить в Переяславце на Дунае? Чем его не устраивает Киев?»). Для обучения решению проблемных задач учитель дает следующую памятку.


Памятка

для учащихся, решающих познавательные задачи по истории

1. Внимательно прочтите условие задачи и запомните вопросы к ней.

2. Начните обдумывать данные в тексте условия и определите, что они дают для ответа на вопрос.

3. Если в условии текста познавательной задачи не хватает данных для решения, вспомните, что вы знаете по теме задачи, и подумайте, что их этих знаний может помочь решению.

4. Своё решение обязательно докажите. Если из условия задачи следует нескольких выводов, каждый из них надо доказать. Проверьте, готовы ли вы ясно и убедительно изложить доказательство.

5. Проверьте, является ли ваше решение ответом по существу вопроса задачи. Полон ли ваш ответ? Нет ли лишнего, не относящегося к вопросу задачи?

6. Еше раз проверьте, нет ли в условии задачи данных, противоречащих вашему решению. Все ли данные вы учли?

7. Проверьте, все ли возможные выводы по существу вопроса задачи вы сделали и доказали?

8. Подумайте, не противоречат ли друг другу данные в условии задачи, не помогают ли одни данные понять значение других данных того же условия?


В исторических задачах - сущность событий, действия личностей, скрытый смысл лежащего на поверхности материала, обоснование непредсказуемых поступков, невероятных фактов.

В основе событийно–проблемных задач лежит противоречие. Чтобы ответить на вопрос проблемной задачи «почему?», информацию в условии задачи предполагается обогатить новыми историческими данными («Почему богатый Новгород, а об этом хорошо знали завоеватели, монголо–татары, не был подвергнут захвату и разорению?»).

Биографические задачи требуют от ученика выяснения «кто есть кто». («О ком писал философ Н.А.Бердяев: «…был царь-интеллигент, всю жизнь искавший правды, в молодости – враг самодержавия и крепостного права, но человек раздвоенный и не сильный»?»).

Хрестоматийно–литературные задачи предлагают по отрывку из хрестоматии или художественного произведения определить событие, о ком или о чем идет речь, узнать автора и время, когда он жил. («А. Н. Толстой писал, что караульный офицер отказал дьяку во встрече с царём; тогда дьяк сказал: «Слово и дело!» и офицер немедленно провёл его к царю. Почему столь магически действовала фраза «Слово и дело»? В какие годы она входила в юридическую практику россиян?»)


Методические приёмы использования исторических задач.

Событийно - проблемные:

задачи ставятся в ходе лекции и решаются в диалоге с учащимися или переносятся на самостоятельную работу во внеурочное время;

задачи выносятся на семинарское занятие.

Биографические и хрестоматийно – литературные задачи:

предлагаются на самостоятельную подготовку к уроку;

используются на олимпиадах, викторинах, конкурсах;

используются при закреплении изученной темы, раздела или курса.


Проблемные, творческие, познавательные задачи призваны помочь учащимся усвоению знаний, развитию необходимых интеллектуальных структур (переносу знаний, видению проблем, альтернативному мышлению и др.). Также эти задачи призваны содействовать знакомству учащихся с доступными и имеющими общеобразовательное значение методами исторического познания.


Литература

1. Дьяченко В.К. Новая дидактика.— М.: Народное образование, 2001.

2. Искровская Л.В. Познавательные задачи и формирование знаний об особенностях мировосприятия в средние века // Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. № 5.

3. Лернер И.Я. Задачник по истории Отечества. 6–7 класс. К учебнику А.А. Преображенского и Б.А. Рыбакова.— М., 1996.

4. Лернер И.Я. Развитие мышления в процессе обучения истории.— М., 1982 г., гл. 4, 5.

5. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе.— М.: Владос, 2000.

6. Справочник преподавателя общественных дисциплин. Е.Е. Вяземский и Т.И. Тюляева. М.: Изд-во «Центр гуманитарного образования», 1998.

7. Степанищев А.Т. 300 задач по истории России с древнейших времен до наших дней.— М.: «Дрофа», 2001.