Методические рекомендации по изложению темы «графические редакторы»

Остальные рефераты » Методические рекомендации по изложению темы «графические редакторы»

Яна Александровна Реутова

МОУ СОШ №48 г. Белгород

Учитель информатики


ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗЛОЖЕНИЮ ТЕМЫ «ГРАФИЧЕСКИЕ РЕДАКТОРЫ»


Изучение графического редактора (ГР), как и любого другого прикладного средства информационных технологий, следует проводить по традиционной методической схеме, свойственной для изучения всякого исполнителя:

данные: структурные единицы;

среда ГР;

режимы работы ГР;

система команд.

Среда графического редактора. Пользовательский интерфейс большинства ГР организуется единообразно. С левой стороны экрана располагается панель инструментов: набор пиктограмм с изображением инструментов, которыми можно пользоваться в процессе редактирования изображений.

В нижней части экрана размещается панель палитры, из которой пользователь выбирает краски требуемого цвета. Оставшаяся часть экрана представляет собой пустой «холст» (рабочее поле). Над рабочим полем находится меню, позволяющее изменять режиму работы ГР. Слева от палитры располагается квадрат, окрашенный в фоновый цвет. В нем помещаются еще два квадрата, верхний из которых окрашен в первый рабочий цвет, а нижний - во второй рабочий цвет. Ниже панели инструментов располагается калибровочная шкала, которая позволяет устанавливать ширину рабочего инструмента (кисти, резинки и т.д.).

Режимы работы ГР. Режимы ГР определяют возможные действия пользователя, а также команды, которые пользователь может отдавать редактору в данном режиме.

Режим работы с рисунком (рисование). В этом режиме на рабочем поле находится изображение инструмента. Пользователь наносит рисунок, редактирует его, манипулирует его фрагментами.

Режим выбора и настройки инструмента. Курсор-указатель находится в области панели инструментов (меню инструментов). Кроме того, с помощью меню можно настроить инструмент на определенный тип и ширину линии, орнамент закраски.

Режим выбора рабочих цветов. Курсор находится в области панели палитры. Здесь можно установить цвет фона, цвет рисунка. Некоторые ГР дают возможность пользователю изменять палитру.

Режим работы с внешними устройствами. В этом режиме можно выполнять команды записи рисунка на диск, считывания рисунка с диска, вывода рисунка на печать. Графические редакторы на профессиональных ПК могут работать со сканером, используя его для ввода изображения с листа.

Система команд графического редактора. В каждом из перечисленных выше режимов пользователь может работать с определенным набором команд ГР, совокупность которых и составляет систему команд графического редактора. В различных ГР на разных компьютерах системы команд могут существенно различаться. Во всех вариантах характерно использование принципа меню для выбора и инициализации команд.

В систему команд входят:

команды выбора инструмента;

команды настройки инструмента (ширина линий, шрифт букв);

команды выбора цветов;

команды масштабирования рисунка;

команды работы с буфером обмена (вырезать, копировать, вставить);

команды манипулирования с выделенным фрагментом (повернуть, растянуть, отразить);

команды ввода/вывода рисунка на внешние устройства.

Меню команд представляется в форме пиктограмм, а также в текстовой форме.

Из приведенного выше списка следует, что всякое действие пользователя: выбор инструмента, выбор цвета, проведение линии, стирание и прочие можно рассматривать как команду, выполняемую в соответствующем режиме. Из этих команд складывается алгоритмы работы в среде редактора. Правила выполнения определенных действий преподаватель может сообщать учащимся в форме алгоритмов. Преподаватель сам может продолжить описание таких алгоритмов. Эффективным обучающим приемом является задание учащимся самим описать в форме алгоритма выполнение некоторых действий в графическом редакторе.

Данные. Данными называется обрабатываемая компьютером информация. Итоговой информацией является созданный рисунок. Но, с позиции растровой графики, рисунок - это совокупность разноцветных пикселей. Значит данными для ГР являются цвета, которые выбираются из палитры и разносятся по элементам графической сетки с помощью различных инструментов. В памяти ЭВМ они представляются соответствующими.

Методы, приемы и средства обучения компьютерной графике

Одним из самых распространенных приемов обучения компьютерной графике является комбинированное занятие, которое имеет неоднородную структуру и обладает рядом достоинств: обеспечивает многократную смену видов деятельности, обеспечивает обратную связь и управление педагогическим процессом, способствует реализации индивидуального подхода в обучении, создает необходимые условия для быстрого применения новых знаний.

Учебные фрагменты на уроках информатики и ИКТ можно классифицировать по объему и характеру использования компьютера. На уроках компьютерной графики можно выделить три основных вида организационного использования кабинета информатики: демонстрация, фронтальная работа, практикум. Применяются следующие методы обучения: наглядный, словесный, практический.

Во время демонстрации, учитель с помощью локальной сети показывает на мониторах различные учебные элементы содержания курса. Ученики воспроизводят увиденное на экране своих компьютеров. С возрастанием графических способностей современных компьютеров, становится очевидным, что основной дидактической функцией демонстрации является сообщение школьникам новой учебной информации.

Фронтальная работа с учащимися осуществляется в форме лекции-визуализации. Одновременно с объяснением теоретического материала, учащиеся соотносят полученные сведения с практикой: при описании теоретической части программы, преподаватель предлагает ученикам использовать описываемые функции программы. Работа проводится пошагово и одновременно со всей группой. Применяемый метод – фронтальная работа преподавателя с группой. Лекция-визуализация применяется как результат возможности реализации принципа наглядности, которая способствует более успешному восприятию и запоминанию учебного материала, позволяет проникнуть в суть познаваемых явлений.

В отличие от фронтальной работы, когда действия преподавателя и учащихся во время объяснения нового материала должны быть синхронными, в практической деятельности, учащиеся занимаются в различном темпе, а порой даже и с различными программными средствами. Роль учителя во время данной практической работы – наблюдение за работой учащихся, а также, при возникновении необходимости, оказание им помощи.

При длительной работе учащихся за компьютером, преподаватель должен учитывать гигиенические требования к организации работы учащихся за ПК. Необходимо следить, чтобы время непрерывной работы учеников за компьютером не превышало рекомендуемых норм.

В условиях распространения современных технологий компьютерного обучения, которые используют различные интерактивные педагогические средства и берут на себя большое количество педагогических функций, следует отметить, что роль преподавателя сохраняется и ни в коем случае не умаляется. Что же касается самого компьютера, то его роль заключается в содействии и помощи преподавателю и учащимся. Компьютер, вооруженный хорошими педагогическими программными средствами, помогает преподавателю совершенствовать свой стиль работы. Вычислительная машина перенимает на себя многие рутинные функции и оставляет преподавателю широкое поле наиболее творческих, истинно человеческих задач, таких как обучение, воспитание и развитие детей. При всех достижениях технологического прогресса, компьютер не способен вести дискуссии на различные темы, поддерживать дисциплину во время занятий, выбирать необходимый уровень детализации при объяснении нового материала и повторения старого для учащихся с различной степенью успеваемости. Также он не способен заменить личностного общения преподавателя с учениками.

Также нельзя недооценить применение в учебном процессе метода проектов. В этом случае речь пойдет о разработке учебного проекта, понимаемого как организованная целенаправленная деятельность. Проектом может быть компьютерный курс для изучения определенной темы, логическая игра, макет лабораторного оборудования, смоделированный на компьютере. Даже тематическое общение по электронной почте. В простейшем случае решаются задачи проектирования рисунков животных, строений, симметричных узоров и т.п.

Существует ряд необходимых условий, для реализации метода проектов:

1. Учащимся следует предоставить достаточно широкий набор проектов для возможности выбора. Проекты могут быть как индивидуального, так и коллективного характера. Последние способствуют освоению учениками коллективных способов работы.

2. Учащиеся должны обладать достаточной информацией для осуществления проекта. Преподаватель должен уметь предоставить полную, исчерпывающую инструкцию для решения поставленных задач. При этом важно учитывать индивидуальные способности детей.

3. Для школьника также важна практическая значимость полученного им результата и оценка со стороны окружающих, поэтому учебный проект должен предполагать для исполнителя законченность и целостность проделанной им работы. Желательно, чтобы целостность работы была в игровой или имитационной форме.

4. Как показывает практика, необходимо постараться создать благоприятные условия, при которых школьники имеют возможность обсуждать друг с другом свои успехи и неудачи. При этом обсуждении происходит взаимообучение, которое полезно как для обучаемого, так и для самого обучающего.

Среди средств обучения компьютерной графике можно выделить:

1) Технические средства обучения: компьютерный кабинет, оснащенный компьютерами с соответствующими программами – графическими редакторами (Gimp, OpenOffice Draw, TuxPaint, Xara Xtreme и др.).

2) Наглядные пособия – лучшие работы учеников по соответствующим темам, а также произведения плакатного искусства, примеры элементов фирменного стиля известных организаций (логотипы, визитки), образцы новогодних открыток и журналов, примеры орнаментальных композиций из истории искусства.

3) Раздаточный материал – диски с библиотеками изображений.


Библиографический список

.Костромин, В.А. OpenOffice – открытый офис для Linux и Windows. / В.А Костромин.- Спб.:БХВ-Петербург, 2005. -252с

Макарова, Н.В. Программа по информатике и ИКТ (системно-информационная концепция). СПб.: Питер, 2009

Информатика. Базовый курс. 2-е издание / Под ред. С.В. Симоновича. – СПб.: Питер, 2004. С639 – 642.