Реферат: Методические рекомендации по организации элективных курсов по литературе Элективные курсы - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Методические рекомендации по организации элективных курсов по литературе Элективные курсы

Остальные рефераты » Методические рекомендации по организации элективных курсов по литературе Элективные курсы

Приложение 6

Методические рекомендации

по организации элективных курсов по литературе

Элективные курсы– обязательные учебные курсы из компонента образовательного учреждения по выбору обучающихся.

Элективные курсы выполняют разные функции. Одни из них выступают в роли «надстройки», дополнения содержания профильного курса, «поддерживают» и обеспечивают углубление при изучении программы учебной дисциплины. Набор элективных курсов при изучении общеобразовательных предметов на базовом уровне обеспечит индивидуальную образовательную траекторию для каждого школьника. Сегодня особую актуальность приобретают элективные курсы, направленные на расширение и углубление знаний по предмету «Литература», социальную адаптацию и профессиональное самоопределение учащихся.

По содержанию элективные курсы могут быть различными, это зависит от тех целей, которые стоят перед учителем и обучающимся:

развивают содержание обязательного учебного предмета «Литература» на базовом уровне;

поддерживают изучение учебного предмета «Литература» на профильном уровне;

поддерживают изучение смежных учебных предметов на профильном уровне: русский язык, МХК, история, музыка, ИЗО (программы и учебные пособия таких элективных курсов выступают как межпредметные);

обеспечивают дополнительную практическую подготовку (ЕГЭ часть С);

позволяют удовлетворить познавательные интересы обучающихся в различных сферах деятельности.

Количество элективных курсов должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать обучающийся.

Поэтому учителю, руководителю МО, администратору ОУ желательно иметь многофункциональные программы. Расширенный спектр различных учебных курсов по выбору позволяет максимально учесть запросы и пожелания как обучающихся, так и учителя.

Особое внимание следует уделить содержанию и оформлению программ элективных курсов. Предлагаем вам примерные требования к оформлению программ элективных курсов по профильному обучению и предпрофильной подготовке.

Примерные требования к программам элективных курсов

Чтобы определить требования к содержанию, оформлению программ элективных курсов, необходимо выделить типы элективных курсов:

I. Предметные курсы, задача которых - углубление и расширение знаний по предметам, входящих в базисный учебный школы.

В свою очередь, предметные элективные курсы можно разделить на несколько групп. Остановим наше внимание на тех видах элективных курсов, которые касаются предмета «Литература».

Элективные курсы, направленные на углубление знаний учебного предмета «Литература», имеющие как тематическое, так и временнуе согласование с этим учебным предметом. Выбор такого элективного курса позволит изучить обязательный предмет на уровне, превышающем базовый, но не являющийся профильным. В этом случае изменяется содержание всех разделов программы.

Элективные курсы, которые направлены на углубление знаний отдельных разделов основного курса, входящих в обязательную программу предмета «Литература».

Элективные курсы, которые направлены на углубление знаний отдельных разделов основного курса, не входящих в обязательную программу предмета «Литература».

Прикладные элективные курсы, цель которых - знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения знаний на практике, развитие интереса учащихся к современной технике и производству. Применительно к предмету «Литература» это могут быть элективные курсы по журналистике, книжному делу, издательскому делу, библиотечному делу.

Элективные курсы, посвященные истории предмета, как входящего в учебный план школы (в нашем случае - история литературы, история культуры), так и не входящего в него (история религии и др.), но тесно связанного с предметом «Литература».

II. Межпредметные элективные курсы, цель которых - интеграция знаний учащихся о природе и обществе. Рассматривая литературу как вид искусства, крайне важно иметь программы таких элективных курсов, где рассматриваются вопросы интеграции различных видов искусства: литература и история; литература и изобразительное искусство; литература и музыка; литература и архитектура и др.

III. Элективные курсы по предметам, не входящих в базисный учебный план.

Элективные курсы, хотя и различаются целями и содержанием, но во всех случаях они должны соответствовать запросам обучающихся, которые их выбирают. Для предмета «Литература» такие элективные курсы представляют особый интерес. Например, элективные курсы по психологии (психологический анализ поступков героев произведения; самооценка); по философии (нравственно-философские проблемы произведения); по этике (нравственные ценности, нравственные проблемы в художественном произведении) и т.п.

Таким образом, прежде чем составлять программу, учителю необходимо решить, какой тип элективного курса выбираем, какие ставим цели. То, что набор элективных курсов определяют сами школьники, ставит их в ситуацию самостоятельного выбора индивидуальной образовательной траектории, профессионального самоопределения. При разработке и реализации элективных курсов учителю следует учитывать основные мотивы выбора обучающихся:

подготовка к ЕГЭ по литературе;

приобретение знаний и навыков, освоение способов деятельности для решения практических, жизненных задач, уход от традиционного школьного «академизма»;

возможности успешной карьеры, продвижения на рынке труда;

любопытство;

поддержка изучения базового курса литературы;

профессиональная ориентация;

интеграция имеющихся представлений в целостную картину мира.

Базовые требования к содержанию программ элективных курсов

Программы элективных курсов разрабатываются, принимаются и реализуются образовательными учреждениями самостоятельно.

Базовыми требованиями к содержанию программ элективных курсов являются следующие:

ориентация на современные образовательные технологии;

соответствие учебной нагрузки обучающихся нормативам;

соответствие принятым правилам оформления программ;

наличие пособия, содержащего необходимую информацию;

краткосрочность проведения курса.

Правила оформления программ

Программа элективного курса должна включать следующие структурные элементы:

титульный лист;

пояснительную записку;

учебно-тематический план;

содержание изучаемого курса;

методические рекомендации;

список литературы.

Титульный лист включает:

наименование образовательного учреждения;

сведения о том, где, когда и кем утверждена программа;

название элективного курса;

класс, на который рассчитана программа;

ФИО, должность автора (авторов) программы;

название города, населенного пункта;

год разработки программы.

Пояснительная записка включает (вариант написания пояснительной записки):

аннотацию,обоснование необходимости введения данного курса в школе;

указаниена место и роль курса в профильном обучении(важно показать, место курса в соотношении, как с общеобразовательными, так и с базовыми профильными предметами: какие межпредметные связи реализуются при изучении элективных курсов, какие общеучебные и профильные умения и навыки при этом развиваются, каким образом создаются условия для активизации познавательного интереса обучающихся, профессионального самоопределения);

цель и задачи элективного курса(цель курса – для чего он изучается, какие потребности субъектов образовательного процесса удовлетворяет: обучающихся, учителей, школьного сообщества, общества; задача курса – что необходимо для достижения целей);

сроки реализации программы(продолжительность обучения, этапы);

основные принципы отбора и структурирования материала;

методы, формы обучения, режим занятий(какие виды деятельности будут освоены, какие ценности будут предложены для усвоения);

предполагаемые результаты (результат изучения элективного курса – это ответ на вопрос: какие знания, умения, навыки необходимые для построения индивидуальной образовательной программы в школе и успешной профессиональной карьеры будут получены);

инструментарий для оценивания результатов.

Пояснительную записку к программе курса, описание курса в целом можно представить исходя из предлагаемых критериев оценки программы элективного курса (вариант написания пояснительной записки):

степень новизны для учащихся: программа включает материал, не содержащийся в базовых программах;

мотивирующий потенциал программы: программа имеет содержание, вызывающее интерес у учащихся;

развивающий потенциал программы: содержание программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, предполагает широкое использование методов активного обучения;

полнота и завершенность содержательных линий программы в соответствии с поставленными целями;

связность и систематичность изложенного материала: содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими или знаниями базовых курсов; между частными и общими знаниями прослеживаются связи;

методы обучения: программа основывается преимущественно на методах активного обучения (проектных, исследовательских, игровых и т.д.);

степень контролируемости: в программе конкретно определены ожидаемые результаты обучения и методы проверки их достижимости;

реалистичность с точки зрения ресурсов: программа реалистична с точки зрения использования учебно-методических и материально-технических средств, кадровых возможностей школы;

формальная структура программы: наличие в программе необходимых разделов: пояснительной записки (с обязательным целеполаганием), основного (тематического) содержания, ожидаемых результатов обучения, списка литературы.

Учебно-тематический план включает:

перечень разделов, тем;

количество часов на изучение каждой темы;

вид занятий.

Могут быть и другие номинации.

Содержание изучаемого курса включает перечень тем и их реферативное описание.

Методические рекомендации включают:

основные содержательные компоненты по каждому разделу или теме;

описание приемов и средств организации учебно-воспитательного процесса, форм проведения занятий;

дидактические материалы.

Литература включает список литературы, а также других видов учебно-методических материалов и пособий, необходимых для изучения курса, как для учителя, так и для обучающихся.

При проведении элективных курсов можно использовать новые технические возможности, в частности, электронные учебные пособия. Это обусловлено меньшей наполняемостью групп и большей общностью интересов школьников. В настоящее время имеется достаточно большое количество качественных CD - дисков, созданы электронные библиотеки.

Предлагаем вашему вниманию перечень программ специальных курсов предпрофильной подготовки (9 класс), элективных курсов (10, 11 классы) по социально-гуманитарному, филологическому профилям, где количество часов на освоение программы предмета «Литература» отводится 5 часов в неделю. Учитель может адаптировать программу курса в соответствии с условиями и возможностями школы и самих учащихся, уровнем их интереса.

Каждый из представленных курсов носит универсальный характер и может быть использован в зависимости от целей и задач образовательного процесса, формулирующихся как на уровне конкретного общеобразовательного учреждения, так и на более высоком уровне.

Указанным целям, безусловно, служат следующие учебно-методические материалы:

п/п

Автор, наименование

Аннотация

Издательство


И.Р. Калмыкова

Портфолио в системе предпрофильной подготовки

Курс для 9 класса =18 часов

В настоящее время портфолио воспринимается одним из существенных элементов модернизации образования, происходящей по всему миру. Портфолио является частью новой образовательной стратегии, направленной на развитие ключевых компетенций. В документах Министерства образования таким инструментом, механизмом итоговой аттестации выпускников основной школы и одновременно отбора и зачисления в профильные классы называется портфолио, которое позволяет оценить уровень готовности учащихся к продолжению образования по тому или иному профилю, а также произвести демократичный, справедливый и понятный всем конкурсный набор в старшую профильную школу.

Ярославль, ГОУ ЯО ИРО, 2005

И.Р. Калмыкова

Эффективные стратегии чтения и понимания текста – залог успешного обучения и профессиональной карьеры

Курс для 9 класса =18 часов

Данный курс способствует формированию следующих компетентностей: читательской, интеллектуально-познавательной, коммуникативной.

Виды чтения (Поисковое чтение, Чтение – просмотр, Ознакомительное чтение. Изучающее (аналитическое, углубленное) чтение. Выборочное чтение). Требования к хорошему читателю. Рекомендации по эффективному чтению текста.

Ярославль, ГОУ ЯО ИРО, 2007

И.Р.  Калмыкова

Речь как компонент имиджа человека и условие успешной профессиональной карьеры

Курс для 9 класса =18 часов

От того, насколько убедительно, выразительно и умело говорит человек, зависит его профессиональная карьера и успешность в жизни. Можно ли научиться ясно, четко и красиво говорить, увлекая своим голосом других людей? Да! И этому поможет элективный курс «Речь как компонент имиджа человека и условие успешной профессиональной карьеры».

Ярославль, ГОУ ЯО ИРО, 2007

В.А. Доманский

Поэты пушкинского круга

Спецкурс для 9 класса =72 часа как дополнительный курс к основному литературному курсу. Принципиально новым в преподавании данного курса является то, что литература будет изучаться в широких культурных контекстах, связях с философией, историей искусством, а сам процесс учебной деятельности учащихся выстраивается как диалог жизненно важных социокультурных и нравственно-эстетических явлений.

Томск, ТОИПКРО. - 2003

М.А. Хатямова

Тема странствий в лирике серебряного века

Спецкурс для 9 класса =14 часов является введением в культуру и искусство Серебряного века, к систематическому изучению которого учащиеся приступят лишь в 11 классе. Поэтому главная установка курса – дать почувствовать неповторимость художественных поисков русской лирики начала века. Тематический подход (тема странствий, путешествий и образ путешественника) представляется здесь единственно оправданным, т.к. помогает сформировать у учащихся стойкий интерес к лирике вообще, модернистской поэзии и литературе Серебряного века в частности.

Томск, ТОИПКРО. - 2003

Т.А. Рытова

История языка и история литературы

Спецкурс для 9 класса =32 часа предполагает многоаспектный, общефилологический подход к изучению становления грамматики русского литературного языка и этапов его литературной реализации, связанных с творчеством известных писателей.

Томск, ТОИПКРО. - 2003.

Т.М. Пахнова

Слово Пушкина

Элективный курс для 9-11 классов

Программа рекомендована Министерством образования и науки РФ.

РЯШ, 2004, №3

Г.А. Обернихина

Русская литература в творчестве художников-иллюстраторов.

Курс для 9 класса =12 часов

М.: Дрофа, 2007

Г.А. Обернихина

Искусство и литература Древней Руси.

Курс для 9 класса =36 часов

М.: Дрофа, 2007

Г.А. Обернихина

Приглашаем в путешествие по литературным местам России и ближнего зарубежья

Курс для 9 класса =18 часов

М.: Дрофа, 2007

Г.А. Обернихина

Экранизация русской классики

Курс для 9 класса =18 часов

М.: Дрофа, 2007

Т.А. Тужикова

Жития русских святых – родники духовности и культуры

Курс для 9 класса =14 часов

Изучение агиографической литературы – это не дань моде, а насущная потребность времени, времени новой, возрождаемой России. Данный курс построен по хронологическому принципу, системность проводимых занятий позволит понять специфику жития как жанра, раскрыть его своеобразие.

Изучение житийных произведений выстроено во взаимосвязи с региональным, местным материалом, близким школьникам для понимания (имеется в виду территория Сибири).

По подобию можно выстроить курс на материале Ярославского края.

Томск, ТОИПКРО. 2003

А.В. Соколова

Христианские сюжеты и образы в русской литературе

Курс для 10-11классов

Цель курса - познакомить уч-ся с величайшим памятником культуры - Библией; показать влияние христианства на формирование и развитие русской литературы.

Волгоград: Учитель, 2006

Ю.В. Ганькина

Поэтика художественного произведения

Курс для 10-11классов

Программа курса предусматривает теоретические и практические занятия, рассматривает жанровое своеобразие художественного произведения, особенности сценарного искусства, приемы пространственно-временной выразительности, смысл слова в контексте произведения.

Волгоград: Учитель, 2006

Р.В. Колошко

Психологизм в русской литературе XIXвека

Курс для 10 класса

В содержании программы курса раскрывается понятие психологизма, приемы и способы психологического изображения, история развития психологизма в русской классике на примере произведений Л.Н.Толстого, И.С.Тургенева, Ф.М.Достоевского.

Перед уч-ся ставится задача выйти на самостоятельную исследовательскую работу, посвященную особенностям психологизма одного из писателей на примере самостоятельно прочитанного произведения.

Волгоград: Учитель, 2006

Н.Ф. Ромашина

Наши духовные ценности

Курс для 10-11классов имеет интегрированный характер, включает в себя сведения о разных видах искусств и литературы; предполагает широкое знакомство с шедеврами древнерусского зодчества, иконописью, музыкальным и театральным искусством, творчеством художников-перевижников.

Волгоград: Учитель, 2006

Л.Н.Щукина

Экология слова

Курс для 10-11классов на примерах произведений русской классики убеждает учащихся, что чистоте родного языка надо учиться. Раскрываются интересные темы, в частности:

Язык любого народа - исторический аккумулятор его культуры. Христианская символика и красноречье в «Слове о полку Игореве». Поиски слова поэтами и писателями «золотого» века.

Волгоград: Учитель, 2006

О.М. Янютина

Лингвостилистический анализ художественного текста

Курс для 10-11классов гуманитарного профиля -68часов.

На примере произведений русской классики показаны пути и приемы лингвостилистического анализа текста.

Волгоград: Учитель, 2006

Б.А. Ланин

Современная русская литература

Курс для 10-11 классов

Содержание курса позволит учащимся лучше ориентироваться в проблематике русской литературы конца XIX – начала XX века, составить представление о современном литературном процессе, реализовать свои знания и умения оценивать художественные тексты, т.е. совершенствовать читательскую деятельность.

Вентана-Граф, 2007

О.И. Лепилкина, У.Ю. Умнова, А.Г. Зимина, И.А. Горюнова

Азбука журналистики

Курс для 10-11 классов

Универсальная вещь: и учебник и практикум. Победитель конкурса (2005) по созданию учебной литературы нового поколения для средней школы, проводимого Национальным фондом подготовки кадров и Министерством образования РФ. Знакомит учащихся с профессией журналиста, проблемами и основными методами работы современной журналистики.

Вентана-Граф, 2007

О.А. Мазнева, И.М. Михайлова

Риторика

Курс для 10-11 классов

Пособие стимулирует и развивает необходимые речевые навыки общения в различных социальных речевых ситуациях.

Вентана-Граф, 2007

О.А. Мазнева, И.М. Михайлова

Стилистика

Курс для 10-11 классов

Пособие расширяет лингвистический кругозор учащихся, совершенствует и развивает их творческие способности, умения и навыки по различным предметам гуманитарного цикла.

Вентана-Граф, 2007

Н.Н. Соловьёва

Речевое общение, или Искусство понимания

Курс для 10-11 классов=34 часа

Пособие предлагает систему упражнений и заданий, направленных на формирование и развитие всех видов речевой деятельности – от восприятия и понимания устной и письменной речи до создания собственных разножанровых текстов.

Вентана-Граф, 2007

Н.В. Глушкова, С.А. Илларионова, О.Н. Рыбакова

Театр А.Н. Островского

Курс для 10 класса, 24 часа

Курс носит практико-ориентированный характер. Учащиеся вовлекаются в различные виды деятельности, знакомятся с иллюстрациями, экранизациями, театральными постановками произведений русского драматурга.

М.: Айрис Пресс, 2007

Н.Е. Куклина

«Тайна значительности всего земного» в произведениях И.А. Бунина

Курс для 11 класса, 34 часа.

Расширение и углубление знаний уч-ся о художественном мире И.А.Бунина, систематизация знаний по теории литературы.

М.: Айрис Пресс, 2007

Н.Г. Обидина

«Жизнь моя-Россия» (Творчество В.М. Шукшина в контексте русской культуры)

Курс для 11 класса, 34 часа.

Содержание курса дает биографические сведения о писателе, раскрывает понятие биографичности цикла рассказов, отражает тему Великой отечественной войны в рассказах Шукшина, показывает особенности «словесного выражения образов».

М.: Айрис Пресс, 2007

Л.П. Карханина

Современная отечественная литература. Русский прозаический постмодерн1960-2000гг.

Курс для 11 класса, 17часов

Программа предусматривает анализ произведений Венедикта Ерофеева, Сергея Довлатова, Андрея Битова, Вячеслава Пьецуха, Татьяны Толстой, Виктора Пелевина, Людмилы петрушевской.

М.: Айрис Пресс, 2007

Н.Г. Акопова, Е.А. Иванова

Русская литература: классика и современность

Курс подготовки к ЕГЭ по литературе для 10-11, 68часов.

Ожидаемый результат курса: постижение принципов выполнения тестов по литературе, наличие стойкого навыка выполнения тестов, умение конструировать текст ответа на вопрос, связанный с литературной проблемой, знание литературных фактов в рамках школьной программы.

М.: Айрис Пресс, 2007

Р.Д. Мадер

Любовная лирика и её истоки

Курс для 10-11 классов

Элективный курс о рождении стихов о любви.

М.: Мнемозина, 2008

Э.Э. Кац, Н.Л. Карнаух

Малый жанр в новейшей русской прозе. Опыт рецензирования

Курс для 10-11 классов

Входит в серию учебно-методических пособий, обеспечивающих реализацию программы литературного образования (под ред. Г.И. Беленького и Ю.И. Лыссого). Может использоваться в качестве элективного курса по обучению рецензированию на материале новейшей прозы в классах гуманитарной направленности.

М.: Мнемозина, 2008

Н.Ю. Русова

Пишем сочинение: анализ лирического стихотворения

Курс для 10-11 классов

Главная задача пособия – научить понимать прочитанное стихотворение, проводить литературоведческий анализ и определять, какое место занимает стихотворение в необозримом пространстве русской культуры.

М.: Мнемозина, 2008

Н.Ю. Русова

Пишем сочинение: анализ эпизода художественного произведения

Курс для 10-11 классов

Основная цель пособия – научить воспринимать прозаический художественный текст, истолковывать, оценивать, анализировать эпизод художественного произведения.

М.: Мнемозина, 2008

С.Ф. Щукина под ред. Г.И. Беленького

Жить, думать, чувствовать, любить. Из опыта работы учителя литературы

Курс для 10-11 классов

Автор делится своим многолетним опытом преподавания литературы и формирования у учащихся духовных и эстетических ориентиров.

М.: Мнемозина, 2008

Т.Г. Кучина

Современный отечественный литературный процесс

Курс для 10-11 классов

Программа рекомендована Министерством образования и науки РФ.

М.: Дрофа, 2008

Н.Л. Карнаух

Эссе как жанр литературного произведения и вид творческой работы

Курс для 10-11 классов

Программа рекомендована Министерством образования и науки РФ.

М.: Дрофа, 2008

Е.А. Зинина

Основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста

Курс для 10-11 классов

Программа рекомендована Министерством образования и науки РФ.

М.: Дрофа, 2008

А.В. Леденев, Т.В. Леденева

Сравнительное изучение русской и англоязычной литературы

Курс для 10-11 классов

Программа рекомендована Министерством образования и науки РФ.

М.: Дрофа, 2008

В.В. Агеносов

Литература русского зарубежья

Курс для 10-11 классов

М.: Дрофа, 2008

В.Ф. Чертов и др.

Слово – образ – смысл: филологический анализ литературного произведения

Курс для 10-11 классов

Программа рекомендована Министерством образования и науки РФ.

М.: Дрофа, 2008

В связи с введением новых форм государственной итоговой аттестации учащихся /полной/ средней школы по литературе большой интерес представляют книги для учителя:

Современная русская литература. Учебное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы. Под ред. Б.А. Ланина/издательство «Вентана-Граф».

Е.А. Самойлова. Литература. Методическое пособие. 10-11 классы. Описание структуры экзаменационного текста по литературе; содержание курса литературы, необходимое для выполнения экзаменационной работы; рекомендации по выполнению и оцениванию заданий ЕГЭ и др. материалы/издательство «Вентана-Граф».

И.В. Щербина. Тесты на уроках литературы. 10-11 классы/издательство «Дрофа».