Реферат: Курс «история вычислительной техники». Требования к выполнению ивных работ - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Курс «история вычислительной техники». Требования к выполнению ивных работ

Остальные рефераты » Курс «история вычислительной техники». Требования к выполнению ивных работ

Курс «история вычислительной техники».


Требования к выполнению реферативных работ:

Помимо хронологического описания необходимо показывать влияние событий в истории ВТ на различные области человеческой деятельности;

обязателен список использованных источников;

возможны консультации у преподавателя;

защита выполненной работы происходит на зачёте;


Примерный перечень тем самостоятельной работы

Приёмы вычислений с помощью счётов, неперовых палочек, логарифмической линейки.

Системы счисления (историческая справка, использование в вычислительной технике, анализ экономичности).

Персоналии: Герберт, В. Шиккард, Дж. Непер.

Персоналии: Б. Паскаль, Г. Лейбниц, Ч. Беббидж.

Персоналии: А. Тьюринг, Дж. Буль, К. Шеннон.

Персоналии: А.П. Ершов.

Персоналии: С.А. Лебедев.

Персоналии: Г. Айкин, К. Цузе, Дж. Моучли.

Персоналии: Н.Винер.

«Мышь» и её создатель Даг Энгельбарт.

Аналоговые ВМ.

«Сетунь» (троичная логика).

История компании IBM.

История компании APPLE.

История компании LEO.

История компании SUN.

История компании HEWLETT-PACKARD.

История компании Intel.

Хронология языков программирования (обстоятельства создания, сфера применения).

Архитектура процессоров RISC, CISC.

История ОС Unix, ОС Microsoft.

Создание сетей и Интернета.

Нейрокомпьютеры, суперкомпьютеры.

Перспективы развития ВТ.


Вопросы к зачету:


Системы счисления. Абак и счеты. Логарифмическая линейка.

«Вычисляющие часы» В. Шиккарда. «Паскалин». Арифмометр.

Вычислительные машины Бэббиджа (программное управление). Алгебра Буля.

Табулятор Холлерита, счетно-перфорационные машины.

Электромеханические и релейные машины. К.Цузе, проект MARK-1 Айкена.

Аналоговые вычислительные машины.

Первые электронные вычислительные машины. ENIAC, EDSAC, МЭСМ, М-1.

Роль первых ученых - разработчиков ЭВМ – Атанасова, Эккерта и Моучли, Дж. фон Неймана, С.А. Лебедева, И.С. Брука.

Триод, триггер. Линия задержки, электронно-лучевая трубка, ферритовые кольца, полупроводники,

Интегральные схемы.

Поколения ЭВМ.

Семейство машин IBM 360/370, машины «Атлас» фирмы ICL, машины фирм Burroughs, CDC, DEC.

Отечественные ЭВМ серий «Стрела», БЭСМ, М-20, «Урал», «Минск». ЭВМ «Сетунь». ЭВМ БЭСМ-6. Семейства ЕС ЭВМ, СМ ЭВМ и «Электроника».

Отечественные ученые – разработчики ЭВМ – Ю.Я. Базилевский, В.А. Мельников, В.С. Бурцев, Б.И. Рамеев, В.В. Пржиялковский, Н.П. Брусенцов, М.А. Карцев, Б.Н. Наумов.

Специализированные вычислительные комплексы систем ПВО и ПРО, контроля космического пространства.

Корабельные системы «Курс», авиационные бортовые системы «Аргон», ракетные бортовые системы.

Развитие параллелизма в работе устройств ЭВМ. Многопроцессорные и многомашинные вычислительные системы.

Суперкомпьютеры. ILLIAC IV. Векторно - конвейерные ЭВМ. «Cray-1» и другие ЭВМ Сеймура Крея.

Многопроцессорные ЭВМ классов SMP, MPP, NUMA. Вычислительные кластеры. СуперЭВМ в списке «TOP-500».

Отечественные многопроцессорные вычислительные комплексы «Эльбрус-2» (Бурцев В.С.), ПС-2000 и ПС-3000 (Прангишвили И.В.), МВС-100, МВС-1000 и МВС-1000М (Левин В.К.).

Персональные ЭВМ и рабочие станции.Микропроцессоры. Роль фирм Apple, IBM, Intel, НР и др.

Компьютерные сети. Начальный период развития сетей. Сети с коммутацией каналов. Сети пакетной коммутации.

От сети ARPAnet до Интернета. Локальные вычислительные сети.

Сетевые протоколы. Сетевые услуги (удаленный доступ к ЭВМ, передача файлов, электронная почта).

Основные области применения ЭВМ и вычислительных систем.

История математического моделирования и вычислительного эксперимента (Самарский А.А.).

Роль применения отечественных ЭВМ в атомной и космической программах СССР.

История автоматизированных систем управления промышленными предприятиями (Глушков В.М.).

История систем массового обслуживания населения («Сирена», «Экспресс»).

Этапы развития программного обеспечения. Развитие теории программирования. Библиотеки стандартных программ, ассемблеры (50-е годы ХХ века). Языки и системы программирования (60-е годы).

Операционные системы (60-70-е годы). Системы управления базами данных и пакеты прикладных программ (70-80-е годы).

Ведущие мировые ученые.

Языки и системы программирования. Первые языки – Фортран, Алгол-60, Кобол. Языки Ada, Pascal, PL/1. Системы «Автооператор». Мультипрограммные (пакетные) ОС. ОС с разделением времени, ОС реального времени, сетевые ОС.


ЛИТЕРАТУРА

№п/п Автор, название, выходные данные
1. Петров Ю.П. История и философия науки. Математика, вычислительная техника, информатика. – Спб.: БХВ-Петербург, 2005.
2. Поликарпов В.С. История науки и техники. – Феникс, 1999.
3. Малиновский Б.Н. История вычислительной техники в лицах. - Киев. 1995.
4. Гутер Р.С., Полунов Ю.Л. От абака до компьютера. – М.: Знание, 1981.
5. Очерки истории информатики в России. Составители – Д.А. Поспелов, Я.И. Фет. - Новосибирск,: Научно-издательский центр ОИГГМ, 1998.
6. Ершов А. П., Шура-Бура М. Р. Становление программирования в СССР. Кибернетика, 1976, № 6.
7. Апокин И. А., Майстров Л. Е. Развитие вычислительных машин. М., Наука, 1974.
8. Очерки по истории советской вычислительной техники и школ программирования. Открытые системы. №№ 1-3, 1999. Computerworld №№ 32-48, 1999; №№ 1-36, 2000.
9. Ученые и их школы. Составители – В.Н. Захаров, Р.И. Подловченко, Я.И. Фет. - М.: Наука. 2003.
10.

wwwputer-museum

www.icfcst.kiev.ua/museum

www.parallel (раздел «История»)


Итоговый контроль (зачет)

Требования к зачету:

Студент должен:

знать основные этапы развития вычислительной техники;

знать основные принципы, лежавшие в основе механических вычислительных устройств;

знать биографии ученых, разработавших основные идеи автоматизации вычислений;

знать основные характеристики различных поколений ЭВМ;

знать основные этапы развития программного обеспечения;

Структура зачетного задания:

На зачете студенту, выполнившему реферативное исследование, необходимо ответить на уточняющие вопросы теоретического характера, владеть основными понятиями, изучавшимися в курсе. В случае не выполнения реферата, предлагаются два теоретических вопроса. При подготовке к ответу студенту разрешается использование собственных конспектов лекций, а также справочной литературы