Реферат: Методические рекомендации Учебная дисциплина Концепции современного естествознания Образовательная программа - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Методические рекомендации Учебная дисциплина Концепции современного естествознания Образовательная программа

Остальные рефераты » Методические рекомендации Учебная дисциплина Концепции современного естествознания Образовательная программа

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Дальневосточный государственный технический университет

(ДВПИ имени В.В.Куйбышева)

Дальнереченский социально-экономический институт


Одобрено Утверждаю

МК__________ _____________________

_____________ ______________________

«_____»________200_г. «____»___________200_г.


Методические рекомендации


Учебная дисциплина Концепции современного естествознания

Образовательная программа основная для студентов заочного отделения специальности 080507 «Менеджмент организации»

Кафедра Менеджмента


Согласовано: Рабочая программа утверждена на

Заведующий выпускающей кафедрой заседании кафедры_________

________________________________ протокол №_______от «__»_______200_г.

________________________________ Зав.кафедрой____________________


________________________________ Программа составлена:____________

Подпись (ФИО) (дата)

__________________________

Должность (ФИО преподавателя)


Дальнереченск

2007

Введение

Курс «Концепции современного естествознания» в высшем учебном заведении ставит своей целью решение следующих основных задач:

во-первых, студенты должны получить представление об истории развития естествознания, его месте и роли в современном мире и обществе.

во-вторых, студенты должны знать историю развития химических знаний и химических ремесел, их роль в развитии естествознания и человеческого общества, а также иметь представление о роли и месте химии в современном мире.

в-третьих, студенты должны знать историю развития биологических знаний, иметь представление об эволюции органического мира и его основных этапах, а также получить основы генетики, селекции и современной биологии и их роли и месте в современном мире.

в-четвертых, студенты иметь представление о происхождении и эволюции человека, получить основы физиологии человека, биоэтики.


2. Тематический план


№ пп Наименование раздела дисциплины лекции ЛЗ П3

1

Раздел I. Естествознание

4



1.1

Накопление рациональных знаний в системе

первобытного сознания. Зачатки научных знаний в цивилизациях Древнего Востока

2

1.2

Создание первой естественно-научной картины мира

в древнегреческой культуре. Естествознание эпохи Средневековья, Возрождения, Нового и современного времени


2

2

Раздел II. Химия

14


6

2.1 Химия и предмет ее изучения, этапы развития химии 2

2.2

Роль химии в развитии цивилизации и естествознания

в древности

2

2.3

Роль химии в развитии цивилизации и естествознания

в средние века и Новое время

2

2.4 Органическая химия. Теория А.М. Бутлерова 2

2.5 Периодический закон Д.И. Менделеева. Строение атома

2




2.6 Химическая термодинамика и кинетика 4

3

Раздел III. Элементы биологии и экологии

18


12

3.1 Предмет биологии, ее структура и этапы развития 4

3.2 Основные свойства живых организмов. Теории возникновения жизни на Земле 4

3.3 Основы генетики и селекции 4

3.4 Принципы биологической эволюции 4

3.5 Происхождение и эволюция человека 2


Всего часов

36


18


3. Методические указания по подготовке семинарских занятий, выполнению контрольных работ и написанию рефератов (докладов)


Студенты должны самостоятельно подготовить соответствующие семинарские занятия при помощи соответствующей литературы, которая прилагается к каждому семинару. В скобках указано ориентировачное количество часов, которое можно потратить на один семинар.

Рефераты (доклады) должны быть напечатаны на одной стороне бумажного листа стандартного машинописного формата с оставлением полей

2 см сверху и снизу, 3 см слева, 1 см справа. Объем работы в среднем составляет 15 страниц.

Работа (реферат (доклад)) должна иметь титульный лист

(см. приложение на стр. 13), на котором указываются:

название учебного заведения

название работы

номер варианта

Ф.И.О. студента, специальность, курс.

Страницы работы должны быть пронумерованы, в конце работы необходимо поместить список использованных источников, оформленный в соответствии с установленными стандартами описания библиографии.


4. Темы практических занятий (семинаров)


Семинар I. Прикладная химия (5 ч)


Химические ремесла на древнем Востоке и в античном мире

Химические ремесла в средние века и до начала промышленной революции

Зарождение и развитие промышленной химии с конца 18-19 веков и

его последствия

Производство серной кислоты

Производство соды

Взрывчатые вещества

- нитроцеллюлоза

- динамит

- баллистит и др.

5. Удобрения и их роль

6. Синтез аммиака (метод Габера- Боша и др.) и его применение

7. Красители

- анилин

- индиго и др.

8. Искусственные ткани

9. Пластмассы, полимеры

10. Каучук, резина

11. Нефть и нефтепродукты

12. Электрохимическое производство

13. Металлургия

14. Спички

15. Бумага

16. Стекло

17. Освещение

18. Моющие средства

19. Сахарное производство

20. Процессы брожения

21. Масштабы и роль химической индустрии

22. Новейшие методы синтеза органических и неорганических

соединений

23. Современный катализ, его виды и роль. Искусственные ферменты.

Гомогенный и гетерогенный катализ. Электрокатализ и фотокатализ.

24. Фармацевтическое производство, производство витаминов

25. Производство и применение искусственных и синтетических волокон и тканей

26. Современные, перспективные материалы, строительные материалы


Литература:


1. Карпенков, С.Х. Концепции современного естествознания: Учеб. для вузов/ С.Х. Карпенков.- 5-е изд., перераб. и доп.- М.: Высш. шк., 2003.- 488 с.

2. Штрубе В. Пути развития химии: в 2-х томах. Т. 2. Пер. с нем.- М.: Мир,

1984.- 278 с.

3. Артеменко, А.И. Органическая химия: Учеб. пособие/ А.И. Артеменко.-

М.: Высш. шк., 2003.- 605 с.

4. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов/

В.Н. Лавриненко, В.П. Ратников, Г.В. Баранов и др., Под ред. проф.

В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.:

ЮНИТИ- ДАНА, 2000.- 303 с.

5. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие – М.: Высш. шк., 1998.- 383 с.

6. Васильев Л.А., Белых З.П. Алмазы, их свойства и применение. М., Недра, 1983.- 101 с.

7. Максимов М. М. Очерк о золоте., М., «Недра», 1977.- 128 с.

8. Эмануэль Н.М., Заиков Г.Е. Химия и пища.- М.: Наука, 1986.- 173 с.

9. Беккерт М. Железо. Факты и легенды: Пер. с нем. М.: Металлургия, 1984.-232 с.

10.Энгельс З., Новак А. По следам элементов. Пер.с нем.- 2-е изд.-М: Металлургия,1983.- 222 с.

11. Соловьев Ю.И. и др. История химии: Развитие основных направлений современной химии. Кн. для учителя/ Ю.И Соловьев, Д.Н. Трифонов,

А.Н. Шамин.-2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1984.-335 с.

12. Лебедев Ю. А. Второе дыхание марофонца (О свинце).-М.: Металлургия, 1984.-120 с.

13. Популярная библиотека химических элементов. Книга первая

Водород-Палладий. Составители В.В. Станцо, М.Б. Черненко. Издание 3-е,

исправленное и дополненное, в двух книгах. Изд-во «Наука»- М, 1983

14. Популярная библиотека химических элементов. Книга вторая

Серебро-Нильсборий и далее Составители В.В. Станцо, М.Б. Черненко. Издание 3-е, исправленное и дополненное, в двух книгах. Изд-во «Наука»- М, 1983


Семинар II. Основные этапы развития биологических знаний (3 ч)


Развитие биологических знаний в 18-19 века

- К. Линней

- креационизм и трансформизм

- неоламаркизм

2. Формирование современной теории эволюции

- дарвинизм и генетика

- формирование синтетической теории эволюции

3. Недарвиновские теории развития живой природы

4. Особенности биологии 20-21 веков


Литература:


1. Иорданский Н.Н. Эволюция жизни: Учеб. пособие для студ. высш.

пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 432 с.

2. Карпенков, С.Х. Концепции современного естествознания: Учеб. для вузов/ С.Х. Карпенков.- 5-е изд., перераб. и доп.- М.: Высш. шк., 2003.- 488 с.

3. Мамонтов С.Г. Общая биология: Учеб. для студентов средних спец.

учеб. заведений/ С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров.- 4-е изд., стер.- М.:

Высш. шк.; 2002.- 317 с.

4. Мотылева Л.С., Скоробогатов В.А., Судариков А.М. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов/ Под ред. д-ра филос.

наук, проф. В.А. Скоробогатова.- СПб.: Издательство Союз, 2000.- 320 с.

5. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие.- М.: Гардарики, 2003.- 476 с.

6. Под руководством профессора С.И. Самыгина Концепции современного естествознания: Сер. «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д:«Феникс», 2000.- 576 с.


Семинар III. Естественные науки в изучении человека, природное и

социальное в нем (7 ч)


Человек как предмет естественно-научного познания

- античные представления о происхождении человека

- средневековая трактовка происхождения человека

- естествознание 17- первой половины 19 века о происхождении

человека

Современные представления о происхождении и эволюции человека

и приматов

- предпосылки антропосоциогенеза

- возникновение труда

- становление социальных отношений

- генезис сознания и языка и т.д.

3. Физиология здоровья

4. Биоэтика и поведение человека

5. Эмоции и творчество

- виды эмоциональных процессов и состояний

- теории эмоций

- творчество и т.д.

6. Здоровье и работоспособность

7. Человек и биосфера

- концепция В.И. Вернадского о биосфере и феномен человека

- космические циклы

- цикличность эволюции. Человек как космическое существо

8. Жизнеобеспечение человека

9. Продление жизни организма

10.Формирование ноосферы


Литература:


История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины/

Отв. ред. Ю.В. Бромлей, М.: «Наука», 1986

2. Дерягина М.А. Эволюционная антропология: биологические и культурные аспекты: Учебное пособие. 2-е изд., испр.- М.: Изд-во УРАО, 2003.-208 с.

3. Иорданский Н.Н. Эволюция жизни: Учеб. пособие для студ. высш.

пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 432 с.

4.Карпенков, С.Х. Концепции современного естествознания: Учеб. для вузов/ С.Х. Карпенков.- 5-е изд., перераб. и доп.- М.: Высш. шк., 2003.- 488 с.

Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. Изд. 5-е, доп. и перераб.- Ростов н/Д: изд-во “Феникс”, 2003.- 576 c.

4. Мамонтов С.Г. Общая биология: Учеб. для студентов средних спец.

учеб. заведений/ С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров.- 4-е изд., стер.- М.:

Высш. шк.; 2002.- 317 с.

6. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие.- М.: Гардарики, 2003.- 476 с.

7. Под руководством профессора С.И. Самыгина Концепции современного естествознания: Сер. «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 2000.- 576 с.

8. Хотунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность: Учеб. пособие

для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 480 с.

9. Хасанова Б.Г. Антропология: учеб. пособие.- 2-е изд., стер.- М.: КНОРУС, 2007.- 232 с.


Семинар IV. Эволюция органического мира (3 ч)


Основные этапы геологической истории Земли

Начальные этапы эволюции Жизни

Образование царства растений и животных

Завоевание суши

Основные этапы эволюции растений и животных


Литература:


Иорданский Н.Н. Эволюция жизни: Учеб. пособие для студ. высш.

пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 432 с.

Карпенков, С.Х. Концепции современного естествознания: Учеб. для вузов/ С.Х. Карпенков.- 5-е изд., перераб. и доп.- М.: Высш. шк., 2003.- 488 с.


3. Мамонтов С.Г. Общая биология: Учеб. для студентов средних спец.

учеб. заведений/ С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров.- 4-е изд., стер.- М.:

Высш. шк.; 2002.- 317 с.

4. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие.- М.: Гардарики, 2003.- 476 с.


5. Примерные темы рефератов (докладов):


Накопление рациональных знаний в системе первобытного сознания

(Повседневное стихийно-эмпирическое знание (орудия труда, оружие, географические знания, знания о флоре и фауне, знания и навыки в области анатомии и медицины)

Зарождение счета. Мифология. Мифологическая картина мира. Зооморфные и антропоморфные мифы. Магия. и т.д.)

Миф как «наука конкретного»

Методология и методы естественно-научного познания.

Астрология: наука или не наука?

Химические знания и ремесла в древности

Химические знания и ремесла в средние века и в Новое время

Алхимия.

Иатрохимия

Р. Бойль и его вклад в развитие химии

Учение о флогистоне

Развитие аналитической и пневматической химии

Кислородная теория

Открытие стехиометрических законов

Создание и утверждение атомно-молекулярного учения

Развитие аналитической и неорганической химии в первой половине

XIX в.

Возникновение и развитие теоретических представлений в органической химии

Структурная химия. Теория А.М. Бутлерова

Периодический закон Д. И. Менделеева

Зарождение и развитие промышленной химии с конца 18-19 веков и его последствия

Открытие редких химических элементов

Катализ. Катализаторы

Химический элемент (любой) и его соединения (история их открытия, применения в прошлом, настоящем и будущем, роль в развитии науки, техники, цивилизации и естествознания в целом и т.д.)

Вклад отечественных и зарубежных ученых в развитие химии

Алмазы.

Прикладная химия (темы см. в семинаре I)

Современная химия

Развитие биологических знаний в древности

Развитие биологических знаний в средние века и Новое время

Теории возникновения жизни на Земле

Генетика и селекция

Генная инженерия: возможности и перспективы.

Додарвиновские теории эволюции

Ч. Дарвин (биография).

Эволюционная теория Ч. Дарвина.

Недарвиновские теории эволюции

36. Происхождение и эволюция человека

37. Физиология здоровья

38. Биоэтика и поведение человека

39. Эмоции и творчество

- виды эмоциональных процессов и состояний

- теории эмоций

- творчество и т.д.

40. Здоровье и работоспособность

41. В. И. Вернадский о биосфере и ноосфере

42. А. И. Опарин и его роль в развитии представления о происхождении жизни.

Эволюция органического мира в геологической истории Земли

Бионика

Вклад отечественных и зарубежных ученых в развитие биологии

Современная биология


6. Библиографический список:


1. Фигуровский Н. А. История химии: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по химии и биол. Спец.-М. Просвещение, 1979.-311 с.

2. Энгельс З., Новак А. По следам элементов. Пер.с нем.- 2-е изд.-М: Металлургия,1983.- 222 с.

3. Соловьев Ю.И. и др. История химии: Развитие основных направлений современной химии. Кн. для учителя/ Ю.И Соловьев, Д.Н. Трифонов,

А.Н. Шамин.-2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1984.-335 с.

4. Популярная библиотека химических элементов. Книга первая

Водород-Палладий. Составители В.В. Станцо, М.Б. Черненко. Издание 3-е,

исправленное и дополненное, в двух книгах. Изд-во «Наука»- М, 1983

5. Популярная библиотека химических элементов. Книга вторая

Серебро-Нильсборий и далее Составители В.В. Станцо, М.Б. Черненко. Издание 3-е, исправленное и дополненное, в двух книгах. Изд-во «Наука»- М, 1983

6. Манолов К. Великие химики. В 2-х томах. Т.I. Пер. с болг., 3-е изд. испр., доп.- М.: 1985.- 465 с.

7. Манолов К. Великие химики. В 2-х томах. Т.II. Пер. с болг., 3-е изд. испр., доп.- М.: 1985.- 438 с.


8. Гофман К. Можно ли сделать золото?/ Пер. с нем.- 2-е изд., стер.–

Л.: Химия, 1987- Пер. изд.: Лейпциг, 1979.-232 с.

9. Полищук В. Р. Теорема Каблукова.- М.: Знание, 1983.-176 с.

10. Лебедев Ю. А. Второе дыхание марофонца (О свинце).-М.: Металлургия, 1984.-120 с.

11. Полищук В. Р. Чувство вещества.- М.: Знание, 1981.-160 с.

12. Беккерт М. Железо. Факты и легенды: Пер. с нем. М.: Металлургия, 1984.-232 с.

13. Эмануэль Н.М., Заиков Г.Е. Химия и пища.- М.: Наука, 1986.- 173 с.

14. Алхимии золотые сны. М. «Мистерия», 1995

15. Биографии великих химиков: Пер. с нем./ Под ред. К. Хайнига; Перевод Крицмана В.А.; Под ред. Г.В. Быкова, С.А. Погодина.-М.: Мир, 1981.-386 с.

16. Максимов М. М. Очерк о золоте., М., «Недра», 1977.- 128 с.

17. Васильев Л.А., Белых З.П. Алмазы, их свойства и применение. М., Недра, 1983.- 101 с.

18. Дерягина М.А. Эволюционная антропология: биологические и культурные аспекты: Учебное пособие. 2-е изд., испр.- М.: Изд-во

УРАО, 2003.-208с.

19. Иорданский Н.Н. Эволюция жизни: Учеб. пособие для студ. высш.

пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 432с.

20. Мотылева Л.С., Скоробогатов В.А., Судариков А.М. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов/ Под ред. д-ра филос.

наук, проф. В.А. Скоробогатова.- СПб.: Издательство Союз, 2000.- 320с.

21. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие.-М.: Гардарики, 2003.- 476 с.

22. Под руководством профессора С.И. Самыгина Концепции современного естествознания: Сер. «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 2000.- 576с.

23. Штрубе В. Пути развития химии: в 2-х томах. Т. 1. Пер. с нем.- М.: Мир,

1984.- 239 с.

24. Штрубе В. Пути развития химии: в 2-х томах. Т. 2. Пер. с нем.- М.: Мир,

1984.- 278 с.

25. История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины/

Отв. ред. Ю.В. Бромлей, М.: «Наука», 1986

26. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие – М.: Высш. шк., 1998.- 383 с.

Карпенков, С.Х. Концепции современного естествознания: Учеб. для вузов/ С.Х. Карпенков.- 5-е изд., перераб. и доп.- М.: Высш. шк., 2003.- 488 с.

28. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие – М.: Высш. шк., 1998.- 383 с.

29. Горохов В.Г. Концепции современного естествознания и техники: Учебное пособие.- М.: ИНФРА-М, 2000.-608 с.


7. Перечень типовых вопросов для итогового контроля


Накопление рациональных знаний в системе первобытного сознания

Зачатки научных знаний в цивилизациях Древнего Востока

Создание первой естественно-научной картины мира в древнегреческой культуре

Естествознание эпохи Средневековья, Возрождения и Нового времени

Химия и предмет ее изучения, этапы развития химии

Роль химии в развитии цивилизации и естествознания в древности

Роль химии в развитии цивилизации и естествознания в средние века и Новое время

8. Органическая химия. Теория А.М. Бутлерова

Периодический закон Д.И. Менделеева. Строение атома

Химическая термодинамика и кинетика

11. Предмет биологии, ее структура и этапы развития

12. Основные свойства живых систем

Теории возникновения жизни на Земле

Основы генетики и селекции

Принципы биологической эволюции

Происхождение и эволюция человека

17. Человек как предмет естественно-научного познания

- античные представления о происхождении человека

- средневековая трактовка происхождения человека

- естествознание 17- первой половины 19 века о происхождении

человека

18. Современные представления о происхождении и эволюции человека

и приматов

- предпосылки антропосоциогенеза

- возникновение труда

- становление социальных отношений

- генезис сознания и языка и т.д.

19. Физиология здоровья

20. Биоэтика и поведение человека

21. Эмоции и творчество

- виды эмоциональных процессов и состояний

- теории эмоций

- творчество и т.д.

22. Здоровье и работоспособность человека

23. Человек и биосфера

- концепция В.И. Вернадского о биосфере и феномен человека

- космические циклы

- цикличность эволюции. Человек как космическое существо

- Формирование ноосферы

24. Эволюция органического мира


Приложение


Титульный лист


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Дальнереченский социально-экономический институт (филиал)

ГОУ ВПО ДВГТУ (ДВПИ им. В.В. Куйбышева)


Реферат по теме «Название темы»

по дисциплине «Концепции современного естествознания»


Выполнил: студент № курса

Ф.И.О.

Проверил: преподаватель

А.А. Мойсеенко


Дальнереченск

2007