Составители:
Смирнова Алевтина Николаевна, руководитель ЦИТ,
Потехин Николай Владимирович, ст. методист ЦИТ,
Редченкова Галина Дмитриевна, ст. методист ЦИТ
Методическое письмо
о преподавании учебного предмета «Информатика и ИКТ»
в 2009-2010 учебном году в общеобразовательных учреждениях
Ярославской области
При преподавании учебного предмета «Информатика и ИКТ» следует руководствоваться Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования [2], Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года [3], Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования [4].
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования. В соответствии с концепцией модернизации он выстроен как средство системного обновления содержания образования.
Введение федерального базисного учебного плана (ФБУП) и введение федерального компонента государственного стандарта общего образования предусматривает изменение концепции преподавания курса информатики, места курса в учебном плане и его объема в учебных часах, что означает следующее:
Пропедевтика предмета «Информатика и ИКТ» в рамках предмета «Технология» в 3-4 классах, с целью овладения учащимися первоначальными умениями поиска, преобразования, хранения, передачи информации, использования компьютера.
В ФБУП базовый курс «Информатика и ИКТ» представлен в 8-9 классах. Курс должен быть реализован в объеме не менее 102 часов за 2 года обучения (35/70 часов в год, 1/2 часа в неделю соответственно).
В 10-11 классах осуществляется профильное обучение. Предмет «Информатика и ИКТ» не относится к обязательным учебным предметам. При включении предмета «Информатика и ИКТ» в учебный план 10-11 классов образовательного учреждения должен быть определен уровень изучения предмета: базовый или профильный.
Для базового уровня общий объем часов составляет 70 часов (35/35 часов в год, 1/1 час в неделю соответственно). Для профильного уровня – общий объем 280 часов (140/140 часов в год, 4/4 часа в неделю соответственно). Указанные объемы часов являются обязательными при выборе определенного уровня обучения.
В 10-11 классах за счет часов компонента образовательного учреждения предлагается изучать элективные учебные предметы. Учащиеся, независимо от профиля обучения, могут выбрать любой элективный учебный предмет по информатике, предлагаемый образовательным учреждением.
В 2010 году завершается период поэтапного введения федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 г.
В 2009-2010 учебном году образовательный процесс обучающихся 1-4, 5-8 и 10-11 классов осуществляется в соответствии с Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (ФБУП) 2004 г. и федеральным компонентом государственного стандарта общего образования [15].
С целью завершения периода перехода на ФБУП 2004 г. при составлении учебного плана общеобразовательного учреждения на 2009-2010 учебный год в 9-11 классах следует руководствоваться региональным учебным планом, утвержденным приказом департамента образования от 12.05.2006 г. № 01-03/318 «Об утверждении регионального учебного плана» [15].
В региональном учебном плане предмет «Информатика и ИКТ» представлен следующим образом [16]:
9 класс. Базовый курс (70 часов).
Рекомендуется ведение курсов по выбору по предмету «Информатика и ИКТ» в рамках предпрофильной подготовки.
10-11 классы. Курс на базовом или профильном уровнях в зависимости от реализуемого образовательным учреждением учебного плана (70 или 280 часов соответственно).
Согласно ФБУП предмет «Информатика и ИКТ»
ОБЯЗАТЕЛЕН для:
универсального (непрофильного) обучения на базовом уровне;
социально-экономического и индустриально-технологического профилей на базовом уровне;
РЕКОМЕНДОВАН для:
физико-математического и информационно-технологического профилей как один из профильных учебных предметов (по выбору образовательного учреждения) на профильном или базовом уровнях;
физико-химического, химико-биологического, биолого-географического, социально-гуманитарного, филологического, аграрно-технологического, художественно-эстетического, оборонно-спортивного профилей на базовом или профильном уровнях (по решению образовательного учреждения за счет часов компонента образовательного учреждения).
В общеобразовательном классе, работающем по универсальному (непрофильному) учебному плану, предмет «Информатика и ИКТ» изучается в обязательном порядке всеми учащимися как минимум на базовом уровне (в соответствии с Письмом Департамента образования Администрации Ярославской области от 14.09.2006 № 01-10/2757 «О реализации БУП-2004» [17]).
В 2009/2010 учебном году преподавание предмета «Информатика и ИКТ» может быть реализовано следующим образом.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования не предусматривает изучение предмета «Информатика и ИКТ» в 5-7 классах. Изучение предмета возможно за счет часов компонента образовательного учреждения.
В соответствии с Письмом Департамента образования Ярославской области от 28.04.2009 № 1662/01-10 «Об организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях в 2009-2010 учебном году» [15]:
Основная школа
8 класс – 1 час в неделю в соответствии с ФБУП.
9 класс – 2 часа в неделю в соответствии с ФБУП и региональным учебным планом.
В рамках предпрофильной подготовки в 9 классе рекомендуется ведение курсов по выбору по предмету «Информатика и ИКТ».
Старшая школа
В соответствии с ФБУП и региональным учебным планом
10 класс
4 часа в неделю для профильного уровня;
1 час в неделю для базового уровня.
11 класс
4 часа в неделю для профильного уровня;
1 час в неделю для базового уровня.
На основе рекомендованных Министерством образования и науки РФ примерных программ основного общего и среднего (полного) общего образования [8, 9, 10] или одной из авторских программ создаются рабочие программы по предмету «Информатика и ИКТ» [18].
Увеличение объема часов на изучение предмета на базовом уровне (как на основной, так и на старшей ступени обучения) должно быть обосновано в пояснительной записке рабочей программы.
Примеры рабочих программ по Информатике и ИКТ, созданные учителями базовых школ области по апробации БУП-2004, представлены в Информационно-методическом сборнике «Образовательные ресурсы» (выпуск 16а, формат CD, 2007) [21].
Рабочая программа по Информатике и ИКТ (10-11 кл, базовый уровень)
Елисеева Л.Ю., учитель Каменниковской сош Рыбинского МР
Рабочая программа по Информатике и ИКТ (10-11 кл, базовый уровень)
Казарина Н.М., учитель сош № 76 г. Ярославля
Рабочая программа по Информатике и ИКТ (10-11 кл, профильный уровень)
Напольских О.Н., Никулина Н.И., учителя сош № 76 г. Ярославля
Для реализации элективных учебных предметов по информатике в старшей школе могут быть использованы программы, изданные Национальным фондом подготовки кадров [19]. Перечень элективных учебных предметов приведен в Приложении 2.
Примеры программ элективных учебных предметов, созданных учителями базовых школ Ярославской области по апробации БУП-2004, представлены в Информационно-методическом сборнике «Образовательные ресурсы» (выпуск 4, формат CD, 2007) [20].
Программа элективного учебного предмета «Математические основы информатики» (10 класс).
Мальгина А.К., учитель гимназии №1 г. Ростова
Программа элективного учебного предмета «Приемы и методы программирования».
Дашниц Н.Л., Никулина Н.И., учителя сош № 76 г. Ярославля
Программа элективного учебного предмета «Основы программирования на Visual Basic».
Кравцова Е.К., учитель сош № 87 г. Ярославля
Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки России к использованию в образовательном процессе на 2009/2010 учебный год [11], представлены в Приложении 1.
Нормативная и информационная база для преподавания предмета
«Информатика и ИКТ»
Приказ Министерства образования России от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования
Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование
ed.gov/ob-edu/noc/rub/standart/p1/1287/
Часть II. Среднее (полное) общее образование
ed.gov/ob-edu/noc/rub/standart/p2/1288/
Приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002 г. № 393 «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»
edrmika/min/pravo/276/
Приложение к приказу Министерства образования Российской Федерации № 2783 от 18.07.2002 г. «Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования»
ed.gov/ob-edu/noc/rub/groun/505/
Приказ Министерства образования РФ от 9.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования
ed.gov/ob-edu/noc/rub/standart/bup/bup.doc
Методическое письмо Министерства образования и науки РФ «О преподавании учебного предмета «Информатика и ИКТ» и информационных технологий в рамках других предметов в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»
ed.gov/d/ob-edu/noc/rub/standart/mp/06.doc
Примерная программа основного общего образования по Информатике и информационным технологиям
ed.gov/d/ob-edu/noc/rub/standart/pp/09-o.doc
Примерная программа среднего (полного) общего образования по Информатике и информационным технологиям (базовый уровень)
ed.gov/d/ob-edu/noc/rub/standart/pp/09-1-s.doc
Примерная программа среднего (полного) общего образования по Информатике и информационным технологиям (профильный уровень)
ed.gov/d/ob-edu/noc/rub/standart/pp/09-2-s.doc
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 декабря 2008 г. № 379 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2009/2010 учебный год»
edu/db/mo/Data/d_08/m379.html
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 декабря 2007 г. № 349 (Зарегистрирован в Минюст России 14 декабря 2007 г. № 10705) «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2008/2009 учебный год»
edu/db/mo/Data/d_07/m349.html
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования. Информатика и информационные технологии.
ed.gov/d/ob-edu/noc/rub/standart/mt/06.doc
Сборник нормативных документов. Информатика и ИКТ. /Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004.
Письмо Департамента образования Ярославской области от 28.04.2009 № 1662/01-10 «Об организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях в 2009-2010 учебном году».
depedu.yar/de/orders/doc2009/p_1662.doc
Приказ Департамента образования Администрации Ярославской области от 12.05.2006 № 01-03/318 «Об утверждении регионального учебного плана».
depedu.yar/de/orders/doc2006/120506.shtml
Письмо Департамента образования Администрации Ярославской области от 14.09.2006 № 01-10/2757 «О реализации БУП-2004».
Письмо Департамента образования Администрации Ярославской области от 12.01.06 № 23/01-10 «О рабочих программах учебных курсов» (Приложение к письму «Рекомендации по разработке и утверждению рабочих программ учебных курсов»).
depedu.yar/de/orders/doc2006/rab_prog.shtml
Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Информатика» /Министерство образования РФ – Национальный фонд подготовки кадров. – М.: Вита-Пресс, 2004. – 112 с.
ict.edu/ft/002367/index.html
Профильное обучение. Нормативное, учебное и программно-методическое обеспечение. [Электронный ресурс] : сб. материалов ГОУ ЯО «Институт развития образования» : материалы публ. в автор. ред. / Департамент образования Администрации Ярославской обл.; под общ ред. Шиловой Ж.А.; ред.-сост.: Круглова Е.Н., Наумова О.Н. ; отв. за вып. Архипова М.В. ; техн. ред – Ярославль, 2007. – (Образовательные ресурсы : информ. сб. Вып. 4). – Формат СD.
depedu.yar:8101/exp/predprofil/materl/disk_4/index.htm
Структура, содержание образования и организация деятельности педагогического коллектива школы по реализации БУП-2004 [Электронный ресурс] : сб. материалов ГОУ ЯО «Институт развития образования» : материалы публ. в автор. ред. / Департамент образования Администрации Ярославской обл. ; под общ ред. Шиловой Ж.А.; ред.-сост.: Круглова Е.Н., Наумова О.Н. ; отв. за вып. Архипова М.В. ; техн. ред – Ярославль, 2007. – (Образовательные ресурсы : информ. сб. Вып. 16 а). – Формат СD.
depedu.yar:8101/exp/predprofil/materl/disk_progr3/index.html
Информатика и информационно-коммуникационные технологии: Элективные курсы в предпрофильной подготовке (под ред. Обуховой Л.А.) : (сб., серия «Электив») – М.: Изд-во «5 за знания», 2006.
Приложение к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации № 362 от 28.11.2008 г. «Положение о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования»
edu/db/mo/Data/d_08/prm362-1.htm
Дополнительные информационные ресурсы
mon.gov – Министерство образование и науки Российской Федерации
ed.gov – Федеральное агентство по образованию
obrnadzor.gov/ – Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
ege.edu/ – Официальный информационный портал ЕГЭ
fipi/ – Федеральный институт педагогических измерений
vestnik.edu – Вестник образования (Официальное издание Министерства образования и науки Российской Федерации)
edu – Российское образование. Федеральный портал
depedu.yar – Департамент образования Ярославской области
iro.yar – ГОУ ЯО ИРО
edu.of/profil/default.asp – Дистанционная поддержка профильного обучения (Сайт дистанционной поддержки программы «Интернет-поддержка профессионального развития педагогов»)
edu.of/isiorao/ – Профильное обучение на старшей ступени образования (Организационно-методическая поддержка профильного обучения в старшей школе)
iit.metodist – Информатика и информационные технологии (Лаборатория Информатики МИОО)
metodist.lbz/ – Методическая служба издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний»
it-n/ – Портал «Сеть творческих учителей» (АПК и ППРО при поддержке Microsoft)
openclass/ – «Открытый класс» (Сетевые образовательные сообщества)
Приложение № 1
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства
образования и науки
Российской Федерации
от « 9 » декабря 2008 г. № 379
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНИКОВ,
РЕКОМЕНДОВАННЫХ МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ, НА 2009/2010 УЧЕБНЫЙ ГОД
Начальная школа | |||
№ п/п | Авторы, название учебника | класс | Издательство |
313 | Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ | 3 | Академкнига/Учебник |
314 | Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ | 4 | Академкнига/Учебник |
315 | Горячев А.В. Информатика и ИКТ | 3 | Баласс |
316 | Горячев А.В. Информатика и ИКТ | 4 | Баласс |
317 | Горячев А.В., Суворова Н.И. Информатика | 3 | Баласс |
318 | Горячев А.В., Суворова Н.И. Информатика | 4 | Баласс |
319 | Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. и др. Информатика и ИКТ | 3 | БИНОМ |
320 | Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. и др. Информатика и ИКТ | 4 | БИНОМ |
321 | Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика | 3 | Просвещение |
322 | Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика | 3-4 | Просвещение |
323 | Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика | 4 | Просвещение |
Основная школа | |||
№ п/п | Авторы, название учебника | класс | Издательство |
499 | Быкадоров Ю.А. Информатика и ИКТ | 8 | Дрофа |
500 | Быкадоров Ю.А. Информатика и ИКТ | 9 | Дрофа |
501 | Гейн А.Г., Сенокосов А.И., Юнерман Н.А. Информатика и информационные технологии | 8 | Просвещение |
502 | Гейн А.Г., Сенокосов А.И., Юнерман Н.А. Информатика и информационные технологии | 9 | Просвещение |
503 | Макарова Н.В., Волкова И.В., Николайчук Г.С и др. под ред. Макаровой Н.В. Информатика | 8-9 | Питер Пресс |
504 | Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В. и др. Информатика и ИКТ | 8 | БИНОМ |
505 | Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В. и др. Информатика и ИКТ | 9 | БИНОМ |
506 | Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ | 8 | БИНОМ |
507 | Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ | 9 | БИНОМ |
Старшая школа | |||
№ п/п | Авторы, название учебника | класс | Издательство |
837 | Гейн А.Г., Ливчак А.Б., Сенокосов А.И. и др. Информатика и ИКТ (базовый и профильный уровни) | 10 | Просвещение |
838 | Гейн А.Г., Сенокосов А.И. Информатика и ИКТ (базовый и профильный уровни) | 11 | Просвещение |
839 | Макарова Н.В., Николайчук Г.С, Титова Ю.Ф. под ред. Макаровой Н.В. Информатика и ИКТ (базовый уровень) | 10 | Питер Пресс |
840 | Макарова Н.В., Николайчук Г.С, Титова Ю.Ф. под ред. Макаровой Н.В. Информатика и ИКТ (базовый уровень) | 11 | Питер Пресс |
841 | Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ (базовый уровень) | 10-11 | БИНОМ |
842 | Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ (базовый уровень) | 10 | БИНОМ |
843 | Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ (базовый уровень) | 11 | БИНОМ |
844 | Фиошин М.Е., Рессин А.А., Юнусов СМ. под ред. Кузнецова А.А. | 10-11 | Дрофа |
УТВЕРЖДЕН
Приказом Министерства
образования и науки
Российской Федерации
от 9 декабря 2008 г. N 379
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
УЧЕБНИКОВ, ДОПУЩЕННЫХ МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
ПРОЦЕССЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ,
НА 2009/2010 УЧЕБНЫЙ ГОД
Информатика и ИКТ | |||
№ п/п | Авторы, название учебника | класс | Издательство |
116 | Кузнецов А.А., Бешенков С.А., Ракитина Е.А. и др. Информатика | 8 | Просвещение |
117 | Мачульский В.В., Гейн А.Г., Кадочникова В.И. Информатика и ИКТ | 8 | Ассоциация XXI век |
214 | Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ (профильный уровень) | 10 | БИНОМ |
Приложение 2
Опубликовано:
Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Информатика» /Министерство образования РФ – Национальный фонд подготовки кадров. – М.: Вита-Пресс, 2004.
(ict.edu/ft/002367//index.html – Библиотека портала «ИКТ в образовании»)
Перечень элективных учебных предметов (старшая профильная школа)
«Информатика и ИКТ»
Автор, название курса | Кол-во часов | Рекомендуемые профили | Материалы, представленные в сборнике |
Угринович Н.Д. | 70 | естественно-математический и информационно-технологический | подробная программа, описание УМК |
Хуторской А.В., Орешко А.П. | 70 | технологический | подробная программа, описание УМК |
Залогова Л.А. | 70 | естественно-математический | подробная программа, описание УМК |
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. | 72 | физико-математический и информационно-технологический | краткая программа |
Монахов М.Ю., Воронин А.А. | 35 | естественно-математический, гуманитарный, технологический | описание программы, описание УМК |
Монахов М.Ю., Солодов С.Л., Монахова Г.Е. | 70 | естественно-математический и технологический | описание программы, описание УМК |
Копыльцов А.В. | 70 | описание программы, описание УМК | |
Горбунова И.Б., Белов Г.Г., Горельченко А.В. | 70 | краткая программа, описание УМК | |
Коряковцева Н.А. | 43 | краткая программа |
УМК по элективным учебным предметам
Автор, название курса | Состав УМК | Издательство |
Угринович Н.Д. (методическая поддержка курса – iit.metodist) | Учебное пособие Компьютерный практикум на CD + программное обеспечение Методическое пособие для учителя | БИНОМ |
Хуторской А.В., Орешко А.П. | Пособие для учащихся Методические рекомендации для учителя | Дрофа |
Залогова Л.А. | Учебное пособие Практикум | БИНОМ |
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. | Учебное пособие для учащихся Методическое пособие для учителя | БИНОМ |
Монахов М.Ю., Воронин А.А. | Электронное учебное пособие Практикум | БИНОМ |
Монахов М.Ю., Солодов С.Л., Монахова Г.Е. | Электронное учебное пособие Практикум | БИНОМ |
Копыльцов А.В. | Практикум Методическое пособие для учителя | СМИО-Пресс |
Горбунова И.Б. | Практикум для учащихся Методические рекомендации для учителя, компакт-диск | СМИО-Пресс |