Реферат: Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Информатика и ИКТ» в 2009-2010 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Информатика и ИКТ» в 2009-2010 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области

Остальные рефераты » Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Информатика и ИКТ» в 2009-2010 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области

Составители:

Смирнова Алевтина Николаевна, руководитель ЦИТ,

Потехин Николай Владимирович, ст. методист ЦИТ,

Редченкова Галина Дмитриевна, ст. методист ЦИТ


Методическое письмо

о преподавании учебного предмета «Информатика и ИКТ»
в 2009-2010 учебном году в общеобразовательных учреждениях
Ярославской области


При преподавании учебного предмета «Информатика и ИКТ» следует руководствоваться Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования [2], Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года [3], Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования [4].

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования. В соответствии с концепцией модернизации он выстроен как средство системного обновления содержания образования.

Введение федерального базисного учебного плана (ФБУП) и введение федерального компонента государственного стандарта общего образования предусматривает изменение концепции преподавания курса информатики, места курса в учебном плане и его объема в учебных часах, что означает следующее:

Пропедевтика предмета «Информатика и ИКТ» в рамках предмета «Технология» в 3-4 классах, с целью овладения учащимися первоначальными умениями поиска, преобразования, хранения, передачи информации, использования компьютера.

В ФБУП базовый курс «Информатика и ИКТ» представлен в 8-9 классах. Курс должен быть реализован в объеме не менее 102 часов за 2 года обучения (35/70 часов в год, 1/2 часа в неделю соответственно).

В 10-11 классах осуществляется профильное обучение. Предмет «Информатика и ИКТ» не относится к обязательным учебным предметам. При включении предмета «Информатика и ИКТ» в учебный план 10-11 классов образовательного учреждения должен быть определен уровень изучения предмета: базовый или профильный.
Для базового уровня общий объем часов составляет 70 часов (35/35 часов в год, 1/1 час в неделю соответственно). Для профильного уровня – общий объем 280 часов (140/140 часов в год, 4/4 часа в неделю соответственно). Указанные объемы часов являются обязательными при выборе определенного уровня обучения.

В 10-11 классах за счет часов компонента образовательного учреждения предлагается изучать элективные учебные предметы. Учащиеся, независимо от профиля обучения, могут выбрать любой элективный учебный предмет по информатике, предлагаемый образовательным учреждением.


В 2010 году завершается период поэтапного введения федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 г.

В 2009-2010 учебном году образовательный процесс обучающихся 1-4, 5-8 и 10-11 классов осуществляется в соответствии с Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (ФБУП) 2004 г. и федеральным компонентом государственного стандарта общего образования [15].

С целью завершения периода перехода на ФБУП 2004 г. при составлении учебного плана общеобразовательного учреждения на 2009-2010 учебный год в 9-11 классах следует руководствоваться региональным учебным планом, утвержденным приказом департамента образования от 12.05.2006 г. № 01-03/318 «Об утверждении регионального учебного плана» [15].

В региональном учебном плане предмет «Информатика и ИКТ» представлен следующим образом [16]:

9 класс. Базовый курс (70 часов).

Рекомендуется ведение курсов по выбору по предмету «Информатика и ИКТ» в рамках предпрофильной подготовки.

10-11 классы. Курс на базовом или профильном уровнях в зависимости от реализуемого образовательным учреждением учебного плана (70 или 280 часов соответственно).

Согласно ФБУП предмет «Информатика и ИКТ»

ОБЯЗАТЕЛЕН для:

универсального (непрофильного) обучения на базовом уровне;

социально-экономического и индустриально-технологического профилей на базовом уровне;

РЕКОМЕНДОВАН для:

физико-математического и информационно-технологического профилей как один из профильных учебных предметов (по выбору образовательного учреждения) на профильном или базовом уровнях;

физико-химического, химико-биологического, биолого-географи­ческого, социально­-гуманитарного, филологического, аграрно-технологи­ческого, художест­венно-эстетического, оборонно-спортивного профилей на базовом или профильном уровнях (по решению образовательного учреждения за счет часов компонента образовательного учреждения).

В общеобразовательном классе, работающем по универсальному (непрофильному) учебному плану, предмет «Информатика и ИКТ» изучается в обязательном порядке всеми учащимися как минимум на базовом уровне (в соответствии с Письмом Департамента образования Администрации Ярославской области от 14.09.2006 № 01-10/2757 «О реализации БУП-2004» [17]).


В 2009/2010 учебном году преподавание предмета «Информатика и ИКТ» может быть реализовано следующим образом.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования не предусматривает изучение предмета «Информатика и ИКТ» в 5-7 классах. Изучение предмета возможно за счет часов компонента образовательного учреждения.

В соответствии с Письмом Департамента образования Ярославской области от 28.04.2009 № 1662/01-10 «Об организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях в 2009-2010 учебном году» [15]:

Основная школа

8 класс – 1 час в неделю в соответствии с ФБУП.

9 класс – 2 часа в неделю в соответствии с ФБУП и региональным учебным планом.

В рамках предпрофильной подготовки в 9 классе рекомендуется ведение курсов по выбору по предмету «Информатика и ИКТ».

Старшая школа

В соответствии с ФБУП и региональным учебным планом

10 класс

4 часа в неделю для профильного уровня;

1 час в неделю для базового уровня.

11 класс

4 часа в неделю для профильного уровня;

1 час в неделю для базового уровня.


На основе рекомендованных Министерством образования и науки РФ примерных программ основного общего и среднего (полного) общего образования [8, 9, 10] или одной из авторских программ создаются рабочие программы по предмету «Информатика и ИКТ» [18].

Увеличение объема часов на изучение предмета на базовом уровне (как на основной, так и на старшей ступени обучения) должно быть обосновано в пояснительной записке рабочей программы.

Примеры рабочих программ по Информатике и ИКТ, созданные учителями базовых школ области по апробации БУП-2004, представлены в Информационно-методическом сборнике «Образовательные ресурсы» (выпуск 16а, формат CD, 2007) [21].

Рабочая программа по Информатике и ИКТ (10-11 кл, базовый уровень)

Елисеева Л.Ю., учитель Каменниковской сош Рыбинского МР

Рабочая программа по Информатике и ИКТ (10-11 кл, базовый уровень)

Казарина Н.М., учитель сош № 76 г. Ярославля

Рабочая программа по Информатике и ИКТ (10-11 кл, профильный уровень)

Напольских О.Н., Никулина Н.И., учителя сош № 76 г. Ярославля


Для реализации элективных учебных предметов по информатике в старшей школе могут быть использованы программы, изданные Национальным фондом подготовки кадров [19]. Перечень элективных учебных предметов приведен в Приложении 2.

Примеры программ элективных учебных предметов, созданных учителями базовых школ Ярославской области по апробации БУП-2004, представлены в Информационно-методическом сборнике «Образовательные ресурсы» (выпуск 4, формат CD, 2007) [20].

Программа элективного учебного предмета «Математические основы информатики» (10 класс).

Мальгина А.К., учитель гимназии №1 г. Ростова

Программа элективного учебного предмета «Приемы и методы программирования».

Дашниц Н.Л., Никулина Н.И., учителя сош № 76 г. Ярославля

Программа элективного учебного предмета «Основы программирования на Visual Basic».

Кравцова Е.К., учитель сош № 87 г. Ярославля


Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки России к использованию в образовательном процессе на 2009/2010 учебный год [11], представлены в Приложении 1.

Нормативная и информационная база для преподавания предмета
«Информатика и ИКТ»

Приказ Министерства образования России от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования
Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование
ed.gov/ob-edu/noc/rub/standart/p1/1287/
Часть II. Среднее (полное) общее образование
ed.gov/ob-edu/noc/rub/standart/p2/1288/

Приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002 г. № 393 «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»
edrmika/min/pravo/276/

Приложение к приказу Министерства образования Российской Федерации № 2783 от 18.07.2002 г. «Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования»
ed.gov/ob-edu/noc/rub/groun/505/

Приказ Министерства образования РФ от 9.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования

ed.gov/ob-edu/noc/rub/standart/bup/bup.doc

Методическое письмо Министерства образования и науки РФ «О преподавании учебного предмета «Информатика и ИКТ» и информационных технологий в рамках других предметов в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»

ed.gov/d/ob-edu/noc/rub/standart/mp/06.doc

Примерная программа основного общего образования по Информатике и информационным технологиям

ed.gov/d/ob-edu/noc/rub/standart/pp/09-o.doc

Примерная программа среднего (полного) общего образования по Информатике и информационным технологиям (базовый уровень)

ed.gov/d/ob-edu/noc/rub/standart/pp/09-1-s.doc

Примерная программа среднего (полного) общего образования по Информатике и информационным технологиям (профильный уровень)

ed.gov/d/ob-edu/noc/rub/standart/pp/09-2-s.doc

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 декабря 2008 г. № 379 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2009/2010 учебный год»

edu/db/mo/Data/d_08/m379.html

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 декабря 2007 г. № 349 (Зарегистрирован в Минюст России 14 декабря 2007 г. № 10705) «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2008/2009 учебный год»

edu/db/mo/Data/d_07/m349.html

Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования. Информатика и информационные технологии.

ed.gov/d/ob-edu/noc/rub/standart/mt/06.doc

Сборник нормативных документов. Информатика и ИКТ. /Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004.

Письмо Департамента образования Ярославской области от 28.04.2009 № 1662/01-10 «Об организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях в 2009-2010 учебном году».

depedu.yar/de/orders/doc2009/p_1662.doc

Приказ Департамента образования Администрации Ярославской области от 12.05.2006 № 01-03/318 «Об утверждении регионального учебного плана».

depedu.yar/de/orders/doc2006/120506.shtml

Письмо Департамента образования Администрации Ярославской области от 14.09.2006 № 01-10/2757 «О реализации БУП-2004».

Письмо Департамента образования Администрации Ярославской области от 12.01.06 № 23/01-10 «О рабочих программах учебных курсов» (Приложение к письму «Рекомендации по разработке и утверждению рабочих программ учебных курсов»).

depedu.yar/de/orders/doc2006/rab_prog.shtml

Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Информатика» /Министерство образования РФ – Национальный фонд подготовки кадров. – М.: Вита-Пресс, 2004. – 112 с.

ict.edu/ft/002367/index.html

Профильное обучение. Нормативное, учебное и программно-методическое обеспечение. [Электронный ресурс] : сб. материалов ГОУ ЯО «Институт развития образования» : материалы публ. в автор. ред. / Департамент образования Администрации Ярославской обл.; под общ ред. Шиловой Ж.А.; ред.-сост.: Круглова Е.Н., Наумова О.Н. ; отв. за вып. Архипова М.В. ; техн. ред – Ярославль, 2007. – (Образовательные ресурсы : информ. сб. Вып. 4). – Формат СD.

depedu.yar:8101/exp/predprofil/materl/disk_4/index.htm

Структура, содержание образования и организация деятельности педагогического коллектива школы по реализации БУП-2004 [Электронный ресурс] : сб. материалов ГОУ ЯО «Институт развития образования» : материалы публ. в автор. ред. / Департамент образования Администрации Ярославской обл. ; под общ ред. Шиловой Ж.А.; ред.-сост.: Круглова Е.Н., Наумова О.Н. ; отв. за вып. Архипова М.В. ; техн. ред – Ярославль, 2007. – (Образовательные ресурсы : информ. сб. Вып. 16 а). – Формат СD.

depedu.yar:8101/exp/predprofil/materl/disk_progr3/index.html

Информатика и информационно-коммуникационные технологии: Элективные курсы в предпрофильной подготовке (под ред. Обуховой Л.А.) : (сб., серия «Электив») – М.: Изд-во «5 за знания», 2006.

Приложение к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации № 362 от 28.11.2008 г. «Положение о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования»

edu/db/mo/Data/d_08/prm362-1.htm

Дополнительные информационные ресурсы

mon.gov – Министерство образование и науки Российской Федерации

ed.gov – Федеральное агентство по образованию

obrnadzor.gov/ – Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

ege.edu/ – Официальный информационный портал ЕГЭ

fipi/ – Федеральный институт педагогических измерений

vestnik.edu – Вестник образования (Официальное издание Министерства образования и науки Российской Федерации)

edu – Российское образование. Федеральный портал

depedu.yar – Департамент образования Ярославской области

iro.yar – ГОУ ЯО ИРО

edu.of/profil/default.asp – Дистанционная поддержка профильного обучения (Сайт дистанционной поддержки программы «Интернет-поддержка профессионального развития педагогов»)

edu.of/isiorao/ – Профильное обучение на старшей ступени образования (Организационно-методическая поддержка профильного обучения в старшей школе)

iit.metodist – Информатика и информационные технологии (Лаборатория Информатики МИОО)

metodist.lbz/ – Методическая служба издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний»

it-n/ – Портал «Сеть творческих учителей» (АПК и ППРО при поддержке Microsoft)

openclass/ – «Открытый класс» (Сетевые образовательные сообщества)

Приложение № 1


УТВЕРЖДЕН

приказом Министерства

образования и науки

Российской Федерации

от « 9 » декабря 2008 г. № 379

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНИКОВ,
РЕКОМЕНДОВАННЫХ МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ, НА 2009/2010 УЧЕБНЫЙ ГОД


Начальная школа

п/п

Авторы, название учебника

класс

Издательство

313

Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ 3 Академкнига/Учебник

314

Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ 4 Академкнига/Учебник

315

Горячев А.В. Информатика и ИКТ 3 Баласс

316

Горячев А.В. Информатика и ИКТ 4 Баласс

317

Горячев А.В., Суворова Н.И. Информатика 3 Баласс

318

Горячев А.В., Суворова Н.И. Информатика 4 Баласс

319

Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. и др. Информатика и ИКТ 3 БИНОМ

320

Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. и др. Информатика и ИКТ 4 БИНОМ

321

Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика 3 Просвещение

322

Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика 3-4 Просвещение

323

Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика 4 Просвещение

Основная школа

п/п

Авторы, название учебника

класс

Издательство

499

Быкадоров Ю.А. Информатика и ИКТ 8 Дрофа

500

Быкадоров Ю.А. Информатика и ИКТ 9 Дрофа

501

Гейн А.Г., Сенокосов А.И., Юнерман Н.А. Информатика и информационные технологии 8 Просвещение

502

Гейн А.Г., Сенокосов А.И., Юнерман Н.А. Информатика и информационные технологии 9 Просвещение

503

Макарова Н.В., Волкова И.В., Николайчук Г.С и др. под ред. Макаровой Н.В. Информатика 8-9 Питер Пресс

504

Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В. и др. Информатика и ИКТ 8 БИНОМ

505

Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В. и др. Информатика и ИКТ 9 БИНОМ

506

Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ 8 БИНОМ

507

Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ 9 БИНОМ

Старшая школа

п/п

Авторы, название учебника

класс

Издательство

837

Гейн А.Г., Ливчак А.Б., Сенокосов А.И. и др. Информатика и ИКТ (базовый и профильный уровни) 10 Просвещение

838

Гейн А.Г., Сенокосов А.И. Информатика и ИКТ (базовый и профильный уровни) 11 Просвещение

839

Макарова Н.В., Николайчук Г.С, Титова Ю.Ф. под ред. Макаровой Н.В. Информатика и ИКТ (базовый уровень) 10 Питер Пресс

840

Макарова Н.В., Николайчук Г.С, Титова Ю.Ф. под ред. Макаровой Н.В. Информатика и ИКТ (базовый уровень) 11 Питер Пресс

841

Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ (базовый уровень) 10-11 БИНОМ

842

Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ (базовый уровень) 10 БИНОМ

843

Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ (базовый уровень) 11 БИНОМ

844

Фиошин М.Е., Рессин А.А., Юнусов СМ. под ред. Кузнецова А.А.
Информатика и ИКТ (профильный уровень)

10-11 Дрофа

УТВЕРЖДЕН


Приказом Министерства
образования и науки
Российской Федерации
от 9 декабря 2008 г. N 379


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
УЧЕБНИКОВ, ДОПУЩЕННЫХ МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
ПРОЦЕССЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ,
НА 2009/2010 УЧЕБНЫЙ ГОД


Информатика и ИКТ

п/п

Авторы, название учебника

класс

Издательство

116

Кузнецов А.А., Бешенков С.А., Ракитина Е.А. и др. Информатика 8 Просвещение

117

Мачульский В.В., Гейн А.Г., Кадочникова В.И. Информатика и ИКТ 8 Ассоциация XXI век

214

Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ (профильный уровень) 10 БИНОМ

Приложение 2

Опубликовано:
Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Информатика» /Министерство образования РФ – Национальный фонд подготовки кадров. – М.: Вита-Пресс, 2004.

(ict.edu/ft/002367//index.html – Библиотека портала «ИКТ в образовании»)


Перечень элективных учебных предметов (старшая профильная школа)
«Информатика и ИКТ»

Автор, название курса

Кол-во часов

Рекомендуемые профили

Материалы, представленные в сборнике

Угринович Н.Д.
Исследование информационных моделей с использованием систем объектно-ориентированного программирования и электронных таблиц

70 естествен­но-матема­тический и информационно-техно­ло­гический подробная программа, описание УМК

Хуторской А.В., Орешко А.П.
Технология создания сайтов

70 технологи­ческий подробная программа, описание УМК

Залогова Л.А.
Компьютерная графика

70 естественно-математический подробная программа, описание УМК

Семакин И.Г., Хеннер Е.К.
Информационные системы и модели

72 физико-матема­тический и информационно-техно­ло­гический краткая программа

Монахов М.Ю., Воронин А.А.
Создаем школьный сайт в Интернете

35 естественно-математический, гуманитарный, технологический описание программы, описание УМК

Монахов М.Ю., Солодов С.Л., Монахова Г.Е.
Учимся проектировать на компьютере

70 естественно-математический и технологический описание программы, описание УМК

Копыльцов А.В.
Компьютерное моделирование: сферы и границы применения

70
описание программы, описание УМК

Горбунова И.Б., Белов Г.Г., Горельченко А.В.
Музыкальный компьютер (новый инструмент музыканта)

70
краткая программа, описание УМК

Коряковцева Н.А.
Технология работы с библиотечными и сетевыми ресурсами

43
краткая программа

УМК по элективным учебным предметам

Автор, название курса Состав УМК Издательство

Угринович Н.Д.
Исследование информационных моделей с использованием систем объектно-ориентированного программирования и электронных таблиц

(методическая поддержка курса – iit.metodist)

Учебное пособие

Компьютерный практикум на CD + программное обеспечение

Методическое пособие для учителя


БИНОМ

Хуторской А.В., Орешко А.П.
Технология создания сайтов

Пособие для учащихся

Методические рекомендации для учителя

Дрофа

Залогова Л.А.
Компьютерная графика

Учебное пособие

Практикум

БИНОМ

Семакин И.Г., Хеннер Е.К.
Информационные системы и модели

Учебное пособие для учащихся

Методическое пособие для учителя

БИНОМ

Монахов М.Ю., Воронин А.А.
Создаем школьный сайт в Интернете

Электронное учебное пособие

Практикум

БИНОМ

Монахов М.Ю., Солодов С.Л., Монахова Г.Е.
Учимся проектировать на компьютере

Электронное учебное пособие

Практикум

БИНОМ

Копыльцов А.В.
Компьютерное моделирование: сферы и границы применения

Практикум

Методическое пособие для учителя

СМИО-Пресс

Горбунова И.Б.
Музыкальный компьютер (новый инструмент для музыканта)

Практикум для учащихся

Методические рекомендации для учителя, компакт-диск

СМИО-Пресс