Тема: Исследовательская работа по физике в младших классах
Доронина Елена Анатольевна
- учитель физики
МОУ – СОШ №21
г. Белгорода
"Будущий исследователь рождается не в 30 лет, обучаясь в аспирантуре, а гораздо раньше того времени, когда родители впервые поведут его в детский сад"
А.М.Савенков, доктор педагогических наук.
Концепция модернизации содержания физического образования предусматривает усиление практической подготовки учащихся, включающей систему лабораторно-практических заданий, проектно – исследовательскую деятельность.
Физика – наука экспериментальная и выполнение практических работ должно занимать значительную часть курса физики. В настоящее время, к сожалению, многие школы не располагают средствами для создания широкой экспериментальной базы. Поэтому, начиная с раннего возраста, а именно с седьмого класса учащихся необходимо привлекать к исследовательской деятельности через лабораторные работы, домашние эксперименты, создание мини – проектов, написанию небольшой исследовательской работы, при этом, чтобы при их проведении не требовалось сложного оборудования.
Индивидуальная исследовательская работа на уроках дает возможность учителю увидеть ту “искру” интереса, мотивации, развития каждого ученика, чтобы в дальнейшем развивать специальные умения и навыки. Ученик знакомится с методами научного познания окружающего мира, а исследовательские умения развиваются в личностные качества.
Какие можно предложить виды исследовательской работы учащимся седьмого класса.
Это:
1) Реферат (от лат. Refero – сообщаю), краткое изложение в письменном виде публичного сообщения.
Таким образом, если говорить об ученическом реферате, то его можно представить как краткое изложение литературы по определённой теме.
Классификация рефератов:
- по темам, которые выберут ученики (например, «Тепловые явления», «Магнитные явления» и т. д.);
- по целям работы (обзор литературы по определённой теме; сбор информации по проблеме, интересующей ученика);
- исторические (история вопроса, обзор работы учёного – физика и т. д.)
Вот, например темы рефератов, которые выбрали учащиеся:
«Физика дома»; «Явления природы»; «Рычаги в быту и технике»;
«В чём прав Архимед?».
2) Учебное исследование – работа, целью которой является приобретение учащимися функционального навыка исследования, как универсального способа освоения действительности. Оно не предполагает получение объективно нового результата.
Исследовательские работы могут проводиться как дома, так и в школе. При этом ученикам выдается краткая инструкция (на специальном листочке) или задание с кратким и чётким содержанием (например, задание в учебнике 7 класса после изучения определенной темы).
Вот некоторые задания:
1) Исследовательская работа по наблюдению диффузии в воде и влияние температуры на скорость диффузии.
2) Исследовательская работа по определению плотности картофеля.
3) Исследования смачивания тел.
4) Измерение толщины листа бумаги, из которого сделан учебник.
5) Исследование взаимного притяжения и отталкивания молекул.
Ещё очень много тем…
Пример краткой инструкции к исследовательской работе:
Наблюдение диффузии в воде и влияние температуры на скорость диффузии.
Цель работы: выяснить, что скорость диффузии зависит от температуры и смешивающихся веществ.
Приборы и материалы:
стакана с водой,
пакетика чая,
Холодильник.
Чайник
Выполнение работы.
1. Налейте в один стакан холодной воды, а в другой тёплой.
2. Аккуратно опусти в каждый стакан по пакетику чая. Объясни результаты:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3. Налейте в оба стакана до половины воды.
4. Поставь один из стаканов в холодильник, а другой оставь в комнате.
5. Через 1 час достань стакан из холодильника и наблюдай различие в результатах опыта. Объясни результаты._____________________________________________________________________________________________________________________
6. Сделайте вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольные вопросы.
1. Где лучше сохранить детский резиновый шарик, наполненный водородом: в холодном или теплом помещении?___________________________________________________________________________________________________________________
3) Проект – творческая работа, связанная с планированием, достижением и описанием определенного результата .
Примером проектной деятельности в седьмом классе является:
1) Конструирование физических приборов, моделей.
Тем самым это предполагает создание мини – проекта.
Ученики своими руками создают приборы, которые нужны в процессе изучения физики. Например:
- Изготовление измерительных приборов (мензурки, линейки, модели термометра, динамометра и т. д.)
- Изготовление моделей (сообщающиеся сосуды, тележки, рычаги, модели для демонстрации давления в твёрдом теле и жидкости, модель для демонстрации превращения одного вида энергии в другой и т.д.)
Таким образом, внедрение исследовательской деятельности на уроках физики развивает исследовательские навыки у учащихся, с помощью которых ученик учится совершать маленькие открытия для самого себя. Далее эта работа будет развиваться в направлении организации индивидуальной исследовательской работы.
Другие работы по теме:
Профессиональная и карьерная ориентации студенческой молодежи
Павельчук Илоны_0082 Профессиональная и карьерная ориентации студенческой молодежи Авторы: А. Думчене – доктор социальных наук, профессор Литовской академии физкультуры. С. Даукилас – доктор социальных наук, профессор Литовского сельскохозяйственного университета. И. Якушовайте – доктор гуманитарных наук, профессор Каунасского медицинского университета.
Гравитационное поле плоского слоя
Гравитационное поле плоского слоя В. В. Орлёнок, доктор геолого-минералогических наук Рассмотрим очень важную задачу притяжения, создаваемого плоским слоем в точке А, расположенной на некоторой высоте z над ним. Пусть плотность слоя = const. Вырежем в нем диск радиусом r и толщиной z.
Гравитационное поле вертикального стержня
Гравитационное поле вертикального стержня В. В. Орлёнок, доктор геолого-минералогических наук Некоторые небольшие по диаметру и уходящие на большую глубину интрузии могут быть аппроксимированы вертикальным стержнем или цилиндром (рис.28).
Гравитационное поле горизонтальной полуплоскости
Гравитационное поле горизонтальной полуплоскости В. В. Орлёнок, доктор геолого-минералогических наук Вертикальный уступ в реальных геологических условиях соответствует вертикальному сбросу, выклиниванию горизонтальных пластов различной плотности, границе крупного интрузивного образования на контакте с осадочными породами и т.п. (рис. 29).
Беглец
Автор: Чехов Антон. Семилетнего Пашку, страдающего от больного сустава, мать привела в больницу. Доктор оставил мальчика на стационаре, пообещав сводить на ярмарку и показать лисицу. Пашка сначала в восторге от больницы: новая одежда, суп с мясом, хлеб, жаркое с картофелем. Но доктор не спешит показывать лисицу, да и проявляется реальная сторона лечебного заведения: тяжело больные, одиночество, скука, тоска по дому… Когда из палаты ночью выносят умершего соседа, Пашка с криками «мама!» бежит куда глаза глядят.
Штаб заместителя фюрера
Введение 1 Структура Штаба Список литературы Введение Шта́б замести́теля фю́рера (нем.: Der Stab des Stellvertreters des Fьhrers), ведущее партийное учреждение в системе управления Национал-социалистической рабочей партии Германии (НСДАП) в 1933—1941 годах.
Рассадин, Сергей Евгеньевич
Сергей Евгеньевич Рассадин — белорусский историк, археолог, геральдист; доктор исторических наук, профессор истории. В 1981 году окончил историко-филологический факультет Гомельского государственного университета. Обучался в аспирантуре Института истории Академии наук (АН) БССР (1981—1984).
Институт истории СО РАН
Введение 1 История ИИ СО РАН 2 Кадры 3 Проекты и исследования 4 Структура института 5 Адрес Введение Институт истории Сибирского отделения Российской академии наук (ИИ СО РАН) — научно-исследовательское учреждение в сфере исторической науки в составе Сибирского отделения РАН Российской академии наук.
Институт российской истории РАН
Введение 1 История основания 2 Сотрудники института 3 Направления исследований 4 Книги, изданные в ИРИ РАН Список литературы Введение Институт российской истории РАН (ИРИ РАН) - научно-исследовательский институт Российской академии наук в области истории.
Ходж, Фредерик
Фредерик Уэбб Ходж , англ. Frederick Webb Hodge (28 октября 1864, Плимут — 28 сентября 1956) — британский книгоиздатель, антрополог, археолог и историк.
Всероссийская олимпиада школьников по истории
Введение 1 История проведения 2 Центральная предметно-методическая комиссия 3 Места проведения заключительных этапов Список литературы Всероссийская олимпиада школьников по истории
Сидорова, Нина Александровна
Нина Александровна Сидорова (1910—1961) — советский историк-медиевист, доктор исторических наук, профессор, старший научный сотрудник Института истории АН СССР (с 1942 г.), зав. сектором истории средних веков этого Института (с 1952 г.). Специалист в области ранней городской культуры. В ряде своих исследований раскрыла характерные черты городской культуры Франции, её истоки, коснулась такого вопроса, как католическая церковь и средневековая культура, показала Абеляра как одного из ярких представителей средневекового свободомыслия.
Уикс, Кент Р.
Кент Р. Уикс Кент Р. Викс , англ. Kent R. Weeks, родился 16 декабря 1941 года) — американский египтолог и археолог, доктор наук. Родился Кент Викс в американском городке Эверетт (Everett) штата Вашингтон. В возрасте восьми лет он решил стать египтологом.
Смирин, Моисей Менделевич
Моисей Менделевич Смирин (23 октября (4 ноября) 1895, Дисна, ныне Витебская область, Белоруссия — 20 мая 1975, Москва) — советский историк-медиевист, доктор исторических наук (1946).
Украинское казачество малая энциклопедия
План Введение 1 Редакционная коллегия 2 Описание энциклопедии 3 История создания 4 Награды Список литературы Введение «Украинское казачество. Малая энциклопедия» (укр. Українське козацтво. Мала енциклопедія) — первая[1] энциклопедия об исторической, воинской, материальной, духовной, культурной и политической деятельности украинского казачества, созданная Научно-исследовательским институтом казачества при Запорожском государственном университете в 2002 году.
Арский Юрий Михайлович
(Кандидат геолого-минералогических наук (1965), доктор геолого-минералогических наук (1979). Профессор (1981).) Родился 25 ноября 1936 г. в г. Ленинграде. Окончил геологический факультет МГУ (1959).
Юрина Алевтина Львовна
(Кандидат геолого-минералогических наук (1965), доктор геолого-минералогических наук (1986). Старший научный сотрудник кафедры палеонтологии геологического факультета (1973).)
БОГДАНОВ Никита Алексеевич
(Кандидат геолого-минералогических наук (1962), доктор геолого-минералогических наук (1974). Профессор кафедры динамической геологии геологического факультета (1990). Директор Института литосферы РАH ()
БАРСКОВ Игорь Сергеевич
(Кандидат биологических наук (1966), доктор биологических наук (1979). Профессор кафедры (1985), заведующий кафедрой (1988) палеонтологии геологического факультета. Заведующий лабораторией цефалопод Па)
Авдонин Виктор Васильевич
(Кандидат геолого-минералогических наук (1968), доктор геолого-минералогических наук (1982). Профессор кафедры полезных ископаемых геологического факультета (1988).)
Бердичевский Марк Hаумович
(Кандидат технических наук (1954), доктор технических наук (1967). Профессор кафедры геофизики геологического факультета (1969).) Родился 2 апреля 1923 г. в г. Киеве. Окончил геологический факультет МГУ (1949).
Айзерман Марк Аронович
АЙЗЕРМАН Марк Аронович (1913-92), российский ученый в области теории управления, представитель первого поколения кибернетиков в нашей стране, доктор технических наук.
Джаримов Аслан Алиевич
Президент Республики Адыгея Доктор экономических наук, Действительный член Международной академии информатизации, Действительный член экологической академии РАН, Почетный член Международной адыгской академии наук.
Попов Гавриил Харитонович
Доктор экономических наук, профессор, Академик Академии естественных наук, Действительный член Академии творчества, Действительный член (академик) Международной Академии менеджмента, Президент Международного Союза экономистов.
Лукин Владимир Петрович
Доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент Российской Академии естественных наук, Председатель Комитета по международным делам Государственной Думы Федерального Собрания РФ
Виктор Садовничий
Доктор физико-математических наук, профессор, Член-корреспондент РАН, Действительный член Академии творчества, ректор МГУ им. М.В. Ломоносова.
Кассиль Л.А.
Русский писатель, член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (1965), один из зачинателей детской литературы советского периода.