Реферат: А. М. Савенков, доктор педагогических наук - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

А. М. Савенков, доктор педагогических наук

Остальные рефераты » А. М. Савенков, доктор педагогических наук

Тема: Исследовательская работа по физике в младших классах


Доронина Елена Анатольевна

- учитель физики

МОУ – СОШ №21

г. Белгорода


"Будущий исследователь рождается не в 30 лет, обучаясь в аспирантуре, а гораздо раньше того времени, когда родители впервые поведут его в детский сад"

А.М.Савенков, доктор педагогических наук.

Концепция модернизации содержания физического образования предусматривает усиление практической подготовки учащихся, включающей систему лабораторно-практических заданий, проектно – исследовательскую деятельность.

Физика – наука экспериментальная и выполнение практических работ должно занимать значительную часть курса физики. В настоящее время, к сожалению, многие школы не располагают средствами для создания широкой экспериментальной базы. Поэтому, начиная с раннего возраста, а именно с седьмого класса учащихся необходимо привлекать к исследовательской деятельности через лабораторные работы, домашние эксперименты, создание мини – проектов, написанию небольшой исследовательской работы, при этом, чтобы при их проведении не требовалось сложного оборудования.

Индивидуальная исследовательская работа на уроках дает возможность учителю увидеть ту “искру” интереса, мотивации, развития каждого ученика, чтобы в дальнейшем развивать специальные умения и навыки. Ученик знакомится с методами научного познания окружающего мира, а исследовательские умения развиваются в личностные качества.

Какие можно предложить виды исследовательской работы учащимся седьмого класса.

Это:

1) Реферат (от лат. Refero – сообщаю), краткое изложение в письменном виде публичного сообщения.

Таким образом, если говорить об ученическом реферате, то его можно представить как краткое изложение литературы по определённой теме.


Классификация рефератов:

- по темам, которые выберут ученики (например, «Тепловые явления», «Магнитные явления» и т. д.);

- по целям работы (обзор литературы по определённой теме; сбор информации по проблеме, интересующей ученика);

- исторические (история вопроса, обзор работы учёного – физика и т. д.)

Вот, например темы рефератов, которые выбрали учащиеся:

«Физика дома»; «Явления природы»; «Рычаги в быту и технике»;

«В чём прав Архимед?».


2) Учебное исследование – работа, целью которой является приобретение учащимися функционального навыка исследования, как универсального способа освоения действительности. Оно не предполагает получение объективно нового результата.


Исследовательские работы могут проводиться как дома, так и в школе. При этом ученикам выдается краткая инструкция (на специальном листочке) или задание с кратким и чётким содержанием (например, задание в учебнике 7 класса после изучения определенной темы).

Вот некоторые задания:

1) Исследовательская работа по наблюдению диффузии в воде и влияние температуры на скорость диффузии.

2) Исследовательская работа по определению плотности картофеля.

3) Исследования смачивания тел.

4) Измерение толщины листа бумаги, из которого сделан учебник.

5) Исследование взаимного притяжения и отталкивания молекул.
Ещё очень много тем…


Пример краткой инструкции к исследовательской работе:


Наблюдение диффузии в воде и влияние температуры на скорость диффузии.

Цель работы: выяснить, что скорость диффузии зависит от температуры и смешивающихся веществ.

Приборы и материалы:

стакана с водой,

пакетика чая,

Холодильник.

Чайник

Выполнение работы.

1. Налейте в один стакан холодной воды, а в другой тёплой.

2. Аккуратно опусти в каждый стакан по пакетику чая. Объясни результаты:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3. Налейте в оба стакана до половины воды.

4. Поставь один из стаканов в холодильник, а другой оставь в комнате.

5. Через 1 час достань стакан из холодильника и наблюдай различие в результатах опыта. Объясни результаты._____________________________________________________________________________________________________________________

6. Сделайте вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольные вопросы.

1. Где лучше сохранить детский резиновый шарик, наполненный водородом: в холодном или теплом помещении?___________________________________________________________________________________________________________________


3) Проект – творческая работа, связанная с планированием, достижением и описанием определенного результата .

Примером проектной деятельности в седьмом классе является:

1) Конструирование физических приборов, моделей.

Тем самым это предполагает создание мини – проекта.

Ученики своими руками создают приборы, которые нужны в процессе изучения физики. Например:

- Изготовление измерительных приборов (мензурки, линейки, модели термометра, динамометра и т. д.)

- Изготовление моделей (сообщающиеся сосуды, тележки, рычаги, модели для демонстрации давления в твёрдом теле и жидкости, модель для демонстрации превращения одного вида энергии в другой и т.д.)

Таким образом, внедрение исследовательской деятельности на уроках физики развивает исследовательские навыки у учащихся, с помощью которых ученик учится совершать маленькие открытия для самого себя. Далее эта работа будет развиваться в направлении организации индивидуальной исследовательской работы.