| Экономическая теория | Конкуренция и монополия в постсоциалистической экономике России | Реферат |
| 23 | 2008 |
| 699 |
Координаты: электронная почта acher@wiseowl, ancher77@mail
Icq 170552870
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 2
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 5
ВВЕДЕНИЕ
«Конкуренция и монополия в постсоциалистической экономике России» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.
Тема работы актуальна потому, что одним из сущностных признаков рынка является конкуренция - форма взаимного соперничества субъектов рыночного хозяйства и механизм регулирования общественного производства.
На практике конкуренция, предполагающая равные условия хозяйствования для всех участников конкретного рынка, часто соседствует со своим антиподом - монополией, означающей власть определенного продавца или покупателя на рынке. Данная тема посвящена характеристике конкуренции и монополии, их проявлениям в разных рыночных структурах.
Актуальность исследования определила цель работы:
Целью работы является рассмотрение конкуренции и монополии в постсоциалистической экономике России.
Для достижения цели необходимо решить ряд важных задач:
Изучить литературу по проблеме исследования.
На основе теоретического анализа изучения проблемы систематизировать знания о понятии конкуренции в экономике России.
Рассмотреть сущность и специфику монополии в экономике.
Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме.
Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, основной части и заключения. Названия основной части отображают ее содержание.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог работы можно сделать следующие выводы:
1. Конкуренция - это форма взаимного соперничества субъектов рыночного хозяйства и механизм регулирования общественного производства. Конкуренция (состязательность) между производителями позволяет наилучшим образом удовлетворять потребности людей и обеспечивать эффективное использование ограниченных ресурсов общества. Основные методы конкуренции - ценовая и неценовая. Различают добросовестную и недобросовестную конкуренцию. Первая ведет к выигрышу потребителя (общества), вторая приносит выгоду только продавцу.
2. Совершенная конкуренция означает, что на рынке нет диктата продавца, и отдельный продавец на цену повлиять не может, так как на долю каждого из них приходится незначительный объем общих продаж; на рынке продается однородная, стандартная продукция; все участники рынка обладают полной информацией о состоянии рынка; вход на рынок и выход с него свободны.
3. Конкуренция и научно-технический прогресс порождают тенденцию к монополизации рынка - установлению диктата продавца, возникновению монополий. Основные типы монополий - искусственная, государственная, временная, случайная и естественная. Естественная монополия - это такое состояние рынка, при котором отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства более эффективно, чем ее наличие. Современный рынок - это рынок, сочетающий конкуренцию и монополию - рынок несовершенной конкуренции.
4. Основные типы несовершенной конкуренции: чистая монополия, олигополия и монополистическая конкуренция. Чистая монополия - это рынок, на котором наличествует единственный продавец товара, не имеющего близких заменителей, огражденный от непосредственной конкуренции высокими барьерами вхождения в отрасль и потому обладающий полным контролем над ценами. В условиях чистой монополии понятие фирма и отрасль совпадают. Олигополия - это рынок, на котором функционирует несколько продавцов, имеющих контроль над ценами. Особенность олигополистического рынка - это взаимозависимость продавцов. Монополистическая конкуренция предполагает множество продавцов однотипной, но дифференцированной продукции, которые могут сами устанавливать цены. Вход на такой рынок относительно свободный.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Агеева Н. Г. Справочник по конкуренции и конкурентоспособности: Учеб. пособие. — Курган: Изд-во КГУ, 2002.
Гордеев В. Две тенденции в эволюции конкуренции // Мировая экономика и междунар. Отношения. — 2007.
Камаев В. Д., «Учебник по основам экономической теории», Москва, «Владос», 2006 г.
Лившиц А. Я., Никулина И. Н., «Введение в рыночную экономику», Москва, «Высшая школа», 2005 г.
Максимова В., А. Шишов «Рыночная экономика. Учебник», Москва, СОМИНТЕК, 2002.
Мерзляков И. П. «О становлении рыночной экономики», Финансы, № 1,2004.
Пебро М. Международные экономические, валютные и финансовые отношения.— М.: Прогресс-Универс, 2004.
Робинсон. Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М. 2006.
Рузавин. Г. И. Основы рыночной экономики. М.: ЮНИТИ. 2006.
Толкачев. С. Несовершенная конкуренция. // Российский экономический журнал. 2003. N.5.
Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. — М.: Дело Лтд, 2005.
Чепурин М. Н., Киселева Е. А., «Курс экономической теории», Киров, «АСА», 2005 г.
Другие работы по теме:
Монополитическая конкуренция
Совершенная конкуренция – это тип рыночной структуры, которая в наибольшей степени соответствует основным принципам организации рыночной экономики, “чистому”, немодифицированному рынку. Основные черты рынка совершенной конкуренции:
Формы общественного хозяйства 2
Формы общественного хозяйства. Товарная организация общественного производства. Характеристика понятия «форма общественного хозяйства». Основные формы общественного хозяйства: натуральная и товарная. Натуральное хозяйство, его эволюция. Товарное хозяйство: сущность, условия и причины возникновения.
Рыночный механизм потребительского рынка
Лекция по экономике N 2 Тема: Рыночный механизм потребительского рынка 2 февраля 1998 года, 02.02.98 Рыночный механизм потребительского рынка представляет сложную систему из:
Рынок, сущность и функции
Узкое понимание Широкое понимание Предложение спрос Движение товаров и денег в рамках воспроизводства на всех уровнях экономической системы Основные черты рынка
Конкуренция и рынок, виды конкуренции
Конкуренция и рынок, виды конкуренции Говоря о элементах рыночного механизма надо иметь в виду, что потребитель и производитель должны иметь экономическую свободу.
Сущность совершенной конкуренции
Чистая (совершенная) конкуренция - это конкуренция, которая происходит на рынке, где взаимодействует весьма большое число фирм, производящих стандартные, однородные товары. В этих условиях любая фирма может вступить на рынок, здесь не осуществляется контроль за ценами.
Рыночная экономическая система
Рынок - сложная экономическая система общественных взаимоотношений в сфере экономического воспроизводства. Он обусловлен несколькими принципами, которые обуславливают его сущность и отличают от других экономических систем. Эти принципы основываются на свободе человека, его предпринимательских талантах и на справедливом отношении к ним государства.
Сущность и виды конкуренции 2
Сущность и виды конкуренции Конкуренция (лат. concurrere - состязаться) - соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое неизбежное столкновение порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход.
Типы рыночных структур совершенная конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция, олиг
На поведение каждого предприятия влияет характер, тип рынка, на котором оно функционирует. Тип рынка зависит от вида продукции, количества предприятий (фирм), наличия или отсутствия ограничений на вход в отрасль и выход из нее, доступности информации о ценах, нововведениях и т.п. Различают следующие основные типы рынков или рыночных структур: чистая (совершенная) конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция, олигополия.
Понятие дефицитной экономики
По определению приведенному в Большого экономического словаря Борисова А.Б. дефицитная экономика определяется как «экономика, в которой наблюдается хронический дефицит товаров в торговой сети». Из-за почти всеобщей дефицитности подавляющего большинства потребительских благ и производственных ресурсов централизованно планируемую экономику часто называют дефицитной экономикой.
Некоторые особенности современной конкуренции
УДК 347.736 НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ А.Н. Ищенко, С.С. Слепаков Филиал СевКавГТУ в г. Пятигорске Предложена общетеоретическая характеристика сущности и современных особенностей конкурентного процесса, определены регулирующие функции конкуренции, а также первостепенная роль эффективности и реальных результатов конкуренции по отношению к содержанию и формальных признаков в рыночной экономике.
Общественный продукт и его формы
Общественный продукт – совокупность материальных и нематериальных благ, созданных в границах национальной экономики. Характеристика стоимостной и натурально-вещественной форм продукции. Комплекс балансовых таблиц, характеризующих кругооборот товаров.
Рыночный механизм и его элементы
1. Рынок и условия его возникновения. Рынок - это способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном, безличностном механизме ценовых сигналов.
Анализ товарного рынка основных продуктов питания
2.2 Анализ уровня концентрации и степени конкурентной среды на рынке хлебопродуктов. Для определения уровня концентрации используется коэффициент концентрации производства (G), который рассчитывается по формуле:
Домашние хозяйства
ДОМАШНЕЕ ХОЗЯЙСТВО - один из трех основных субъектов экономической деятельности (государство, предприятия, ). Охватывает экономические объекты и процессы, происходящие там, где постоянно проживает человек, семья.
Цели государственного регулирования цен
Государственное регулирование рынка и цен. Необходимость государственного вмешательства в процессы ценообразования. Хозяйственная конъюнктура. Система цен. Либерализация цен. Элементы рыночной экономики. Изменение бюджетных расходов, процентных ставок.
Экономическое равновесие
[править] Материал из Википедии — свободной энциклопедии (Перенаправлено с Рыночное равновесие) Перейти к: навигация, поиск Цена при рыночном равновесии:
Анализ становления рекламного рынка
Рекламная деятельность появилась не как самостоятельный вид общественной деятельности, а как потребность производителя (торговца) в конкретных профессиональных субъектах по созданию неличных средств рекламных коммуникаций.
Тематика
Социальная роль государства в рыночной экономике (опыт экономически развитых стран и современная российская практика)
Конкуренция в маркетинге 2
Федеральное агентство по образованию РФ Московский Государственный Университет Технологий и Управления Контрольная работа Кафедра " Маркетинг"
Государственное регулирование предпринимательской деятельности 9
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Правовое государственное регулирование - это форма государственного регулирования общественных отношений, посредством которой поведение их участников приводится в соответствие с требованиями и дозволениями, содержащимися в нормах права.
Общество взаимного страхования 2
Общество взаимного страхования (общепринятое сокращение — ) — организационно-правовая форма основанной на членстве в некоммерческой организации для осуществления взаимного страхования своих членов, предусмотренная действующим в Российской Федерации законодательством о страховании.