Реферат: Методические рекомендации по изучению творчества А. И. Солженицына (1918-2008 гг.) в курсе литературы - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Методические рекомендации по изучению творчества А. И. Солженицына (1918-2008 гг.) в курсе литературы

Остальные рефераты » Методические рекомендации по изучению творчества А. И. Солженицына (1918-2008 гг.) в курсе литературы

Изучение творчества А.И. Солженицына, согласно нормативным документам, регулирующим вопросы школьного образования, предполагает обращение к рассказу «Матрёнин двор» при изучении курса литературы в средней школе и повести (рассказу) «Один день Ивана Денисовича» при изучении курса литературы XX века в 11 классе.

Изучение повести (рассказа) «Один день Ивана Денисовича» в курсе литературы XX века связано прежде всего с «лагерной темой» в русской литературе XX века. Обращение к этому произведению позволяет поднять тему трагической судьбы человека в тоталитарном государстве и ответственности народа и его руководителей за настоящее и будущее страны. Необходимо текстуальное, а не обзорное изучение данного произведения на уроках литературы в 11 классе, так как «лагерная тема» не может быть понята учащимися, если они не обращаются к тексту произведения. Изучение «Одного дня Ивана Денисовича» позволяет показать, какова роль художественной литературы в процессе открытия трагических страниц отечественной истории XX века. Поэтому знакомство учащихся с «Одним днём Ивана Денисовича» целесообразнее сделать частью изучения «лагерной темы» в русской литературе.

В профильных гуманитарных классах продуктивным будет сопоставление этого произведения с рассказами В. Шаламова из цикла «Колымские рассказы». Основой для сопоставительного анализа произведений двух писателей должна стать объединяющая их тема - человек в условиях тоталитарного государства. В пользу такого сопоставления говорит то, что рассказы Шаламова невелики по объему, один или два из них вполне возможно прочесть непосредственно на уроке, и это не требует от учителя и учащихся дополнительных затрат времени. Такое сопоставление дает возможность увидеть два подхода к решению «лагерной темы» и вопроса о сохранении человеческого облика в лагере, позволяет продемонстрировать учащимся, что одни и те же процессы могут быть по-разному осмыслены в зависимости от авторской позиции.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по литературе (Приказ МО РФ "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" от 05. 03.2004 № 1089) по литературе (профильный уровень) в качестве одной из задач литературного образования выдвигает совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявления взаимообусловленности элементов формы и содержания

литературного произведения; формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций. Повесть (рассказ) «Один день Ивана Денисовича» дает возможность сопоставления ее с лучшими образцами отечественной литературы XIX -XX вв. Образ Шухова может быть рассмотрен как часть галереи характеров русских людей, созданных Л.Н. Толстым, Ф.М. Достоевским, А.П. Платоновым, М.А. Шолоховым и др.

Так, продуктивным представляется рассмотрение образа Ивана Денисовича Шухова в сопоставлении с образом Платона Каратаева из романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». Образы этих героев позволяют говорить о том, как представляли себе писатели национальный русский характер, в чем видели его основные особенности.

В профильных гуманитарных классах возможно сопоставление повести (рассказа) «Один день Ивана Денисовича» с фрагментами из «Записок из мёртвого дома» Ф.М. Достоевского с точки зрения изображения человеческого характера в особых обстоятельствах - в условиях неволи.

Сопоставление образов Ивана Денисовича Шухова (повесть (рассказ) «Один день Ивана Денисовича»), Матрены (рассказ «Матренин двор») и Юшки (рассказ А. Платонова «Юшка») позволит учителю рассмотреть тему праведничества в русской литературе XX века и решения ее разными писателями.

Такой подход предполагает, что учитель должен обращать внимание учеников не только на тему тоталитарного государства, «лагерную тему» в творчестве А.И. Солженицына, но и на нравственные основы характера Ивана Денисовича Шухова. Литература как школьный предмет рассматривает в первую очередь художественные процессы и нравственную проблематику произведений. Поэтому ограничиваться рассмотрением только социальной проблематики произведений А.И. Солженицына означает обеднять содержание его произведений, делать восприятие их неполным. Сопоставление повести (рассказа) «Один день Ивана Денисовича» с произведениями классической русской литературы позволит избежать такой неполноты.

Такой же подход (рассмотрение в контексте классической и современной русской литературы) наиболее продуктивен и при изучении рассказа «Матренин двор». Показательно, что в разработках уроков, представленных лучшими учителями, произведения Солженицына предлагается рассматривать именно в сопоставлении с произведениями других писателей. Так, для урока «Философия жизни в "Матренином дворе" А.И. Солженицына» (Н.И. Чичканова, А.В. Греб (ЗАХЛ) (11 класс), пПр://ои.15и.ш/5Споо1/копД6/57.пт1Р) предложены среди других и следующие цели и задачи:

ввести текст в исторический контекст эпохи;

рассмотреть его с позиции сегодняшнего дня;

открыть в "Матренином дворе" вечные ценности русской духовной культуры: праведность, нестяжательство, естественность, простота, человечность, смирение и терпение;

вписать "Матрёнин двор" в контекст культуры (А.С. Пушкин, Н.А. Некрасов, Ф.М. Достоевский, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев). Подобный подход к изучению рассказа не случаен. Творчество А.И.

Солженицына наиболее полно раскрывается только в контексте классической русской литературы, так как его философские размышления являются продолжением философии русских гуманистов.

Автор разработки урока «Есть такие прирожденные ангелы...» (Душа и судьба человека в рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор» Евгений Василенко (пгхр://Нг.1зер1;етЬег.ги/2003/23/6.Ь1;т) отмечает: «Имя Солженицына стало привычным на уроках литературы в школе, утратив идеологическую остроту, связывавшуюся с этим человеком долгое время. Рассказ «Матрёнин двор» рассматривается нами в 10-м классе (на двухчасовом занятии) сразу после изучения романа «Преступление и наказание», протягивая незримую нить от Фёдора Достоевского к Александру Солженицыну, соединяя не только двух писателей, проникнутых состраданием и болью за человека, но и два "жестоких века", подвергших героев суровым испытаниям, но не сумевших убить в них душу». Такой вариант рассмотрения рассказа представляется также оправданным. Так или иначе, изучение творчества А.И. Солженицына на уроках литературы в старших классах на основе сопоставительного анализа наиболее продуктивно.

Помимо текстуального изучения произведений А.И. Солженицына, желательно обращение к его биографии, истории присуждения Нобелевской премии по литературе, высылки и т.д. на уроках, посвященных изучению обзорных тем курса литературы. При этом возможно обращение к фрагментам «Архипелага ГУЛАГ», статей и публицистических выступлений писателя. Нобелевская лекция должна изучаться если не в полном объеме, то фрагментарно. При этом, так как ученикам зачастую сложно найти тексты произведений, возможно и желательно обращение к ресурсам сети Интернет.

Так, при изучении темы «Оттепель как явление в литературной и общественной жизни страны» обращение к биографии А.И. Солженицына позволит школьникам лучше представить себе особенности того периода в развитии русской литературы. История присуждения писателю Нобелевской премии по литературе и высылки его из страны может послужить примером тех процессов, которые происходили в общественной и литературной жизни СССР в 1970-е гг.

Эффективными формами изучения творчества А.И. Солженицына на уроках литературы в старших классах будут уроки - эвристические беседы, уроки-дискуссии, семинары, «круглые столы» и т.д. Приведем примеры тем и форм интерактивных занятий, которые помогут учителю выявить особенности творчества А.И. Солженицына.

«Лагерная тема» в произведениях А.И. Солженицына и В.Т. Шаламова». Форма - урок-дискуссия.

«Гуманистическая философия русских писателей» (на материале творчества А.И. Солженицына и Ф.М. Достоевского). Форма - семинар с элементами дискуссии.

«Диссидентство как явление в культуре и литературе СССР». Форма - урок-панорама (интегрированный с уроком истории и обществознания). «Язык литературы - отражение реальной действительности» (на материале произведений Е.И. Замятина, А.П. Платонова, А.И. Солженицына». Форма -семинар.

Кроме того, творчество А.И. Солженицына может стать основой для создания ряда программ элективных курсов, как относящихся к курсу литературы, так и интегративных. Предлагаем перечень примерных тем элективных курсов для 9-11 классов:

«лагерная» тема в русской литературе XX века;

житийные традиции в русской литературе;

философское эссе как жанр литературы XX века (на основе «Крохоток» А. И. Солженицына, «Затесей» В. Астафьева);

«малые жанры в творчестве А.И. Солженицына (в современной русской литературе)», «Развитие малых жанров русской прозы» (сопоставление);

киноинтерпретации произведений русской литературы (в том числе возможно рассмотрение и сериала «В круге первом»);

гуманистическая философия русских писателей;

• своеобразие языка А. И. Солженицына (современной литературы,
прозы);

роль пейзажа в современной прозе;

портрет литературного героя;

язык литературы - отражение реальной действительности;

использование языковых единиц в художественной литературе;

современная публицистика как отражение процессов, происходящих в обществе;

публицистика как вид словесного творчества;

жанры современной публицистики;

язык (своеобразие языка) Солженицына-публициста.

Эти темы учитель может предложить старшеклассникам и в качестве основы для исследовательской работы и написания рефератов.

Произведения А.И. Солженицына довольно сложны для понимания школьников 5-9 классов. Однако к ряду миниатюр «Крохотки» можно обратиться на уроках внеклассного чтения (или чтения и обсуждения) уже в среднем звене. Писатель опирается на традиции русской литературы (А. Радищева, И. Тургенева, М. Пришвина, К. Паустовского и др.), что помогает определить место данных миниатюр в литературном образовании подростков относительно других произведений.

Такие миниатюры, как «Дыхание», «Утенок», «Шарик», «Костер и муравьи», «Лиственница», «Молния», созвучны рассказам и зарисовкам К. Паустовского и М. Пришвина. Это позволяет обратиться к ним уже с 5 - 6 класса.

В миниатюре «Гроза в горах» А.И. Солженицын формулирует мысль о человеке как частице большого, стихийного мира космоса, а само описание перекликается с картинами природы в ранних романтических рассказах М. Горького, некоторые из которых рекомендованы авторами различных программ для изучения на уроках литературы в 5 - 9 классах.

Особую группу «Крохоток» составляют миниатюры, которые условно можно определить как путевые очерки. К ним принадлежат «Озеро Сегден», «Город на Неве», «Прах поэта» и «На родине Есенина». Использовать эти тексты можно на уроке внеклассного чтения в 9 классе после изучения глав из книги А. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» не только с точки зрения содержания, но и с точки зрения развития жанра путевого очерка.

Ряд авторских программ по литературе предполагает чтение и изучение «Стихотворений в прозе» И. Тургенева в среднем звене. «Крохотки» А.И. Солженицына помогут не только отработать специфику данного жанра русской литературы, но и показать его развитие.