Реферат: Методические рекомендации для студента. "Русское устное народное творчество" - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Методические рекомендации для студента. "Русское устное народное творчество"

Остальные рефераты » Методические рекомендации для студента. "Русское устное народное творчество"

Методические рекомендации для студента.

"Русское устное народное творчество" является первой учебной дисциплиной, с которой начинается знакомство с историей русской словесности. Целью преподавания курса является формирование современных представлений по истории русской словесности, поэтике русского фольклора, современных проблемах изучения фольклора.

Изучение курса "Русское устное народное творчество" предполагает не только обязательное посещение лекций, изучение учебников и учебной литературы, но и знакомство с фольклорными текстами по оригинальным фольклорным сборникам, научной литературой рекомендованной преподавателем.

Вопросы к экзамену по курсу “Русское устное народное творчество”.

1. Специфика фольклора.

2. Миф и фольклор.

3. Литература и фольклор.

4. Календарная обрядовая поэзия.

5. Похоронная обрядовая поэзия.

6. Свадебная обрядовая поэзия.

7. Заговор.

8. Сказки: общая характеристика. История изучения и собирания.

9. Сказки о животных, их происхождение. “Медведь на липовой ноге”.

10. Особенности поэтики сказок о животных.

11. Сказки о животных: своеобразие образа главного героя.

12. Кумулятивные сказки: проблема их выделения в особый разряд.

13. Волшебные сказки: проблематика, главные конфликты и группы героев.

14. Время и пространство волшебных сказок.

15. Особенности поэтики волшебных сказок.

16. Генезис волшебных сказок.

17. Образ Бабы–яги.

18. Образ Ивана–дурака.

19. Образ Кощея бессмертного.

20. Анализ волшебно-сказочного сюжета (по выбору студента).

21. Социально-бытовые (сатирические) сказки.

22. Особенности поэтики бытовых сказок.

23. Своеобразие фантастики в русской народной сказке.

24. Народная несказочная проза.

25. Былички.

26. Особенности поэтики былин.

27. Время и пространство в былинах.

28. Былины Киевского цикла.

29. Образ князя Владимира в былинах.

30. Образ Ильи Муромца. Сюжет былины “Первая поездка Ильи Муромца”.

31. Образ Ильи Муромца. Сюжет былины “Илья Муромец и Святогор”.

32. Образ Ильи Муромца. Сюжет былины “Илья Муромец и Калин-царь”.

33. Образ Добрыни. Сюжет былины “Добрыня и змей”.

34. Образ Алеши Поповича. Сюжет былины “Алеша и Тугарин”.

35. Изображение персонажей враждебных богатырям в былине.

36. Сюжет былины о Дунае.

37. Былины Новгородского цикла.

38. Былины о Садко.

39. Былины о Василии Буслаеве.

40. Исторические песни.

41. Исторические песни об Авдотье Рязаночке.

42. Исторические песни об Иване Грозном.

43. Общая характеристика народной лирической поэзии.

44. Художественное своеобразие народной лирики.

45. Семейная поэзия.

46. Любовная поэзия.

47. Загадки.

48. Частушки.

49. Пословицы и поговорки.

50. Детский фольклор.

51. Фольклористика 18 века.

52. Радищев и фольклор.

53. Фольклористика первой половины 19 века. Общая характеристика.

54. Фольклористика первой половины 19 века. Деятельность П. В. Киреевского и В. И. Даля.

55. Фольклористика первой половины 19 века. А. С. Пушкин и фольклор.

56. Мифологическая школа в русской фольклористике. Ф. И. Буслаев.

57. Мифологическая школа в русской фольклористике. А. Н. Афанасьев.

58. Школа заимствования в русской фольклористике.

59. Сравнительно-историческая школа в русской фольклористике. А. Н. Веселовский.

60. Историческая школа в русской фольклористике. В. Ф. Миллер.

61. Фольклористика второй половины 19 века. Деятельность П. Н. Рыбникова и А. Ф. Гильфердинга.

62. Основные проблемы современной фольклористики.


Основная литература.

Поэзия крестьянских праздников. / Вступит, ст., подгот. текстов и примеч. И. И. Земцовского. Л., 1970.

Лирика русской свадьбы. / Изд. подг. Н. П. Колпакова. Л., 1973.

Обрядовая поэзия. Календарный фольклор. / Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. Ю.Г. Круглова. М., 1997.

Афанасьев А. Н. Русские народные сказки: В 3-х т. М., 1957.

Древние российские стихотворения собранные Киршею Даниловым. М.; Л., 1977.

Песни, собранные П. Н. Рыбниковым. Петрозаводск, 1989.

Онежские былины, записанные А. Ф. Гильфердингом летом 1871 года. М.; Л., 1949.

Учебники и учебные пособия.

Русское народное поэтическое творчество: Уч. пособие. / Под ред. Н. И. Кравцова. М., 1971.

Кравцов Н. И., Лазутин С. Г. Русское устное народное творчество. М., 1983.

Зуева Т. В., Кирдан Б. П. Русский фольклор. Учебник. М., 2003.

Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия. / Сост. Ю. Г. Круглов. Л, 1981.

Русский фольклор: Хрестоматия. / Сост. Т. В. Зуева, Б. П. Кирдан. М., 2002.

Дополнительная литература.

Азадовский М. К. История русской фольклористики. М., Т. 1, 2.

Академические школы в русском литературоведении. / Отв. ред. П. А. Николаев. М., 1975.

Акимова Т. М. Очерки истории русской народной песни. Саратов, 1977.

Аникин В. П. Поэтика фольклора. М., 200

Криничная Н. А. Русская народная мифологическая проза: В 3-х т. Петрозаводск. 2000.

Лазутин С. Г. Русские народные песни. М., 1965.

Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы (поэтика художественного времени и пространства).

Мелетинский Е. М. Миф и сказка. // Фольклор и этнография Л., 1970.

Неёлов Е. М. Натурфилософия русской волшебной сказки. Петрозаводск, 1989. С.7-29.

Новиков Н. В. Образы восточнославянской сказки Л., 1974.

Померанцева Э. В. Русская народная сказка М., 1963.

Померанцева Э. В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М., 1975.

Пропп В. Я. Морфология сказки М., 1969.

Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки Л., 1986.

Пропп В. Я. Русская сказка Л., 1984.

Пропп В. Я. Русский героический эпос. М., 1958.

Путилов Б. Н. Героический эпос и действительность. Л., 1988.

Путилов Б. Н. Фольклор и народная культура. СПб., 1994.

Путилов Б. Н. Эпическое сказительство. М., 1997.

Методические рекомендации для преподавателя.

1. Цели и задачи "Русского устного народного творчества", его место в учебном процессе. "Русское устное народное творчество" является первой учебной дисциплиной, с которой начинается знакомство с историей русской словесности.

Цель преподавания. Целью преподавания курса является формирование у студентов современных представлений по истории русской словесности, поэтике русского фольклора, современных проблемах изучения фольклора.

Задачи изучения "Русского устного народного творчества". Задачей изучения "Русского устного народного творчества" является овладение современной учебной, справочной и научной литературой по данной дисциплине, развитие навыков реферирования научной литературы, формирование у студентов представлений о русском фольклоре.

1.3. Перечень дисциплин с указанием разделов, усвоение которых необходимо для изучения студентами данной дисциплины. "Русское устное народное творчество" первая учебная дисциплина, с которой студенты начинают знакомство с курсом "История русской литературы".

2. Содержание курса.

2.1. Наименование тем, их содержание, объем в часах лекционных занятий.

Тема 1: Фольклор как искусство слова, специфика фольклора. Фольклористика как наука об устном народном творчестве. Ее отношение к литературоведению, этнографии, лингвистике и истории. Фольклор как искусство слова. Специфика фольклора. Устный характер создания и бытования произведений фольклора. Коллективность творчества. Индивидуальная импровизация. Вариативность произведений фольклора (различение вариантов по содержанию, по художественной форме, по времени возникновения и по степени сохранности). Традиционность фольклора. Не профессиональный характер творчества. Синкретичность фольклора, его отношение к другим видам искусства. Контаминация. Возникновение фольклора. Миф — фольклор — литература. Миф и сказка. — 4 часа.

Тема 2: Обрядовая поэзия. Связь обряда и мифа. Общая характеристика. Проблемы классификации. Основные циклы календарной обрядовой поэзии. Особенности композиции, образности и стиля. Семейная обрядовая поэзия, ее состав. Свадебная обрядовая поэзия: свадебные песни, свадебные причитания, величальные и корильные песни. Похоронные причитания.. Рекрутские причитания. Хоровые и игровые песни. — 3 часа.

Тема 3: Заговоры. Загадки. Пословицы и поговорки. — 1 час.

Тема 4: Русская народная сказка. Определение жанра через соотношение сказки и мифа. Разновидности сказок, проблема жанровой классификации. Общая характеристика жанра сказок.

Сказки о животных. Сказки о животных как наиболее архаичный тип сказок. Бытование сказок о животных в древние времена и сегодня. Определение сказок о животных. Образная система сказок о животных. Анализ таких сказок как "Лисица и журавль", "Волк у проруби". Особенности фантастики сказок о животных. Происхождение сказок о животных, их связь с охотничьими рассказами. Эволюция сказок о животных на примере сказки "Медведь на липовой ноге". Композиция сказок о животных. Два принципа построения сказок о животных: диалогический и кумулятивный.

Волшебная сказка. Определение волшебных сказок, особенности сюжета. Морфология волшебной сказки, функции действующих лиц. Однотипность строения волшебных сказок. Анализ сказки "Гуси-лебеди". Особенности изображения персонажей в волшебной сказке. Классификация действующих лиц, предложенная В. Я. Проппом (герой, помощник, даритель, отправитель в путь, искомый персонаж, вредитель, ложный герой). Оценочная классификация предложенная Новиковым (герои-богатыри, "ироничные удачники", помощники героя, противники героя). Особенности описания портрета, пейзажа. Образ Ивана-Дурака. Образ Бабы-Яги. Образ Кощея Бессмертного. Смысл волшебной сказки. Поэтика волшебной сказки. Особенности пространства волшебных сказок и времени. Происхождение волшебных сказок из мифов и обряда инициации. Стиль: троичность действий. Стилистическая формульность.

Бытовые (сатирические) сказки. Возникновение бытовых сказок на основе волшебных сказок и сказок о животных. Герой бытовых сказок. Отсутствие сверхъестественности как один из признаков бытовой сказки. Особенность фантастики бытовых сказок. "Сказка о злой жене". Условный характер реализма. Комизм ситуаций. Гиперболизация в изображении людских пороков. Композиция бытовых сказок. Мотив мнимого чуда. Сказки о супружеской неверности, об исправлении строптивых жен ("Сказка о злой жене"). Сказки о барах и мужиках ("Вор"). Сказки о попах ("Попов работник"). Сказки о солдатах ("Каша с топора"). Особенность стиля и поэтики: занимательность сюжета, гиперболизированное изображение пороков, комизм ситуаций, бытовая характерность речи персонажей. — 10 часов.

Тема 5: Народная несказочная проза. Состав русской устной несказочной прозы: предания, легенды, бывальщины, былички и т. д. Установка на правду, на истинность повествования характерная для народной несказочной прозы. Предания: жанровые признаки и определение. Тематические группы преданий. Легенды: определение жанра. Бывальщина: определение жанра, отличие бывальщины от предания и былички. Тематическое разнообразие бывальщин. Личный опыт, язык и стиль бывальщин. Быличка как жанр. Выражение народных верований в быличках. Виды быличек. Русская демонология. — 2 часа.

Тема 6: Былины. Определение былины как жанра. Происхождение термина "былина" и народное название этого жанра. Былина и сказка. Былины и историческая песня. Своеобразие былины. Связь былины и мифа. Жанровые признаки былины. Происхождение термина "богатырь". Понятие "эпическое православие". Категории эпического времени. Категория эпического пространства.

Былины Киевского цикла. Образная система былин Киевского цикла. Принцип композиционного противопоставления богатыря и князя. Типичность былинных образов. Основные принципы изображения героев в былинах. Образ князя Владимира. Образ Ильи Муромца. Былина "Илья и Святогор". Былина "Первая поездка Ильи Муромца" Образ Добрыни Никитича. Былина "Добрыня и змей". Образ Алеши Поповича. Былина "Алеша Попович и Тугарин". Образ врага в былинах Киевского цикла. Змей. Соловей-разбойник. Калин-царь (или литовский король). Тугарин. Былина о Дунае.

Былины Новгородского цикла. Два основных сюжетных ряда былин Новгородского цикла: былины о Садко и былины о Василии Буслаеве. Три сюжета о Садко. Былина о Василии Буслаеве. Нарастание степени конфликта. Два сюжета былин о Василии Буслаева. "Василий Буслаев и Новгородцы". "Как Василий Буслаев в Иерусалим молиться ходил" или "Смерть Василия Буслаева".

Поэтика былин: последовательность эпизодов, общие места, ускоренное и замедленное повествование. Гиперболизация и идеализация в изображении людей. Поэтический язык (эпитеты, сравнения). Былинный стих. История собирания и важнейшие сборники. Изучение былин. Формульная теория Лорда. — 6 часов.

Тема 7: Исторические песни. Определение жанра исторических песен. Положение исторических песен в жанровой системе русского фольклора. Особенности поэтики исторических песен. Основные циклы исторических песен: песни о борьбе с татаро-монгольским нашествием, песни об Иване Грозном, песни о Емельяне Пугачеве, Степане Разине и песни о событиях Отечественной войны 1812 года. "Песня об Авдотье Рязаночке". Исторические песни "о взятии Казани" и "о гневе Ивана Грозного на сына". — 2 часа.

Тема 8: Лирическая поэзия, лирические песни. Специфика жанра. Жизненная и поэтические функции. Отношение лирических песен к обрядовым. Герой лирических песен. Принципы классификации лирических песен. Основные типы: протяжные и частые, песни женские и мужские. Тематические группы лирических песен: семейные песни, любовные, военно-бытовые и удалые. Художественные средства выразительности: картины природы, быта, портреты героев. Символика лирических песен, художественный параллелизм, метафоры, эпитеты. — 2 часа.

Тема 9: История российской фольклористики. Зарождение фольклористики в XVIII веке. В. Н. Татищев. В. К. Тредиаковский. М. В. Ломоносов. Собирание фольклора в XVIII веке. Сборник Кирши Данилова. "Собрание разных песен" Чулкова. "Русские сказки" Левшина. "Собрание народных русских песен с их голосами" Львова-Прача. Вклад русских путешественников в изучение фольклора. Этнографический подход к фольклору. Радищев и фольклор. Развитие фольклористики в начале XIX века. И. М. Снегирев. И. П. Сахаров. П. В. Киреевский. А. Н. Афанасьев. В. И. Даль. П. И. Якушкин. П. Н. Рыбников. А. Ф. Гильфердинг. Мифологическая школа. Бр. Гримм. Ф. И. Буслаев. Школа заимствований. Т. Бенфей. А. П. Пыпин. В. В. Стасов. Теория самозарождения. Сравнительно-исторический метод изучения фольклора. A. Н. Веселовский. Историческая школа. Л. Н. Майков. B. Ф. Миллер. М. П. Сперанский. А. В. Марков. C. К. Шамбинаго. Сборники П. В. Шейна, Н. Е. Ончукова, A. В. Маркова, А. Д. Григорьева, Д. К. Зеленина, Б. и Ю. Соколовых. Фольклористика XX века. М. К. Азадовский, Н. П. Андреев, А. И. Никифоров, А. М. Астахова, В. Я. Пропп, B. И. Чичеров, В. Я. Путилов. Современные и актуальные проблемы фольклористики. — 4 часов.