Петров В.В., методист ГМЦ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ЗАВУЧУ, КУРИРУЮЩЕМУ ПРЕПОДАВАНИЕ «МУЗЫКИ» В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Выбор программы учителем:
их много, но целостных всего две (с 1 по 8 класс)
Д.Б. Кабалевский «Музыка в школе»
Ю.Б. Алиев «Музыка»
Наиболее обеспеченной является программа Д.Б. Кабалевского.
В классах развивающего обучения возможно программа «Музыка в школе» Д.Б. Кабалевского (инструктивно методическое письмо ГУО от 15.08.2002 г. №05 – 2873).
Учителя, работающие в экспериментальном режиме, выбирают программу в зависимости от программы развития школы:
«Школа XXI века» - «Музыкальное искусство» Усачёва, Школяр, Школяр.
«Школа 2100» - «Музыка» Критская, Сергеева, Шмагина.
Программа Занкова – «Музыка» Ригина
Программа Эльконина – Давыдова – «Музыкальное искусство» Усачёва, Школяр, Школяр.
Традиционная – «Музыка в школе» Д.Б. Кабалевского.
Учителю необходимо: 1) соотнести выбранную программу с «минимальными требованиями», с уровнем готовности ребят, учителя, школы. 2) проанализировать обеспеченность программы (УМК, техническое оснащение, фонотека, хрестоматия, учебник).
Учитель музыки должен понимать, что музыка в школе не объект изучения, а важное средство воспитания и развития учащегося.
То есть на первое место выходит вопрос, КАК с помощью музыкального искусства развивать, воспитывать, а не вопрос как дать необходимую информацию или даже научить ребёнка петь.
О технологиях
Технологии музыкального развития, воспитания и обучения претерпевают сегодня существенные изменения.
Игровые технологии – это основа работы учителя музыки в начальной школе.
Очень важно, чтобы воздействие на эмоциональную сферу ребёнка было интегрированным:
Через музыку (путём слушания и исполнения)
Через слово (сочини рассказ, сказку, напиши письмо)
Через пластическое интонирование (движения)
Через мимику (передай настроение)
Через рисунок.
Учителю необходимо всемерно развивать творческую деятельность ребят через:
Сочинение музыки
Импровизацию (вокальную, речевую, ритмическую, двигательную)
Предпочтение отдавать методам активного музицирования (пение, игра на инструментах, элементы музыкальной театрализации)
Региональный компонент:
Согласно ОБУП. На него рекомендуется выделить 10 – 15% учебного времени от инвариантной части: 5кл. – 4 часа; 6кл. – 4 часа; 7кл. – 3 часа; 8кл. – 7 часов.
Учителю необходимо осознать, что РК – это пропаганда ЛУЧШИХ образцов музыки уральского края.
Целесообразно давать РК целостными уроками, тематическое планирование таких уроков (примерное) находится в библиотеке ГМЦ.
РК может преподаваться за счёт школьного и ученического компонентов (как предмет или факультативный курс по выбору)
Что можно использовать:
«Русский фольклор» Куприянова, Просвещение - 2002 г.
«Народная словесность» Багина, Кузьмина, Челябинск, 1997.
« В Урале Русь отражена» (курс музыкального краеведения), Магнитогорск, 2001.
Практическая часть программы:
Умение слушать музыку разных жанров.
Как ребята научились исполнять музыку.
Применяются ли элементы композии на уроке (как бы вы рассказали музыкой о…?)
Музицирование на элементарных музыкальных инструментах (ложки, румбы, маракасы, треугольник и т.д.).
У каждого класса должен быть свой песенный багаж (его объём и качество – результат работы учителя).
У каждого класса должны быть любимые песни, которые дети поют с удовольствием.
Рекомендации к контролю:
Музыка в школе должна быть средством воспитания и развития, а не объектом изучения.
К изучению нотной грамоты, теории музыки надо подходить очень осторожно (особенно в начальной школе).
Главное достоинство хорошего урока – его воспитательная направленность, развивающее начало.
Надо приветствовать:
Активное музицирование (пение и игра на инструментах)
Игровые ситуации (музыкальные игры)
Нетрадиционные формы урока
Элементы театрализации
Художественно – синкретический метод работы.
Пластическое интонирование (движение под музыку)
Творчество в любом его проявлении
Недопустимо:
«Натаскивание» ребят в любой форме.
Петров В.В., методист ГМЦ
Другие работы по теме:
Музыкальное искусство Древнего Рима
Истоки древнеримской музыки (8-6 вв. до н.э. – 3-5 вв. н.э.) - в триумфальных, свадебных, застольных, поминальных песнях, сопровождавшихся тибией (латинское название авлоса), в архаических воинских песнях и плясках.
Музыкальная культура Древнего Египта
Истоки древнеегипетской музыки восходят к концу IV – началу III тыс. до н. э. Основными источниками сведений о ней служат памятники материальной культуры - музыкальные инструменты, иконографические материалы (барельефы), словесные тексты.
Музыкальное искусство Древнего Рима
Истоки древнеримской музыки (8-6 вв. до н.э. – 3-5 вв. н.э.) - в триумфальных, свадебных, застольных, поминальных песнях, сопровождавшихся тибией (латинское название авлоса), в архаических воинских песнях и плясках.
Разнообразные формы проведения уроков музыки
Разработка и внедрение творческой системы массового музыкально-эстетического образования. Идея целостного продуктивного воспитания личности, ее реализация в концепции художественно-творческих уроков музыки, уроков искусства. Основные цели уроков.
Японская музыка
История развития японской музыки отчётливо делится на несколько этапов, соответствующих важным периодам экономического и культурного развития Японии. В ходе архелогических раскопок на Японских островах были обнаружены окарина и каменный свисток.
Моцарт
В историю музыки великий австрийский композитор Моцарт вошел наряду с Гайдном и Бетховеном как представитель так называемого “венского классицизма”. Для музыки Моцарта характерна искренность, сердечность, бодрость, неудержимая, бьющая через край жизнерадостность, вместе с подлинно классической ясностью, простотой, законченностью и совершенством формы.
Музыка периода романтизма
Музыка периода романтизма — это профессиональный термин в музыковедении, описывающий период в истории Европейской музыки, который охватывает условно 1800 - 1910 годы.
Музыкальная жизнь Англии в XVII в.
XVII в. оказался противоречивым и для музыкального искусства Англии. Творческое наследие английской музыки было богатым и разнообразным: традиция многоголосья, разработка полифонических форм, расцвет мадригала… .
Учителя господина Журдена. Какими я их вижу
Господин Журден — мещанин, но стремится стать благородным дворянином. Для этого он и учится, нанимает учителей музыки, танцев, философии, фехтования. В том, что человек хочет получить образование, нет ничего плохого. Когда мы читаем сцены учебы Журдена, видим, что герой «ничего не понимает», но с другой стороны, Журден хочет учиться, даже жалеет, что его родители не дали ему настоящего образования.
Музыка в нашей жизни
Сочинение-рассуждение Тяжело жить без музыки. Мы слышим музыку всюду: на улицах, дома, по радио и по телевидению, в магазинах, в парках, в концертных залах и на побережье, иногда в лесу.
Музыка периода классицизма
Музыкой периода классицизма музыкой классицизма , называют период в развитии европейской музыки приблизительно между 1730 и 1820 годами (см. «Временные рамки периодов развития классической музыки» для более подробного освещения вопросов, связанных с выделением этих рамок). Понятие классицизма в музыке устойчиво ассоциируется с творчеством Гайдна, Моцарта и Бетховена, называемых венскими классиками и определивших направление дальнейшего развития музыкальной композиции.
Зал славы композиторов
Введение 1 История создания 2 Награждение 3 Список Введение Зал славы композиторов и авторов популярной музыки (англ. Songwriters Hall of Fame (SHOF)) — американская общественная организация, созданная в поддержку заслуженных композиторов и авторов популярных песен в США и подающих надежды молодых талантов.
Преподавание истории в школе
(ПИШ) — независимый российский научно-теоретический и методический журнал, выходит с 1916 г. В 1920-е гг. не издавался, в 1934 г. издание возобновлено.
Клайзен, Людвиг
Введение 1 Учёба 2 Преподавание 3 Научная деятельность Введение Кла́йзен (Кля́йзен) Лю́двиг Ра́йнер (нем. Claisen Ludwig Rainer) (14 января 1851 года, Кёльн, Германия ‒ 5 января 1930 года, Бад-Годесберг, Германия) — немецкий химик-органик.
Гаспар Санз
Франсиско Бартоломе Санз родился 4 апреля 1640 года в местечке Calanda (которое я так и не нашёл на карте) провинции Арагон, с юного возраста его называли ещё и Гаспаром. Сведений о нём сохранилось немного, хотя он и был знаменитым испанским гитаристом.
Александр Суэтин
Александр Суетин (р. 1957 г.Москва) - экс-гитарист, лютнист-мультиинструменталист, - в совершенстве владеет всеми щипковыми инструментами семейства лютневых: лютни ренессанса, теорба, орфарион, барочные лютня и гитара, мандора.