Реферат: Тема №1 - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Тема №1

3. Раздел ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ


Тема № 1. Устное народное творчество. Тюркская мифология.


Цель занятия:

выявление особенностей жанров казахского УНТ

Основные вопросы к теме:

Устное народное творчество.

Жанры УНТ.

Героический и лирический эпос.

Айтыс и его разновидности.

Тюркская мифология.

Методические рекомендации:

составить таблицу жанров УНТ. Выписать по 1 примеру. На данных примерах выявить своеобразие каждого жанра, выделить специфику образной системы, выписать характерные художественные средства.

Литература:

История казахской литературы: в 3-х тт. - Алма-Ата: АН КазССР, 1971.

Адамбаев Б. Казахское народное ораторское искусство. - А-А. 1994.

Жетписбаева Б.А. Древнетюркская литература. А., 2001 (гл. Мифология древних

тюрков. С. 62-76)

Каскабасов С.А. Казахская волшебная сказка. – А., 1972.

Турсунов Е.Д.Генезис казахской бытовой сказки. – А., 1982.

Никонов А.Ю Алтун битиг: Тенгрианство. А., 2000.


Тема 2. Древнетюркская литература. Архаический период.


Цель занятия:

Определение идейно-художественного своеобразия памятников архаического периода.

Основные вопросы к теме:

Древнетюркская литература. Периодизация.

Орхоно-енисейские рунические памятники.

«Китаби дедем Коркут».

Литературное наследие Аль-Фараби.

Методические рекомендации:

сделать выписки из рекомендованной литературы о творчестве Аль-Фараби подготовить выступление на основе этих выписок

анализ одной строфы из «Большой надписи в честь Куль-тегина» – письменно

составить цитатный план «Китаби дедем Коркут» (афоризмы Коркута), выучить наизусть 3-4 афоризма.

Литература:

Жетписбаева Б.А. Древнетюркская литература. А., 2001

Келимбетов Н. Древний период истории казахской литературы. А., 1998

Стеблева И.В. Поэзия тюрков VI – VIII в.в. М., 1965

Стеблева И.В. Развитие тюркских поэтических форм в XI в. М., 1971

Стеблева И.В. Поэтика древнетюркской литературы и ее трансформация в раннеклассический период. М., 1976

Жаксылыков А.Ж. Образы, мотивы и идеи с религиозной содержательностью в произведениях казахской литературы. Типология, эстетика, генезис. А., 1999.


Тема 3: Литература эпохи Караханидов.


Цель занятия:

Определение идейно-художественного своеобразия литературы эпохи Караханидов.

Основные вопросы к теме:

Литература эпохи Караханидов.

Юсуф Баласагуни «Кутадгу билик».

М.Кашгари «Диван лугат ат-тюрк».

Ахмет Яссави «Дивани Хикмет». Ахмет Югнаки «Подарок истины».

Методические рекомендации:

составить цитатный план «Кутадгу билик» (выписать афоризмы), отрывок наизусть

сделать выписки из рекомендованной литературы, определить идейно-художественные особенности «Дивани-Хикмет»

подготовить выступление на основе этих выписок

анализ одного стихотворения из «Диван лугат ат-тюрк» – письменно

Литература:

Жетписбаева Б.А. Древнетюркская литература. А., 2001

Келимбетов Н. Древний период истории казахской литературы. А., 1998

Стеблева И.В. Поэзия тюрков VI – VIII в.в. М., 1965

Стеблева И.В. Развитие тюркских поэтических форм в XI в. М., 1971.

Стеблева И.В. Поэтика древнетюркской литературы и ее трансформация в

раннеклассический период. М., 1976

Жаксылыков А.Ж. Образы, мотивы и идеи с религиозной содержательностью в

произведениях казахской литературы. Типология, эстетика, генезис. А., 1999.


Тема 4: 1.Литература эпохи Золотой Орды.


Цель занятия:

раскрыть значение прозы данного периода для развития казахской литературы

Основные вопросы к теме:

Литература эпохи Золотой Орды.

«Кодекс куманикус».

М.Х.Дулати «Тарихи Рашиди».

Кадыргали Жалаири «Сборник летописей».

Методические рекомендации:

определить значение автобиографических элементов в «Сборнике летописей»

сделать анализ главы из «Тарихи Рашиди». Выписать стихотворения М.-Х.Дулати (2 по выбору)

прочитать загадки из «Кодекса куманикус»

Литература:

Жетписбаева Б.А. Древнетюркская литература. А., 2001

Келимбетов Н. Древний период истории казахской литературы. А., 1998

Кодар А. Очерки истории казахской литературы. А.,1999

История казахской литературы: в 3-х тт. - Алма-Ата: АН КазССР, 1971.


Тема 5: Литература 15-18 веков. Поэзия жырау.


Цель занятия:

раскрытие идейно-тематического содержания и художественных особенностей произведений жырау

Основные вопросы к теме

1.Литература 15-18 веков.

2.Поэзия жырау.

3.Жанр толгау, его классификация. Толгау и терме.

4.Тематика, жанры и художественные особенности поэзии жырау.

Методические рекомендации:

определить роль жырау в казахском обществе

законспектировать главу из кн. Сегизбаева О.А.

подготовиться к контрольной работе

сделать анализ толгау (по выбору)

Литература:

Б.Адамбаев. Казахское народное ораторское искусство. - А-А. 1994.

М.Магауин. Кобыз и копье. - А-А, 1974.

Сегизбаев О.А. Казахская философия XV- нач. XX вв. А., 1996. Ч. I, гл. 2, с. 39-64.

Поэты пяти веков: Сост. М.Магауин. - А-А,1993.

Поэзия жырау. - А-А, 1987.

Абылкасимов Б.Ш. Жанр толгау в казахской устной поэзии. А., 1994.


Тема 6: Литература I половины 19 в.


Цель занятия:

Определение роли и значения поэзии данного периода в истории казахской литературы

Основные вопросы к теме:

Литература I половины 19 в.

Поэзия Махамбета Утемисова, Шернияза. Отражение исторических событий в их творчестве.

Поэзия Зар Заман. Исторические факторы формирования течения Зар Заман.

Эсхатологические мотивы, антиколониальная тема, проблемы нравственности (концепция «иман») в поэзии Зар Заман ( Эпохи скорби).

Методические рекомендации:

сделать анализ одного произведения Махамбета, выучить наизусть

составить цитатный план «Мотивы поэзии Зар-Заман»

Литература:

Сегизбаев О.А. Казахская философия XV- нач. XX в.в. А., 1996. Раздел I, гл. 2, с. 39-64

Н.М.Базарбаев. Казахская поэзия: художественные искания. - Алматы, 1995.

Поэты пяти веков: Сост. М.Магауин. – А., 1993.

Жаксылыков А.Ж. Образы, мотивы и идеи с религиозной содержательностью в

произведениях казахской литературы. Типология, эстетика, генезис. А., 1999.

Тема 7: Литература II пол. 19 в. Творчество Ш.Валиханова, И.Алтынсарина.


Цель занятия:

показать особенности публицистики Ш.Валиханова

выявить просветительский характер произведений Алтынсарина

Основные вопросы к теме:

Литература II пол. 19 в.

Творчество Шокана Валиханова.

Творчество Ибрая Алтынсарина.

Методические рекомендации:

прочитать один из очерков Чокана Валиханова

прочитать один из рассказов Алтынсарина

Литература:

История казахской литературы: в 3-х тт. - Алма-Ата: Академия наук Каз ССР, 1971.

Сегизбаев О.А. Казахская философия XV- нач. XX в.в. А., 1996. Раздел II, гл. 3,4, с.

213-310.

Ш.Сатпаева, Х.Адибаев. Казахская литература. - А-А., 1979.


Тема 8: Творчество Абая Кунанбаева.


Цель занятия:

определить основные этапы творчества Абая

выявить особенности художественного осмысления эпохи в прозе Абая

Основные вопросы к теме:

Творчество Абая Кунанбаева.

Философская, пейзажная, любовная лирика Абая.

Восточные мотивы в поэмах Абая.

Особенности жанра, стиля, проблематика «Слов назидания».

Методические рекомендации:

сделать анализ одного стихотворения

выучить наизусть из «Восьмистишия»

составить цитатный план «Гаклии» (5-6 Слов по выбору)

Литература:

Абай Кунанбаев. Собр. соч. в 2-х томах. А., 1977.

Каратаев М. Абай и его «Гаклии». В кн.: Каратаев М. В семье единой. А., 1976, стр. 5-22.

Сегизбаев О. Абай Кунанбаев и его философское учение. В кн.: Сегизбаев О. Казахская философия XV- нач.ХХ века. А.,1996, гл.V, стр. 312-348.

Бельгер Г. Гете и Абай. А., 1989.

Садыков Х.Н. «Выметальщик сора». Абай в контексте своего времени. // Простор, 1996, № 2, стр. 66-71.

Есимов Г. Хаким Абай. А., 1995.

Нурланова К.Ш. Эстетика художественной культуры казахского народа. А., 1987, стр. 80-95, 117-127.


Тема 9: Литература нач. 20 в.


Цель занятия:

определение идейно-художественного своеобразия первых казахских романов

выявление многоплановости поэзии Торайгырова, Шакарима

определение жанрового своеобразия «Записок Забытого»

Основные вопросы к теме:

Литература нач. 20 в. Первые казахские романы.

Поэзия С-М.Торайгырова, ее тематика.

Творчество Шакарима. Философская лирика Шакарима. Значение трактата «Три истины», книги «Записки Забытого»

Методические рекомендации:

прочитать роман Торайгырова «Камар-сулу»

сделать анализ 2 стихотворений Торайгырова

выучить наизусть отрывки из стихотворений Шакарима

составить цитатный план «Записок Забытого» (5-6 эссе по выбору)

Литература:

Базарбаев М.  Казахская поэзия: художественные искания.- Алматы. 1995.- С. 101-125 

Сегизбаев О.А. Казахская философия XV - начала XX века. - Алматы: Гылым, 1996.

Шакарим.  Записки забытого // Абай. Книга слов Абай; Пер. с каз. К. Серикбаевой, Р.Сейсенбаева.- Алма-Ата: Жазушы, 1992.- С. 97-121 

Дело N ... Летопись горького времени: Повести, рассказы, статьи, очерки и стихи / Сост. Е. Н. Гусляров.- Алма-Ата: Жазушы, 1989.- С.282-295

Соколовская И.С.. Сопоставительный анализ романов С.Кубеева и С.Торайгырова. - У-К, 1986. 


Тема 10: Творчество Магжана Жумабаева.


Цель занятия:

охарактеризовать основные этапы жизни и творчества Жумабаева

раскрыть новаторство и мастерство Жумабаева

Основные вопросы к теме:

Творчество Магжана Жумабаева.

Поэзия Магжана и русский символизм.

Поэмы «Коркут», «Батыр Баян».

Проза Жумабаева «Грех Шолпан».

Методические рекомендации:

найти черты символизма в поэзии Магжана Жумабаева

найти элементы психологизации в рассказе «Грех Шолпан»

определить основные периоды изменения поведения героини

определить мотивировку изменения поведения героини

дать характеристику персонажей из окружения героини (по выбору)

ответить на вопрос: какова авторская позиция в рассказе

Литература:

Магжан Жумабаев. Пророк. Алматы: «Жибек Жолы», 2002.

Нургали Р. Вершины возвращенной казахской литературы.-А.,1998

Н.М.Базарбаев. Казахская поэзия: художественные искания. - Алматы, 1995.

Альманах «Алем». Выпуск 1. -А-А, 1990.

Кодар А. Очерки истории казахской литературы.-А.,1999


Тема 11: Литература советского периода.


Цель занятия:

показать идейно-художественные особенности произведений писателей данного периода

Основные вопросы к теме:

Литература советского периода. Периодизация.

Творчество С.Сейфуллина, поэма «Кокшетау».

Поэзия И.Жансугурова, поэмы «Кулагер», «Кюйши».

Проза Б.Майлина, темы и художественные особенности его рассказов 20-30-х гг.

Методические рекомендации:

найти элементы комического в рассказах Майлина.

определить стилистические пласты в поэме «Кокшетау».

провести сравнительный анализ поэмы Сейфуллина «Кокшетау» и Жумабаева «Батыр Баян».

Литература:

История казахской литературы: в 3-х тт. - А.: АН КазССР, 1971.

Джуанышбеков Н. Сакен Сейфуллин. - Алматы: Гылым, 2000.

Джуанышбеков Н. Ильяс Джансугуров. - Алматы: Гылым, 2000.

Н.М.Базарбаев. Казахская поэзия: художественные искания. - А., 1995.

Елеукенов Ш.Р. От фольклора до романа-эпопеи. - А., 1987.


Тема 12: Творчество М.Ауэзова.


Цель занятия:

определение идейно-художественного своеобразия рассказов и повестей 20-х годов

определение жанрового своеобразия романа «Путь Абая»

Основные вопросы к теме:

Основные этапы жизни и творчества М.Ауэзова.

Рассказы и повести 20-х годов. Психологизм прозы 20-х гг.

Роман «Путь Абая», особенности жанра, композиции, языка, система образов.

Методические рекомендации:

определите основные черты романа-эпопеи.

найти элементы психологизации в рассказах и повестях 20-х гг.

Литература:

Елеукенов Ш.Р. От фольклора до романа-эпопеи. - А-А, 1987.

История казахской литературы: в 3-х тт. - Алма-Ата: АН КазССР, 1971.

Султанбеков М. Величие таланта М.Ауэзова. В помощь преподавателям, студентам. Семипалатинск. 1992.


Тема 13: Исторический роман в казахской прозе.


Цель занятия:

определить причины актуализации жанра

показать идейно-художественные особенности исторического романа на примере произведений И.Есенберлина, А.Кекильбаева, А.Алимжанова.

Основные вопросы к теме:

Исторический роман в казахской прозе

Образы жырау в романе И.Есенберлина «Заговоренный меч» (I часть трилогии «Кочевники»).

Противоречивость характера Кенесары в романе И.Есенберлина «Хан Кене»

Особенности жанра, стиля «Степных баллад» А.Кекильбаева.

Идейно-художественные особенности романа А.Алимжанова «Стрела Махамбета»

Методические рекомендации:

определить роль жырау в казахском обществе по р. «Заговоренный меч»

определить жанровые черты «Степных баллад» А.Кекильбаева

определить стилистические пласты в языке романа «Стрела Махамбета»


Литература:

Есембеков Т. Драматизм и казахская проза.- Алматы, 1997

Елеукенов Ш.Р. От фольклора до романа-эпопеи. - А-А, 1987.

Джуанышбеков Н. И. Есенберлин (1915-1983): очерк о жизни и творчестве. А., 2006.

Джуанышбеков Н. А.Алимжанов: очерк о жизни и творчестве. А., 2004.

Турашкызы Асия. Человек в зеркале истории. // Литературная газета Казахстана. - № 20 (20) 6 ноября 2007. litgazeta-kz/index.


Тема 14: Современная казахская проза.


Цель занятия:

выявление онтологических проблем в современной казахской прозе

определение отношения человека к природе как основы социальных и нравственных норм

определение идейно-художественного своеобразия произведений О.Бокеева, С.Елубаева, Р.Сейсенбаева

Основные вопросы к теме:

Современная казахская проза. Темы, жанры, нравственно-философская проблематика.

Проблематика повестей О.Бокеева: человек и природа в п. «Человек-Олень».

Мифопоэтические элементы в диптихе О.Бокеева «Великая степь».

Проблема «человек и история» в романе С.Елубаева «Одинокая юрта».

Нравственно-экологическая тема в прозе Р.Сейсенбаева.

Методические рекомендации:

определить стилистические пласты в языке «Сказания о матери Айпаре»

провести сравнительный анализ произведений Бокеева и Распутина («Человек-Олень» и «Прощание с Матерой»)

определить особенности хронотопа в прозе Сейсенбаева

определить идейно-художественное значение названий данных произведений

Литература:

Есембеков Т. Драматизм и казахская проза.- Алматы, 1997

Елеукенов Ш.Р. От фольклора до романа-эпопеи. - А-А, 1987.

Нургалиев Р. Древо обновления: Традиции и современный литературный процесс. – А., 1989.

Джуанышбеков Н. О.Бокеев: очерк о жизни и творчестве. А., 2004.


Тема 15: Современная казахская поэзия.


Цель занятия:

определение соотношения традиций и новаторства в современной поэзии

определение идейно-художественного своеобразия произведений современных поэтов

Основные вопросы к теме:

Современная казахская поэзия.

Тематика, жанровое разнообразие поэзии Ф.Онгарсыновой.

Нравственно-философская проблематика поэзии Б.Канапьянова.

Миф, легенда, фольклор в структуре поэзии М.Шаханова.

Национальный колорит произведений О. Сулейменова.

Тематическое многообразие поэзии М. Макатаева.

Методические рекомендации:

Сделать обзор одного литературного сайта из - «Каталог гуманитарных ресурсов Казнета»

katalog-kz.ucoz/dir/76-2-2

Литература:

Н.М.Базарбаев. Казахская поэзия: художественные искания. - Алматы, 1995.

Шиленко О. Своя высота: Обзор казахстанской поэзии // Простор. - 1991. - №8 - С.103-106

Нургалиев Р. Древо обновления: Традиции и современный литературный процесс. - А., 1989.

Джуанышбеков Н. Олжас Сулейменов: очерк жизни и творчества. А., 2004.

Бадиков, В. В. Новые ветры: очерки современного литературного процесса Казахстана / В. В. Бадиков. - Алматы: «Жибек жолы», 2005.

Кешин, К. Пора зрелости: творческий портрет поэта Б. Канапьянова // «Мысль». - 2001. - № 9.

Джуанышбеков, Н. Творческий портрет писателя: Бахытжан Канапьянов: история казахстанской литературы // Книголюб.- 2006.- № 3.