Реферат: Методические рекомендации по применению образовательного Интернет ресурса «Поле русской славы: Бородино» - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Методические рекомендации по применению образовательного Интернет ресурса «Поле русской славы: Бородино»

Остальные рефераты » Методические рекомендации по применению образовательного Интернет ресурса «Поле русской славы: Бородино»

В 2012 году будет отмечаться одна из славных дат в истории России – 200-летие Победы в Отечественной войне 1812 года.

На основании Указа Президента РФ№ 1755 от 28 декабря 2007 года – «О праздновании 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года» - 2012 год объявлен годом истории.

В настоящее время обращение к истории прошлого нашей Родины особенно актуально. Одной из важнейших проблем современного общества является преодоление кризиса нравственных ценностей и укрепление национального самосознания.

Воспоминания о столь знаменательном историческом событии как Отечественная война с французами начала 19 века могут иметь самые благоприятные условия для воспитания патриотизма и гражданственности подрастающего поколения.

В настоящее время у педагогов есть большие возможности по – новому подойти к изучению Отечественной войны 1812 года. Во – первых, существенно расширился круг исторических и литературных источников об этом времени. Во – вторых, в арсенале учителей и воспитателей появились образовательные Интернет – ресурсы. А в – третьих, педагоги имеют возможность сами создавать образовательные ресурсы и размещать их в Сети, обмениваться опытом по использованию их в образовательном процессе.

Преимущество образовательных Интернет – ресурсов состоит в том, что они позволяют использовать не только литературные произведения, исторические документы и исследования по проблеме Отечественной войны 1812 года, но и богатый аудио и визуальный материал. Отсюда возникает больше вариативных возможностей при организации учебной или внеурочной деятельности. Доступность Интернета создаёт возможность для большой просветительской работы среди самых разных категорий населения.

Исходя из всего вышеизложенного, авторы проекта «Поле русской славы: Бородино» при создании образовательного ресурса руководствовались рядом положений.

Концептуальные основы образовательного Интернет - ресурса отражают:

1. понимание авторами актуальности данной работы в свете духовно – нравственных проблем, стоящих перед нашим государством вообще и, в частности, в 2012 год - год истории;

2. представление авторов о виртуальном альбоме «Поле русской славы: Бородино» как о междисциплинарном образовательном ресурсе;

3. логику наполнения образовательного Интернет – ресурса как продукта информационного, просветительского, способного вызвать интерес у разновозрастной публики;

4. рассматривание данного образовательного ресурса как доступного для использования в организации учебной и во внеурочной деятельности, как педагогами, так и учащимися, способствующего повышению качества образования и решению воспитательных задач.

Цель создания образовательного ресурса авторы видят в сопровождении образовательного процесса, а так же в популяризации юбилейного события – Отечественной войны 1812 года, а именно, Бородинского сражения,  в Год российской истории.

Важным шагом нашей работы является определение пользователей образовательного ресурса. Авторы ресурса предполагают, что это будут, прежде всего, учащиеся, так как к разработке привлекался ученик 9 класса, и наполняемость сайта, форма представления материала, таким образом, проходила своеобразную экспертизу на привлекательность для учащихся. Кроме того, по материалам виртуального альбома были проведены классные часы в виде бесед «Вопросы и ответы о Бородинской битве» для учащихся 5,7,9, и 11 классов. Обратная связь с участниками этих бесед показала неподдельный интерес школьников к обсуждаемому событию – Бородинской битве. Позитивные отклики о сайте мы получили после проведённых бесед, когда наши слушатели посетили Интернет – ресурс и познакомились с ним в полном объёме.

Вторая группа пользователей – это, несомненно, педагоги школ. Авторами была сделана реклама образовательному ресурсу в виде буклета «Поле русской славы: Бородино», в котором размещены адреса публикации проекта. Рекламный буклет был распространён среди учителей школ.

Третья группа – это люди, интересующиеся историей России, это могут быть, в том числе, и родители учащихся. Для того, чтобы информация о виртуальном альбоме была доступна и этой категории потенциальных пользователей, учащимся 9 класса Доценко Алексеем, была написана статья в местную газету, которая была опубликована в рубрике «Год российской истории».

Программные продукты:

Для создания образовательного ресурса были использованы следующие программные продукты: текстовой редактор «Microsoft Office Word»; программа для создания презентаций «Microsoft Office Power Point»; графический редактор «GIMP»; сканер и программа сканирования «XnView»; программа для создания оболочки виртуального альбома – «Конструктор сайтов»; браузеры для тестирования работы сайта – Opera, Firefox, Internet Explorer (и браузеры на его основе – Maxthon, Avant, GreenBrowser),в ходе тестирования было выяснено, что самым оптимальным для работы с сайтом является Internet Explorer и браузеры на его основе.

Дизайн сайта:

Навигация сайта сквозная (линейная) – для удобства пользователей; существует встроенный поиск информации; основные разделы сайта доступны с любой страницы.

Существует ряд факторов, благодаря которым пользователи возвращаются на сайт:

качественное содержание;

разнообразие информации;

наличие малоизвестной информации;

минимальное время загрузки страниц;

простота пользования;

соответствие потребностям пользователя;

в некотором роде, уникальность сайта;

ориентация на современного пользователя «выросшего» в условиях Интернет-культуры.

Контент образовательного ресурса.

В структуре сайта выделяются основные и вспомогательные разделы, которые могут использоваться в любом порядке, независимо от порядкового номера.

Виртуальный альбом «Поле русской славы: Бородино» включает в себя 18 разделов.Отдельные из них включают в себя ряд глав, что отражено в навигации по альбому.

Глава 1. Главная.

Глава 2. Русская армия: Пехота России, Кавалерия России, Иррегулярные части.

Глава 3. Французская армия: Пехота Франции – 3 части; Кавалерия Франции – 2 части.

Глава 4. Генералы 1812 года: Русские генералы, Французские генералы.

Глава 5. Хроника событий.

Глава 6. Статистика.

Глава 7. Мемориал: 2 части.

Глава 8. Военная галерея.

Глава 9. Награды.

Глава 10. Легенды Бородино.

Глава 11. Журавель.

Глава 12. Неизвестное Бородино.

Глава 13. Теребеневская азбука.

Глава 14. Современники о Бородино.

Глава 15. Сигналы русской армии.

Глава 16. Словарь.

Глава 17. Реконструкция сражения.

Глава 18. Авторы.

Что делает образовательный ресурс «Поле русской славы: Бородино» привлекательным для любителя истории России?

Богатый визуальный материал в разделах «Русская армия», «Французская армия», «Мемориал», «Реконструкция», «Теребеневская азбука» представлен в виде слайд – шоу, просматривать которые можно под военную музыку. На странице «Легенды Бородино» звучит пленительная музыка Андрея Петрова и исполняется романс на стихи Марины Цветаевой «Генералы 12 года». Знакомство с «Хроникой событий» сопровождается маршем «Бородино» на стихи М.Ю. Лермонтова в исполнении ансамбля погранвойск НКВД п/у А. Степанова - 1944 год. В этом разделе каждый этап Бородинского сражения проиллюстрирован картинами русских и советских художников – баталистов, в том числе, и фрагментами панорамы «Бородинская битва» Франца Алексеевича Рубо.

В разделах «Неизвестное Бородино» и «Журавель» опубликованы малоизвестные факты из истории сражения и жизни русской армии в мирное время в начале 19 века.

Хотелось бы сказать об одной из особенностей отбора информации для сайта: авторы старались подобрать материалы, не относящиеся к числу хрестоматийных, что и делает привлекательным данный ресурс для тех, кто любит историю.


Методические рекомендации для использования виртуального альбома «Поле русской славы: Бородино» в образовательном процессе.

Богатый информационный, визуальный и аудио материал может быть использован при подготовке к урокам, посвящённым Отечественной войне 1812 года, и во внеклассной работе при подготовке бесед, устных журналов, викторин.


Использование материалов сайта в учебном процессе.

Тема «Отечественная война 1812 года» в школьной программе по истории изучается детьми в начальной школе на уроках окружающего мира, в 8 и 10 классах по истории России 19 века.

Методические рекомендации для уроков в 8 классе.

В 8 классе при изучении темы «Отечественная война 1812 года» большой параграф можно разделить на два урока. (Учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России. XIX век». – М.: Просвещение. 2007.).

Содержание первого урока: начало войны: планы, и силы сторон, Смоленское сражение, Бородинская битва. Содержание второго урока: тарутинский манёвр, партизанское движение, гибель Великой армии.

Цель уроков: сформировать у учащихся представление о причинах войны с Францией в 1812 году, целях и задачах России в войне, о состоянии русской и французской армий, об основных этапах военных действий, о героизме русских солдат и русского народа в борьбе против французского нашествия, об историческом значении победы России в Отечественной войне 1812 года.

Эти уроки имеют большой потенциал для воспитания патриотизма и гражданственности у учащихся. Визуальный и аудио материал предлагаемого образовательного ресурса позволит создать необходимый эмоциональный фон на уроке.

На первом уроке при рассмотрении планов и сил сторон можно дать кроме текста из параграфа учебника распечатку материала из виртуального альбома «Русская армия» и «Французская армия». На этой основе сравнить состав, вооружение, подготовленность военных сил России и Франции к войне 1812 года. Слайд – шоу этих страниц образовательного ресурса позволят учащимся воочию увидеть эти особенности. Информация из раздела «Словарь» поможет ответить на вопросы: чем кирасир отличается от драгуна или гусара; гренадеры и лейб-гвардия – что это за войска?

Портреты полководцев Кутузова и Наполеона, русских генералов и французских маршалов, краткий рассказ о них из раздела «Генералы 1812 года» в начале урока помогут создать визуальные образы исторических личностей – участников тех событий

При рассмотрении Бородинской битвы возможно использование материалов о численности сил на Бородинском поле из параграфа и из раздела «Статистика» в виртуальном альбоме. Интернет- ресурс даёт дополнительную информацию о площади Бородинского поля, о составе русской армии (регулярная армия, ополченцы, иррегулярные части), о количестве выпущенных ядер и оружейных и пушечных выстрелах с обеих сторон, о потерях в этой битве, о продолжительности сражения, что, несомненно, будет интересно учащимся. Статистическая таблица может быть выведена на экран при помощи мультимедиа или в виде распечатки на каждый стол учащихся.

Ход Бородинского сражения можно рассмотреть на уроке, воспользовавшись учебником и разделом «Хроника событий». Это может быть рассказ ученика и созданная им презентация «Бородинская битва» в POWER POINT или в программе NOTEBOOK для интерактивной доски, как опережающее домашнее задание, на основе учебного пособия и вышеуказанного раздела.

Второй вариант: на уроке организуется работа в группах. Каждая группа получает задание, связанное с характеристикой боевых действий на отдельных участках Бородинского поля в хронологической последовательности. Представление составленного группой рассказа сопровождается репродукциями картин художников – баталистов, соответствующих каждому этапу сражения, расположенных в разделе «Хроника событий».

В учебнике отсутствует схема Бородинского сражения. Эта проблема решается с помощью картосхемы из образовательного ресурса.

Для создания эмоционального настроя учащихся в ходе урока используется аудио – ресурс раздела: марш «Бородино» на стихи М.Ю. Лермонтова.

В ходе урока встречаются незнакомые слова: редут, люнет, флешь, инфантерия и т.д. Объяснения этих слов есть в словаре учебника, но в виртуальный альбом даёт возможность не только прочитать определение термина, но рассмотрев иллюстрацию из раздела «Словарь», выведенную на экран, выяснить, чем флешь, например, отличается от редута или люнета, так как и то и другое – земляные укрепления.

В учебнике А.А. Данилова нет рассказа о конкретных подвигах наших соотечественников на Бородинском поле. Раздел «Легенды Бородино» поможет ликвидировать этот пробел и учащиеся наряду с именами П. Багратиона и Н. Раевского узнают имена героев: В. Костенецкого, А. Кутайсова, А. Тучкова – 4, П. Лихачёва, Горчакова – 2, увидят картины художников – баталистов, посвящённые этим подвигам.

А кстати, почему Тучкова – 4 и Горчакова - 2? Достаточно открыть «Неизвестное Бородино» в виртуальном альбоме и вы получите ответ на этот вопрос, который неизбежно возникнет у учащихся в ходе урока. Нет времени на уроке? Предложите ученикам обратиться к вышеуказанному Интернет – ресурсу дома и рассказать об этом на следующем уроке.

Завершить урок можно рассказом и показом слайд – шоу раздела «Мемориал», в котором рассказывается о памятниках, установленных героям Бородинского сражения.

Авторы виртуального раздела предлагают второй вариант завершения урока. Мы живём в Сибири. Мало кому известно, что сибирские полки участвовали в Бородинском сражении и проявили чудеса храбрости и героизма. В разделе «Неизвестное Бородино» можно найти рассказ об этом и ссылку на источник: книгу Гордые сыны России. Сибирь и сибиряки на защите Отечества: метод. Пособие / Ю.А. Фабрика. – Новосибирск: Издательство НГОНБ, 2011. – С. 7,8.

На втором уроке при изучении партизанского движения в Отечественной войне сам Бог велит использовать «Теребеневскую азбуку». Об этом памятнике Отечественной войне 1812 года – политической карикатуре, немногие знают. Слайд – шоу и комментарий к этому разделу позволит восполнить пробел в знаниях.

А разделом «Награды» можно воспользоваться в конце темы «Отечественная война 1812 года», так как в нём рассказ о наградах за участие во всей войне, а не только в Бородинском сражении.

Методические рекомендации для уроков в 10 классе.

Урок истории «Отечественная война 1812 года» в 10 классе по учебнику В.И. Буганов, П.Н. Зырянов, А.Н. Сахаров. История России. Конец XVII – XIX век. – Просвещение. 2008.

Цель урока: дать представления учащимся о первом этапе Отечественной войны 1812 года.

Вопрос о состоянии вооружённых сил России и Франции в начале 19 века предлагается ученикам заранее в качестве опережающего домашнего задания. Рассказы, презентации учащиеся готовят на основе учебника и разделов образовательного ресурса «Поле русской славы: Бородино»: «Русская армия: Пехота России, Кавалерия России, Иррегулярные части», «Журавель», «Сигналы русской армии», «Французская армия». Эти два сообщения (о русской и французской армиях), визуальный материал презентаций и текст учебника являются основой для сравнения обучающимися состояния вооружённых сил русской и французской сторон на первом этапе войны 1812 года.

Авторы образовательного ресурса при изучении вопроса «Бородинская битва» предлагают разрешить проблему на основе текста учебника и материалов раздела «Современники о Бородино».

В параграфе учебника есть предложение: «Бородинское поле не выявило победителя» [С.147]. В виртуальном альбоме на странице «Современники о Бородино» есть прямо противоположные высказывания М.И. Кутузова и французских генералов об итогах Бородинской битвы. Проблема: кто одержал победу на Бородинском поле?

Далее, предлагается вместе с учениками выявить критерии победы в ходе любого сражения, битвы.

Возможно, они будут следующие: потери людских ресурсов в сражении, захваченные трофеи, количество военнопленных, захваченная территория, сохранение армии, её боеспособности, сохранение резервов, порядок отступления с поля битвы и т. д.

Для решения проблемы рекомендуется наряду с учебником использовать разделы из образовательного ресурса «Поле русской славы: Бородино» «Хроника событий», «Статистика» и «Современники о Бородино».

«Хроника» позволит проследить ход Бородинской баталии по часам, анализ статистического материала даст возможность определить наличие того или иного критерия в действиях и результатах этих действий русской и французской сторон, высказывания французских очевидцев позволят подвести учащихся к выводу, что моральная победа была на стороне России. …«Убитые свидетельствуют скорее о храбрости побеждённых, чем о нашей победе. Если уцелевший неприятель отступал в таком блестящем порядке, гордым и не теряющим мужества, что значило для нас приобретение какого – то поля битвы?» (Из мемуаров генерала Пельпора, командира 18-ого линейного полка Великой армии).

На втором уроке, завершая разговор об Отечественной войне 1812 года, используются материалы из разделов «Военная галерея», или «Мемориал», или «Реконструкция сражения». В них содержится информация о том, как потомки сохраняют память о великом событии российской истории. Расширить круг информации помогут ссылки на другие Интернет – ресурсы, размещённые в этих разделах.

Положительной стороной сайта авторы считают лёгкость включения материалов сайта в канву урока на любом его этапе.


Методические рекомендации для внеклассных мероприятий, посвящённых 200 – летию победы России в Отечественной войне

1812 года.

Разнообразие материала позволяет использовать образовательный ресурс для подготовки и проведения внеклассных мероприятий, посвящённых славному юбилею.

Темы классных часов, бесед, устных журналов, которые возможно подготовить на основе образовательного ресурса «Поле русской славы: Бородино»:

1. Бородинская битва в изобразительном искусстве.

Авторы ресурса широко использовали репродукции картин художников – баталистов для иллюстрации хода Бородинского сражения, прежде всего, это картины Франца Рубо. Беседа строится на основе раздела «Хроника событий»; при подготовке беседы используются информационные ресурсы из списка, приложенного к аннотации образовательного ресурса. Учитель может создать свою презентацию на основе материалов сайта, так как вся информация легко извлекается из образовательного ресурса.

2. Герои и легенды Бородино.

Бородинскую битву называют одной из самых кровопролитных в истории человечества. Но в этой битве русскими солдатами были явлены чудеса героизма и беспримерного мужества. При подготовке классного часа на вышеуказанную тему используется раздел «Легенды Бородино», в котором рассказывается о подвигах русских воинов. Авторы ресурса подобрали репродукции картин, полных экспрессии, иллюстрирующие эти подвиги. Рассказ о героизме сражавшихся на Бородинском поле звучит на фоне пленительного голоса Ирины Мазуркевич, исполняющей романс на стихи Марины Цветаевой «Генералы 12 года» и музыку Андрея Петрова. Здесь же в этом разделе размещён полный текст этого стихотворения.

3. Генералы и маршалы войны 1812 года.

Конкурс ученических презентаций, посвящённых русским генералам и французским маршалам, на вышеуказанную тему, расширит знания учащихся об Отечественной войне 1812 года. Часть биографических материалов, портреты полководцев берутся из виртуального альбома. При проведении данного мероприятия рекомендуется использовать материалы ссылок, расположенных на сайте «Поле русской славы: Бородино», энциклопедии, в частности, «Руссика» «История России 18 – 19 века», рекомендованной в списке использованных информационных ресурсов. Созданные учащимися презентации могут быть оформлены как проектные работы. Защита ученических проектов, посвящённых генералам и маршалам 1812 года, станет достойным итогом проведённой работы и хорошим подарком к 200 – летию славного исторического события.

4. Неизвестное Бородино.

Авторы образовательного ресурса предлагают провести устный журнал по материалам одноимённого раздела из виртуального альбома. В разделе 6 малоизвестных фактов из истории Бородинского сражения.

Первой страницей устного журнала «Неизвестное Бородино» станет факт №6 «Заблудившийся праздник», связанный с путаницей в определении даты празднования Дня воинской славы России.

Вторую страницу рекомендуем посвятить подвигу сибиряков в Бородинском сражении. Факт № 4 рассказывает об этом. При подготовке этой страницы необходимо воспользоваться статьёй Ю.А. Фабрики «Сибиряки на поле Бородинском», опубликованной в журнале «Источниковедение в школе» за 2011 год №1, стр. 28 – 39. Ссылка на этот источник дана в списке информационных ресурсов, размещённом в аннотации сайта. На этой странице устного журнала уместен разговор о наградах, которыми были награждены сибиряки. Кроме вышеуказанного раздела используйте страницу «Награды».

Страница третья. «Почему Тучков – 4, а Горчаков – 2?» Факт № 3. Учащиеся узнают не только об одном из интересных обычаев в русской армии именовать братьев или однофамильцев офицеров по номерам, но и о героических подвигах братьев Тучковых, двое из которых погибли в Бородинском сражении, о героизме русских солдат под командованием А.И. Горчакова – 2 в бою за Шевардинский редут. Этот бой предшествовал Бородинской баталии.

Обратитесь к разделу «Легенды Бородино», и кроме информации, найдёте визуальный и аудио материал, который, несомненно, украсит эту страницу устного журнала.

Страница четвёртая посвящается двум знаменитым генералам, участником Бородинского сражения Ф.П. Уварову и М.И. Платову. Портреты их легко найти, если пройти по ссылке в разделе «Военная галерея», репродукцию картиныС.М.Зелихмана «Рейд казаков М.Платова и Ф. Уварова в тыл французских войск» предлагаем взять из «Хроники события».

Факт №5 - это информация о генералах, не получивших наград. Почему?

Страница пятая, возможно, заставит рассмеяться и взрослых, и детей, участников предлагаемого устного журнала. Факт №1 расскажет о секретном оружии, которое готовилось к применению на Бородинском поле. В аферу были втянуты и Александр 1, и М.И. Кутузов. Что это за оружие? Вам интересно? Это здесь, в разделе «Неизвестное Бородино»!

5. Военная галерея Дж. Доу.

Форма этого классного часа может быть любая. Главное, что в руках учителя есть потрясающий материал об уникальном памятнике Отечественной войны 1812 года – Военной галерее в Зимнем дворце Санкт – Петербурга. В разделе образовательного ресурса «Военная галерея» размещён рассказ об истории этого мемориала. Богатый визуальный материал предлагается на сайте, указанном в ссылках данного раздела. На его основе возможно создание презентации «Портреты из военной галереи».

За каждым офицером, чей портрет находится в военной галерее, стоит своя судьба, свой подвиг. О пяти из них размещён материал в «Легендах Бородино», а об остальных учителю не составит труда найти материал при помощи Интернета, тем более, что ссылки даны.

При подготовке внеурочного занятия по вышеуказанной теме используется стихотворение А.С. Пушкина «Полководец» и романс «Генералы 12 года» из разделов «Военная галерея» и «Легенды Бородино». Финальный аккорд этого мероприятия авторы образовательного ресурса «Поле русской славы: Бородино» прилагают в приложении (Презентация – ЗАКЛЮЧЕНИЕ) к методическим рекомендациям.

6. Анкета и беседа «Бородино. Вопросы и ответы» на основе материалов сайта «Поле русской славы: Бородино» неоднократно проводилась авторами для учащихся разного возраста. Предварительным шагом в подготовке этой беседы являлся опрос предполагаемой аудитории по вопросам анкеты.

Вопрос

Ответ

1 Сколько лет длилась Отечественная война с французами?
2 В правление какого императора была эта война?
3 Кто командовал русской армией в Бородинской битве?.
4 Кто возглавлял армию французов при Бородино?
5 Когда произошла Бородинская битва?
6. Каких героев Бородинского сражения Вы знаете?
7 Как долго длилась Бородинская битва? а). 3 часа; б). 8 часов; в). 10 часов; г). 12 часов.
8 Самое известное литературное произведение о Бородинской битве и его автор?
9 За кем осталось поле битвы в Бородинском сражении?

Результаты анкеты – это основа для начала разговора о славном событии из Российской истории. Информационной базой для продолжения разговора является предлагаемый сайт. Ответы на все предлагаемые детям вопросы есть в виртуальном альбоме, а визуальный и аудио материал из разных разделов создают эмоциональный фон, придают красочность этому разговору. Возможность перехода с данного образовательного ресурса по ссылкам на другие сайты расширяет круг используемой информации.

Знатоку истории Бородинского сражения (по результатам анкеты) вручается памятный приз.

Дополнительные возможности образовательного ресурса - это аудио материал, размещённый в разделах «Сигналы русской армии», «Русская армия» - Марш Лейб-Гвардии Преображенского полка, «Хроника событий» - марш «Бородино» на стихи М.Ю. Лермонтова «Бородино» в исполнении Ансамбля погранвойск НКВД п/у А. Степанова - 1944 г.. Использование любого из этих аудио ресурсов придаст блеск проводимому мероприятию.


Почему выбрали именно такую форму – виртуальный альбом?

Во-первых, это современная форма представления материала. Во-вторых, это доступность. Любой желающий может зайти в Интернет и познакомиться с представленным материалом. В-третьих, виртуальный альбом не ограничивает количество визуального, аудио ряда. Мы представили текстовой, графический, аудио материал, который даёт наглядное представление о масштабности сражения. Произведения живописи, музыкальное сопровождение позволяет почувствовать атмосферу происходящего.

Авторы проекта «Поле русской славы: Бородино» надеются, что их труд будет востребован пользователями Сети – учащимися, педагогами и просто любителями истории.