Реферат: Сформировать у студентов представление об основных этапах и направлениях эволюции экономической мысли, способствовать уяснению исторических особенностей создан - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Сформировать у студентов представление об основных этапах и направлениях эволюции экономической мысли, способствовать уяснению исторических особенностей создан

Остальные рефераты » Сформировать у студентов представление об основных этапах и направлениях эволюции экономической мысли, способствовать уяснению исторических особенностей создан

Содержание курса «История экономических учений»


Цель курса: сформировать у студентов представление об основных этапах и направлениях эволюции экономической мысли, способствовать уяснению исторических особенностей создания категориального аппарата и поисковых баз ведущих политэкономических доктрин современности.
Содержание курса:

Введение. Предмет и метод истории экономических учений. Цель и задачи курса. Современные трактовки развития науки (К.Поппер, Т.Кун). Основные этапы эволюции экономической мысли.

Первые экономические школы: меркантилизм, физиократы. Исторические условия возникновения и две стадии развития меркантилизма. Экономическая школа физиократов. Учение о чистом продукте. Анализ воспроизводства в "Экономической таблице" Ф.Кене.

Формирование и развитие классической школы политической экономии. Возникновение классической школы. Ее особенности. "Политическая арифметика" У.Петти. Книга А.Смита "Исследование о природе и причинах богатства народов", ее основные идеи. Д.Рикардо и его экономические взгляды. Дж.Ст.Милль и его вклад в экономическую науку. Дискуссия между Ж.-Б.Сэем и Т.Р.Мальтусом и ее методологическое значение.

Пересмотр идей классической школы и возникновение новых течений в политической экономии. Формирование и развитие исторической школы. Экономические учения социалистов-утопистов. Разработка экономической теории в "Капитале" К.Маркса. Американский институционализм конца XIX - начала XX вв. Маржиналистская революция: австрийская, англо-американская и лозаннская школы.

Неоклассическая теория саморегулирования рыночного хозяйства. Значение неоклассической парадигмы хозяйственного развития и ее основные составляющие. Обоснование внутренней устойчивости конкурентной среды. Примат факторов предложения. Выравнивающая роль процентной ставки в регулировании уровня совокупного спроса. Неоклассические представления о роли государства и его денежной политики в экономической жизни.

Экономическая теория Дж.М.Кейнса. Биография и общая характеристика основных трудов. Кризис 30-х годов и несостоятельность рекомендаций либералов по его преодолению. Критика Кейнсом "классических" воззрений на основные макроэкономические взаимосвязи. Кейнсианская модель воспроизводственного процесса. Эффект мультипликатора. Кейнс о стратегии антикризисной борьбы.

Неокейнсианство. Модель IS-LM Дж.Хикса, ее роль. Основные направления эволюции кейнсианства в послевоенный период. Теории несовершенной и монополистической конкуренции. Модель экономического роста Р.Харрода и Е.Домара. Появление работы А.Филлипса. Формирование концепции "политики доходов" и ее реализация в США и Великобритании.

Неоклассический синтез. Основные компоненты "неоклассического синтеза" П.Самуэльсона. Характер сочетания кейнсианского и неоклассического подходов. Математизация экономических исследований и расширение их проблематики.

Экономические концепции монетаристов. Исходные положения монетаристской теории. Кризис середины 70-х годов и монетаристская критика проводимой политики. Концепция адаптационных ожиданий и теория денег М.Фридмана. Школа рациональных ожиданий. Инструменты и методы монетаристской политики. Возникновение проблемы стагфляции. Критика монетаристской стратегии экономического регулирования со стороны новых кейнсианцев.

Современные экономические теории о значении человеческого фактора в экономической жизни. Исторический путь фордизма как системы организации общественного производства. Генезис и основные этапы становления доктрины деквалификации. Ее кризис в условиях нынешнего этапа НТР. Подход школы человеческого капитала к проблеме качества рабочей силы. Вклад этой школы в исследование вопросов динамики заработков, эффективности обучения, инновационного цикла. Концепции и политика гибкой занятости.

Современный институционализм. Развитие идей конвергенции и трансформации капитализма. Теория "индустриального общества" в трудах Дж.Гэлбрейта, Р.Арона, З.Бжезинского. Концепция постиндустриализма. Школа трансакционной экономики.

Литература:

Антология экономической классики. В 2 т. М., 1991-1992.
Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М, 1994.
Всемирная история экономической мысли. В 6 т. / Гл. ред. В.Н. Черковец М., 1990, 1994, 1997. Т. 4 - 6.
Жид Ш., Рист Ш. История экономических учений. М., 1995.
История экономических учений: Учебное пособие / Под ред. А.Г. Худокормова. М., 1994-Ч.II.
Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. М., 1996.
Негиши Т. История экономической теории. М., 1995.
Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. М., 1968.
Современные экономические теории Запада / Под ред. А.Н. Макаровой. М., 1996.
Экономическая теория. Хрестоматия. М., 1995.
Пререквизиты: "Макроэкономика", "Микроэкономика", "История бизнеса", "История экономической политики".
Объем курса: 3 курс, осенний семестр, все программы (34 часа лекций и 17 часов семинарских занятий).
Форма контроля: работа в группах, контрольная работа, промежуточный аттестационный тест, итоговый письменный экзамен.